Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  К олимпиадам олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему. К олимпиадам олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему Обе стороны подписали консенсус какая ошибка

К олимпиадам олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему. К олимпиадам олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему Обе стороны подписали консенсус какая ошибка

  1. Учебное пособие может быть полезно студентам всех экономических специальностей, изучающих дисциплины «Экономика труда» и«Экономика и социология труда». Оглавление

    Документ

    ... оценке их сложности с помощью системы баллов . Результат оценки – ... состоит из должностного оклада и вознаграждения за ... может быть получен в результате их стимулирующего воздействия. С этой целью устанавливаются как удельные, так и максимальные ...

  2. Эксплуатация и ремонт технологических трубопроводов под давлением до 10,0 мпа 100 кгс/см

    Документ

    ... 83 ... них ... максимальная ... заданного ... состоит из ... из -за уменьшения пластичности металла. 16.15 . Трубы из ... может быть ... пунктами 15 .13; 15 .14; 15 .24; 15 ... быть забракованы, если суммарный балл , полученный сложением наибольших баллов , установленных при раздельной оценке ...

  3. Контрольные вопросы и задания (2)

    Контрольные вопросы

    Вопросы и задания 1. Из каких частей состоит учетный регистр... из них первому виду риска дал 2 балла , второму – 1, третьему – 4, четвертому – 3, пятому – 5 баллов . В этом случае суммарный ... убытка может быть получен . Таким образом, методы оценки готовой...

  4. Практическая психология

    Учебник

    Приводит к рассеянности. Но рассеянность может быть и следствием максимальной собранности и сосредоточенности на основном объекте... . Ваша задача состоит из двух пунктов : все, что вы обнаружили, воспринимайте без оценок и суждений...

  5. Учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 060600 «Мировая экономика» Москва ид фбк-пресс 2002

    Документ

    ... состоит из ... пункта принятия решения результат максимизируется. Лучшее решение принимается по максимальному ... может быть получен на основании использования в процессе анали­за как абсолютных, так и относительных критериев оценки ... 83 ) где Спн - суммарные ...

О. М. КРАИНИК

Подготовка учащихся 1Х-Х1 классов к олимпиадам по русскому языку

Стилистика. Культура речи

Задание I. Перед вами отрывок из стихотворения Е. А. Баратынского. Как называется это стихотворение? Почему вы так думаете? Дайте анализ художественных средств, с помощью которых создается образ явления природы, описанного в стихотворении.

Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою.

Задание 2. С помощью чего создается комический эффект в предложении: Собака принципиально отличается от человека тем, что не умеет лаяться.

Задание 3. От приведенных ниже глаголов образуйте литературную форму 2-го лица ед. числа повелительного наклонения, поставьте ударение.

Уведомить, поехать, умилостивить, вывести, выщипать, клеить, выхлестать.

Задание 4. В приведенных предложениях использованы стилистические приемы на основе переносного значения слов. Назовите эти приемы, раскройте их роль в каждом предложении.

1) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (Пушкин).

2) Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? (Он же).

3) В старинном графине колебалось рубиновое пламя вина. (М. Горький).

Продолжение. Начало см.: РЯШ. - 2012. -№ S-7.

Задание S. Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются, создавая комический эффект в отрывке из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие нарушения норм оформления документа вы заметили?

Я очень прошу выдать мне удостоверение, - заговорил, дико оглядываясь, Николай Иванович, но с большим упорством, - о том, где я провел предыдущую ночь.

На какой предмет? - сурово спросил кот.

На предмет представления милиции и супруге, - твердо сказал Николай Иванович.

Удостоверений мы обычно не даем, - ответил кот, насупившись, - но для вас, так и быть, сделаем исключение.

И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:

Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись - Бегемот.

А число? - пискнул Николай Иванович.

Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, - отозвался кот, подмахнул бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу. После этого Николай Иванович бесследно исчез.

Задание 6. Перед вами фраза-каламбур. Какое языковое явление использо-

О, сицилийский рай! Апельсины, грейпфруты, гранаты, автоматы, пистолеты! (М. Мишин).

Задание 7. Какие изобразительно-выразительные средства языка в предложенном отрывке подчеркивают никчемность существования лирического героя? Оформите ответ в виде рассуждения на лингвистическую тему.

Он жаждал воли и покоя, А годы шли примерно так, Как облака над мастерскою, Где горбился его верстак.

(П астер нак).

Задание 8. Представьте, что вы являетесь литературным редактором. Проверьте указанные ниже примеры на соблюдение одного из важнейших требований к любому тексту - смысловой точности - и укажите, если есть, ошибки.

2) На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов.

3) Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии.

4) С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет.

5) Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.

6) Обе стороны подписали консенсус.

7) Икебана - букет, составленный из засушливых цветов.

