Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Грудничковое плавание упражнения. Польза от плавания в ванне для грудничка. Как подготовить ребенка к «заплыву»? Основные правила купания и упражнения для правильного развития малыша. Обучающие видео

Грудничковое плавание упражнения. Польза от плавания в ванне для грудничка. Как подготовить ребенка к «заплыву»? Основные правила купания и упражнения для правильного развития малыша. Обучающие видео

В последние годы грудничковое плавание пользуется большой популярностью. Родители доверяют ребенка умелым рукам тренера в бассейне или с энтузиазмом сами обучают его плавать в ванне. Занятия с новорожденным малышом в воде не только являются увлекательной и модной процедурой, но также приносят огромную пользу развивающемуся организму новорожденного.

Многие мамы и папы удивляются тому факту, что их кроха прекрасно себя чувствует в водной среде, барахтается и гребет ручками и ножками с большим удовольствием. На самом деле ничего странного в таком поведении младенца нет, ведь на протяжении целых девяти месяцев он пребывал в амниотической жидкости в маминой утробе. Родившись, ребенок еще примерно три месяца умеет задерживать дыхание под водой, но постепенно этот инстинктивный навык теряется.

Если вы знаете о пользе грудничкового плавания и хотели бы научить ребенка плавать в ванной, то видео в конце данной статьи поможет вам в достижении цели. Если же вы впервые попали на данную статью, то рекомендуем Вам ознакомиться, почему грудничковое плавание так полезно для малышей. Также статью хотелось бы начать с тизерного видео, чтобы дать представление, что же такое грудничковое плавание в действии.

Грудничковое плавание — Оля 6 месяцев

С чего началась история грудничкового плавания

В середине 60-х годов прошлого столетия, у обычного инструктора по плаванию, для которого вода была родной стихией, родилась недоношенная дочь. Поскольку Игорь Борисович остался наедине со своей проблемой, первая мысль, которая пришла ему в голову – разместить ребенка в ванной с водой, чтобы создать телу условия гравитации, пока не наступит момент адаптации к новым условиям. Для того, чтобы выжить в новых условиях, организму малышки нужны были силы, которых у нее на тот момент не хватало. И вот что произошло. Организм, постоянно находясь в воде, использовал все ресурсы на построение необходимых тканей. И спустя три месяца, девочка стала опережать в развитии новорожденных детей, которые родились в срок. Причем она опережала не только в физическом плане, но и на интеллектуальном уровне. Девочка спокойно погружалась на глубину нескольких метров в бассейне, предназначенном для взрослых, а к 11 годам, стала чемпионкой страны по плаванию.

Простой, безопасный и эффективный метод был настолько необычным, что мигом распространился по всему миру. Нет ничего удивительного в том, что в нашей стране его признали опасным и разрешения на внедрение в практику он не получил. А вот в странах дальнего зарубежья серьезно заинтересовались данной методикой, и подошли к вопросу о развитии детей в водной среде, со всей серьезностью. Стали открываться специальные институты для исследования развития детей в воде и практиковать грудничковое плавание. А потом начали открываться и школы в странах Европы, Америке и городах Японии.

Увидев подобный успех метода, наше министерство по здравоохранению к концу 70-х позволило проводить грудничковое плавание и в нашей стране. А совсем скоро в детских лечебных центрах, стали открываться оздоровительные курсы водного плавания.

Председатель федерации по плаванию, медик по профессии – Захарий Фирсов оказал огромную помощь в воплощении грудничкового плавания в жизнь, выпустив книжное издание о детском плавании под названием «Плавать раньше, чем ходить». В своей книге он подробно изложил о влиянии водной среды на организм ребенка с первых дней его появления на свет. Он доказал, что мозг ребенка в состоянии невесомости т.е. в воде, освободившись от гравитации, развивается намного быстрее. Первая спортивная школа по плаванию была открыта в Ленинграде в 1934 году, директором корой стал сам Фирсов.

Особенности грудничкового плавания

Многие родители прекрасно осведомлены о возможности проведения водных занятий с младенцем грудного возраста. Но не всех мам и пап такая затея приводит в восторг. Очень странно и необычно наблюдать за новорожденным малышом, спокойно и свободно двигающим ручками и ножками в воде. Взрослые люди считают водную среду неестественной для жизни человека, а для маленького ребенка и вовсе опасной. Но так ли это в действительности?

Стоит вспомнить, что в течение девяти месяцев эмбрион плавает в плодной жидкости, которая является для него надежной защитной оболочкой от неблагоприятных внешних воздействий, поставщиком питательных веществ. Поэтому для недавно родившегося крохи водная среда более естественна и приятна, нежели воздух.

Новорожденный младенец воспринимает воздушное пространство, как нечто инородное и тяжелое, заставляющее дышать самостоятельно. Еще несколько недель после рождения малыш сохраняет инстинкт плавания, позволяющий ему замечательно держаться на поверхности воды, нырять, не задыхаясь.

Эту удивительную особенность поведения грудного ребенка используют в развивающих и терапевтических целях медицинские специалисты. Педиатры уверяют, что грудничковое плавание позволяют новорожденному не забыть о плавательном инстинкте, и даже еще больше развить его. Оздоровительное плавание для грудничков применяется для эффективной профилактики и лечения детских заболеваний, укрепления здоровья и полноценного развития новорожденного малыша.

Польза грудничкового плавания

Регулярное плавание для грудничков в бассейне или ванне способствуют улучшению физического и психического состояния. Плавание для грудничков стимулирует дыхательную функцию легочной системы, укрепляет сердце и кровеносные сосуды, повышает гибкость и подвижность скелета, развивает мышцы, благотворно влияет на работу печени и почек.

Грудничковое плавание нормализует обменные реакции в организме, активизирует иммунитет, ускоряет кровообращение. Особенно благоприятно плавание грудничков в ванной сказывается на функционировании центральной и вегетативной нервной системы ребенка.

Малыш, практикующий грудничковое плавание с самого рождения, обладает хорошей памятью, быстро соображает, не проявляет психических отклонений, капризности или тревожности, редко страдает болезнями пищеварительного тракта.

Как плавание для грудничков воздействует на организм:

  • Сердце и кровеносные сосуды. В воде ребенок совершает активные движения конечностями, что способствует укреплению мышцы сердца, стенок артерий и капилляров, увеличению скорости кровотока.
  • Органы дыхания. Во время плавания малыш производит более глубокие и редкие дыхательные движения грудной клеткой. Легкие интенсивно снабжаются кислородом, носоглотка хорошо продувается воздушными потоками. Поэтому любящий купание младенец реже сверстников болеет простудой, подхватывает вирусную инфекцию, страдает от насморка.
  • Нервная система. Грудничковое плавание стимулирует кровообращение и обмен веществ в сосудах головного мозга, ускоряет вывод из тканей продуктов распада. Плавание новорожденного в ванной повышает тонус и настроение ребенка, помогает поддерживать в норме психическое состояние.
  • Опорно-двигательный аппарат. Когда младенец находится в воде, на его кости, связки, сухожилия и мышцы приходится одинаковая нагрузка. Скелет развивается правильно и пропорционально, мышечная ткань укрепляется за счет необходимости постоянного сопротивления давлению водных потоков.
  • Органы мочевыделения. Во время плавания мышцы туловища ребенка активно сокращаются, что ускоряет кровообращение и метаболизм в почках и органах малого таза. Из тканей выводятся шлаки и токсические вещества.
  • Кожные покровы. Вода является для кожи малыша несильным и безопасным раздражителем. Она вызывает усиление работы сальных и потовых желез, раскрывает поры, способствует удалению из них накопившихся вредных веществ, позволяет клеткам легко и полноценно дышать.

