Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение фурункулов  /  Святые места европы. Православные святыни Германии и Европы

Святые места европы. Православные святыни Германии и Европы

По Европе 2019

Паломнические туры по Европе для православных существуют уже относительно давно. В самом общем смысле можно выделить следующие сложившиеся маршруты по европейским странам:

Паломничество в Грецию

Паломнические туры в Италию

Паломнические туры по Франции, Германии, Бельгии, Люксембургу, Швейцарии (Западная Европа)

Паломнические туры в Испанию, Португалию (Южная Европа)

И если паломничество в Грецию, исконно православное государство, а также в Италию- с бесчисленным множеством христианских реликвий, хоть и хранящихся и в католических храмах, считается привычной классикой, то поездки к святыням Западной Европы - норма, также уже претендующая на закономерность за последние лет 10-15. Для выбора паломнической программы в Европу стоит определиться, на чем Вы хотели бы поставить акцент-посещение конкретных святынь (к примеру, есть стремление поклониться главе Иоанна Крестителя в Амьене во Франции, или мощам свт. Равноап. царицы Елены в Трире Германии, или главам первоверховных апостолов Петра и Павла в Риме в Италии) или же конкретных стран и познакомиться с их реликвиями.

Воспользоваться помощью профессионалов в подборе паломнического тура (паломнической экскурсии) по Европе: указывайте Ваши даты, бюджет поездки, конкретные страны или святыни, которые Вас интересуют):

Православное паломничество по Европе- удивительный шанс посмотреть на другую Европу. Другую во всех смыслах этого слова. Рождественская Франция и новогодняя Германия рекламируются сплошь и рядом: туры в Париж на Новый год и т.д. Вообщем, никакой уникальности: вам предложат стандартный набор экскурсий, останется выбрать их сочетание. Неплохо. А если Вы хотите большего? Все знакомо и не впечатляет? Или, наоборот, никогда не были в этих странах и боитесь промахнуться? Что же, все подходит под определение этого авторского тура: уникальное сочетание экскурсионной европейской классики и православной составляющей.

Есть ли паломничество в Западной Европе?

Для тех, кто боится слова « паломничество »- объясняем, что диковина этого тура такова, что никто на вас не давит: здесь встречаются и воцерковленные люди и уставшие от одностороннего подхода туристы, любители Европы. На самом деле в РФ четкого представления о паломничестве не существует: закон никак это понятие не обособляет, оставляя нам поле для фантазии. И оно, скорее, и правильней. Но если путешествие с целью поклонения святыни, посещения монастырей, к примеру, у обывателя в голове укладывается, ассоциируется порой с аскетизмом, скромными условиями пребывания, то уж в Германии или Франции представить скудность в пути, останавливаясь в комфортных отелях, человеку совсем трудно. Это говорит

Лишь о том, что нас ничто не заставляет вп исываться в узкие рамки сложившихся представлений. Поклонение христианским святыням в Европе - это течение всего, пожалуй, последнего десятилетия. Но это неоспоримый факт: фрагмен тарные выезды прев ратились в регулярные маршруты. Католики, в чьих храмах в 80% случаев пребывают реликвии, идут навстречу, разрешают православным совершать молебны, в дни праздников даже литургии. В католической традиции мощи почитают, но не поклоняются. О том, что течение православного паломничества идет говорит даже то, что раньше Терновый Венец Спасителя в Нотр Даме выносили раз в год - страстную пятницу, теперь каждую первую пятницу месяца. И каждый наполняет такое путешествие в зависимости от своей готовности впитывать или просто созерцать. Как-никак европейская толерантность)

Православные святыни в "бездуховной" Европе

Стоп! Но о каких православных ценностях можно говорить в бездуховной Европе? Да, стоит внимательно изучить план поездки: каждый день встреча со святынями, главная из них – Терновый Венец Спасителя в соборе Нотр Дам в Париже, а также мощи свт. равноап. Цар. Елены и равноап. Марии Магдалины, глава Иоанна Крестителя в Амьене и др. В рождественскую ночь литургия в храме Александра Невского, рядом с которым знаменитый в Париже ресторан Петроград. А вы когда-нибудь видели потомков первой волны мигрантов еще из российской империи (1917г.)? Да, многие из них – прихожане этого храма. Рядом находится кваретира кинорежиссера Никиты Михалкова и историка моды Александра Васильева, которого, кстати, тоже можно увидеть на праздничной службе. А город Трир, родина Карла Маркса, наведет на милый парадокс - как основателю классовой теории могли прийти мысли в таком славном городе? Правда, это не шутка для китайцев, приезжающих в Трир именно для визита в музей великого идеолога. Вот кто может составить конкуренцию нашим паломникам в дивном городке, бывшей северной столице Римской Империи.

Для паломника, которому программа покажется слишком «легкой»: духовную пищу можно рассматривать как обычную: с десертами и прозаичными трапезами, так вот: эта программа - несомненно десерт! Практики найдут здесь однозначный плюс в нераздельности экскурсий: гиды работают с вами от первого до последнего дня; в отличие от обычных туров, где 3-4 часа - и «до свидание». Дополнительные экскурсии не продаются и не навязываются: график настолько насыщенный, что свободного времени мало и так. Публика собирается из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Минска. В группе часто присутствуют священники, духовные лица.

Об особенностях автобусного варианта программы

Программа выстроена грамотно, мало длительных переездов, но все-таки есть один ночной переезд на обратном пути после обязательного отстоя автобуса в Варшаве. Потом сразу на поезд в Брест. Это время может показаться очень утомительным, так как проходя границу между Польшей и Белоруссией , никогда не знаешь, как долго это затянется. Плюс и он же минус в большем количестве дней-13 против 8 в авиатуре. Зато есть возможность встретить НГ в Берлине и побывать там на литургии, а также посетить Постдам.В остальном, за исключением более низкой цены (разница в 20 000 рублей и больше складывается из-за цены авиабилета на высокие даты) принципиальной разницы нет.