8) Один неосмотрительный шаг - и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

9) По данным Гидрометцентра, за эти три дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

10) Журналисты владеют большой толикой информации.

Задание 9. Что вы знаете о таком явлении, как языковая игра? Прокомментируйте способы языковой игры в приведенных ниже предложениях. Объяс-

ните механизм, на основе которого строится обыгрывание языковых единиц.

1) Олигарх от олигарха далеко не падает.

2) Хороните деньги в Сберегательном банке.

3) Одна голова хорошо, а с мозгами - лучше. 4) Шредер не дас ист фантастиш. 5) Лучший выход из российского кризиса - Шереметьево-2.

Задание 10. В книге В. В. Катаняна «Лиля Брик. Жизнь» о поэте Владимире Маяковском читаем: ... Он откинулся на спинку кресла, вытянул ноги из-под стола и любезно осведомился - чем он обязан посещением? Есть ли в данном фрагменте ошибки?

Задание 1. Стихотворение называется «Водопад». Примерный анализ:

1) Метафора дымная бездна. Возникает образ чего-то глубокого, не имеющего дна, и сразу же ассоциация с водой, потому что только вода может создавать завесу «дыма» из капель, брызг.

2) Сравнение как очарованный, стою над дымной бездною твоею позволяет представить картину всепоглощающей стихии, ее непредсказуемости.

3) Сочетание речь безглагольную твою наводит на мысль о «речи без слов». Древнее глаголати - «говорить». Речь без слов может реализовываться только звуками. Падение воды с высоты как раз и сопровождается такими звуками, которые похожи на струящийся поток речи.

4) Глагол мнится подтверждает тот факт, что «речь» водопада понять невозможно. Можно только восхищаться неуправляемой стихией, представляя себя рядом с ней.

Задание 2. Лаять - издавать лай (прям.); бранить, ругать (перен., про-сторечн.). Лаяться (просторечн.) - браниться, ругаться. Употребляется только с существительными одушевленными, обозначающими лиц, которые умеют разговаривать. Комический эффект создается за счет сближения прямого и переносного значений слов.

Задание 3.

Уведомить - уведоми(мь); поехать - поезжай; умилостивить - умилостивь; вывести - выведи; выщипать - выщипли; клеить - клей; выхлестать - выхлещи.

Задание 4.

1) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал - метонимический перенос; метонимия позволяет в обобщенной (более краткой)

форме говорить как об отдельных произведениях названных авторов, так и об их творчестве в целом, вообще о существовании этих писателей, об отношении к их творчеству.

2) Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни - перифраза; весна - молодость (пора цветения, радости, жизни), золотые (златые) - счастливые, прекрасные; данная перифраза выделяет существенные признаки молодости, юности.

3) В старинном графине колебалось рубиновое пламя вина - метафорический перенос, метафора; скрытое сравнение вина и пламени создает образ таинственного (старинного), способного зажечь огонь внутри души вина, рубиновый цвет говорит о глубине чувств, эмоций. Такое вино побуждает к воспоминаниям, будит скрытые страсти.

Задание S. Основные черты официально-делового стиля, которые пародийно обыгрываются в художественном тексте, создают комический эффект:

1) использование специфической лексики, устойчивых штампов и клише (на предмет представления милиции и супруге, сим удостоверяю, предъявитель сего, привлечен в качестве);

2) конкретизация, уточнения (боров);

3) наличие подписи.

Нарушения норм:

1) неправильное название документа (такой документ должен называться справкой, а не удостоверением);

2) несоответствие печати форме документа;

3) наличие ошибки в слове (* уплочено*, нормативно уплачено);

4) отсутствие числа (документ действителен только при наличии числа).

Комический эффект создается попыткой описать с помощью стандартного документа предельно нестандартную ситуацию.

Задание 6. В основе каламбура лежит такое языковое явление, как лексическая омонимия. Слово гранаты имеет два значения: I) южный фрукт; 2)ме-тательный взрывающийся снаряд. Включение слова гранаты в центр перечисленного ряда создает так называемый эффект обманутого ожидания: ряд начинается названиями фруктов, а заканчивается перечислением видов оружия. Так в лаконичной языковой форме выражается ирония: сицилийский рай - это ад мафиозных разборок.

Задание 7. Ученик должен отметить следующие средства:

1) антитеза 1-й строки и трех последних при помощи союза а и ярких лексических противопоставлений (жаждал, покой - воз-выш. / мастерская, горбился - снижен.);

2) сравнение годы. как облако подчеркивает мимолетность бытия. Причем волю и покой можно соотнести с облаками: последние подвластны ветру (несвободны) и все время куда-то бегут, т.е. жизнь проходит сама по себе, лирический герой на нее не влияет;

3) олицетворение горбился верстак перечеркивает слово жаждет. Быт и суета - важнее, главнее, они постепенно «съедают» человека.

