Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение ожогов  /  Эссе по обществу план клише. Пишем эссе по обществознанию. Примерный план сочинения

Эссе по обществу план клише. Пишем эссе по обществознанию. Примерный план сочинения

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию , выбранному из пяти предложенных.

Эссе - это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с .
  • Внимательно прочитать все высказывания;
  • Выделить в каждом главную идею;
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
  • Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод - заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише :

Данная проблема является актуальной в условиях...

  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише :

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише :

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: , понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения - 1-2 предложения.

Используйте клише :

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • ЕГЭ по обществознанию.
  • ЭГЭ по обществознанию.

Для начала всегда нужно обратиться к критериям оценивания задания, которое мы разбираем. Скачайте его и продолжайте читать:

Cкачать демоверсию ЕГЭ по обществознанию 201 7

Выделение проблемы

Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами

Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке

Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:

  • Проблема сущности…
  • Проблема противоречивости…
  • Проблема роли…
  • Проблема отношений…
  • Проблема взаимосвязи…
  • Проблема единства…

Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой первой части сочинения

Теоретическая аргументация

Теперь переходим ко второму критерию, он включает в себя аргументацию на основе теории. Что это значит и какие части должно включать Ваше эссе?
Естественно, это термины. Отсюда, если Вы абитуриент, готовящийся самостоятельно, ВСЕГДА изучайте ту или иную тему в контексте каких-либо понятий из той сферы, что Вы проходите

Также Вы должны четко, ясно и последовательно формулировать свои утверждения и выводы из того, что Вы заявили в тезисе Вашего эссе – это очень важный элемент, обратите на него внимание. Кроме того, необходимо приводить в пример различные принципы и походы, доказывать свою позицию и раскрыть причины и следствия тех событий, о которых идет речь в формулировке задания

Фактическая аргументация

В качестве фактажа Вы должны доказать теоретический материал, о котором говорилось выше, с помощью сообщений СМИ, материалами учебных предметов (как правило гуманитарных), фактами из социального опыта и собственных рассуждений. Самое интересное, что Вам необходимо привести 2 АРГУМЕНТА фактического характера, причем оба они не могут быть из сообщений СМИ, либо же истории, политической жизни… Это важно понимать, иначе эксперт снизит Вам балл

Ну и в конце делаете качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Это все, что необходимо знать из теории по тому, как писать 29 задание по обществознанию

Выступление Т.Лисковой - Особенности решения второй части на ЕГЭ-2017

Видео с ее выступлением прикреплено ниже.

Готовые эссе

Теперь разберемся со структурой. Ниже я прикрепляю 4 самых первых работ своих учеников по политике. Предлагаю Вам просмотреть их, выделить составные элементы, найти ошибки, если они есть, и отписаться о них в комментариях

Первое эссе

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)

В своем высказывании американский историк и политик Дж. Актон ставит вопрос о влиянии власти на поведение человека, обладающего ей. Это высказывание можно трактовать так: чем больше человека наделяют властью, тем чаще он начинает выходить за границы дозволенного и действовать лишь в своих интересах. Данная проблема не теряла своей актуальности на протяжение многих столетий и истории известны многие случаи, когда безграничная власть правителя приводила страну в разорение.

Раскрытие теоретической части

Так что же такое власть и для чего она существует? Власть — это возможность и способность влиять на поведение людей независимо от их на это желания. В любом государстве власть, прежде всего, направлена на поддержание порядка и контроля за соблюдением законов, но часто чем безграничней становится власть, тем сильнее она развращает человека и перестает быть гарантом справедливости, именно поэтому я полностью поддерживаю мнение Дж.Актона.

Примеры для раскрытия К3

Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.

С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что безграничная власть развращает людей и приносит не столько пользы, сколько разорения и падения уровня жизни населения. В современном обществе абсолютная власть уже не главенствует в большинстве стран, что делает их жителей более свободными и независимыми.

Второе эссе

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади)

Смысл высказывания Саади я вижу в том, что законность является основой построения демократического государства, в то время как тирания противостоит общественному благу и направлена лишь на достижение собственных интересов. В данном высказывании выражены два аспекта: участие граждан в жизни государства при разных политических режимах и отношение правительства к общепринятым законам.