Паломнические туры на Святую Землю (Израиль) 2018

Паломничество в Грецию 2018: программы и цены

Паломничество на Святой Афон 2018: туры и цены

Так называется книжка, купленная мною в одном из московских монастырей. Написана она в южно-русской восторженной манере (издана на Украине). «И как всегда паломники фотографируются на фоне твоей раки… А там - ты… Ты стоишь у Престола Господня, святой… Больно. Помолись о нас, грешных!» - и прочее в том же духе.

Понятно, что никакого критического отношения к многочисленным сомнительным католическим святыням, по типу гвоздей Креста и шипов Тернового венца, а также свивальных пеленок Христа или одежд Самой Богородицы, «бывших на ней в Святую Ночь», в книге не встретишь. Автор, Елена Жохова, именующая себя «православным пилигримом», всеядна. Все, что сервируется в свойственном католической церкви несколько экзальтированном духе (чего стоят орнаменты, выложенные из черепов и костей в церковных костницах), потребляется нашим пилигримом без сомнения и скармливается читателю.

Громада Шпайерского собора

Тем не менее, я извлекла для себя из этого произведения некоторую информацию (кроме той, что ТАК путешествовать по Европе не стоит). Например, с удивлением прочитала, что в эльзасском городе Эшо, куда наши паломники едут поклониться Святым Вере, Надежде, Любови и Софии (мы там не были), монастырь Святого Трофима «обезлюдел» и стал приходской церковью, а мощи святых были утрачены во время Французской революции. И только в 1938 году из Рима были привезены в это место 2 частицы мощей святой Софии. Подозреваю, что и на просторах нашей Руси можно где-либо обнаружить ее святые частицы, не обязательно за ними ехать столь далеко. Подозреваю также, что весьма распространенные 10-15 лет назад «паломнические туры» в Европу потихонечку теряют свою популярность по той причине, что поклоняться «православным святыням» целесообразнее в православных государствах, например, у себя на родине. А вот экскурсионные туры по Европе, сами по себе интересные, нечего, на мой взгляд, рядить под паломничества. Не стоит искать и какого-то сугубого православия в этом регионе. С тем же успехом можно организовать мусульманские хаджи по центральной России - авось пара мечетей и попадется. В Европе нужно пытаться найти, прежде всего, саму Европу - мощную когда-то христианскую твердыню.

Это старое, суровое христианство еще очень ощущается даже в нынешнем постхристианском мире. Готические, а тем более романские соборы глубоко вросли в древние мостовые европейских городов. И никакая современная архитектура практически ничего не может противопоставить их величественной красоте.

Западный фасад Шпайерского собора и крипта Шпайерского собора

Иногда в этих соборах ты обнаруживаешь мощные каменные гробницы древних святых - ты и имен таких не слышал - и непроизвольно хочется поклониться этому святому, жившему еще до разделения церквей. Так было с нами, например, в Пуатье, в храме XI в., где в крипте покоятся мощи святой Радегунды (жена франкского короля, жила в VI cтолетии).

В Германии есть целый маршрут по городам с романскими храмами - он так и называется - «Дорогой Романики». В одном Кельне романских церквей XII-XIII вв. - аж 12!

Крипты, особенно в романских соборах, вообще очень подходят для того, чтобы почувствовать дух и мощь старой Европы. Они, как правило, безлюдны, сумрачны и холодны. В них отсутствуют и сувенирная продукция, и толпы праздных туристов. Странно, но даже в пиковые сезоны, когда наверху в храме много галдящего народа, внизу, в подземельях, он как-то испаряется. Мы несколько раз были в одной из самых впечатляющих усыпальниц германского народа в Шпеере - и ранней весной, и в августе нам удавалось все осмотреть в полном одиночестве. А смотреть было что! Здесь только императоров Священной Римской Империи похоронено четверо - Конрад II, Генрих, Генрих IV, Генрих V… Но крипта, кроме того, -это мощнейший символ раннего христианства. Когда ты спускаешься по ступеням вниз, ты как бы оказываешься в другом мире (даже те туристы, которых случайно сюда «завели ноги», и которые совсем не в курсе, в какое место они попали, обычно улавливают совершенно инаковую атмосферу, царящую здесь). Ты словно оказываешься плечом к плечу с ранними христианами, чьим местом богослужения были пещеры.

В Германии есть целый маршрут по городам с романскими храмами - он так и называется - «Дорогой Романики». В одном Кельне романских церквей XII-XIII вв. - аж 12! При этом большинство туристов (не исключая Елену Жохову) знают только о позднеготическом Кельнском соборе. Многие соборы были разрушены во время американских бомбардировок последней мировой войны. Но все тщательно восстановлено (кроме одного, специально оставленного в руинах). Во многих храмах - впечатляющие фотографии разрушений и последующей реставрации. Сохранилось множество древних неповрежденных деталей - бронзовые врата, каменные купели, надгробия. Народу - ноль (все тусуются в Кельнском соборе). Кельн - вообще очень показательный город. Бывший «Северный Иерусалим» (так называли город в Средневековье) превратили в негласную (наряду с Берлином) столицу немецких секс-меньшинств (рядом с нашим «самым старым в городе отелем» с рыцарем на входе (мы были не в сезон) - дверь в гей-клуб). Во дворах застроенного кубическим баухаусом Кельна (чтоб германский христианский дух выветрился полностью) - те самые 12 соборов, каждый из которых по масштабу сопоставим с нашим Архангельским. Но их трудно разглядеть и сфотографировать - так плотно обступили новые бетонные дома. В одном из храмов квартиры расположились по периметру клуатра. На балконах стоят велосипеды, висит белье, окна квартир смотрятся в пространство храма в честь Девы Марии. Новая, называющая саму себя постхристианской, Европа теснит Европу древнюю, христианскую. А на центральной площади, перед Кельнским Собором и вокзалом и европейцев-то уже встретишь с трудом, разве что туристов, а так - одни черные и коричневые лица - более 20 процентов жителей города - мигранты...