Задание 8. В предложениях допущены следующие ошибки:

1) Слово декада означает «период времени длительностью в 10 дней». В предложении же говорится о периоде в 5 дней.

2) У античных богов нет и не может быть фамилий.

3) Неудачное, неточное употребление слова неуютно.

4) Неверное употребление слова туристы по отношению к обозначенному периоду времени.

5) Употребление словосочетания сегодня неузнаваемы придает всему предложению неверный смысл (кажется, что раньше чемпионы играли плохо).

6) Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

7) Ошибка в употреблении паронимов. Вместо засушливых следовало бы засушенных.

8) Неверное употребление предложения с личным местоимением (она), которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении (нога или лужица?).

9) Неверное выражение случаи ДТП. Случаями могут быть, например, заболевания. Здесь: участились ДТП.

10) Неверное употребление слова толика (может быть только маленькой). Следует: владеют большим количеством информации.

БУБНОВА Г.И. - 2008 г.

  • БИЛИНГВАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА «ПОЛИГЛОТ»

    АНИЩЕНКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, БЕЛОУС АННА БОРИСОВНА, РОКУНОВА ОКСАНА ЕВГЕНЬЕВНА - 2013 г.

  • ОБ ИТОГАХ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2009 ГОДУ

    БЕЛОВ А.М., ГРИГОРЬЕВ А.В. - 2010 г.

  • ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ «УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО»

    БАЖАНОВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ, НИКОЛАЕВА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - 2014 г.

  • В китайском Ханчжоу завершился саммит «Большой двадцатки». Как и в предыдущие годы, мировые лидеры на полях G20 обсудили проблемы мировой экономики, энергетики и совместное противодействие терроризму. В этом году ключевыми темами переговоров российский делегации стало урегулирование ситуации на востоке Украины, сирийский вопрос и нефтедобыча.

    За эти два дня Владимир Путин успел несколько раз «на ногах» переговорить с президентом США Бараком Обамой и обсудить сотрудничество с турецким лидером Реджепом Эрдоганом, впервые встретился с новым премьером Великобритании Терезой Мэй и поговорил о «нормандском формате» с Ангелой Меркель и Франсуа Оландом, а также провел неформальную встречу с лидерами БРИКС и подарил коробку мороженого «хозяину» саммита Си Цзиньпиню.

    До чего договорились российская сторона и лидеры «Большой двадцатки»?

    Украина

    Вопрос урегулирования ситуации на Украине стал главной темой переговоров с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель. Изначально планировалось, что тема будет обсуждаться на трехсторонней встрече, однако позже помощник президента России Юрий Ушаков сообщил, что мероприятие отменяется, так как «наши коллеги предпочли, ссылаясь на график, провести две двусторонние встречи».

    Изначально президент Украины Петр Порошенко, несмотря на то, что Украина не является членом G20, предлагал воспользоваться саммитом в Ханчжоу, чтобы провести заседание нормандского формата на высшем уровне.

    «Эта встреча не была согласована, а после известных событий в Крыму наш президент четко заявил о своем отношении к такому возможному контакту. Мы отказалась даже рассматривать такую перспективу», — заявил помощник российского президента.

    Напомним, тогда, по официальной версии российских властей, украинские диверсанты, в том числе кадровые сотрудники украинской разведки, планировали организовать несколько взрывов на стратегических объектах в Крыму. После этого Порошенко поручил привести в боевую готовность подразделения в этом районе, а Россия провела учения в Крыму в рамках внезапной проверки боеготовности вооруженных сил.

    Сразу после инцидента Владимир Путин заявил, что запланированные встречи в «нормандском формате» бессмысленны, так как власти Украины «вместо того, чтобы искать способ мирного урегулирования, перешли к практике террора».

    Олланд объявил о новой встрече «нормандской четверки»

    В Ханчжоу после встречи с Путиным французский президент заявил, что стороны договорились в ближайшие недели организовать саммит с участием Германии, Франции, России и Украины. Эту договоренность также подтвердила Меркель.

    «Мы должны решить вопросы, которые блокируют [выполнение Минских соглашений] сегодня — в частности, предоставление [отдельным районам Донецкой и Луганской областей] специального статуса, ситуацию с безопасностью и отсутствие доверия между сторонами [конфликта]», — заявил французский президент.

    Любопытно, что, несмотря на анонс Олланда о проведении новой встречи в «нормандском формате», на официальном сайте российского президента об этой договоренности ничего не сказано: в коммюнике по итогам встреч фигурируют лишь фразы о необходимости дальнейшего взаимодействия «нормандской четверки».

    Встреча Путина и Олланда. Фото: пресс-служба Кремля

    Украинский вопрос на саммите также затронул президент США Барак Обама. В отличие от Путина, он все-таки провел трехстороннюю встречу с Олландом и Меркель, однако детали разговора неизвестны.