Раскрытие теоретической части

Тирания часто присуща государствам с неограниченной властью одного правителя; в большинстве своем, это страны с тоталитарным режимом. Основным его отличием от демократии — политического режима, которому характерно равенство всех людей перед законом и принадлежность власти народу, является сосредоточение всей власти в руках одного правителя(партии) и контроль над всеми сферами жизни общества. При неограниченной власти, правитель может трактовать законы в собственную пользу, или вообще их переписать, и народ при этом не имеет права выражать собственное мнение, что абсолютно не отвечает принципу законности. Нельзя не согласиться с мнением Саади, и история знает множество подтверждений этому.

Примеры для раскрытия К3

Примером тирании может послужить Италия в период правления Б. Муссолини. Подавив в стране права и свободы, Муссолини установил тоталитарный режим, применял политические репрессии. Возглавляя семь министерств и будучи одновременно премьер-министром, он ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство.

О беззаконности тоталитарного режима говорит А.Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». В произведении показана жизнь бывшего солдата, который, как и многие другие после фронта попал в тюрьму. Солженицын описал положения людей во время правления И.В.Сталина, когда солдаты, сумевшие сбежать из немецкого плена, объявлялись врагами народа и, вместо того, чтобы попасть к своим родным, вынуждены были десятками лет работать в колонии.

Рассмотрев данные примеры, можно прийти к выводу, что при правлении тирана права человека не имеют никакого веса, и народ не имеет права открыто высказывать свое мнение, так как постоянно находится в страхе за свою жизнь.

Третье эссе

В своем высказывании П. Сир выразил свое отношение к проблеме характерных черт и особенностей власти. Автор утверждает, что любые решения, которые когда-либо придется принять обладающему властью человеку, должны быть тщательно продуманными и проанализированными со всех сторон. Данные слова можно рассмотреть с двух точек зрения: положительного и отрицательного влияния власти на общество.

Раскрытие теоретической части

Высказывание П. Сира не теряет своей актуальности и по сей день, ведь все время необдуманные действия приводили к плохим последствиям как для самих руководителей, так и для тех, кто им подчиняется. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора в отношении данной проблемы. Для того, чтобы подтвердить актуальность оной, сперва стоит рассмотреть ее с точки зрения теории.

Начать стоит с самого простого: что же такое власть? Как нам известно, власть – это возможность влиять на поступки и решения людей вопреки их желанию. Обыкновенно подобное происходит как за счет убеждения и пропаганды, так и с помощью применения насилия. Власть является неотъемлемым атрибутом любой организации и человеческой группы, ведь без нее порядок и организация попросту не могут сформироваться. В качестве основных источников власти можно выделить как личное отношение каждого подчиненного к лидеру, так и уровень его авторитета, материального состояния, уровня образования и силы.

Примеры для раскрытия К3

Чтобы подтвердить актуальность высказывания П. Сира, можно привести пример из истории. В качестве непродуманных действий может выступить проведенная царем Алексеем Михайловичем денежная реформа, заменившая серебряные деньги медными. Из-за нехватки в казне монет из последнего материала, именно серебряниками собирались налоги, что в скором времени привело к практически полному обесцениванию медяков. Реформа, не предполагавшая такого варианта развития событий, не позволила исправить положение, что привело к Медному бунту 1662 года. Итогом восстания стало изъятие медных монет из оборота. Данный пример наглядно иллюстрирует нам отсутствие продуманности и логичности в действиях политика, которому пришлось отменять проведенное им преобразование для того, чтобы успокоить разгневанный народ.

В качестве второго примера, на этот раз – удачных и спланированных преобразований, можно привести события из новейшей истории. Речь идет о политике Российской Федерации, проводимой с начала существования оной. Продуманные, планомерные реформы смогли укрепить распавшуюся страну. Также эффектом данных преобразований стало укрепление государства и его позиций на международной экономической и политической арене. Данный пример демонстрирует нам, что политика, предполагающая не внезапные и необдуманные преобразования, а структурированные и последовательные реформы способна привести к улучшению ситуации в государстве.