Если кому-либо интересно проникнуться духом Византии - надо ехать в Равенну смотреть дивные мозаики базилики Сан-Витале и Сан-Аполинаре -ин-Класе. При этом в Равенну не попадают ни большинство паломнических, ни просто туристических групп, - этот город почему-то не в русском экскурсионном мейнстриме.

Тот, кто предпочитает мозаикам фрески, смело может ехать в Падую - смотреть великого Джотто. Впрочем, фресковую живопись очень высокого уровня ХШ- XIV вв. (здесь итальянцы или ещё не отошли от Византии, а если и отошли, то ненамного) можно встретить во многих итальянских городах. Хотя большинство росписей храмов XVI-XVII веков при всем мастерстве настолько ужасно с религиозной точки зрения, что начинаешь в чем-то понимать и протестантов, которые подобные «иконы» уничтожали.

Капелла Святой Троицы в Люблине

И становится очевидным, что лучшие религиозные живописцы 17 столетия в мире - это великие костромичи Сила Савин и Гурий Никитин да москвич Симон Ушаков.

Впрочем, иногда в Европе попадаются и совершенно невероятные фресковые сюрпризы. Так, в польском городе Люблине мы почти случайно наткнулись на росписи готического храма, выполненные в 15 веке… псковскими мастерами! О них много можно было бы чего сказать - одно то, как православные художники сумели так органично разместить изображения среди готических нервюр и сводов, в тех пространствах, которые обычно не предназначались для фресок!

Не только великая христианская архитектура и живопись, но и собственно христианское благочестие еще живо в европейских землях и встречается порой там, где его увидеть не ожидаешь. В Венеции, насквозь туристической и прожженной, местный падре в абсолютно безлюдном храме вдруг открывает тебе нетленные мощи святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. В Жироне, в разгар пляжного лета и после нарочито атеистической Барселоны, попадаешь в мрачный сумрак огромного пустого готического собора. «Здесь живет Дюдюка!» - шепчет с уверенностью малышка, дочь наших друзей. И кажется, что тут, а не в Толедо, ступали ноги католических королей Изабеллы и Фердинанда. В Трире, одном из старейших немецких городов, где сохранились Порта Нигра - римские ворота (Порта Нигра - отдельная тема - вот где сразу чувствуется, откуда «растут ноги» местных романских арочных порталов, откуда такие грандиозные масштабы этих соборов), так вот, в этом городе мы осматривали базилику Константина Великого IV века (какое-то время Трир был столицей империи Константина). Здание впечатляет снаружи, а вот внутри впечатление совсем не грандиозное - базилика отдана протестантам, и они ее здорово выхолостили (на стенах - бездарные произведения современной абстрактной живописи). А на соборной площади Трира, где соседствует Романский храм и Готический, мы случайно попадаем на католическую службу. Служба важная и торжественная (мы не знаем, в честь какого события), епископская, с хором мальчиков. Мы стоим (вернее, сидим) на хорах, храм переполнен, вокруг люди, у некоторых такие лица!

Иногда в Европе попадаются и совершенно невероятные фресковые сюрпризы. Так, в польском городе Люблине мы почти случайно наткнулись на росписи готического храма, выполненные в 15 веке… псковскими мастерами!

Или неожиданное открытие нашего попутчика, известного археолога, сделанное им в Соборе, построенном Генрихом Птицеловом (отцом первого императора Священной Римской империи Оттона Великого) в Кведлинбурге. Там сохранились росписи X века, очень напоминающие росписи новгородской Софии…

Можно много чего вспомнить из наших путешествий по Европе - и архитектуру, и людей. Мы ведь историки - нам все интересно, и что-то мы знаем, где и что происходило в тех местах, а с чем-то сталкиваемся впервые и почти случайно. Мы много что видели, но еще больше - не успели. Нам этого поиска настоящей христианской Европы, оживающей и в камнях, и в людях, хватит до конца жизни. Нет нужды ни в Гоа, ни в Майами. Мы, например, еще толком не были в Тироле (так, проездом), который не случайно ведь именовал себя «Святой Тироль», не видели тех мест, где повис в горах над пропастью после падения император Священной Римской империи Максимилиан. Никак нельзя было подобраться к нему, чтобы спасти, местные крестьяне плакали (Максимилиана все любили). Пошли выполнять его просьбу - звонить в колокола, чтобы он напоследок услышал, - и вдруг сам Максимиллиан появляется посреди службы. Какой-то пастушок вывел его тайными тропами (но местные-то знали, что это невозможно - значит, его вывел ангел, и вскоре крестьяне построили в этом месте церковь). Интересно, сохранилась ли церковь до наших дней?

Квартиры над клуатром собора святой Марии в Кельне

После увиденного в Европе многие отечественные памятники смотрятся совсем по-другому. Вроде бы хорошо знакомые храмы владимиро-суздальской архитектуры воспринимаешь совсем иначе. Заученные с юности фразы о влиянии романской архитектуры обретают плоть. И в то же время гений святого князя Андрея Боголюбского, главного заказчика Успенского собора во Владимире и храма Покрова на Нерли, становится очевидным. Все заимствования носят явно ограниченный характер, они нужны князю только для того, чтобы создать совершенно новые формы православной архитектуры.

Не только великая христианская архитектура и живопись, но и собственно христианское благочестие еще живо в европейских землях и встречается порой там, где его увидеть не ожидаешь

Как-то само собой становится очевидно, что у нас с Европой, а не только Византией, общие христианские корни. И хоть наши пути разошлись (об этом и почему это произошло надо очень хорошо помнить), понимаешь, что та часть Европы, которая продолжает оставаться христианской и опирается на свои древние христианские традиции, является нашим естественным союзником.