    Обама: пока не будут выполнены минские соглашения, США не снимут санкции

    После личной беседы с Путиным, на которой также обсуждалась Украина, Обама ясно дал понять, что США не снимут с России санкции, пока не будут выполняться минские соглашения.

    «Важно обеим сторонам воспользоваться возможностью в ближайшие недели, чтобы финализировать документ и понять последовательность, в которой документ будет воплощен в реальность», — добавил американский лидер.

    В Кремле на вопрос о дальнейшем продолжении сотрудничества в «нормандском формате» ответили уклончиво, отметив, что перед тем, как определиться «предстоит проделать еще немалую работу».

    Позже на пресс-конференции Владимир Путин описал будущее переговоров так: «Я сказал главам Франции и ФРГ, что вопрос не в том, встречаться или не встречаться. Вопрос в том, чтобы искать решения. И никто, как я вижу, не хочет встречаться просто для того, чтобы встретиться. Может быть, кроме Порошенко».

    Сирийский вопрос

    Варианты выхода из сирийского кризиса в этот раз с особым интересом обсуждали в основном главы внешнеполитических ведомств. В частности, Сергей Лавров и Джон Керри обсудили режим прекращения боевых действий и российско-американское взаимодействие в борьбе с террористическими группировками.

    После встречи Керри сообщал журналистам, что у Москвы и Вашингтона осталась «пара острых серьезных вопросов», и позиции по ним, видимо так и не сошлись: как сообщил Reuters высокопоставленный источник из Госдепа, Ларов и Керри не смогли выработать единый подход к решению сирийской проблемы.

    По словам Владимира Путина, Сирия — это «первая тема», которая обсуждалась на встрече с Обамой. В отличии от членов делегации, главы США и России почувствовали «некоторое сближение позиций и понимание того, что можно было бы сделать для разрядки в Сирии», и уже сейчас стоят «на правильном пути».

    Вместе с тем канцлера ФРГ Ангелу Меркель больше волновал вопрос доставки гуманитарной помощи в Алеппо. Она подчеркнула, что Путин имеет достаточно влияния для установления перемирия в регионе и может сыграть большую роль в обеспечении гуманитарной помощью мирного населения, так как этот вопрос не терпит отлагательств.

    Переговоры о дальнейшей судьбе Сирии проходили на фоне турецкой операции «Щит Евфрата». 24 августа Турция ввела на сирийскую территорию около 40 танков, которые поддерживали почти тысячи сирийских повстанцев. Меньше чем через две недели власти Турции заявили об освобождении границы с Сирией от «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России), а боевики лишились контроля над населенными пунктами от Азаза до Джераблуса.

    После саммита Путин признался, что ввод турецких войск в Сирию не стал для России неожиданностью, тем более, что перемещения турецких войск были заметны.

    «Что касается неожиданности, у нас для этого и существует министерство иностранных дел, и специальные службы, чтобы у нас было поменьше неожиданностей. В принципе мы понимали, что происходит, куда дело идет. Видно же, и передвижения видны, и устремления, и проблемы видны, которые возникают у той же Турции в связи с событиями в Сирии. А у нее возникают такие проблемы», — добавил он, отметив, что Москва не приветствует никаких действий, которые противоречат нормам и принципам международного права.

    Нефть

    Одним из главных итогов саммита Ханчжоу можно считать подписание совместного заявления России и Саудовской Аравии о стабилизации рынка нефти и стратегическом партнерстве в сфере энергетики. По словам министра энергетики Александра Новака, это соглашение фактически открывает новую эру сотрудничества «с нашими арабскими друзьями».

    Стороны активно обсуждают возможность заморозки добычи нефти на три или шесть месяцев

    Суть соглашения такова: Россия и Саудовская Аравия договорились создать совместную мониторинговую рабочую группу, которая будет отслеживать показатели рынка нефти и вырабатывать совместные действия для обеспечения стабильности и предсказуемости рынка. Помимо этого стороны активно обсуждают возможность заморозки добычи нефти на три или шесть месяцев.

    На фоне новостей о подписании совместного заявления мировые цены на нефть росли более чем на 5%.

    На пресс-конференции в Ханчжоу Владимир Путин, говоря об энергетике, отметил, что цены на нефть сейчас несправедливые и могли бы быть чуть повыше. Однако у России нет поводов для переживаний: по словам президента, «сегодняшняя цена нас в принципе устраивает».

    Закрывая саммит, хозяин мероприятия Си Цзиньпин резюмировал, что в этом году был сделан прорывы в сотрудничестве в области борьбы с коррупцией. После G20 в Китае решили открыть центр по исследованию этой проблемы, а страны «Большой двадцатки» приняли план противодействия коррупции на 2017-2018 годы.

