Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  День памяти Бориса и Глеба: что нужно делать, чтобы и богатым и счастливым быть. на перенесение мощей. Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду

День памяти Бориса и Глеба: что нужно делать, чтобы и богатым и счастливым быть. на перенесение мощей. Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду

Основным информационным источником о жизни угодников Божьих, живших в Древней Руси, были и остаются летописи. Составленные много лет назад очевидцами событий, они содержат сведения, считающиеся историками вполне достоверными. По крайней мере, именно эти документы служат в большинстве случаев основанием для канонизации святых. Так было, к примеру, с благоверными князьями Борисом и Глебом. День памяти их православные христиане празднуют ежегодно 6 августа.


Происхождение братьев

Князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший Русь-матушку и уничтоживший на родной земле язычество, являлся счастливым отцом прекрасных сыновей. Братья Борис и Глеб были младшими из его детей. По примеру отца своего мальчики – будущие князья-страстотерпцы – росли богобоязненными и смиренными. С детства родные братья воспитывались вместе. Оба они были доброго нрава, милосердны, отзывчивы, всегда готовые прийти на помощь обездоленным и немощным. Старший Борис много времени с удовольствием проводил за чтением божественных книг, в особенности Священного Писания, жизнеописаний Божьих угодников и трудов святых отцов. Он восхищался подвигами Христовых мучеников и мечтал повторить их путь, о чем часто и пылко молился Господу. Глеб полностью поддерживал и разделял желание брата посвятить свою жизнь Творцу.

Коварный замысел Святополка

Когда братья подросли, повзрослели, Владимир определил каждому из них удел. Бориса он послал на княжение в Ростов, а Глеба отправил в Муром. Жизнь шла своим чередом, и оба брата превосходно справлялись со своими обязанностями. Но когда князь Владимир стал совсем немощен и стар, то получил неутешительное известие о том, что на Русь движутся полчища кочевников, печенегов с целью осуществлять по всей стране грабежи и разорения. Сам князь по состоянию здоровья и за неимением физических сил уже не мог отправиться в поход против недруга. Поэтому поручил выполнение данной миссии Борису. Тот не посмел ослушаться повеления отца и, возглавив многочисленную дружину, двинулся в путь. Он еще не достиг пункта назначения, когда князь Владимир скончался. На престол в Киеве взошел Святополк – старший брат Бориса. Мало того, он задумал страшное: устранить конкурентов – законных наследников умершего князя, имевших все права на власть в столице Руси.


Борис получил известие о кончине отца, когда возвращался из похода в Киев. Вместе с тем, ему было вручено письмо от Святополка, в котором тот клялся брату в любви и дружбе, а также сулил расширить прежние владения родственника. Воины Бориса, узнав об этом, предложили своему предводителю занять стольный град, применив силу, поскольку желали, чтобы именно добрый и мудрый Борис занял место князя Владимира, а вовсе не хитрый и коварный Святополк. Но наш герой остановил своих верных дружинников: ему не хотелось развязывать междоусобную войну. Он порешил, что придет в Киев к брату со словами: «Будь моим отцом, ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?» Узнав о намерениях князя, воины отказались продолжать с ним путь в столицу.

Гибель Бориса и Глеба

А Святополк не терял времени зря. Он подослал своих людей к Борису, чтобы те убили брата. Это случилось в воскресное утро: князь находился у себя в шатре и распевал псалмы во славу Божию, когда вдруг туда ворвались незнакомцы и со всех сторон на мужчину посыпались смертельные удары. Удивительно, но Борис не просил убийц о пощаде. Его просьба была иного рода: он хотел успеть помолиться перед кончиной. Она была удовлетворена. Когда же Борис завершил молитву, то повернулся к своим палачам и вымолвил со слезами на глазах: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Слова эти, наполненные любовью и смирением, были последними словами князя. Удар меча, что пришелся прямо в сердце Бориса, оборвал жизнь последнего раз и навсегда.