Подводя итог можно сказать, что проблема особенностей власти и ее характерных черт никогда не перестанет быть одним из самых важных вопросов, от решения которого зависят и будут продолжать зависеть судьбы государств. Особенно сейчас, в постиндустриальный век, для которого характерна глобализация, неправильно осуществленные реформы могут оказать влияние не на отдельные страны, а на все державы вместе.

Четвертое эссе

«Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность.» (М. Дебре)

В своем высказывании М. Дебре выразил свое отношение к основным функциям государства и их важности. Как утверждает автор, именно государственный аппарат играет решающую роль в жизни общества, контролируя нормы и правила его поведения, регламентируя основные законы, а также отвечая за защиту границ страны и сохранение безопасности ее населения. Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон: важности роли государства в жизни общества и в способах воздействия первого на второе.

Слова М. Дебре не теряют своей актуальности и по сей день, ведь вне зависимости от хронологического периода, государство всегда играло ключевую роль в жизни людей. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора. Для того, чтобы подтвердить данные слова, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.

Раскрытие теоретической части

Чем же является само государство? Как нам известно из курса политологии, государством можно называть любую организацию политической власти, располагающей механизмом управления обществом, обеспечивающим нормальную деятельность последнего. Функции государства не ограничиваются какой-либо одной сферой жизни, а затрагивают всю их совокупность. Помимо внутренних функций различают еще и внешние, главнейшей из которых является процесс обеспечения обороны территории государства и налаживание международного сотрудничества.

Примеры для раскрытия К3

Для того, чтобы привести первый пример, обратимся к древнейшей истории. Государства у всех народов начали формироваться по схожим причинам, но в данном случае рассмотрим этот процесс и его последствия на примере восточнославянских племен. Одной из основных предпосылок формирования Древнерусского государства являлась необходимость в защите от внешнего противника – Хазарского каганата. Разрозненные и враждующие друг с другом племена не могли по одиночке справиться с неприятелем, однако после образования государства победа над кочевниками стала лишь вопросом времени. Это наглядно иллюстрирует нам действие одной из важнейших функций государства – оборонительной.

Следующий пример, иллюстрирующий воздействие государства на общество, можно привести из Новой истории. Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны.

Подводя итог можно сказать, что важность роли государства и необходимость исполняемых им функций проверены временем. Без воздействия, оказания какого-либо влияния на граждан страны государственный аппарат попросту не может существовать, а проводимые им изменения способны по-разному восприниматься гражданами

Надеюсь статья помогла Вам разобраться с достаточно проблемным вопросом экзамена. Помогите распространить информацию из этой статьи: кликайте на кнопки социальных сетей и подписывайтесь на обновления блога, чтобы своевременно получать новые статьи на свою электронную почту. Всем пока

Хотите разобраться со всеми темами курса обществознание? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

1)Внимательно изучить высказывание, уяснить его содержание

(разобрать предложение по составу)

2)Рассмотреть в какой сфере находится данное высказывание

3)Постановка проблемы

4)Составление плана изложения:

I. Формулировка проблемы

III. Аргументация своей позиции (без «Я считаю»)

IV. Собственная позиция

Клише для определения собственной позиции:

Анализируя высказывание, можно отметить…

Это можно опровергнуть тем, что…

Кажется на первый взгляд верным…

Опровергается тем, что…

Пример работы с черновиком для эссе на тему высказывания И. Шерра: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

1.Смысл высказывания Автор считает неравенство людей естественным
2. Многоаспектность Неравенство можно рассматривать в разных смыслах: психофизическое, социальное, правовое. Первое, действительно, естественно; о социальном можно спорить; требование равенства всех людей в правах – одна из основных ценностей современного мира.
3. Свое мнение Можно согласиться с автором лишь частично. С одной стороны, есть разные виды неравенства. С другой стороны, социальное неравенство является не только источником развития человеческого общества, но и вызывает острые конфликты.
4. Основные обществоведческие понятия Социальная структура общества, социальная дифференциация, социальная стратификация, критерии социальной стратификации, социальные слои, правовое государство, социальная справедливость.
5. Основные теории Теория социальной стратификации П. Сорокина, идеи утопического социализма Т. Мора, Р. Оуэна, К. Маркса.
6. Примеры Неудачные попытки построить общество всеобщего равенства в СССР. Резкое различие в уровне доходов высших и низших слоев современного российского общества. Социальные революция как последствия резкого социального неравенства.