    В итоговом коммюнике международные лидеры призвали всех членов «двадцатки» ратифицировать антикоррупционную конвенцию ООН. Россия подписала документ еще в 2003 году, однако до сих пор не ратифицировала несколько пунктов, в том числе ст.20 «Незаконное обогащение». Однако ни российский лидер, ни делегаты в рамках саммита так и не сделали никаких официальных заявлений на этот счет.

    10 класс

    1. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:

    ивербаубрата

    формагрома

    дорожкапанизуве

    Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

    Ответ:

    1. Аббревиатура

    2. Орфограмма

    3. Звукоподражание

    4. Алфавит

    Оценка:

    За каждый термин 2 балла, в сумме - не более 8 баллов.

    За указание отличающегося по значению термина с обоснованием - 2 балла.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    2. В разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга местом ударения и качеством согласного. Приведите словарные синонимы этих слов. Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки над i ? Для чего он служит? В чем его отличие от остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.

    Ответ:

    1) Это междометия да и нет (угу и не-а ).

    2) Во фразе расставить все точки над i перед i прозносится гортанная смычка (кнаклаут).

    3) Данный звук служит для того, чтобы препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).

    4) Это смычный гортанный согласный, образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в том, что он произносится не в ротовой полости.

    Оценка:

    за ответ на первый вопрос - 2 балла;

    за ответ на второй вопрос - 1 балл;

    за ответ на третий вопрос - 2 балла;

    за ответ на четвертый вопрос - 2 балла за указание на образование звука не в ротовой полости, по 1 баллу за указание на гортань, голосовые связки, смычку.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    3. В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё . Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё . Объясните ваше решение.

    А) И се Минерва ударяет

    В верьхи Рифейски копием;

    Сребро и злато истекает

    Во всем наследии твоем.

    Плутон в расселинах мятется,

    Что россам в руки предается

    Драгой его металл из гор,

    Который там натура скрыла;

    (М. В. Ломоносов)

    Б) Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдет.

    (И. А. Крылов)

    В) Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    Как молоком облитые,

    Стоят сады вишневые,

    Тихохонько шумят;

    Пригреты теплым солнышком,

    Шумят повеселелые

    Сосновые леса;

    А рядом новой зеленью

    Лепечут песню новую

    И липа бледнолистая,

    И белая березонька

    С зеленою косой!

    (Н. А. Некрасов)

    Г) Деревня, где скучал Евгений,

    Была прелестный уголок;

    Там друг невинных наслаждений

    Благословить бы небо мог.

    Господский дом уединенный,

    Горой от ветров огражденный,

    Стоял над речкою...

    (А. С. Пушкин)

    Ответ:

    1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.

    2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.

    3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.

    4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.

    Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.

    Итого: максимум - 8 баллов.

    4 . В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

    (Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h - такой же звук, как в словах ого, ага ; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž - звук, похожий на русский звук [ж]).

    Ответ:

    чешского языка

    Значения

    этих слов

    Комментарий

    молодежь

    Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.

    прикосновение

    Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.

    dovažek

    Ср. русск. важный, вага ‘вес, тяжесть", ‘большие весы на торговой площади", ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей"; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы".

    Ср. русск. дроги ‘погребальная повозка, колесница".

    Ср. русск. глина .

    hnilička

    перезрелая груша

    Ср. русск. гнить (гнилой, гниль ) ‘разрушаться, портиться, разлагаться".

    Ср. русск. голытьб а ‘беднота, оборванцы".

    hrabivost

    корыстолюбие

    Ср. русск. грабить ‘отнимать силой в разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиями", грабеж, грабитель .

    chapadlo

    щупальце

    Ср. русск. хапать ‘хватать"

    Ср. русск. хрупат ь ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском".

    (Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)

    0, 5 балла - за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    5. Согласно словарю В.И.Даля, слово преподобный может применяться как к святым людям (святой преподобный князь ), так и к инструментам: преподобный топор, преподобное долото .

    Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.

    Ответ:

    В современном русском языке слово преподобный - однокоренное с подобный, бесподобный, подобие, подобать (подобает, подобающий ), уподобить .

    Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как следование должному, установленному порядку, образцу. Сравни: как подобает - как надлежит, следует, принято, должно ; подобающий - такой, какой необходимо, обладающий набором определенных, необходимых качеств ; бесподобный - тот, который нельзя сравнить с образцом (сравни: В.И.Даль: чему нет подобного относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный ), уподобить - сравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по образцу чего-либо.

    Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре- : очень, весьма достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик в соответствующей деятельности . Сочетание преподобный топор В.И.Даль истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный .

    Оценка:

    3 (2+1) балла - подбор родственных слов и описание их значения (2 балла - за 1-3 слова + 1 балл, если слов больше 3-х).

    3 балла - истолкование исконного значения слова преподобный через сравнение с родственными словами.

    2 балл - объяснение выражения преподобный топор .

    Итого: максимум - 8 баллов.

    6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете его смысл?