С Глебом, младшим братом, произошло то же самое: он также погиб от рук убийц, подосланных коварным и бесчеловечным Святополком. Последний выманил брата за пределы Мурома, где тот княжил. Там, недалеко от Смоленска, в устье реки Смядыни его встретили дружинники Святополка. Глеб прекрасно понимал, что ждет его, ведь, отправившись в путь по просьбе Святополка, он уже был в курсе гибели своего старшего брата Бориса. Князь сознательно предпочел смерть жизни без горячо любимого брата, с которым рос вместе, и войне с братом старшим. Но если Бориса похоронили по христианской традиции в Вышгороде, то тело Глеба убийцы не предали земле, а бросили на пустыре, вдали от глаз людских.

Отмщение и обретение мощей

Вскоре о гибели младших братьев своих узнал сын князя Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Снарядив войско, князь пошел войной на Святополка. Решающий бой произошел близ места захоронения Бориса. Сражение продолжалось в течение дня, и только, когда солнце стало клониться к закату, войско Ярослава начало брать верх над таковым вероломного убийцы, прибравшего к рукам киевский престол. В итоге Святополк бежал с поля боя, испугавшись такого натиска. Он покинул Русь, а через какое-то время умер от тяжкой болезни.


Таким образом, киевским князем стал Ярослав, прозванный за благочестие свое и ум «Мудрым». Душа его не могла обрести покоя, пока тело младшего брата Глеба не будет найдено и погребено согласно христианским традициям. Организованные Ярославом поиски быстро увенчались успехом: до правителя дошли слухи о том, что под Смоленском на одном из пустырей люди видят свет и слышат пение ангелов. Именно там убили и бросили ни в чем неповинного молодого князя.

Ярослав послал к указанному месту священнослужителей. Те обрели тело Глеба, обнаружив его источающим благоухание и абсолютно не тленным. Мощи князя-страстотерпца представители духовенства с почестями перенесли в Вышгород, где предали земле возле могилы второго погибшего брата – Бориса. Так исполнилось желание двух братьев повторить подвиг многочисленных мучеников, принявших страдания за Христа.

Послесловие

Подвиг князей-страстотерпцев весьма поучителен для нас, представителей современного мира, погрязшего во всяческих пороках. Святые братья своей добровольной гибелью показали, что нельзя отвечать злом на причиненное тебе зло, и даже смертельная угроза не должна быть тому помехой. С другой стороны, Борис и Глеб продемонстрировали важность послушания и покорности воле старших, пусть даже губительных для исполняющих свой долг. Правда, данный факт вряд ли может быть воспринят многими как пример для подражания. В любом случае, князья достойны чести называться святыми, поскольку, во-первых, вели жизнь благочестивую; во-вторых, совершили настоящий подвиг, а в-третьих, после смерти по молитвам к этим угодникам Божьим, в том числе у их мощей совершалось множество чудес. Святые благоверные князья Борис и Глеб являются первыми русскими праведниками, причисленными к лику святых сразу и Русской, и Византийской Церковью. Спустя короткое время после их гибели святителем Иоанном I, митрополитом Киевским была составлена служба угодникам Божьим.

Этот народный праздник посвящен невинно убиенным угодникам Борису и Глебу. Он отмечается 6 августа 2019 года (по старому календарю - 24 июля).

В этот день Русская христианская церковь чтит память братьев Глеба, князя муромского и Бориса, князя ростовского, которые были подло убиты в 1015 году.

Их отцом был великий князь киевский Владимир Святославич. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли. На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.

За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых. Канонизировали братьев потому, что неоднократно была доказана чудотворная сила их мощей.

В народе их считали заступниками земли Русской и небесными хранителями славянского народа.

Традиции и обряды

У наших предков этот день знаменовался активным сбором ягод (смородины, малины, голубики, черники, калины и черемухи) на пироги, варенье, компоты и для сушки. Делались запасы березовых веников для бани.

К данному дню усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога.

Приметы

На Бориса и Глеба дозревает хлеб.

Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.

Паликопна - ненастье хлеб не жалеет.

Если солома жата в этот день, значит, крыть дома ею нельзя, потому что или ветром снесет, или молния попадет.

Чайки часто на воду садятся - к дождю.

Как только дело приближается к именинам, сразу хочется узнать историю святого покровителя, имя которого мы получили при крещении. А иначе теряется весь смысл именин. Ведь в этот день нужно постараться прийти в храм, помолиться перед Господом и своим святым, чтобы и дальше получать помощь и защиту от врагов и житейских невзгод, а когда придет последний час земной, получить кончину покаянную и непостыдную. И теперь поинтересуемся, когда же именины Бориса? Но, прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории древней Руси, потому что самым известным святым с этим именем является русский князь Борис, которого поминают в связке со святым князем Глебом. Однако было много и других, уже современных, местночтимых святых Борисов.

