Меню
Бесплатно
Главная  /  Бородавки  /  Экономические цели развития общества. Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей. Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают

Экономические цели развития общества. Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей. Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают

1) Как вы понимаете фразу «референдум... является высшим непосредственным выражением власти народа»?

2) Какие вопросы, согласно закону, не могут быть вынесены на референдум?

3) Как закон защищает равноправие граждан при проведении референдума?

4) Что означает норма, прописанная в пункте 4 статьи 2 закона?

5) Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным?

6. С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти? Составьте обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу.

Тема 7. Политические партии и движения

1. Раскройте смысл понятий.

Общественно-политическое движение -

Политическая партия -

2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

«цель»

«социализация»

«мобилизация»

«элита»

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм , таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)

1) Заполните таблицу.

5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания

Сформулируйте результаты опроса.

Выскажите предположение о причинах такого результата.

6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

7. Объясните смысл высказываний.

«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

1. Кратко ответьте на вопросы.

1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

9) В чем состоит различие выборов и референдума?

10) Какую организацию называют политической партией?

2) Каковы главные особенности политической власти?

3) Что называют суверенитетом государства?

4) Каковы основные виды политических режимов?

5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

7) Что называют гражданским обществом?

8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

1) правом 3) экономикой

2) политикой 4) суверенитетом

б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

в) Что отличает государство от других политических организаций ?

1) исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) выдвижение политических лидеров

г) Что характеризует демократический режим?

1) командно-административные методы управления

3) господство исполнительной власти

4) равенство граждан перед законом

д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.

1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха

2) единоличный глава государства

3) наследственный порядок преемственности власти

4) ответственность правительства перед парламентом

б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:________________

в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идео­логические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование по­литических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из глав­ных механизмов распределения и перераспределения полити­ческой власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического госу­дарственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ори­ентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, пред­лагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного раз­вития. Идейно-политическая ориентация партий на определен­ные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторита­ризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет су­дить об отношении партий к основным общественным ценнос­тям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадле­жит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о пре­имуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социа­лизация. Каждая политическая партия опирается на определен­ные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В каче­стве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современ­ных условиях практически каждая политическая партия стре­мится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчи­тывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а об­щенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении лично­сти в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содей­ствуя информированности населения, партии способствуют усво­ению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками полити­ческих отношений. Процесс социализации структурно представ­лен рядом элементов. Это:



1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической дея­тельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обрете­ние гражданами политической ориентации;

5) выработка поведе­ния, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют опре­деленные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кан­дидатов, используют предвыборную кампанию в идеологичес­ких целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые полу­чили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и ис­пользования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе при­нятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключе­ния многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функ­ции практически постоянно. В частности, они непрестанно стре­мятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими вы­бора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в сред­ствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими парти­ями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некото­рые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населе­ния с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы поли­тической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспе­чивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

  • Политическая система общества – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть


  • определение целей, задач, путей развития общества;

  • организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

  • распределение материальных и духовных ресурсов;

  • согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

  • разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

  • обеспечение стабильности и безопасности общества;

  • политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

  • контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

  • Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

  • институциональную,

  • коммуникативную,

  • нормативную,

  • культурно-идеологическую.

  • Институциональная подсистема – относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.



    Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.



    Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.


  • Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.


  • Право – это исторически сложившаяся система ценностей, регулирующая общественные отношения, номы человеческого поведения. Право может быть закреплено в форме закона, обязательного для выполнения всеми членами общества, или существовать в виде образца, идеала.

  • Под правами человека понимается гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.

  • Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону.

  • Свобода человека определяется, как узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей.


  • Естественно-правовая концепция – права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они не зависят от признания государства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить возможность существования и создать действенный механизм защиты прав и свобод человека.

  • Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.).

  • В 1993 г., Конституция РФ закрепила фундаментальные права и свободы человека.

  • В нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя.


  • Наиболее распространённой классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

  • К гражданским правам относится: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, свобода выбора места жительства и т.д.

  • Политические права обеспечивают участие граждан в политической жизни страны.

  • К экономическим правам относятся: право быть собственником, право наследования, право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых и т.д.

  • К социальным правам относятся: право на социальное обеспечение, право на образование, право на медицинскую помощь, право на защиту материнства и детства и т. д.

  • Культурные права – права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

  • Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан.


  • ограждающие – право на жизнь, на неприкосновенность личности и т.д.;

  • активность самого человека – право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом;

  • группа прав, обязывающая государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную защищённость; право на охрану здоровья и т.д.

  • Право только тогда право, когда оно защищено судом. Каждый человек должен обладать правовой культурой (знать свои права и уметь их защищать).


  • Конституция (лат.) - установление, устройство. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция РФ - первая демократическая Конституция в истории России.

  • Конституция – это договор между властью и народом, в котором народ стремиться зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, защита прав и свобод граждан.

  • Конституция РФ – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу.


  • закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

  • упорядочить государственную власть;

  • утвердить правосудие;

  • регулировать образование исполнительных государственных органов власти;

  • установить избирательную систему.

  • Конституция включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности человека.


  • Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.

  • Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способом обеспечения их соблюдения, формам закрепления.


  • Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путём и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Несоблюдение обычаев влечёт негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.