Чем еще полезно грудничковое плавание?

  1. При регулярных занятиях по плаванию, у детей укрепляется иммунитет, появляется устойчивость к перепадам температуры, а так же к простудным заболеваниям. Дети, занимающиеся плаванием, физически лучше развиваются и у них реже появляются проблемы со здоровьем.
  2. Маленькие пловцы отличаются правильной осанкой и крепким мышечным корсетом. У них практически никогда не бывает проблем с позвоночником.
  3. Грудничкам, выполняющим водные упражнения, не назначают массаж, поскольку в воде мышцы всего организма и укрепляются, и расслабляются одновременно. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить.
  4. В водной среде в условиях выживания организмом выделяется дополнительная порция эритроцитов в крови, которые повышают уровень гемоглобина.
  5. Во время плавания тренируется дыхательная система, которая активирует процесс кровоснабжения внутренних органов.
  6. Вода промывает и очищает гайморовы пазухи и носовые ходы от бактерий и вирусов. Поэтому грудничковое плавание является дополнительной профилактикой от насморка и аллергии у ребенка.
  7. В воде ребенок становится уверенным в себе. У него пропадают страхи, и он лучше воспринимает язык своего тела. В методике Чарковского говорится еще и о навеянных страхах и переживаниях, мешающих развитию ребенка, которые мать испытывала во время беременности
  8. Грудничок научившись плавать в ванной или бассейне с младенческих лет, ребенок никогда не будет бояться открытых водоемов.
  9. Немаловажным и самым большим плюсом занятий по плаванию является полноценный сон маленьких пловцов. Если дети плавают, у них крепкий сон, а, значит, и хорошее здоровье. Ведь именно во сне происходит восстановление сил организма и укрепление иммунитета.

Плавание грудничков в ванной. Правила грудничкового плавания.

  • Подходящий возраст. Нельзя учить новорожденного плавать в ванной сразу после рождения. Обучать плавать и нырять грудничка следует с 3 – 4 месячного возраста, когда полностью заживает пуповина. Малыш должен хотя бы немного привыкнуть к новой обстановке и необычным условиям существования. В четыре месяца младенец уже достаточно крепкий и рослый, но про плавательный инстинкт еще не забыл.
  • Подготовка ванной комнаты. Не стоит начинать первое водное занятие в бассейне. Ребенок может испугаться незнакомых людей и странного помещения. Лучше приступать к упражнениям в спокойной и расслабляющей домашней обстановке. Прежде чем заполнить ванну теплой водой, необходимо тщательно помыть ее обычным хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать для купания крохи экстракты лекарственных растений или марганцовку. Когда ребенок плавает, он может нечаянно заглотнуть воду с добавками и отравиться. Раз в неделю ванну, в которой занимается малыш, следует чистить содой.
  • Оптимальная температура воды. Первые упражнения желательно проводить при температуре воды +35°C. Когда младенец немного привыкнет к плаванию, можно использовать водичку чуть холоднее. Но маме нужно помнить, что новорожденного ребенка нельзя купать при температуре ниже +32°C. Понять, насколько комфортно малыш чувствует себя в ванне, легко по его поведению. Если кроха истошно плачет, не умолкая, при погружении в воду, то ему холодно, если же, наоборот, молчит и выглядит вялым, то ему слишком жарко. Температура подобрана идеально, когда грудничок весело и активно размахивает ручками и ножками. Пока ребенок купается в ванне, вода медленно остывает, но возвращать ее к изначальной температуре необязательно. Новорожденному младенцу полезно закаливаться.

Показания к плаванию малыша

Плавать и нырять грудничку полезно, и даже необходимо для укрепления здоровья. Существуют заболевания, при которых занятия в воде являются для ребенка настоящим спасением. В перечень таких серьезных врожденных и приобретенных детских патологий входят:

  • гипотонус или гипертонус мышечной ткани;
  • серьезный недобор массы тела;
  • рождение при помощи кесарева сечения;
  • аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
  • церебральный паралич;
  • искривление шейных позвонков;
  • нарушение функционирования суставов.

Противопоказания к грудничковому плаванию

Прежде чем заниматься с новорожденным малышом плаванием, следует обратиться к педиатру за разрешением. Врач не допускает кроху к водным упражнениям при наличии следующих болезней:

  1. кожные воспаления с язвочками;
  2. открытые раны;
  3. острые респираторные инфекции, сопровождающиеся высокой температурой;
  4. почечная или печеночная недостаточность;
  5. любые нарушения функционирования сердечно-сосудистой системы;
  6. наличие гнойных выделений на коже;
  7. гепатит, туберкулез, сифилис и другие инфекции, передавшиеся от родителей;
  8. психические отклонения, сопровождающиеся эпилептическими припадками.

Как научить новорожденного плавать в ванной?

Учить новорожденного ребенка плавать гораздо интереснее, чем может показаться неопытным мамам и папам. Дома малышу, конечно, сложно показать упражнения, которым обучает тренер в бассейне. Но в видео, которые подготовленные в данной статье по грудничковому плаванию помогут вам научить ребенка следующим упражнениям:

  • Отталкивания и перевороты. Мама должна приблизить ступни младенца к стенкам ванны. Когда ребенок упрется ножками в гладкую поверхность, он непременно попытается оттолкнуться и самостоятельно поплыть. Малыш может перевернуться со спины на животик. В этом случае его нужно легонько поддержать.
  • Плескание. Ребенка необходимо погрузить в воду животом вниз, придерживая голову за подбородок ладонью. Мама должна показать крохе, как интересно плескать по водичке ручками и ножками, наблюдая за расходящимися к стенкам ванны кругами.
  • Кораблики. В качестве кораблика можно использовать любую игрушку. Мама укладывает младенца в воду вниз животиком, помещает перед его глазами импровизированный кораблик. Малыш должен дотянуться до игрушки, активно гребя ручками и ножками.
  • Восьмерка. К этому упражнению следует переходить, когда ребенок научится плаванию по прямой линии. Его можно выполнять как на животе, так и на спине. Поддерживая малыша за подбородок или затылок, мама катает его по воде, выписывая цифру восемь. Скорость движения зависит от желания крохи.
  • Качели. Мама должна перевернуть ребенка на живот, погрузить его в воду, придерживая голову за затылок и подбородок, и плавно совершать движения вправо-влево, вверх-вниз.

Как научить грудничка нырять в ванной?