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 (ЕГЭ): СТРУКТУРА, ФРАЗЫ-КЛИШЕ, ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание C9 Баллы
K1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
K2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
K3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа
Фактическая информация отсутствует ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Максимальный балл

Структура эссе

1. Цитата.

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

Чётко понимаете смысл высказывания;

Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.



2. Определение проблемы высказывания
Чёткая формулировка проблемы высказывания!

3.АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ . Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...

Глобализации общественных отношений;

Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

Обострения глобальных проблем современности;

Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

Развития международной интеграции;

Современной рыночной экономики;

Развития и преодоления мирового экономического кризиса;

Жесткой дифференциации общества;

Открытой социальной структуры современного общества;

Формирования правового государства;

Преодоления духовного, нравственного кризиса;

Диалога культур;

Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

4. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

5. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

6-7. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

8. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки , уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

ЕГЭ по обществознанию обещает стать одним из самых популярных экзаменов по выбору в 2020 году, а это значит, что выпускникам стоит больше узнать о том, каким будет испытание в новом году, какой должна быть структура эссе (задание №), а также на что стоит обратить особе снимание в ходе подготовки.

В данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся написания эссе.

Задание № 29

Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).

В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:

Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:

  • реальные события из общественной жизни;
  • литературные и исторические примеры;
  • ситуации из кинофильмов и театральных постановок;
  • личный опыт.

Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора. В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • политология;
  • правоведение.

В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут. Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.

Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.

Оценивание эссе

За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).

Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво.

ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:

Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2.

Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.

Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.

Как писать эссе

Для того, что бы на самом экзамене по обществознанию в 2020 году не возникло проблем с написанием мини-сочинения, необходимо заранее подготовится – продумать, какой должна быть структура эссе, подобрать актуальные примеры для разных тем, заготовить клише.

Поскольку темы, которые будут предложены экзаменуемым на ЕГЭ в 2020 году заранее не разглашаются, на этапе подготовки ориентироваться можно на самые актуальные направления, определенные для каждого из 5 блоков.

В 2020 году структура эссе по обществознанию не изменится. Мини-сочинение должно включать такие блоки:

  • основная цитата;
  • затрагиваемая проблема;
  • суть высказывания;
  • взгляд самого экзаменуемого на проблему;
  • аргументация мнения;
  • примеры;
  • вывод.

Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по обществознанию, эксперты рассказываются также, о чем не стоит писать в сочинении на ЕГЭ 2020. Так, лишним в тексте будут доказательство актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, фигурирующих в примерах. Чаще всего именно на эти блоки, не добавляющие баллов сочинению, выпускники тратят время зря, вместо того, что бы максимально детализировано расписать смысл высказывания и найти правильные примеры.

Клише

Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в сочинении на ЕГЭ по обществу. Теперь давайте подробнее разберем, как можно собрать необходимое сочинение из заготовленных блоков. Такие блоки называются клише и помогают при написании эссе по обществознанию грамотно строить текст с учетом требований, которые диктует структура и критерии оценивания ЕГЭ 2020.

Предлагаем вашему вниманию подборку основных клише, которые будут полезны при написании эссе практически на любую тему:

Больше о том, как писать мини-сочинение на ЕГЭ 2020 по обществознанию, смотрите в уроке от онлайн-репетитора:

По сути, предмет «Обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках следующих гуманитарных наук: экономика, юриспруденция, философия, социология, политология и в некоторой степени история. Именно поэтому для получения хороших результатов необходима тщательная и заблаговременная подготовка.
Ежегодно наибольшие трудности учащиеся испытывают при выполнении задания С9, за которым традиционно закрепился термин «эссе».
Что такое эссе? «Эссе (французское essai - опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Современная энциклопедия). Оно не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача - высказать мнение. Эссе по обществознанию - творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.
Общеизвестно, что немногим выпускникам удается написать эссе, максимально удовлетворяющее критериям, а ведь от успешного выполнения этого задания порой зависит и успешность всего экзамена в целом.
По итогам прошлого учебного года из 40 учащихся нашей школы, сдававших ЕГЭ по обществознанию, 1 балл за сочинение получили 3 выпускника, 2 балла - 3 выпускника, 3 балла - 18 выпускников, 4 балла - 15 выпускников и только 1 выпускник получил максимальное количество баллов. Каким же образом можно достичь более высоких результатов?
Предлагаю на суд коллег алгоритм, который поможет ученикам тщательнее подготовиться к экзамену.
Алгоритм выполнения задания С9
I абзац состоит из двух частей.
1) Необходимо указать, какую проблему поднимает автор в данном высказывании.
Фразы-клише:
В данном высказывании автор поднимает проблему...
- значимости (чего-либо...),
- роли (чего-либо...) в жизни человека и общества.
2) Важно указать актуальность данной проблемы.
Фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...
В своей жизни я неоднократно задумывался над этим...
Данная тема актуальна для меня лично...
Для общества в целом...
Для современной России...
Для всего человечества...(если в высказывании поднята глобальная проблема).
II абзац состоит из трех частей.
1) Необходимо представить автора.
2) Раскрыть смысл высказывания своими словами (не цитируя автора).
3) Сказать, согласен или нет с мнением автора.
Фразы-клише ко второй части второго абзаца:
Смысл данного высказывания состоит в том, что...
Автор обращает наше внимание на то, что...
Автор убежден в том, что...
Фразы-клише к третьей части второго абзаца:
Я готов(а) согласиться с мнением автора...
Я готов(а) разделить точку зрения автора...
Я готов(а) согласиться с автором в той части высказывания, где он...
Я готов(а) поспорить с мнением автора...
Автор был прав, утверждая, что...
Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора, по поводу... но не могу согласиться...
III абзац состоит из двух частей.
1) Теоретическое аргументирование. Необходимо раскрыть смысл обществоведческих терминов и понятий.
2) Практическая аргументация. Аргументы должны обосновать собственную позицию.
Подтвердить свою точку зрения фактами и примерами из жизни, литературы, истории, СМИ.
IV абзац состоит из одной части - вывод.
Вывод не должен дословно совпадать с суждением, он сводит воедино идеи аргументов и подводит итог рассуждений.
Фразы-клише:
Данная проблема столь многогранна, что дать однозначную оценку весьма сложно...
Проблема, поднятая автором, имеет ряд аспектов, я в своем сочинении попытался(лась) раскрыть лишь один (некоторые) из них. Остальные остались за рамками моего сочинения.
Тема для дискуссий остается открытой...
Я имею иную точку зрения, отличную от авторской...
Таким образом, можно сделать вывод...
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...
Подводя итоги, можно перечислить вопросы, которые связаны с данной проблемой (темой), но остались нераскрытыми...
Выбор темы эссе также является ответственной задачей. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
- имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
- ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
- может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
- владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
- сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Стоит отметить, что данная методика не должна ограничивать выпускника, наоборот, необходимо, чтобы работа была свободной, творческой.
Предлагаю вам некоторые работы выпускников нашей школы.
Эссе-сочинение на тему «Права детей в руках взрослых»