(Македония) – один из древнейших городов Европы, находящийся на высоте около 700 м над уровнем моря на восточном берегу Охридского озера – глубочайшего озера на Балканах и одного из чистейших озер Европы. Город Охрид расположен на месте греческой колонии Лихнидос, которая была основана во II в. до н.э. В начале VII в. здесь поселились славяне, назвавшие свой город Ахрид («На горе»). Охрид известен бесценной коллекцией византийской религиозной живописи (XI-XIV вв.) и шедеврами древнего зодчества. К византийско-христианским памятникам Охрида относятся: монастырь Святого Пантелеймона (IX в.), базилика Святой Софии (XI в.), церковь Святого Климента (XIII в.). В 30 км от Охрида, на южном берегу Охридского озера, находится монастырь Святого Наума (X-XII вв.). Он знаменит великолепными резными дубовыми иконостасами, бесценными иконами и фресками. В IX в. один из учеников Кирилла и Мефодия – Климент, основал в Охриде первую школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык и разработал кириллицу.

(Болгария) находится в 8 км от Софии, у подножия гор Витоша. Село Бояна, известное в прошлом как крепость Батил, играло важную роль в войнах с Византией. Строительство церкви, состоящей из трех приделов, началось в Х в. Вначале была построена небольшая крестово-купольная каменная постройка, почти квадратная в плане. В начале XIII в. постройка была расширена – появилась вторая двухэтажная церковь, которую назвали Калояновой. Ее нижний этаж служил усыпальницей для местных бояр. Фрески церкви, выполненные в середине XIII в., имеют большую художественную ценность. Боянская церковь является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников средневековой архитектуры в Восточной Европе.

(Болгария) образуют пещерный монастырь Святого Архангела Михаила, расположенный в 20 км к югу от города Русе на севере . Это группа маленьких церквей, часовен, келий, пещер, высеченных в скалах на высоте 30 м над живописным каньоном реки Русенский Лом. Фрески церквей, датированных XIII-XIV вв., выполнены уникальными красками в стиле драматического реализма. Наиболее хорошо сохранились Часовня Господев Дол и Внутренняя церковь. В часовне Господев Дол на стенах келий обнаружены вырезанные тексты. В период расцвета монастыря количество церквей и часовен достигало 40, монашеских келий было около 300.

(Болгария) находится в 20 км от Дупницы и в 120 км от Софии. Монастырь был основан в Х в. Святым Иваном Рильским – отшельником, канонизированным православной церковью. Его аскетическое жилище и могила были преобразованы в монастырь. Сейчас в монастыре находится обширная библиотека, содержащая также 9 тысяч древних книг и 250 рукописей, относящихся к XI-XIX вв. Один из главных экспонатов расположенного здесь исторического музея – деревянный крест, который в конце XIX в. двенадцать лет вырезал монах Рафаил. По окончании работы он ослеп. В настоящее время в Рильском монастыре живет около десятка монахов.

(Сербия) – крупнейший и богатейший из православных монастырей страны, расположенный близ города Кралево. Монастырь был заложен в конце XII в. основателем средневекового сербского государства. Церковь Успения Богородицы конца XII в. сочетает черты романского и византийского архитектурных стилей. Интерьеры церкви украшены фресками XIII-XVI вв. В ансамбле монастыря особо выделяются две церкви, построенные из белого мрамора и содержащие бесценные собрания византийской живописи XIII-XIV вв. В монастыре живет и трудится около 30 монахов.

(Сербия) включают более 1,8 тысячи византийско-романских религиозных объектов, в основном церквей и монастырей. За это исторический край Косово нередко называют «сербским Иерусалимом». В 1389 г. в Косово состоялась битва сербов с оттоманскими турками. Тогда сербский князь Лазарь отказался от победы, приняв поражение и смерть ради сохранения христианской веры своего народа. Православные памятники Косово включают монастыри в городах Печ, Дечани, Призрен. В женском монастыре Гричаница близ Приштины (XIV в.) сохранились росписи XIII-XIV вв., сербские иконы и рукописи XIV-XVI вв. Среди других памятников Косово: крепость Звечан XI в., архитектурный комплекс Патриархии (XIII в.) в городе Печ, руины крепости Вишеград и монастыря Святого Архангела (XIV в.) в городе
Призрен.

(Сербия), основанный в XIII в. в первой столице , служит напоминанием о связях между западной цивилизацией и Византией. В средние века здесь был мавзолей сербских королей, а в монастыре проживало не менее 100 монахов. В XIV и XVII вв. монастырь сжигался и разорялся турками. Центральное место монастырского комплекса занимает церковь Святой Троицы, где особую ценность представляют фрески XIII-XIV вв. Стены церкви украшены сусальным золотом и имитацией золотой смальты. Причем, в настенной живописи соединились черты одновременно римско-католического и эллинского искусства.

(Румыния) был основан в конце XVII в. принцем Константином Брынковяну в исторической области Валахии, на юге . Опоясанный со всех сторон мощными оборонительными стенами, монастырь считается шедевром «стиля Брынковяну». Его двухъярусные галереи со встроенными верандами, балконами и лестницами богато украшены каменным орнаментом с изображением цветов, листьев, плодов и животных. Вход в церковь предваряет резная дверь из грушевого дерева. Интерьеры расписаны яркими фресками. В храме находится усыпальница Константина Брынковяну.

(Румыния) начали возводиться с середины XIV в., когда были созданы независимое Молдавское княжество и Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата. Всего в исторической области Молдова, на востоке Румынии, сохранилось около 50 православных церквей. Отличительная особенность этих церквей – высокие барабаны с довольно плоскими куполами византийского типа или шатровыми завершениями. Фасады многих церквей оформлены фресками XV-XVI вв. Главными из них являются церковь Святого Николая (конец XV в.) и церковь Трей-Иерахь (XVII в.). Кроме того, в исторической области Молдова находятся римско-католический, евангелический и армяно-грегорианский храмы.