Ныряние грудничков является самым сложным из водных занятий. Неопытные родители жутко волнуются перед данной процедурой, боятся, что их любимый кроха наглотается воды и перестанет дышать. Как же научить ребенка нырять? На самом деле никаких проблем обычно не возникает.

Кроха с рождения знает, как задерживать дыхание, просто немного подзабыл. Торопиться с данным упражнением нельзя: малыш должен хорошенько подготовиться к новым впечатлениям.

Сначала нужно приучить младенца задерживать дыхание по команде. Мама отчетливо произносит слово «ныряй» и легонько дует ребенку в личико. Кроха закрывает глазки, морщится и на короткое время перестает дышать. Процедуру необходимо повторить десять раз. Далее задание усложняется. Теперь маме следует после слова «ныряй» не только подуть, но и побрызгать водичкой на личико малыша. После таких манипуляций можно смело переходить собственно к нырянию. Сначала кроху желательно погрузить в воду неглубоко и всего на две секунды, чтобы он не успел испугаться. Затем допускается увеличение времени погружения до шести или семи секунд.

Подводя итоги

Дети, занимающиеся плаванием с самого рождения, быстрее адаптируются в условиях детского садика и школы. Даже если малыш будет плавать в воде с помощью спасательного круга, он будет всегда на несколько шагов опережать в развитии своих сверстников, не контактирующих с водой.

Все без исключения родители желают видеть своих детей здоровыми. Основой здоровья является двигательная активность, которую в воде ребенок получает полноценным образом. Просто нужно предоставить ему эту возможность.

Видео: Как научить новорожденного нырять и плавать

Грудничковое плавание комплекс упражнений от 1 до 4-х мес

Видео: Первое плавание у ребенка 3-х месяцев

Видео: Грудничковое плавание в ванной

Каждая мамочка хочет, чтобы ее малыш был здоровым и гармонично развитым, она заботливо ищет занятия по возрасту для крохи. Примерно с десятого дня жизни вы можете самостоятельно учить грудничка плавать и нырять в ванной. Обучение плаванию - важный этап в жизни многих современных семей. Буквально с рождения детки умеют рефлекторно задерживать дыхание. Это обусловлено тем, что 9 месяцев в утробе мамы малыш находится в водной среде – околоплодной жидкости. После трех месяцев жизни ребенок забывает это умение, и обучение плаванию происходит сложнее. Это может подтвердить любой педиатр.

Обучение плаванию: зачем оно нужно?

Обучение плаванию и нырянию положительно влияет на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма малыша. Регулярные занятия способствуют хорошей осанке, развивают мышечный корсет без причинения ущерба суставам и излишней нагрузки на позвоночник. При нырянии вода попадает в гайморовы пазухи, что является эффективной профилактикой насморка. Итак, обучение плаванию способствует повышению иммунитета, улучшению сна и аппетита. К тому же благодаря водному массажу повышается упругость кожи, мышечный тонус нормализуется. Это лишь некоторые плюсы грудничкового плавания.

Перед тем, как решите научить грудничка плавать в ванной, необходимо проконсультироваться с врачом. Существуют заболевания, при которых занятия в воде запрещены.

Обучение плаванию (а именно знакомство с водой) следует начинать во взрослой ванне, чтобы ничего не стесняло движений малыша. Попросите папу или бабушку помочь вам. Купаться можно не ранее, чем через час после еды, когда ваш карапуз сыт и спокоен.

Итак, смотрите «Как научить плавать грудничка в ванной» (видео):


Как научить плавать грудничка в ванной - советы от опытной мамы Евгении

Когда мы говорим про обучение плаванию и нырянию, следует выделить несколько ключевых моментов:

  • Предварительно нужно подготовить теплую воду (около 37 градусов). Со временем ее можно постепенно снижать на 1 градус и довести до 25.
  • Малыша следует окунать очень осторожно. Опускать в воду ребенка нужно в вертикальном положении и очень плавно .
  • Каждое движение мамы обязательно должно быть уверенным и спокойным. Важно контролировать свои эмоции, если мама испытывает страх, малыш тоже начнет волноваться и может закапризничать. Тогда процедуру придется прекратить.
  • Когда малышастик начнет активничать, расслабится, переверните его на животик. Вы можете держать ребенка за корпус двумя руками либо одной рукой придерживать за подбородок, а другой за затылок, он может лежать на вашей руке грудью. Выбирайте наиболее комфортное положение для вас обоих.
  • После того, как карапуз освоится, попробует совершать плавательные движения ручками и ножками, можно переходить к задержке дыхания и нырянию. Пусть ваш помощник (папа или бабушка) скажет: «Ныряй». И сразу же аккуратно подует ребеночку в лицо, в этот момент малыш рефлекторно задержит дыхание. Далее нужно полить ему на головку немного водички, например, из пластмассового стаканчика. На своем опыте я знаю, что поначалу даже просто купать такое крохотное существо очень страшно, поэтому к нырянию следует переходить лишь тогда, когда вы сами к этому морально подготовились. Замените стаканчик погружением малыша в воду на 2-3 секунды. Постепенно увеличивайте время, проведенное под водой.
  • Не забывайте давать малышу отдых. Обучение плаванию - это наслаждение, а не марафон по выживанию. Давайте ребеночку расслабиться, поплавать на спинке. Положите одну руку крохе под головку, а второй придерживайте его за подбородок.
  • Если ребенок явно выражает свое недовольство, плачет и пытается перевернуться, конечно, стоит прекратить обучение плаванию.

Постарайтесь как можно скорее начинать нырять, пока малыш еще помнит этот навык. Очень часто мамочки, переживая за свое чадо, лишают его возможности идти вперед в своем развитии. Не стоит волноваться, если ребенок случайно нахлебался воды. Обучение плаванию предполагает такой момент. Это происходит довольно часто. Поэтому спокойно, без паники. Вода не причинит вашей крохе вреда.

И еще: когда решите научить плавать грудничка в ванной, помните, что в данном деле очень важно не забывать хвалить кроху за каждый даже самый маленький успех! Ваша поддержка даст ему дополнительный стимул.

Вот вы и знаете, как научить грудничка плавать в ванной. Дерзайте! Как показывает опыт смелых мам, обучение плаванию обязательно дает шикарные результаты.

Когда ребенку исполнится 2 месяца, начните посещать бассейн для грудничков, где под руководством опытного тренера вы достигнете отличных результатов!

Хотите видеть своего ребеночка счастливым? Дарите ему самые прекрасные моменты! Смотрите, как груднички научились плавать в бассейне:

А что вы думаете по поводу обучения плаванию детей? Делитесь мнениями и опытом.

Современные родители с самого рождения малыша практикуют грудничковое плавание в ванне. Хотя процент сомневающихся в необходимости данной процедуры еще велик. Попробуем разобраться, нужно ли заниматься плаванием в столь раннем возрасте.

Польза плавания для новорожденных

Раннее плавание – не просто ежедневная гигиеническая процедура, а средство развития малыша, способствующее овладению определенными навыками и формирующее чувство уверенности.