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.
Ф.М.Достоевский

Не только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда богатейшие державы мира тратят миллиарды на вооружение, когда граждане этих государств покупают предметы роскоши, когда столь развита индустрия сельского хозяйства, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы для физического развития.
Увеличились темпы роста детской преступности, молодеют наркомания и алкоголизм. В странах третьего мира очень высок уровень детской смертности, в некоторых регионах сложилась серьезная проблема с детским питанием. На дворе экономический кризис, и он прежде всего губит детство.
Конечно, со времен Достоевского изменилось очень многое и в отрасли права.
Система современного права более гуманна и развита, но вопрос остается открытым. Есть много документов, указов, защищающих права ребенка, но дело даже не в том, нарушаются ли эти права, исполняются ли законы. Проблема, особенно в нашей стране, состоит еще вот в чем: очень низок уровень правовой культуры. Именно по этой причине нарушаются права ребенка.
Один из основных документов - Декларация прав ребенка, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, играющая большую роль в защите детства. Ее содержание было призывом к справедливости в отношении детей.
Однако мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что декларации носят рекомендательный характер и их нормы необязательны для исполнения. Другое дело - конвенция, которая исполняется теми, кто ее подписал. Работа над ней началась в Международный год ребенка (1979), 20 ноября 1989 конвенция была единогласно принята Генеральной Ассамблей ООН, и через год она была ратифицирована нашей страной.
Считаю, что каждый ребенок должен ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка. Некоторые положения конвенции непривычны для обыденного сознания и могут вызвать неправильное восприятие и ошибочную трактовку. Так, право на свободное выражение мысли, воспринятое буквально, может вылиться в неуважительное отношение к взрослым, стать благотворной почвой для хамства. Как видно, любой закон - палка о двух концах, поэтому следует напомнить, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свобода другого человека.
Права детей в руках взрослых? Думаю, да, бесспорно, права подрастающего поколения именно в руках взрослых, которые и приняли все нормативные акты, защищающие права детей, они осуществляют контроль за реализацией этих прав. В свою очередь дети очень сильно зависят от взрослых, которые нарушают права ребенка. Но бывает и по-другому, дети очень часто злоупотребляют своими правами, а местные власти готовы раздуть из любого инцидента международный скандал, что очень хорошо прослеживается в странах Европы и США. Да, на Западе с этим все строго и зачастую утрированно. Видимо, даже в такой теме, как права ребенка, сохраняется старый добрый принцип «все относительно», поэтому я поставил многоточие в название эссе...

Эссе-сочинение на тему «Торжество над самим собой есть венец философии» (Диоген)
Я готов согласиться со словами Диогена и принимаю его точку зрения. Но чтобы утверждать так или иначе, нужно знать, кто этот человек и чем он занимался.
Диоген из Синопа - бывший владелец чеканной мастерской, осужденный за порчу монеты и проданный в рабство; человек, кричавший на невольничьем рынке: «Кто хочет купить себе господина?!» Диоген, бросивший вызов моральным устоям и общественным ценностям Афин того времени - один из немногочисленных философов, проповедовавших так, как живут, и живших так, как проповедуют.
Он вел нищенский и аскетичный образ жизни: спал в бочке, служившей ему домом, ел в основном чечевицу и капусту. Конечно, образ жизни этого мыслителя многих заставляет задуматься о его адекватности, да и сам философ называл себя «собака-Диоген». Он всю жизнь старался очистить себя от всего лишнего и искренне считал, что через внешний аскетизм можно прийти к мудрости и гармонии.
Но вернемся к высказыванию. Попытаюсь раскрыть его смысл. Я бы особо выделил слово «торжество». Торжествуют, когда рады чему-либо: удаче, победе. Думаю, философ хотел сказать именно это. Диогеново торжество - это торжество победы над самим собой, что можно подтвердить примером из жизни Диогена. Однажды он сидел у ручья и наблюдал за маленьким мальчиком, который пил воду, зачерпывая ее руками. Мыслитель воскликнул: «Этот мальчик превзошел меня в простоте» - и после этого Диоген выкинул свою миску, которой раньше черпал воду. Тогда у ручья Диоген, как он сам считал, приблизился на шаг к простоте, восторжествовав над самим собой и избавившись от лишнего.
Именно торжество над собой после усилия и борьбы спасает многих. Без него мы не имели бы таких удивительных рекордов в спорте. Вспомните нашу паралимпийскую сборную, показавшую гораздо лучший результат, чем сборная физически полноценных людей. Победа над собой усилием воли помогает достичь таких высот. Без этого мы бы не выиграли войну, только сила духа позволяла бойцам идти в бой с одной винтовкой на двоих, а летчику Маресьеву станцевать «Яблочко» на протезах. Все это примеры победы над самим собой.
Я бы сказал, что торжество над самим собой есть венец не просто философии, а философии жизни, что, конечно, является отдельной темой для дискуссии. Нужно ли человеку жить, превозмогая себя, торжествуя над собой, или жить в праздности?! Каждый сам решает, что ему лучше и ближе. В любом случае тема остается открытой.

​Лилиана АГАЯН, учитель истории и обществознания средней школы №75 Краснодара