(Румыния) отличаются отсутствием византийского стиля и потому имеют внешний облик, нетипичный для культовых построек Восточной Европы. Марамуреш – покрытая лесами горная область на севере Румынии. Здесь построено восемь деревянных православных церквей с уникальным обликом. Основной объем постройки – большая бревенчатая изба с высокой двухъярусной крышей и резным крыльцом. Над ней к небу тянется башня с островерхим деревянным шатром. Самой высокой башней обладает церковь женского монастыря в Бырсане – 57 м. Церкви строили для себя сельские общины в соответствии с собственными возможностями и архитектурными представлениями. Стенные росписи церквей – бесхитростные изложения библейских сюжетов, напоминающие скорее сценки из жизни местных поселян.

() была основана в середине XI в. и получила свое название от пещер (печер), в которых обосновались первые монахи. В конце XVI в. монастырь стал именоваться лаврой. Самые древние здания монастыря – Успенский собор (XI в.) и Церковь Спаса на Берестове (XII в.). «Визитной карточкой» лавры является собор Святой Софии. Собор был построен в XI в. по указу Великого князя Ярослава, где он и похоронен. Во времена Древней Руси в храме проходили церемонии возведения на престол великих князей, хранились важные государвенные и церковные документы. Главный иконостас собора был создан в конце XVII в. Стены, столбы и своды собора украшают великолепные фрески. Вокруг 12-купольного собора находятся монастырские строения XVII в., выполненные в стиле украинского барокко: колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и др.

Святые места Европы. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Европы.

Благодаря неоценимой помощи Юрия Минулина, генерального директора Паломнической службы «Радонеж», мы продолжаем публикацию статей, посвящённых совершенно особому виду путешествий - паломническим турам. Наша нынешняя тема - святые места Европы. Пусть вас не удивляет, что первая часть статьи посвящена историческому экскурсу: он очень важен для того, чтобы понять, с какими именно целями верующие люди отправляются в Европу. Кроме того, это ещё и просто очень интересно.

Одна из характерных черт православия - почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество - путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда они привозили пальмовые ветки (отсюда и появилось слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, настроем путешественников, хоть «технические» детали во многом и совпадают. Возможны варианты совершения паломничества в группе или самостоятельно, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Зачастую в первую паломническую поездку отправляются с группой, а затем посещают святые места самостоятельно.

Немного истории

Места, которые посещают паломники - это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершённым Богом, Богоматерью, святыми, либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. В этой статье мы остановимся на рассказе о наиболее значимых для православной культуры святынях европейских стран. Надо сказать, что христианская традиция Европы и православная её составляющая - одна их самых сложных тем в паломнических турах. Поэтому сейчас мы вкратце расскажем, как складывалась в Европе её христианская традиция.

Представим себе Римскую Империю - раздробленные государства, через которые прошли варвары и разграбили все сокровища, которые собирались здесь веками. Восток, не затронутый сильными набегами в 3 веке, отделяется и составляет Восточную империю, в которую входят Греция, Турция, Ближний Восток и Северная Африка. В последствии элементами этой империи станут Болгария , Румыния и часть Италии. Запад же в это время дробится, и именно с этого момента начинается период, который в истории назовут ранним Средневековьем. Появляются Великая Римская Империя Карла Великого, Королевство Франков и т. д., постепенно складываются государства в Восточной Европе. А, как известно, в средние века основой любого государства были его святыни. По всей Европе ходят монахи и странствующие священники. Начинают зарождаться первые ростки христианства, которые были переданы апостолами. Ведь апостолы по церковной традиции прошли с проповедью по всему Средиземноморью. Как правило, именно эта тема затрагивается при разработке паломнических программ в такие страны как Греция , Мальта , Турция и Италия .

Другое событие, которое повлияло на формирование христианской традиции Европы - крестовые походы на Ближний Восток, которые начались в 11 веке. Из этих походов крестоносцы начали привозить всевозможные святыни.

Ватикан и Собор Святого Петра

А как появилась первая христианская святыня? История говорит следующее: в 3 веке царица Елена - мать императора Константина - решила поехать на Ближний Восток, чтобы убедиться в том, что Христос действительно существовал как историческая личность. Опираясь на рассказы местных жителей, она находит те места, где был Иисус, и начинает там раскопки. И находит старый город, остатки городской стены, храм и несколько крестов. Перед Еленой встаёт вопрос - что это такое? По уже церковной легенде в этот момент мимо проносили больного, она попросила приложить его ко всем крестам, и если он выздоровеет или почувствует облегчение - значит, это тот самый крест, на котором был распят Спаситель. И больной выздоровел, а Елена поняла, что это Крест Господень. Именно в этот момент и появилась первая христианская святыня. Если до этого времени апостолы ходили и проповедовали только словом, то теперь у христиан появляется материальная, осязаемая ценность. Слово «святыня» материализуется, и люди начинают относиться к новой для них религии уже не просто, как к чему-то неизвестному.

Большая часть Животворящего Креста сейчас находится в Риме в храме Иерусалимского Креста Господня. Если перечислять римские святыни, обязательно стоит упомянуть «Святые Ясли Иисуса» - они находятся в базилике Санта-Мария Маджоре, а также и «Святую лестницу» (сейчас находится в храме Сан-Лоренцо), по который Спаситель шёл к Пилату. Она была привезена в Европу уже крестоносцами. В небольшом, но очень важном для всей христианской культуры городке Лоретто находится перенесённый теми же крестоносцами из Назарета Дом Пресвятой Богородицы.