Водная среда для грудничка – знакомая стихия. Находясь в мамином животе в жидкой среде, малыш приобрел плавательный рефлекс, который сохраняется до трехмесячного возраста. Потому купание является приятным и полезным занятием для ребенка.

Исследования показали, что польза грудничкового плавания состоит в следующем:

  1. Хорошее физическое развитие: «плавающие» дети реже подвергаются простуде, раньше овладевают ползанием и самостоятельным хождением. Водные процедуры укрепляют иммунную систему, избавляют от повышенного/пониженного мышечного тонуса, являются профилактикой рахита;
  2. Совершенствование системы терморегуляции. Регулярные плавательные занятия вырабатывают способность поддерживать постоянную температуру тела, повышают восприимчивость к изменениям внешних условий, снижая риск болезней;
  3. Повышение гемоглобина крови за счет стимулирования выброса эритроцитов, спровоцированного затруднением дыхания и нехваткой кислорода во время плавания;
  4. Укрепление легких, сердца и сосудов, стимулирующее кровоток и нормализующее артериальное давление;
  5. Формирование правильной красивой осанки. Разгрузка позвоночника и суставов и эффективная работа всех мышечных групп в воде развивают крепкий мышечный корсет для позвоночника;
  6. Прочищение гайморовых пазух является хорошей профилактикой насморка, промывая носик и убивая вредные бактерии;
  7. Укрепление незрелой нервной системы. Водные процедуры успокаивают, улучшают сон, повышают выносливость, улучают аппетит;
  8. Тренировка правильного дыхания, способствующая развитию бронхолегочной системы и умению задерживать дыхание;
  9. Улучшение кровообращения сосудов головного мозга вследствие воздействия на кожу и мелкие кровеносные сосуды содействует раннему умственному развитию малыша;
  10. Мягкий массаж кожи;
  11. Социализация ребенка: исчезает боязнь воды, в том числе открытых водоемов, что повышает его безопасность;
  12. Совместное общение усиливает эмоциональную привязанность, устанавливает теплые доверительные отношения;
  13. Главное, что в процессе активного купания младенец радуется, улыбается, общается с родителями, издавая всевозможные звуки, а затем крепко и долго спит.

Когда начинать плавание?

Естественный вопрос родителей, всерьез решивших освоить хитрости плавания для грудничков в ванной, с какого времени начинать плавание в ванне. Специалисты советуют с 2-3-недельного возраста. К этому времени ребенок подрастёт, привыкнет к новым условиям и не утратит плавательные рефлексы.

Ориентиром также может служить пупочная ранка. Как только она заживет, можно начинать плавать с малышом в домашней ванне. Поводов для беспокойства родителей нет: вода – естественная среда для новорожденного. Взрослым важно не напугать кроху, постепенно приучая к воде и осваивая новые движения.

Для уверенности перед началом занятий родителям лучше проконсультироваться с педиатром или тренером по плаванию, а по возможности первый заплыв в домашней ванне провести совместно с инструктором, специализирующимся на грудничковом плавании. Он даст рекомендации родителям по технике плавания, научит, как держать малыша и покажет несложные упражнения.

Подготовка ванной

Перед началом процедуры следует , вымыв ее сначала обычным чистящим средством, затем содой/хозяйственным мылом и тщательно ополоснув.

Педиатры не советуют соблюдать излишнюю стерильность: крепкий иммунитет должен формироваться, вступая в контакт с различными микроорганизмами.

Температура воды

Средняя температура воды при купании должна быть 34-36 °C, по мере привыкания ребенка ее понижают. До наступления 3-х месяцев температура воды не может быть меньше 32 °C. Если во время плавания жидкость слегка остыла, не следует добавлять теплой и доводить до первоначального состояния. Так и должно быть, постепенное понижение температуры воды – хороший способ закаливания организма.

Показателем комфортных условий станет поведение младенца:

  • если погружение сопровождается плачем, то вода слишком холодна;
  • если активно бултыхается в воде, температура оптимальна;
  • пассивность и расслабленность является показателем излишне теплой жидкости.

Новорожденного необходимо покормить не менее чем за час до купания. Плавание должно сопровождаться постоянным общением с малышом.

Массаж, как подготовка к плаванию

Основу плавания грудничков в ванне составляют положения на спине и груди с ручным поддерживанием или специальными приспособлениями и самостоятельное передвижение.

Важно малыша подготовить к таким действиям с помощью массажа и специальной плавательной гимнастики, длящейся 20-30 мин. и требующей строгого соблюдения последовательности выполнения.

Массажировать ребенка можно на пеленальном или обычном столе. Голенького малыша положите спиной на твердую плоскость. Начните с легких поглаживаний конечностей снизу (с кисти и стопы) вверх. Перевернув, гладьте спину и ягодицы. Положите на спину и массируйте живот, грудную клетку, шею, голову. Аналогично, соблюдая последовательность, разомните тело ребенка. Массировать живот следует четырьмя пальцами правой кисти, выполняя движения по кругу по часовой стрелке.

Подготовительная гимнастика

Помассировав, приступайте к плаванию на суше, способствующему усвоению гребковых движений.

Для этого нужно выполнить по 10 подходов следующих упражнений:

  1. Обхватите руками голеностоп у ребенка, лежащего на спине, и попеременно двигайте ногами вверх/вниз;
  2. Согнув ноги в коленных и тазобедренных суставах, положите малыша в позу лягушки. Разведите конечности в стороны, задержите, медленно выпрямите, возвращаясь к начальной позиции;
  3. Положив грудничка на спину, вытяните верхние конечности в стороны. Удерживая за кисти, выполняйте движения, похожие на гребки. Затем поднять руки и начать повторять движения, напоминающие плавание брасом;
  4. Перевернув кроху на живот, выполнить действия 2-ух предыдущих упражнений.

Выполнив массаж и гимнастику, стоит переходить к процессу на воде.

Процедура плавания новорожденных

Многие специалисты советует первоначально плавать исключительно дома в ванной, а после годовалого возраста осваивать специализированные детские бассейны.

Основные правила плавания – строгое соблюдение постепенного дозирования процедуры по мере развития малыша. Увеличение времени на каждое занятие должно составлять 10-15 сек. (ежемесячное варьирование 2 -5 мин.), вода охлаждаться на 0,5 °C.

Акцент сделать следует на погружении головки. Тренируя задержку дыхания через носовую область у 1-2 -месячного малыша, опускайте в воду на 2-4 сек. по ротовое отверстие. Полугодовалому ребенку можно позволить достать предметы со дна ванны из позиции сидя, постепенно наращивая глубину и стимулируя погружение головы до области глаз.

Резко увеличивать продолжительность процедур и снижать температурный режим категорически запрещается.

Сравнительно легким в освоении является плавание на спине. Положение на груди требует тренировки дыхательной системы и правильного погружения.

Занятия без приспособлений

Упражнения просты в исполнении и сопровождаются голосовым комментированием или чтением специальных потешек и прибауток. Основу составляют три позиции плавания: челноком, восьмеркой, крестиком с чередованием ходьбы и стояния.