    Девица Подзатылкина замечательна только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)

    Ответ:

    В данном предложении обыгрывается многозначность прилагательного замечательный : 1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных, противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.

    Фраза допускает разные истолкования:

    А) Девица Подзатылкина отличалась от других исключительной (выдающейся) заурядностью.

    Б) Девица Подзатылкина была хороша уже тем, что не привлекала к себе внимания.

    В) Заурядность Подзатылкиной - ее единственное положительное качество.

    Оценка:

    Указание на многозначность прилагательного - 1 б., указание на употребление прилагательного в разных значениях - 1 б., определение значений прилагательного - 2 б. + 2 б., указание на использование особой стилистической фигуры - 1 б., истолкование разных смыслов фразы - 3 б.

    Всего - 10 б.

    7 . Какие значения слова двор можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями.

    гостинодворец, дворик, дворище, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная (перепись), подворье.

    Ответ:

    Слова, производные от многозначного слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.

    1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая (постройка),задворки (задняя часть двора).

    2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище, однодворец, подворная (перепись), подворье .

    3) От названий учреждений, заведений (гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т.п.) образовано только одно слово - гостинодворец .

    Оценка:

    За правильное распределение всех 10 слов - 10 б.

    8. Объясните, почему в русских сказках о животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья Ивановна (лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья Ивановна (свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую роль играет в именовании слово Иванович ?

    Ответ :

    А) Человеческие имена (Лисафья, Хавронья, Михайло ), а также антропоморфные имена животных, уподобляемые антропонимам (Котофей - Тимофей, Дорофей, Досифей, Петушайло - Михайло ) в русских сказках выполняли функцию персонификации . Они подчеркивали иносказание , аллегорический смысл сказки.

    Б) Слово Иванович в именованиях животных условно (у них не было отца по имени Иван). Русское слово Иванович , как и украинское по происхождению слово батькович , способно замещать любое отчество, компенсировать его отсутствие. Это квазиотчество .

    В) Слово Иванович наделяет животных русской национальностью. Имя Иван встречалось в русских святцах более 70 раз, этим вызвано его частое использование в именованиях русских людей. Отчество Иванович было также одним из самых распространенных. Ср. в «Русских сказках» А.М.Горького: «Жили-были Иванычи - замечательный народ! Что с ними не делай - ничему не удивляются!»

    Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок наделяются свойствами взрослых людей.

    Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их привилегированное положение в сказочном мире.

    Оценка:

    Указание на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им названия животных) - 1 б.,

    Определение функции персонификации - 1 б.,

    Роль в создании иносказательности сказки - 1 б.,

    Условность отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) - 2 б.

    Характеризующая функция именований: указание на национальность (2 б.) , взрослость (1 б.), привелигированное положение (1 б.).

    Всего: 9 б.

    9 . В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

    «И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах... зъ ∙в̃∙маштукама » (1698 г.).

    Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.

    Ответ:

    «И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах... с двумя штуками».

    Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2, а -ма - это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма; заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в] в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте - два .

    Оценка:

    За правильное прочтение двема штукама - 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ - 1 балл, за определение формы штукама - 1 балл, за фонетический аргумент - 3 балла.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    10 . Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

    1. Обе стороны подписали консенсус.

    2. Икебана - букет, составленный из засушливых цветов.

    3. Один неосмотрительный шаг - и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

    4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

    5. Журналисты владеют большой толикой информации.

    Ответ:

    1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

    2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

    3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

    4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

    5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

    по 2 балла за ответ на каждый вопрос.

    Итого - 10.

    11 класс, рег.этап 2008-2009 рус.яз22.10.2010 г.

    Задания для проведения Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

    Вопрос № 1

    Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

    Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе?

    Какой ещё звук возможен в том же положении?

    Вопрос № 2

    Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать её с исторической точки зрения.

    Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

    Исчезнуть, мешок, трущоба.

    В чём своеобразие этих написаний?

    Вопрос № 3

    Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

    Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, в какой ситуации какая из предложенных фраз уместнее и объясните, почему это так.

    А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно...?»

    Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно...?»

    Вопрос № 4

    Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

    В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них - славянского происхождения, а другое - заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?

    Вопрос № 5

    Участники должны продемонстрировать осведомлённость в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

    В церковнославянской Псалтыри мы читаем:

    не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#)

    Что означает глагол смущаться в данном контексте?

    Вопрос № 6

    Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

    В каких из перечисленных ниже примеров омонимы используются как основа осознанной словесной игры?

    а) Народ был, народ есть, народ будет есть.

    б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

    в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени,

    но и зрителей.

    г) Отпуск не проведёшь: он всегда кончается вовремя.

    1) а, б, в, г;

    Вопрос №7

    Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемнённой, но ощутимой внутренней формой.

    Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:

    почти, надсадный, достоверный, жмот.