Другие значимые святыни, перевезённые из других стран: Терновый Венец Спасителя - находится в Париже , в Соборе Парижской Богоматери. В Страсбурге - мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, в Праге - мощи Вячеслава Пражского и Людмилы. В Венеции - мощи Святого Марка (Собор Св. Марка), в Риме - мощи Св. Апостола Петра (Собор Св. Петра) и мощи Св. Апостола Павла (базилика Сан-Паоло-Фуори-Ле-Мура). В Бари - мощи Святителя Николая Чудотворца (базилика Сан-Никола), в Турине - Святая Плащаница, вывезенная крестоносцами из Константинополя.

Ещё один из переломных моментов в православной истории - Седьмой Вселенский Собор (8 век), на котором утвердили, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности: с этого момента икона становится реликвией. Чудотворные иконы появляются во многих странах и привлекают паломников со всего света.

Святыни Кипра: Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Франции: Марсель - аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс - кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.

Святыни Черногории: Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог - мощи святого Василия Острожского.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Практика

Теперь перейдём к практической стороне организации паломнических туров по Святыням Европы. Если туристы-паломники не планируют посещение какой-то одной определённой святыни, то лучше выбрать или взять за основу средний автобусный «эконом-тур» по Европе. Это может быть как оборотный автобусный тур (туда и обратно на автобусе) либо другой вариант, когда турист дорогу туда осуществляет на самолёте - например, до Берлина или Ганновера , а потом пересаживается на автобус и совершает паломничество по включённым в программу Святым местам.

При выборе объектов размещения лучше всего останавливать свой выбор на недорогих придорожных гостиницах или отелях среднего класса со всеми удобствами. Питание, как правило - завтраки, а обеды и ужины - в дороге.

В зависимости от того, какие именно Святые места хочет посетить паломник, следует подбирать и продолжительность тура. Большое путешествие по Европе обычно продолжается свыше 15 дней. Посещаемые страны - Финляндия , Швеция , Дания , Германия , Италия и Франция . Большей популярностью пользуются маршруты продолжительностью не более 12 дней, но они, конечно, охватывают меньшее число стран.

Маршруты должны строиться и по малым, и по средним городам. Если это крупный город - возможна остановка на несколько дней. При этом при составлении маршрута и формировании программы тура всегда нужно учитывать, чтобы люди успевали на богослужение. Поэтому всегда крайне желательно, чтобы место размещения было не очень далеко от храма. Питание должно соответствовать постам и постным дням. Прибывать к месту размещения лучше с утра, а не с вечера, чтобы паломники смогли подготовиться к литургии.

Как известно христианская Церковь не всегда разделялась на Католическую и Православную. Так сложилось, что в 1054 году после Рождества Христова произошел трагический раскол между Восточной и Западной Церквами. В наследие от прежней целостности остались общие святые, прославившиеся своими житиями до разделения Церквей. Многие из них подвязались здесь в Европе. И мы, заходя в католические храмы, не подозреваем о том, что там хранятся мощи святых, почитаемых Православной Церковью.

Также в XII и ХIII веках в результате Крестовых походов в Европу попало большое количество христианских святынь. Не мало их храниться и на немецкой земле.

1. АХЕНСКИЕ СВЯТЫНИ

Каждые 7 лет Ахен приглашает на праздник, центром которого является поклонение четырем из многих реликвий, которые находятся со времен Карла Великого в Дворцовой Капелле. Это изделия из ткани, почитаемые как туника (платье) Девы Марии (по преданию она была на Божией Матери в Святую ночь); пелены, которыми Мария перепеленала младенца Иисуса; полотенце, на которое положили главу св. Иоанна Крестителя после ее усекновения, а также повязка с чресел Господа нашего Иисуса Христа.

Реликвии – главные святыни Дворцовой капеллы, построенной Карлом Великим по его плану. По преданию, реликвии, связанные с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, Девы Марии и других святых Нового Завета, Карл Великий получил от Папы, которому они были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима.

2. СОБОР СВЯТОГО КОРНИЛИЯ КОРНЕЛИМЮНСТЕР.

Святыни Собора св. Корнилия связаны исключительно с Иисусом Христом и называются библейскими или евангельскими:

  1. Лентион или полотенце Господа, которым Он препоясался (Ин. 13:4) перед тем как умыть ноги ученикам на Тайной Вечери;
  2. Синдон или погребальное покрывало (Лк 23:53), которое было, согласно преданию, использовано Иосифом Аримафейским при погребении Иисуса;
  3. Судáрь, согласно преданию это плат, (Ин 20:7) которым в соответствии с иудейскими обычаями покрыли голову умершего Иисуса.

Научные исследования этих тканых реликвий подтверждают их античное и ближневосточное происхождение. Три эти тканые реликвии находились сначала в Ахене, вместе с другими святынями, которые Карл Великий подарил своей Дворцовой Капелле. Людвиг Благочестивый, его сын и наследник, взял их из реликвария и передал церкви св. Корнилия в местечке Корнелимюнстер, расположенном в долине р.Инде (10 км южнее Ахена). В отличие от драгоценной раки, в которой сохраняются святыни в Ахене, реликвии в соборе св. Корнилия лежат в простом деревянном ковчеге.

3. ТРИР

Исторически сложилось, что город Трир явился колыбелью Христианства в Германских землях. Самый древний в Германии - город во времена императора Диоклетиана имевший статус одной из четырех столиц Римской империи, по праву именовавший себя «Северным Римом», освятился молитвой великих христианских святых: апостола Матфия (чьи мощи почивают в монастыре, носящем его святое имя), Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Мартина Турского в разное время подвизавшихся в этих краях в христианском житие и молитве.

Крипта церкви Cв. Павлина, в которой открыто почивают мощи Трирских мучеников и покоится Cв. Павлин.

Этот город освящен кровью мучеников знаменитого Фивейского легиона, - свидетелей Христовых, чье житие и славная кончина по сей день прославляют истину Веры во Христа. Их мощи открыто почивают в Церкви святого Павлина. Именно в Трире в начале IV века, святой Равноапостольный Константин готовил «Миланский эдикт» для чад Церкви Христовой. В городе сохранился тронный зал императора, чья деятельность приравнена Церковью к деяниям апостольским.