Вот примерный комплекс занятий, выполняемый сразу после массажа и сухой гимнастики:

  1. Взяв ребенка под ручки спиной к себе, производите постепенное вхождение в воду, начиная с нижних конечностей. Проговаривая фразу «стоим», удерживайте 15 сек. ровное вертикальное положение. Подбородок фиксируется строго над водной поверхностью;
  2. По сигналу «идем» выполняйте прохождение всей ванны, наблюдая за тем, чтобы грудничок сначала делал опор на стопы, а спустя время научился делать переступы;
  3. Снова сигнальте «стоим» и дайте 15 сек. на передышку крохе в положении стоя. Это необходимая процедура, предупреждающая двигательное переутомление;
  4. Удерживая двумя руками, положите малыша на спину с погружением в воду ушных раковин и грудины. Не страшно, если он сможет глотнуть чуть-чуть воды;
  5. Выполняйте упражнение «Челнок», передвигаясь от края до края ванны и делая толчок стопами. Ребенка слегка придерживайте руками, давая возможность сработать самосохраняющему инстинкту. По мере взросления младенца используйте одноручную поддержку, позволяющую выполнять гребки;
  6. Переведите новорожденного в вертикальную стойку. Проговаривая «стоим», удерживайте позицию 15 сек., обхватив сзади левой рукой шейную область. Правая конечность взрослого под подбородком ребенка;
  7. Перехватив правой рукой, положите ребенка на грудь. Сигнальте голосом «плывем» и, удерживая двумя руками, выполняйте передвижения по периметру ванны, условно рисуя восьмерку на воде. Соблюдая осторожность, выполните 6-8 повторений и верните ребенка в вертикальную стойку на 0,25 мин.
  8. Не забывая комментировать действия, повторите проход по ванне и отдых.
  9. Выполните упражнение «Крестик». Удерживая ребенка на спине, медленно делайте диагональную проводку от одного угла к другому. Чередуя со стоянием и отдыхом, повторите 6-8 раз.

Более наглядную и подробную инструкцию вы можете увидеть на видео ниже.

Помните, что покой должен быть равен половине всей процедуры плавания. На протяжении всего цикла (3-4 мин.) общайтесь с ребенком. В среднем за одно занятие ребенок проплывет около полуста метров и пройдет 6 м. Не забывайте о постепенном увеличении продолжительности комплекса.

Данные упражнения можно выполнять при совместных купаниях с грудничком в ванной. Взрослый станет своеобразной опорой для малыша. Его удобно удерживать на коленях, обхватив головку руками, можно слегка качать. Хорошо водрузить на родительский живот и грудь, фиксируя макушку.

Ничего страшного, если в процессе занятий грудничок хлебнул воды. Врожденные рефлексы не дадут ей попасть в дыхательные пути, а кашель и чихание помогут естественным образом освободиться организму от ненужных бактерий. Важно потом продолжать купание.

Учимся нырять

Сложной и необходимой для здоровья и безопасности грудного ребенка является процедура ныряния. Обучение данному навыку стоит начинать с приучения малыша к голосовой команде «ныряем/ныряй» и полива водой лба и лица.

По-настоящему нырять нужно на втором месяце выполнения цикла водных процедур и делать это из положения на груди. Плавая «восьмеркой», через каждые три упражнения проводите погружения, произнося команду и плеская водой в лицо. Поначалу ребенок сможет выпить небольшое количество воды, это не вредно. Когда рефлекторно малыш будет готов (зажмурится, закроет рот и задержит дыхание), полностью опустите на несколько секунд его под воду.

Плавательные аксессуары

Если вы боитесь удерживать грудного ребенка в наполненной ванне, можно воспользоваться специальными приспособлениями.

Для домашних условий подойдут шапочка и .

Чепчик со вставленными пенопластовыми брусочками значительно облегчит задачу родителям, помогая удерживать головку над водой. Покупая шапочку, выбирайте хлопчатобумажную ткань. Во время купания следите, чтобы вода не попала в уши.

Круг для новорожденных представляет собой надувную камеру с выемкой для подбородка и фиксирующими липучкам. Родителям при этом нужно только контролировать карапуза. Использование данного аксессуара позволяет грудничку самостоятельно передвигаться, шевелить конечностями. Применять его можно с самого рождения.

Чтобы превратить купание в удовольствие и сделать полезным, запустите в ванну разнообразные игрушки.

Если у вас есть возможность купаться с ребенком в специальном детском бассейне, то стоит приобрести , нарукавники.

Главное условие – не оставлять без присмотра и постоянно наблюдать за состоянием крохи.

В каких случаях следует воздержаться от плавания грудничков в ванне

Прежде чем начинать занятия в ванной с грудным ребенком, стоит проконсультироваться с педиатром, так как существует ряд противопоказаний к проведению водных процедур.

Воздержаться от них следует, если у малыша диагностированы:

  • воспалительные процессы в острой форме, сопровождающиеся повышением температуры тела; с повышенной температурой;
  • заболевания эпидермиса;
  • наличие раневых поверхностей;
  • гнойные воспаления;
  • патологии психики, судороги;
  • сердечно-сосудистые нарушения, врожденные болезни сердца;
  • почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекции.

Не стоит проводить водные процедуры, если малыш плачет, нервничает.

Если отвлечение игрушкой не сработало и истерика продолжается, перенесите занятие, чтобы избежать неприятных ассоциаций впоследствии.

Помните, что нельзя:

  • заниматься с уставшим, сонным, голодным ребенком;
  • торопить события, заставляя осваивать новые элементы, к которым грудничок не готов.
  • пребывать в плохом состоянии духа, нервничать: важно сохранять спокойствие
  • прекращать занятия, если первая процедура не удалась.

Помните, что ошибка, допущенная однажды, может навсегда лишить ребенка желания плавать.

Главная цель родителей – удовольствие и здоровье младенца.

Инструкция

Оказывается, плавание с самого рождения просто необходимо малышам, так как при этом запускаются естественные рефлексы организма, а значит мозг начинает усиленно работать. В последующей жизни это очень хорошо отразится на интеллектуальных способностях ребенка и его физическом здоровье. Холодные и контрастные водные процедуры отлично тренируют нервную и иммунную систему ребенка.

Как научить плавать? Занятия с ребенком не раньше, чем через полчаса после . Перед этим ребенка хорошо разогревают с помощью у рефлекторных упражнений. Ребенка приподнимают, вложив свои указательные пальцы в его ручки, разводят его ножки, поочередно подтягивают малыша к локоткам. Голова грудничка при этом не должна перекашиваться.

После подготовки переходят к плаванию. Можно проводить два вида водных процедур – это ныряние в холодной воде (малыш будет плавать под водой) и плавание в теплой воде.

Почему врачи рекомендуют холодную воду? Потому что после холодной воды укрепляются слизистые оболочки, поэтому улучшается зрение ребенка. А теплая вода на слизистые действует отрицательно. К тому же холодная вода закаливает детский организм.

При плавании в холодной воде ванну наполняют водой, температура которой 15–17°С. Ребеночка опускают в воду, держа за подмышки. После того как ножки малыша коснутся воды, рефлекторно задерживается дыхание, поэтому его можно опускать в воду горизонтально лицом вниз. Через секунду-две малыш начнет плавать. По другой методике ребенка проводят под водой.