  • Религиозные нормы – правила поведения, закреплённые в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом “божьей кары”, возмездия, ожидающего грешников.

  • Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).



    Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путём в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но всё-таки главным образом человек руководствуется теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.

  • Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия.


  • Нормы права – чётко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.

  • Право представляет собой сумму общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством.

  • Право – это особый регулятор общественных отношений человеческого поведения; оно находит своё выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости.


  • субъективное право, обеспечивающее свободу индивида;

  • объективное право – совокупность общеобязательных правил, выраженных в законах.

  • Право построено на трёх элементах:

  • нравственность:

  • государство;

  • экономика.

  • Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают:

  • кто и когда их должен исполнять; при наступлении каких условий (гипотеза);

  • в чём должно состоять это исполнение (диспозиция);

  • каковы последствия неисполнения (санкция).

  • Правовая норма – общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путём предоставления им субъективных прав и возложение на них соответствующих юридических обязанностей.


  • Основы правового статуса закреплены в главе 2 Конституции, вместе с тем в Основном Законе РФ прямо указывается, что перечисление в нём основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепринятых прав человека и гражданина.

  • Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного, неотчуждаемого характера. Согласно Конституции, в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В то же время осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.



    Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  • Большое значение в правовом статусе человека и гражданина имеет принцип равенства перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.



    Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают индивидуальные свободы от вмешательства извне – это права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; государственную охрану достоинства личности; право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, свободный выбор зыка общения, воспитания, обучения и творчества; право законно находящихся на территории России на свободу передвижения и выбор места пребывания, места жительства; свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести и вероисповедания; право каждого человека на участие в объединениях и массовых мероприятиях.


  • Конституция РФ закрепляет народовластие через предоставление своим гражданам политических прав: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления.



    Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Признаётся и охраняется законом право частной собственности, в т.ч. на землю. Каждый имеет право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепляется право на вознаграждение на труд не ниже установленного федеральным законом минимума, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.



    Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Закрепляется также право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (конституционная гарантия на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Даже имеется право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, не возмещение ущерба, причинённого здоровью людей или их имуществу экологическими правонарушениями, и даже право на возмещение ущерба по вине государственных органов и должностных лиц.



    Конституция России гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом. Закреплена новая обязанность государства, его органов и должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

    В числе юридических гарантий особое значение имеет судебная защита, которая гарантирована каждому. Конституция устанавливает, что решения и действия должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Кроме того, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.



    Конституция каждому гарантирует право на получение юридической помощи, право обвиняемых на помощь адвоката. У граждан имеется право на возмещение государством ущерба, нанесённого незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц. Высшей гарантией является установление Конституцией презумпции невиновности, которая раскрывается в ст.49.


  • В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей.

  • Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.


  • базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;

  • семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);

  • обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

  • обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);

  • обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);

  • призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

  • Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей.



    К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.


  • Право на образование – одно из самых конституционных закрепленное как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в которых гарантируется общедоступность образования.



    Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.

  • После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведётся подготовка квалифицированных работников.

  • Право граждан на образование гарантированно государством и признано обществом.


Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идеологические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование политических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического государственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, предлагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного развития. Идейно-политическая ориентация партий на определенные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторитаризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет судить об отношении партий к основным общественным ценностям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадлежит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о преимуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социализация. Каждая политическая партия опирается на определенные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В качестве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современных условиях практически каждая политическая партия стремится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчитывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении личности в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содействуя информированности населения, партии способствуют усвоению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками политических отношений. Процесс социализации структурно представлен рядом элементов. Это:

1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической деятельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обретение гражданами политической ориентации;

5) выработка поведения, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют определенные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кандидатов, используют предвыборную кампанию в идеологических целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые получили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и использования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе принятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключения многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функции практически постоянно. В частности, они непрестанно стремятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими выбора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в средствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некоторые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы политической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

Исследователи классифицируют партии по разным осно­ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе­ральные, консервативные, социал-демократические, комму­нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре­лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз­глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст­венного характера: справедливость, милосердие, духовное са­моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво­их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес­кого толка, к левым - социалистические и социал-демокра­тические. Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
По организационной структуре различают партии кад­ровые и массовые.
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент­ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож­но большее число избирателей из различных слоев незави­симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка­дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар­тий относятся в основном западноевропейские партии кон­сервативной и либеральной ориентации.
Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-поли­тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
Массовые партии придерживаются определенной идеоло­гии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти­па - массовое членство. Причем члены партии не только пла­тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча­ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес­ких направлений - фашисты, христианские демократы и да­же консерваторы.
Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по­рядке, во втором - человек становится членом определен­ной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве­ликобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля­ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти­ческих партий характерно исключительно прямое членство.
Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универ­сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи­ческих ориентации и обращаются не к определенным соци­альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают­ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз­личных социальных групп. Иными словами, для универ­сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ­ства и гражданского общества, что выражается в их функ­циях. Напомним, что важнейшая из них - представительст­во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по­литических целей и требований. Цели воплощаются в пред­выборных партийных программах, разработка которых то­же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад­лежит также функция политической социализации граж­дан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар­тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо­билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити­ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело­век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен­но так начинали свою карьеру многие известные политические деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь­но, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.