Здесь же прошла значительная часть жизни его святой матери – Равноапостольной Царицы Елены. В кафедральном соборе города, во имя апостола Петра, благочестиво сохраняется её Глава, а так же Хитон Спасителя который, по преданию, Царица привезла из Святого Града Иерусалима. Кроме того, в сокровищнице собора, хранится привезенный ею святой Гвоздь и Сандалия святого апостола Андрея Первозванного. Частицы мощей Св. праведных Иоакима и Анны.

Трир по достоинству носит звание не только самого древнего, но и одного из самых красивых городов Германии.

4. КЁЛЬН

Кёльн – один из самых древних городов Германии (около 5000 лет), постоянно оспаривающий свое старшинство с Триром.

В 1164 году император Фридрих Барбаросса совершил поход на Италию, в Милан, где захватил мощи трех волхвов, хранившиеся в одном из миланских монастырей. Потом он передал святыню в дар Кёльну.

По преданию, мощи трех волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). «Когда, – сказано в книге Иоанна Хильдесхаймского, – перенесли мощи трех царей из Константинополя в Милан, то с помощью толкования даров, поднесенных Господу царями, были изобличены и опровергнуты все ереси и заблуждения. Ибо сии три дара знаменуют в едином лице Христа Божественное величие, царскую власть и человеческую смертную природу: ладан означает приношение жертвы, золото означает дань кесарю, смирна – помазание мертвых. И честные христиане всего мира веруют во Христа как в истинного Бога, истинного Царя, истинного Человека».

Помимо мощей трех волхвов архиепископ Райнальд Дассенский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Богоматери, глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 году. Впоследствии примерно в 1290 году было создано дошедшее до нас изображение Богоматери, на которое было перенесено название «Миланской мадонны». «Миланская мадонна» считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики Ее создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров.

В соборе хранятся бесценные сокровища, которым несть числа.Наиболее ценные реликвии собора – звенья цепи, которой был скован св. апостол Петр в узилище, и его посох. В Риме, в церкви св. Петра в Винколи хранится цепь, которой, согласно легенде, был скован св. Петр. Три звена из этой цепи были привезены в дар кёльнскому архиепископу Бруно (953 - 965 гг.). При проведении церковных процессий архиепископ всегда нес их впереди процессии.

Кёльнский собор – это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей.

5. МЁНХЕНГЛАДБАХ

Первые сведения об этих реликвиях нам дает повествование об основании Гладбахского монастыря, которое вышло из стен монастырского скриптория в XI веке. В этом витиеватом рассказе упоминается некий знатный муж именем Бальдерих, который приказал построить на Гладбахском холме церковь. Первые реликвии подарил этой церкви сам император Карл Великий (742–814). Церковь была разрушена уграми в 954 году, а святыни – частицы мощей свв. Вита, Корнилия, Киприана, Варвары и Хрисанфа – защитники храма спрятали при приближении врага, вложив их в полый камень и закопав. Археологические раскопки, проводившиеся на горе под руководством профессора Хуго Боргера, подтвердили существование поселения на горе в позднекаролингскую эпоху.

Далее предание поветсвует о новом обретении утраченных святынь. Рассказывается, что в 974 году Кельнский архиепископ Геро и сопровождавший его Сандрад, монах из Трира, искали место для будущего монастыря. Дойдя до руин на Гладбахском холме, они услышали вдруг колокольный звон, идущий откуда-то из недр горы. Чудесный колокол привел епископа и монаха на то место, где были спрятаны реликвии в полом камне. Таким образом, место для основания нового монастыря было определено волей Божьей. А монах Сандрад стал первым настоятелем монастыря.

Монастырь пользовался особым покровительством своего основателя – архиепископа Геро. Предполагается, что именно он, возвратившись из византийской поездки со множеством реликвий, преподнес Гладбахскому монастырю его главные святыни – евангельские, как в Ахене и Корнелимюнстере. Однако впервые эти реликвии упоминаются документально лишь около 1275 года. Речь идет о куске ткани, почитаемой как часть скатерти, на которой совершалась Тайная Вечеря, и о другом куске, являющимся, по преданию, частью багряницы Христовой. Здесь же хранятся осколки посуды, которая должна была использоваться во время Тайной Вечери, и части одежд девы Марии и евангелиста Иоанна.

Еще одна святыня Гладбахского монастыря – часть главы св. Лаврентия.

Открывают реликвии раз в семь лет по образцу Ахенского паломничества, в те же годы. В первый день настоятель собора обербургомистр в присутствии и при участии Ахенского епископа открывают ковчег Тайной Вечери, и извлеченные из него святыни которые демонстрируются народу.

6. МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ

В часе езды от Мюнхена в сторону города Бад Тельца, почти у самого подножия Альпийских гор живописно расположен один из самых старинных баварских монастырей - Бенедиктбоерн, основанный в 739 г. Со стороны кладбища, в северной части главного монастырского храма св. Бенедикта находится знаменитая в Баварии Капелла Анастасии.

В алтарной части капеллы находится священная реликвия монастыря – мощи (небольшой фрагмент лобной части) Анастасии Узорешительницы, почитаемые многими верующими. По преданию, эти мощи доставил в 1035 году из Италии один монах, тайно похитивший их в храме Св. Марии в Органо, что под Вероной. Тщательно охраняемые сегодня мощи помещены в небольшой ковчег-мощевик в виде оригинального женского бюста искусно выполненного из серебра и золота и украшенного драгоценными камнями. Сам ковчег символизирует святую Анастасию Узорешительницу, главу которой украшает золотая корона с жемчугом.

7. МОЩИ СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АРАВИЙСКИХ (КИЛИКИЙСКИХ) В МЮНХЕНЕ.