Перед нырянием малышу нужно сказать, что «мы сейчас нырнем». Даже недавно родившийся малыш прекрасно понимает слова . Под водой ребенок может плавать примерно 5 секунд.

Если же плавание проводится в теплой воде или перед нырянием малыш был отвлечен игрой или расслаблен, то перед нырянием ребеночку нужно плеснуть немного воды на личико, чтобы сработал рефлекс, и ребенок успел задержать дыхание и не испугался, хлебнув воды.

Ныряние в теплой воде чередуют с плаванием. Одну руку держат на подбородке малыша, вторую – на его затылке. Можно поводить ребенка по воде на спинке, а затем перевернуть на животик. В первые жизни ребенку не больше 15 минут.

После малыша вынимают из воды, вытирают и тепло укутывают. Ребенку нужно дать восстановить дыхание и прийти в себя после водных процедур, а затем покормить, если он успел проголодаться.

Обратите внимание

Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд.

Полезный совет

Как научить новорожденного плавать в ванной. Обучение грудничка плаванию лучше всего начинать в первые 2-4 недели жизни, так как в дальнейшем плавательные рефлексы малыша будут только угасать, и приступить к обучению вновь возможно не раньше, чем в 3 года – когда ребёнок научится лучше понимать слова и объяснения родителей. Первое погружение в воду должно происходить только после получения соответствующих инструкций от педиатра или тренера по плаванию...

Глава 11.
ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

11.1. Занятия плаванием детьми грудного возраста

Основными задачами занятий плаванием с детьми грудного возраста являются: >
- улучшение дыхания и кровообращения;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- улучшение деятельности центральной нервной системы;
- укрепление здоровья (профилактика заболеваний с помощью
закаливания).
Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляются в детских поликлиниках и в домашних условиях, под руководст­вом специалистов-медиков. При этом строго учитывается индиви­дуальное развитие и состояние здоровья малыша. Если ребенок имеет нормальный вес, то, начиная с 3-й недели, после получения разрешения врача, можно приступать к занятиям плаванием, ко­торые должны проводиться 5-6 раз в неделю.
Заниматься плаванием с малышом можно в обычной домашней ванне или в небольшом бассейне-ванне из дерева, пластмассы, кирпича и нержавеющей стали (длина - 2 м, ширина -1м, глуби­на - 80 см).
Прежде чем наполнить ванну, ее необходимо тщательно вы­мыть и продезинфицировать. Вода должна быть абсолютно чис­той, пригодной для питья. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Температура воды на первых занятиях должна быть не ниже 36,5°С, а время пребывания в воде - не бо­лее 10-15 мин. Занятия плаванием лучше проводить в первой по­ловине дня, в одно и то же время. Во время занятий надо постоян­но разговаривать с ребенком, повторяя поощрительные слова, чтобы вызывать у него положительные эмоции. Желательно вклю­чить тихую, мелодичную музыку.
В течение занятия нужно постоянно следить за состоянием ре­бенка, не допуская перегрузок и переохлаждения и соблюдая глав­ный принцип постепенности.

В течение курса обучения не реже чем 1 раз в 1,5-2 месяца не­обходимо показывать ребенка детскому врачу. Первые занятия следует провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физической культуре при детской поликлинике.
Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по от­ношению к другим частям тела, ее нужно обязательно поддержи­вать или прикрепить к чепчику пенопластовые поплавки («чепчик русалки»).
Обучение плаванию детей первого года жизни можно условно разделить на 5 этапов.
1-й этап. Срок обучения - 1 месяц; в среднем проводится 25 за­нятий. Продолжительность первых занятий - 15-20 мин при тем­пературе воды 36-37°С. Постепенно продолжительность каждого занятия увеличивается до 30 мин, а температура воды снижается до 34°С.
Все упражнения, используемые на этом этапе, выполняются с помощью методиста ЛФК, который специальными приемами под­держивает ребенка за различные части тела. В течение первого ме­сяца обучения с поддержками применяются три вида упражнений - покачивания, проводки и погружения. Во время выполнения уп­ражнений нужно поливать голову ребенка теплой водой из лейки: это учит его задерживать дыхание и побуждает двигаться в воде.
Основными упражнениями, выполняемыми на 1-м этапе обу­чения, являются:
- окунание в воду несколько раз до подбородка, держа ребенка под мышки и за верхнюю часть грудной клетки (рис. 83);

Рис 83, 84. Поддержка под мышки и - поддержки в вертикальном по- «солдатиком» ложении (в течение 1 мин): левая

-покачивания в воде в поло­ жении на спине, используя под­ держку «солдатиком». Покачи­ вания осуществляются перево­дом ребенка из горизонтального положения в полувертикальное и обратно - сначала медленно, затем все быстрее (2-3 мин). Для поддержки «солдатиком» левая ладонь подводится под за­тылок, а правая обхватывает об­ласть таза ребенка (рис. 84); -использование в качестве отдыха между упражнениями


Ладонь с разведенными четырь­ мя пальцами обхватывает грудь ребенка (он чуть заваливается на ладонь), большой палец поддер­живает подбородок, а правая ла­ донь - затылок (рис. 85); - поддержка «двойным зам ком». Применяется в двух по­ зициях:

а)на спине: подвести обе ла- дони под спину малыша и большими пальцами рук, как замком, обхватить сверху плечи ребенка (рис. 86). В таком по ложении выполнять боковые покачивания вправо-влево

Проводка от одного конца ванны до другого и обратно в положении на спине, а затем (на последнем занятии) на гру­ди, применяя поддержку «сол­ датиком» и «двойным замком». Чередовать прямые проводки на груди и на спине.

Покачивания и проводки выполняются на 1-5-м занятиях, по­степенно увеличивая продолжительность каждого упражнения в положениях на груди и на спине - до 5 мин; после этого ребенкудается отдых в вертикальном положении в течение 1 мин.

На последующих занятиях проводки усложняются: выполня­ ются на поверхности воды по кругу, восьмеркой, зигзагами, одно­ временно с покачиваниями («винтом»).

После 10-го занятия, усложнив прямую проводку, проверяетсяналичие у ребенка «толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде. Упражнение выполняется в «чепчике ру­салки», поддерживающем лицо ребенка над водой для дыхания. Для этого необходимо довести ребенка в положении на спине (рис. 87) (а позднее на груди), до правой стенки ванны, повернуть его, при­ близив пятки к самому бортику ванны, и до отказа согнуть его ноги


в коленных и тазобедренных су­ставах; затем установить пятки на стенку ванны и на несколько секунд прекратить свое усилие. Ребенок должен сам оттолк­ нуться от стенки ванны и слегка проскользить по поверхности воды. Затем рекомендуется вы­ полнить проводку к левой стен ке ванны и повторить те же действия, но в обратную сторону.

Такие проводки с поворотами выполняются в течение 2-3 мин, затем ребенку дается отдых в течение 1 мин и упражнение повто­ ряется. За одно занятие надо выполнить 2-3 серии таких упражне­ ний, чередуя их с прямыми проводками, по кругу и восьмеркой. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, выполнение упражнения придется прекратить.