Страстотерпцы

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, когда именины Бориса, заглянем далеко в историю, чтобы узнать, чем прославился наш святой. Борис и Глеб два благочестивых брата, русские князья, которые были мученически убиты в 1015 году. Это были сыновья Киевского князя Владимира Святославовича, рожденные византийской царевной Анной. После смерти отца в междоусобной войне за престол, начавшейся в 1015 году, братьев Бориса и Глеба убил старший брат Святополк Окаянный.

Это были первые которых канонизировали как Теперь Русская Православная церковь почитает их как заступников земли Русской, небесных помощников и покровителей князей русских. Именины Бориса проходят дважды в год, но об этом чуть позже.

История жития святых Бориса и Глеба записана в древних литературных произведениях, в «Сказании» Иакова Черноризца и в «Чтении» Нестора Летописца. В честь этих святых построено огромное количество церквей и монастырей.

Житие

Борис и Глеб при крещении получили имена Роман и Давид. Хотя уже к тому времени имя Борис перестало быть языческим, и его могли использовать в наречении при крещении. Например, уже в X веке прошла канонизация князя Бориса крестившего Болгарию.

Он родился незадолго до Крещения Руси его отцом Владимиром и был воспитан в христианкой вере. Он получил прекрасное образование, зачитывался Библией, Преданием святых отцов и житием святых. Его брат Глеб с детства был рядом с братом, и поэтому оба выросли добросердечными и милостивыми.

Около 987-989 гг. от своего отца Борис получил право княжить в Ростове, а Глеб - в Муроме. Когда заболел князь Владимир, то Борис был призван в стольный град Киев. Но потом отец отослал его с дружиной отражать набеги печенегов. Но печенегов он нигде не встретил и на обратной дороге остановился на реке Альта, где вскоре узнал о смерти отца и о том, что престол его занял Святополк. Дружина захотела идти войной на него, но Борис не хотел устраивать братского кровопролития. Тогда войско отца покинуло благочестивого князя, и он остался один со своими отроками.

Борьба за царский престол

Святополк самовластно утвердился в Киеве. Он не удержался и решил отправить бояр во главе с Путшей на Бориса, так как последнего очень любил народ, и это делало его опасным соперником. Воины подкрались к шатру Бориса ночью 24 (30) июля и услышали оттуда пение псалмов. Они решили подождать, пока Борис не уснет. Как только Борис окончил молитву, опечаленный смертью отца и, зная злодейское намерение брата, лег спать. Убийцы внезапно ворвались в шатер и копьями пронзили тело Бориса и его слуги Георгия, который хотел защитить своего господина.

Смертельно раненного, но еще живого Бориса они завернули в полотно шатра и повезли. Святополк, обеспокоившись таким делом, послал варягов, чтобы те добили Бориса. Так и было сделано - его убили мечом в сердце.

Тело князя было тайно доставлено в Вышгород, и там его похоронили у церкви Святого Василия. Святому князю Борису тогда было 25 лет.

К теме «Именины Бориса» надо добавить и то, что потом так же жестоко и варварски практически через месяц Святополк расправился и с Глебом, который запретил своим служащим отрокам использовать оружие для его защиты. Тело Глеба через некоторое время было тоже перевезено в Вышгород и похоронено рядом с усыпальницей брата Бориса.

Именины Бориса по церковному календарю

Так святой страстотерпец Борис принял мученический венец от Господа, был сопричтен с праведниками и водворился с апостолами, и пророками, и с ликами других мучников, веселясь в лике святых и воспевая с Ангелами.

День ангела Бориса отмечается дважды в год 2 (15 мая) и 24 июля (6 августа) - день убиения князя. Отдельно чтится день убиения князя Глеба 5 (18) сентября.

Многие ошибочно думают, что день почитания Святого Бориса 20 июня. Дата вроде бы и близкая к именинам, но все же неверная. Вся Православная церковь 20 июня отмечает День Святого Духа.

Жизнь этих двух святых мучеников была принесена в жертву любви - основному христианскому доброделанию. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 20).