Почти в самом центре баварской столицы (Neuhauser Str. 52) возвышается монументальное здание иезуитской церкви св. Михаила (St.-Michaelskirche). Она построена баварским герцогом Вильгельмом V (1548-1626).

Под алтарем, в подземной часовне, находятся гробницы многих знаменитых людей Баварии и Мюнхена: представителей династии Вильгельма V-го, курфюрста Максимилиана I-го и др. Здесь можно увидеть и гробницу баварского короля Людвига II – известного строителя сказочных замков в Баварии.

Среди великих церковных святынь – частица Животворящего Креста Господня, колючка от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра. Справа, в одной из боковых часовен, за высокой изящной решеткой под стеклянным корпусом находится еще одна знаменитая во всей Германии святыня – реликварий (ковчег) с мощами святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских).Внутри ковчега на специальных подушечках помещены два темно-серых реликвария в виде шапочек, чудно расшитых жемчугом и рубином. них и находятся черепа и кости (всего их 31), принадлежащие Косме и Дамиану и их родным братьям – Леонтию, Анфиму и Евтропию. Архивные документы свидетельствуют, что ковчег с мощами за 2000 талеров приобрел в 1648 году в Бремене курфюрст Максимилиан I (1573-1651).

В Русской Православной церкви известны три двоицы св. мучеников Косьмы и Дамиана:

  1. Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине, память 1/14 июля);
  2. Асийские, бессребреники и чудотворцы, (родились в Ш веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и похоронены в Феремане; память – 1/14 ноября);
  3. Аравийские (по месту происхождения), или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием - 287 или 303), память - 17/30 октября.

Агиографические сведения о бессребрениках Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), которые были современниками Римских, весьмы скудные. Каких-либо исторических фактов и документов о жизни и смерти этих мучеников не имеется. В агиографических произведениях отсутствует четкое разделение сведений о всех трех двоицах Космы и Дамиана. В связи с этим возникают трудности с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.

8. ЭССЕН.

Согласно информации на сайте Эссенской епархии Католической Церкви, в этом городе находятся частицы мощей Косьмы и Дамиана Асиийских. В городском соборе находится еще не мало реликвий.

Первые святыни попали сюда еще стараниями строителя – святителя Альтфрида. Это о мощах свв. Космы и Дамиана. Но не только. В алтаре крипты (древнейшей части собора, сохранившейся до наших дней) хранятся частицы мощей свт. Киприана Карфагенского и свт. Корнилия, папы Римского. С середины ХI века хранится в сокровищнице необычная святыня – реликварий в форме руки с мощами святителя Василия Великого.

Среди находящихся в сокровищнице предметов есть не только святыни, но и исторические реликвии.

Имена свв. Людгера, Альтфрида Мюнстерского и Альтфрида Хильдесхаймского, строившие эссенский монастырь и прославившиеся здесь как святые, вошли в Собор святых Германской земли, утвержденный на епархиальном собрании Берлинской епархии в 2006 году.

КРАТКИЙ ЭКСКУРС ПО ОСТАЛЬНЫМ СВЯТЫНЯМ ЕВРОПЫ.

Святыни Болгарии:

Рильский монастырь - мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь - чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом - комплекс скальных монастырей с фресками.

Святыни Греции:

Афины - Ареопаг, место проповеди Апостола Павла перед афинскими философами.

Афон - бухта Св. Климента, место прибытия Богородицы на святую гору, Иверский монастырь - храм в честь Иверской чудотворной иконы Божьей матери, Монастырь Св. Павла: соборный храм, в алтаре которого хранится одна из величайших святынь Афона - «Дары Волхвов».

Коринф - византийская Базилика на месте проповеди Апостола Павла. Патры - Кафедральный собор во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, здесь хранятся мощи Святого и части креста, на котором он был распят.

Фесалонника (современные Салоники) - храм Святого Апостола Павла, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Кафедральный собор, в котором хранятся мощи святого Григория Паламы.

Святыни Испании:

Эскориал - дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» - уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых.

Сантьяго-де-Кампостелло - мощи святого Иакова

Святыни Италии:

Рим - частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, апостолов Павла, Матфея, Симона, Филиппа, Иуды, Иакова, Фомы, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, Анастасии Узорешительницы, праведной Анны, царицы Елены и многих других.

Ортона - мощи апостола Фомы

Венеция - собор Святого Марка - мощи Апостола Марка;

собор Святого Георгия - десная рука святителя Василия Великого; Лидо бенедиктинский монастырь на острове - мощи Николая Чудотворца; частица мощей Георгия Победоносца - монастырь святого Георгия

Лоретто - Дом Богородицы (комната подлинного дома, в котором жила Пречистая Дева в Назарете и где Она получила благую весть от Архангела Гавриила о рождении от Нее Спасителя Мира). Статуя Божией Матери, послужившая прототипом иконе "Прибавление Ума";

Неаполь (остров Капри) - место проповеди Св. Марии Магдалины перед императором Тиберием.

Бари - мощи Святителя Николая Чудотворца.

Альберобелло - мощи бессребреников Косьмы и Дамиана

Верона- святителю Зенону Веронийскому,святых мучеников Власия и Иулианы, мощами святых апостолов Симона и Иуды.

Подробно о православных святынях Италии можно узнать на сайте www.italy.orthodoxy.ru

Святыни Кипра:

Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом.

Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты:

Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения.

Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Франции:

Эшо - мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Париж - Собор Парижской Богоматери - терновый венец Спасителя. Мощи св. Равноапостольной Марии Магдалины, мощи Святой царицы Елены в крипте храма Сен-Лё-Сен-Жиль.

Эльзас - гора Святой Одилии

Лион - мощи лионских мучеников

Шартр - Плат Пресвятой Богородицы.

Амьен- Честная Глава Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тур - мощи Святого Мартина Милостевого (Турского)

Святыни Черногории:

Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня.

Острог - мощи святого Василия Острожского.