С 15-16-го занятия проводку

в положении на спине выполня­ ют с поддержкой «ложкой»: ре­ бенок лежит на спине, а взрос­ лый, сложив ладонь в форме ложки, поддерживает его заты­ лок (рис. 88). Через некоторое время можно попробовать под­ держивать голову ребенка раз­ веденными пальцами, затем 2-3 пальцами.

Начиная с 12-го занятия, усложняются проводки в положении на груди - с поддержкой «дугой». Взрослый, сомкнув 4 пальца ле­ вой руки, отводит в сторону большой палец и на образовавшийся изгиб («дугу») укладывает и слегка приподнимает подбородок ре­ бенка.

Начиная с 16-го занятия, постепенно увеличивается продолжи­ тельность проводки ребенка в положении на спине или на груди, и к 25-му занятию она достигает 4 мин.

Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к за­ держке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погруже­нию, т.е. кратковременному окунанию с головой в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой «дугой» нужно погру­ зить в воду лицо ребенка до уровня носа. На 23-25-м занятиях,


поддерживая ребенка в верти­ кальном положении, громко со­ считать: «Раз, два, три - ны­ ряй!» - и после этого погрузить ребенка в воду несколько раз (до уровня носа, затем до уровня глаз). В течение одного занятия можно выполнить 5-6 погруже­ ний (рис. 89).

На этом программа 1-го эта­па обучения заканчивается.

На 1-м этапе нужно придер­ живаться следующих методиче­ ских рекомендаций:

При горизонтальных про водках ребенок должен отдыхать в вертикальном положении;

- следить, чтобы ребенок во время проводки принимал строго горизонтальное положение и был полностью погружен в воду;

- не увеличивать рекомендованное число упражнений;

- не погружать ребенка в воду из положения на спине и не оку­нать в воду плачущего ребенка;

По окончании 1 -го этапа показать ребенка детскому врачу.2-й этап. Срок обучения - около 2 месяцев (40-50 занятий).

Продолжительность пребывания ребенка в воде постепенно уве­личивается до 40-45 мин; температура воды снижается с 34 до 32°С (каждые 2-3 дня на 0,5°С).

Перед занятием в ванне рекомендуется сделать ребенку легкиймассаж и выполнить с ним несколько упражнений (движения но­ гами типа «велосипед», кролем и брассом; поочередные движенияпрямыми руками вверх-вниз, в стороны-вниз).

Задачами 2-го этапа обучения являются:

Обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине 2-3 мин;

сохранение в течение 2 мин горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой;

погружение в воду на 5 с (3 раза в течение 1 мин) с помощью взрослого.

На 2-м этапе осваиваются несколько новых способов поддержки.

Поддержка «ковшом» - ребенок лежит на груди на разведенных пальцах правой руки взрослого; подбородок придерживается предплечьрм (рис. 90).


Поддержка «обхватом сза­ ди» - ребенок находится в вер­ тикальном (рис. 91) или в гори­ зонтальном (рис. 92) положе­нии; взрослый обхватывает егодвумя руками под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные на груди.

Основными упражнениями первого месяца занятий являют­ ся проводки, погружения и скольжения. Особенностью данного этапа является сведение к минимуму поддержки малыша в воде и постепенное увеличе­ ние времени самостоятельного плавания (до 5,10,15 с). Провод­ ки на спине чередуются с про­водками на груди, используя поддержки «дугой» и «ковшом». Скольжение также выполня­ ется в двух вариантах - на груди и на спине. Для выполнения скольжения на спине следует выполнить 2-3 проводки вобычном темпе, затем ускорить проводку и, когда пятки ребен­ ка коснутся стенки ванны, на несколько секунд убрать руку - ребенок самостоятельно про­ двинется в обратном направле­нии по поверхности воды. Длявыполнения скольжения на гру­ ди, при поддержке «ожерельем русалки» (приспособление из кусочков пенопласта, одеваемое на подбородок для поддержки го­ ловы на поверхности воды) или руками, выполняются ускоренная проводка и толчок (рис. 93). Проводки со скольжением необходимо чередовать с короткими погружениями в воду. Продолжительность погружений - та же, что и на 1-м этапе, но глубину погружения можно увеличить, чтобы голова полностью находилась под водой.


От занятия к занятию увели­чивается продолжительность самостоятельного плавания ре­ бенка (до 30 с и более). Надоследить, чтобы ребенок сохра­ нял горизонтальное положение в воде. Для поддержки ребенка на спине можно воспользо­ ваться подвесками (вожжами). Периодически (на 5-10 с) мож­ но ослаблять натяжение подве­ сок, и ребенок постепенно привыкнет самостоятельно держаться на воде.

На 2-м этапе обучения определяется наиболее удобный вариант движений малыша. Для этого выполняются следующие упражне­ ния в воде. В положении на спине (в «чепчике русалки») обхватить стопы ребенка: на 1-3-м занятиях попеременно сгибать и выпря­млять ноги ребенка в коленных суставах («велосипед»); на 4-6-м занятиях выполнять попеременные движения свободно вытяну­ тыми ногами ребенка (кроль); на 7-9-м занятиях одновременносгибать ноги ребенка в коленных суставах, разводить колени в сто­ роны, выпрямлять ноги и смыкать их (брасс). Эти же упражнения осваиваются и в положении на груди. В каждое занятие рекомен­ дуется включать однотипные движения ногами, выполняемые в положении на спине и на груди. На каждом последующем занятии увеличивается количество движений ногами.

На последних 4-5 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются и выполняются в сочетании с проводкой и скольжением. Поддерживая ребенка на поверхности правой ру­кой «ковшом», левой мягко надавливать на его спину и плечи, по­гружая с головой в воду и одновременно продвигая вперед. Выпол­ няя погружение, надо обязательно давать команду: «Раз, два, три - ныряй!» При многократном повторении такой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс и, услышав ее, он самостоя­тельно сможет погрузиться в воду, в чем и заключается конечная цель выполнения данных упражнений.

3-й этап. Срок обучения - примерно 2 месяца (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации дви­жений ногами, но выполнять их следует только одним (избранным на предыдущем занятии) способом - до тех пор, пока ребенок не начнет движения ногами самостоятельно.

Важными задачами данного этапа также являются:

активизация движений ру­ ками;


Освоение упражнения «каче­ли»: поддерживая ребенка в по­ложении на груди над самой по­ верхностью воды двумя руками (одной - под подбородок «ду­гой», ладонью другой - область таза или бедер обхватом снизу), 2 раза раскачать малыша из сто­ роны в сторону, а на третий погрузить в воду и 4-5 раз подряд про­ вести его от одной стенки ванны до другой (рис. 94).

В начале 3-го этапа при выполнении упражнений на спине и нагруди используются также поддерживающие средства, как «чеп­ чик русалки» и «пояс Нептуна» (надувная резиновая подушка,прикрепляемая к пояснице ребенка при плавании на груди). К концу этапа применение поддерживающих средств должно быть доведено до минимума.