    Вопрос № 8

    Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

    Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:

    1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;

    2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется,

    не потоп, но и не засуха;

    3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса;

    птичкиным языком;

    4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти

    сквозь ушко иголки.

    Вопрос № 9

    Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в разных жанрах и стилях речи.

    Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

    О какой переделке документа идёт речь и как при этом меняется его жанр?

    Вопрос № 10

    Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

    Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение

    Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный?

    Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

    Вопрос № 11

    Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

    Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семёрка слов.

    де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х <...>

    диабе́т [бье́] <...>

    диа́гноз! удар. диагно́з устар. <...>

    диало́г! удар. диа́лог устар. <...>

    диане́тика [нэ] <...>

    дикобра́з! неправ. дикообра́з <...>

    длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] <...>

    Как называется словарь, из которого они были взяты?

    Для чего предназначены такие словари?

    10 класс

    1. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:

    ивербаубрата

    формагрома

    дорожкапанизуве

    филатав

    Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

    Ответ:

    1. Аббревиатура

    2. Орфограмма

    3. Звукоподражание

    4. Алфавит

    Оценка:

    За каждый термин 2 балла, в сумме - не более 8 баллов.

    За указание отличающегося по значению термина с обоснованием - 2 балла.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    2. В разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга местом ударения и качеством согласного. Приведите словарные синонимы этих слов. Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки над i ? Для чего он служит? В чем его отличие от остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.

    Ответ:

    1) Это междометия да и нет (угу и не-а ).

    2) Во фразе расставить все точки над i перед i прозносится гортанная смычка (кнаклаут).

    3) Данный звук служит для того, чтобы препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).

    4) Это смычный гортанный согласный, образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в том, что он произносится не в ротовой полости.

    Оценка:

    за ответ на первый вопрос - 2 балла;

    за ответ на второй вопрос - 1 балл;

    за ответ на третий вопрос - 2 балла;

    за ответ на четвертый вопрос - 2 балла за указание на образование звука не в ротовой полости, по 1 баллу за указание на гортань, голосовые связки, смычку.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    3. В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё . Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё . Объясните ваше решение.

    А) И се Минерва ударяет

    В верьхи Рифейски копием;

    Сребро и злато истекает

    Во всем наследии твоем.

    Плутон в расселинах мятется,

    Что россам в руки предается

    Драгой его металл из гор,

    Который там натура скрыла;

    (М. В. Ломоносов)

    Б) Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдет.

    (И. А. Крылов)

    В) Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    Как молоком облитые,

    Стоят сады вишневые,

    Тихохонько шумят;

    Пригреты теплым солнышком,

    Шумят повеселелые

    Сосновые леса;

    А рядом новой зеленью

    Лепечут песню новую

    И липа бледнолистая,

    И белая березонька

    С зеленою косой!

    (Н. А. Некрасов)

    Г) Деревня, где скучал Евгений,

    Была прелестный уголок;

    Там друг невинных наслаждений

    Благословить бы небо мог.

    Господский дом уединенный,

    Горой от ветров огражденный,

    Стоял над речкою...

    (А. С. Пушкин)

    Ответ:

    1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.

    2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.

    3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.

    4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.

    Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.

    Итого: максимум - 8 баллов.

    4 . В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

    (Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h - такой же звук, как в словах ого, ага ; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž - звук, похожий на русский звук [ж] ).

    Слова чешского языка

    Значения этих слов

    dorost

    dotyk

    dovažek

    dráha

    hlína

    hnilička

    holota

    hrabivost

    chapadlo

    chrup

    перезрелая груша

    прикосновение

    довесок

    молодежь

    сброд

    корыстолюбие

    зубы

    щупальце

    земля

    трамвай

    Ответ:

    Слова

    чешского языка

    Значения

    этих слов

    Комментарий

    dorost

    молодежь

    Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.

    dotyk

    прикосновение

    Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.

    dova ž ek

    довесок

    Ср. русск. важный, вага ‘вес, тяжесть", ‘большие весы на торговой площади", ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей"; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы".

    dr á ha

    трамвай

    Ср. русск. дроги ‘погребальная повозка, колесница".

    hlina

    земля

    Ср. русск. глина .

    hnili č ka

    перезрелая груша

    Ср. русск. гнить (гнилой, гниль ) ‘разрушаться, портиться, разлагаться".

    holota

    сброд

    Ср. русск. голытьб а ‘беднота, оборванцы".

    hrabivost

    корыстолюбие

    Ср. русск. грабить ‘отнимать силой в разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиями" , грабеж, грабитель .

    chapadlo

    щупальце

    Ср. русск. хапать ‘ хватать "

    chrup

    зубы

    Ср. русск. хрупат ь ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском".

    esko - rusk ý slovn í k . Pod veden í m K . Hor á lka , B . Ilka , L . Kopeck é ho . Praha, 1965)

    Оценка:

    0, 5 балла - за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    5 . Согласно словарю В.И.Даля, слово преподобный может применяться как к святым людям (святой преподобный князь ), так и к инструментам: преподобный топор, преподобное долото .

    Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.

    Ответ:

    В современном русском языке слово преподобный - однокоренное с подобный, бесподобный, подобие, подобать (подобает, подобающий ), уподобить .

    Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как следование должному, установленному порядку, образцу. Сравни: как подобает - как надлежит, следует, принято, должно ; подобающий - такой, какой необходимо, обладающий набором определенных, необходимых качеств ; бесподобный - тот, который нельзя сравнить с образцом (сравни: В.И.Даль: чему нет подобного относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный ), уподобить - сравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по образцу чего-либо.

    Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре- : очень, весьма достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик в соответствующей деятельности . Сочетание преподобный топор В.И.Даль истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный .

    Оценка:

    3 (2+1) балла - подбор родственных слов и описание их значения (2 балла - за 1-3 слова + 1 балл, если слов больше 3-х).

    3 балла - истолкование исконного значения слова преподобный через сравнение с родственными словами.

    2 балл - объяснение выражения преподобный топор .

    Итого: максимум - 8 баллов.

    6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете его смысл?

    Девица Подзатылкина замечательна только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)

    Ответ:

    В данном предложении обыгрывается многозначность прилагательного замечательный : 1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных, противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.

    Фраза допускает разные истолкования:

    А) Девица Подзатылкина отличалась от других исключительной (выдающейся) заурядностью.

    Б) Девица Подзатылкина была хороша уже тем, что не привлекала к себе внимания.

    В) Заурядность Подзатылкиной - ее единственное положительное качество.

    Оценка:

    Указание на многозначность прилагательного - 1 б., указание на употребление прилагательного в разных значениях - 1 б., определение значений прилагательного - 2 б. + 2 б., указание на использование особой стилистической фигуры - 1 б., истолкование разных смыслов фразы - 3 б.

    Всего - 10 б.

    7 . Какие значения слова двор можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями.

    гостинодворец, дворик, дворище, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная (перепись), подворье.

    Ответ:

    Слова, производные от многозначного слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.

    1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки (задняя часть двора).

    2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище, однодворец, подворная (перепись), подворье .

    3) От названий учреждений, заведений (гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т.п.) образовано только одно слово - гостинодворец .

    Оценка:

    За правильное распределение всех 10 слов - 10 б.

    8. Объясните, почему в русских сказках о животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья Ивановна (лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья Ивановна (свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую роль играет в именовании слово Иванович ?

    Ответ :

    А) Человеческие имена (Лисафья, Хавронья, Михайло ), а также антропоморфные имена животных, уподобляемые антропонимам (Котофей - Тимофей, Дорофей, Досифей, Петушайло - Михайло ) в русских сказках выполняли функцию персонификации . Они подчеркивали иносказание , аллегорический смысл сказки.

    Б) Слово Иванович в именованиях животных условно (у них не было отца по имени Иван). Русское слово Иванович , как и украинское по происхождению слово батькович , способно замещать любое отчество, компенсировать его отсутствие. Это квазиотчество .

    В) Слово Иванович наделяет животных русской национальностью. Имя Иван встречалось в русских святцах более 70 раз, этим вызвано его частое использование в именованиях русских людей. Отчество Иванович было также одним из самых распространенных. Ср. в «Русских сказках» А.М.Горького: «Жили-были Иванычи - замечательный народ! Что с ними не делай - ничему не удивляются!»

    Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок наделяются свойствами взрослых людей.

    Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их привилегированное положение в сказочном мире.

    Оценка:

    Указание на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им названия животных) - 1 б.,

    Определение функции персонификации - 1 б.,

    Роль в создании иносказательности сказки - 1 б.,

    Условность отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) - 2 б.

    Характеризующая функция именований: указание на национальность (2 б.) , взрослость (1 б.), привелигированное положение (1 б.).

    Всего: 9 б.

    9 . В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

    «И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах... зъ ∙в̃∙маштукама » (1698 г.).

    Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.

    Ответ:

    «И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах... с двумя штуками».

    Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2, а - ма - это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма; заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в] в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте - два .

    Оценка:

    За правильное прочтение двема штукама - 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ - 1 балл, за определение формы штукама - 1 балл, за фонетический аргумент - 3 балла.

    Итого: максимум - 10 баллов.

    10 . Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

    1. Обе стороны подписали консенсус.

    2. Икебана - букет, составленный из засушливых цветов.

    3. Один неосмотрительный шаг - и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

    4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

    5. Журналисты владеют большой толикой информации.

    Ответ:

    1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

    2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

    3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

    4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

    5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

    Оценка:

    по 2 балла за ответ на каждый вопрос.

    Итого - 10.