Народный праздник Борис и Глеб отмечается 6 августа (24 июля по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь чтит память невинно убитых мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида).

Другие названия праздника: Борис-Глеб Бессонники, Паликопна, Борис и Глеб Летние.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб - первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком - кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.

О младших сыновьях Владимира Крестителя историкам известно немного. Борис и Глеб (во крещении — Роман и Давид соответственно) были сыновьями киевского князя от византийской царевны Анны из Македонской династии. Едва мальчики подросли, каждому в удел Владимир отдал по городу: Борису — Ростов, а Глебу — Муром.

Как выглядели княжичи — судить трудно, правда, сохранилось описание внешности Бориса, но записанное полстолетия спустя после его кончины. «Сказание о Борисе и Глебе» говорит, что юноша был «телом красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом».

О Глебе и таких скудных сведений найти невозможно, остается довериться фантазии или иконописной традиции, которая рисует Глеба совсем юным, длинноволосым и безбородым. Вот и все, что сохранилось до наших дней о двух молодых княжичах. Как будто они ничем не выделялись среди прочих отпрысков Владимира.

Надо отметить, что князь Красное Солнышко был многодетным отцом, от разных жен у него родилось несколько сыновей: Вышеслав от скандинавки Оловы, Святополк (по крови — сын убитого Владимиром брата Ярополка), Изяслав, Ярослав и Всеволод — от плененной князем после братоубийства жены Ярополка Рогнеды, Мстислав, Станислав и Судислав от Адельи, Святослав от «чехини» Мальфриды, Позвизд, чья мать неизвестна, и дети Анны Византийской Борис и Глеб.

Борис и Глеб были единственными из его сыновей, рожденными в христианстве, то есть, по мнению Крестителя, наиболее законными его детьми. В них текла кровь византийских базилевсов, которые в то время еще оставались образцом и авторитетом для русских правителей.

По отрывочным летописным записям, Владимир держал Бориса при себе, подумывая именно ему передать великое княжение, даже подчинил ему свою дружину. Однако к моменту смерти родителя Борис отправился в поход на печенегов, а Глеб оставался в своем уделе — Муроме. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли.

На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев в 1015 году. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.

За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. © Иконописец Виктор Морозов 2006.

Традиции и обряды на день Бориса и Глеба

Главная традиция в этот день — сбор ягод.

— 6 августа крестьяне начинают заготавливать черемуху. Это в наше время черемуху в пищу употребляют редко, а раньше она считалась вполне нормальной ягодой, да и целебных свойств в ней на Руси находили немало. Соком свежих ягод черемухи лечили различные кожные болезни, которые сопровождались нагноением. В сушеном виде черемуха использовалась для лечения инфекций и воспалений, в качестве закрепляющего средства при диарее, настоем из ягод промывали глаза при конъюнктивите.

— В этот день усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога.

Приметы на день Бориса и Глеба

  • Если на Бориса и Глеба стоит светлая и теплая погода, то будущая зима будет морозной и малоснежной, если же в этот день идет дождь, то и зима будет снежной и теплой.
  • На Бориса и Глеба дозревает хлеб.
  • Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.
  • Если солома жата в этот день, значит, крыть дома ею нельзя, потому что или ветром снесет, или молния попадет.
  • Если на 6 августа приходится полнолуние, погода в этот день будет такой же до конца лета.
  • Чайки часто на воду садятся – к дождю.
  • Если утром 6 августа шел дождь, то в течение всего дня должна быть солнечная погода.
  • Если в этот день мухи начинали свою возню с утра, значит, день будет солнечным. Если этого не наблюдалось, значит, следовало ждать дождя.
  • Если цыплята в этот день не отходили от своей мамы, то следовало ждать длительных дождей.
  • Низко летающая в небе кукушка предвещала дождь.

Именины 6 августа

Алфей, Анатолий, Афанасий, Боголеп, Борис, Глеб, Давид, Ермоген, Измарагд, Иларион, Именей, Капитон, Николай, Папа, Поликарп, Роман, Фантин, Феофил, Христина (Кристина).

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.

Однако, коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (по старому стилю) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором строится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые» .

Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа - празднование обоим святым и 18 сентября - память князя Глеба.