Для того, чтобы научить ребенка выполнять движения на спи­ не, взрослый одевает ему «чепчик русалки», берет в руки его стопы и выполняет упражнения сериями по 3 мин (с интервалами отды­ха 1 мин). На следующем занятии можно не надевать «чепчик», а поддерживать голову пальцами; на 3-м занятии можно попробо­ вать обойтись без поддержек

В положении на груди уп- ражнения выполняются так же, как и на спине, но для под­держки используется «пояс Нептуна» (рис. 95). К серединеобучения на 3-м этапе «пояс Нептуна» рекомендуется наду­ вать примерно на две трети, за­ тем наполовину.

С 8-10-го занятия упражне­ ния для активизации движений ногами можно чередовать с движе­ ниями руками. Для этого, поддерживая ребенка за руки в положе­ нии лежа на спине, выполнять движения руками, как при плава­ нии кролем на спине; затем в положении на груди - движения ру­ ками, как при плавании кролем на груди и брассом. После 20-30 движений надо дать ребенку отдохнуть 15-20 с и снова повторить серию движений. В течение одного занятия рекомендуется выпол­ нить 4-8 серий.


С целью повышения активности ребенка можно использовать его любимые игрушки. Ребенку показывают игрушку и постепен­но отводят ее к противоположной стенке ванны. Ребенку придет­ ся тянуться за игрушкой, выполняя движения ногами.

На 3-м этапе детей грудного возраста также обучают нырянию в усложненных условиях. Ребенок находится в положении на спи­не; мягко касаясь ладонью его груди, взрослый погружает малыша в воду под привычную для него команду: «Раз, два, три - ныряй!»Затем то же выполняется во время прямой проводки в положении на спине. В том и другом случае погружать ребенка следует не бо­ лее чем на 4-5 с.

4-й этап. Срок обучения - 2,5-3 месяца (50-60 занятий). На каждом занятии 15 мин рекомендуется отводить активному отды­ ху в воде (играм, ходьбе по дну ванны).

Задачами 4-го этапа обучения являются:

обучение ребенка плаванию на спине в течение 10 мин, само­ стоятельно выполняя движения ногами или руками;

плавание на груди в течение 5 мин (можно с легкой поддерж­ кой), самостоятельно выполняя движения ногами или руками;

самостоятельное, по команде обучающего, погружение в воду и выныривание на поверхность.

Рис. 96. Ходьбапо дну ванны
с опорой орейку

Ходьбе по дну ванны отво­ дится по 4-5 мин в начале и в конце занятия. Когда ребенок стоит в ванне, вода должна до­ ходить ему до уровня плеч. Сверху поперек ванны кладет­ ся и слегка придерживается гладко выструганная реечка, закоторую малыш сможет уце­ питься. Многие дети ходят, держась за реечку, которую пе­ редвигает взрослый (рис. 96).

Для подготовки ребенка к самостоятельному плаванию его поддерживают кончиками разведенных пальцев под грудь

и живот, слегка толкают вперед и тут же убирают пальцы. Ребенок начинает самостоятельно выполнять движения ногами или рука­ми. Вначале ребенка оставляют без поддержки не больше чем на 2-3 с, затем постепенно увеличивают продолжительность само­ стоятельного плавания до нескольких минут.


Для активизации малыша, так же, как и на 3-м этапе обучения, используют его любимые игрушки.

Плаванию на спине на 4-м этапе уделяется несколько меньше времени, чем на 3-м: примерно 15-20 мин на каждом занятии от­ водится совершенствованию умения ребенка держаться на воде. Можно оставлять малыша без поддержки в положении на спине на 10-15 миН. В течение этого времени постоянно следует побуждать ребенка к движениям: подталкивать его для скольжения и помо­ гать ему выполнять движения ногами и руками.

Плавание на спине можно использовать не на каждом занятии, 2-3 раза в неделю. На других занятиях рекомендуется совершенст­ вовать движения ногами, помогать ребенку выполнять уже извест­ ные ему упражнения, но в более быстром темпе. Подобными уп­ ражнениями надо заниматься в течение 8-10 мин. Кроме того, на этом этапе совершенствуются изученные ранее гребковые движе­ ния руками.

Упражнения с погружениями в воду можно повторять по 3-4 раза в первой и во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения прежняя - 4-5 с (с интервалами отдыха 15-20 с). Надо постараться научить ребенка самостоятельно выныривать из воды.

После каждого упражнения, выполняемого в горизонтальном положении, надо давать ребенку отдых в вертикальном положении.

В программу занятий 4-го этапа включаются игры и упражне­ния, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Покажите ребенку гребки руками и попросите егосделать то же - и так 10-2 раз в течение занятия. Подражательные способности ребенка можно использовать для того, чтобы научить его самостоятельно погружаться в воду.

5-й этап. Срок обучения - 3-4 месяца (до тех пор, пока домаш­ няя ванна не станет мала для плавания). Затем можно перейти к занятиям (с разрешения детского врача) в плавательном бассейне при поликлинике.

Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Про­ должительного каждого занятия - 50-60 мин. Температуру воды разрешается постепенно снизить до 29-30°С.

Задачами 5-го этапа являются:

обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине в течение 10 мин (при этом он должен активно рабо­ тать ногами);

Самостоятельное плавание в положении на груди в течение 5 мин;

по команде обучающего самостоятельное погружение в воду (3 раза в течение 3 мин) и доставание игрушек со дна бассейна.


В каждое занятие включаются плавание в положение на груди,самостоятельное плавание на спине, погружение в воду с самосто­ ятельным выныриванием, разнообразные игры. Усложняются уп­ражнения, основанные на подражании. Ребенка обучают дыханию(выдохи на поверхность воды). Повторяя с ребенком уже извест­ные ему движения ногами и руками, надо стараться, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Выпол­няя с малышом движения руками, надо следить, чтобы он погру­ жал их в воду с ускорением, чтобы гребки руками имели достаточ­ ную амплитуду и руки быстрее возвращались в исходное положе­ние. Движения ногами тоже должны иметь достаточную амплиту­ду и выполняться ритмично.

Следует отметить, что разделение периода обучения детей груд­ ного возраста на этапы носит условный характер; продолжитель­ ность каждого этапа может быть увеличена в зависимости от инди­ видуальных особенностей ребенка. Надо помнить о том, что глав­ная цель занятий плаванием с детьми первого года жизни - зака­ливание и укрепление здоровья. Поэтому важно соблюдать основ­ ные принципы закаливания: систематичность и постепенность.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях плаванием с детьми грудного возраста.

2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами (гигиенические требования к воде, температурный режим, время проведения занятий, их продолжительность) ?

3. Расскажите о методике проведения занятий плаванием с деть­ ми грудного возраста.

4. Перечислите основные поддерживающие средства, используе­мые на занятиях плаванием с малышами.

5. Назовите этапы обучения плаванию детей первого года жизни (задачи, продолжительность, основные средства и методы).

1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию
в детском саду. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-38

2. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: ФиС, 1983.