Меню
Бесплатно
Главная  /  Бородавки  /  Система методов судебной фотографии. Криминалистическая (судебная) фотография

Система методов судебной фотографии. Криминалистическая (судебная) фотография

Это раздел криминалистической техники, представляющий собой систему методов и видов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативно-розыскных действий (ОРД), криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений.

Особенности судебной фотографии:

  • 1. Специальные области применения: в оперативной, следственной, экспертной практике
  • 2. Определенные объекты съемки - это объекты связанные с преступлением
  • 3. Специальные цели съемки - для материалов уголовного дела
  • 4. Специфические методы и способы съемки
  • 5. Специальная аппаратура и принадлежности
  • 6. Определенный круг лиц производящих съемку - это следователи, оперативные работники, эксперт, прокурор, лица указанные в УПК.
  • 7. Особые правила оформления фотоснимков.

Применение фотографии должно быть отражено в протоколе следственного действия. Статья 166 УПК говорит, что к протоколу могут быть приложены фотоснимки, негативы и фотосъемка является одним из способов фиксации доказательств. Каждый фотоснимок должен быть подписан из которой следует, где, когда и что запечатлено и параметры съемки.

Значение судебной фотографии для криминалистики - довольно велико значение, так как это один из способов фиксации и исследования материальных признаков преступления. С помощью фотосъемки можно запечатлеть обстановку места происшествия, различные объекты, следы преступления при этом не нарушается обстановка места происшествия, не нарушается состояние следов. Помимо этого с помощью фотосъемки можно увидеть детали и признаки объектов не воспринимаемые невооруженным глазом и так далее.

Вся система судебной фотографии делится на 2 структурные части:

1. Запечатлевающая это фотография, которая объективно фиксирует все предметы и объекты, наблюдаемые следователем. С помощью запечатлевающей съемки фиксируются свойства, признаки объектов, которые доступны невооруженному глазу. Запечатлевающую съемку ещё в криминалистике принято называть судебно-оперативной фотографией, так как её производит следователь или оперативный работник.

Объектами съемки судебно-оперативной фотографии являются: место происшествия, трупы, следы преступлений, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступлений и т.д.

Типичными видами судебно-оперативной фотографии являются - фотосъемка места происшествия, фотосъемка других следственных действий, съемка трупов, фотосъемка отдельных предметов, вещественных доказательств, предметов.

Фотосъемка перечисленных видов осуществляется с использованием соответствующих фотографических методов и приемов. Под методами судебной фотографии понимаются совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств и условий съемки с целью получения фотоизображения отвечающего требуемым характеристикам. К методам запечатлевающей съемки относятся:

Панорамная

Заключается в том что при фотосъемке некоторых объектов, объектов расположенных на большем расстоянии или протяжении невозможно запечатлеть всю картину на один кадр. Объект снимается по частям, а потом составляют части и получается панорамный (единый) снимок. Панорама может быть:

Круговой - следователь стоит на месте и вращается вокруг своей оси и фотографирует. Нужно соблюдать следующие правила - каждый последующий снимок должен на 10-15% дублировать предыдущий кадр, должна быть единая линия горизонта, параметры съемки должны быть одинаковыми.

Линейной - сопряжена с перемещением фотоаппарата параллельно снимаемому объекту. Каждый последующий кадр должен захватывать на 10-15% предыдущий кадр

вертикальной - сверху вниз.

Измерительная

Позволяет по фотоснимку определить истинные размеры снимаемого объекта или расстояние между ними. Существуют следующие способы измерительной съемки:

С масштабной линейкой

Ленточный глубинный масштаб - выкладывается вглубь снимаемого объекта

Квадратный масштаб

Репродукционная

Используется для получения копий с документов

Опознавательная

Применяется для запечатления внешнего облика человека с целью его регистрации, отождествления личности. Опознавательные снимки используются для проведения криминалистических экспертиз (портретная идентификация). В качестве опознавательной съемки лицо запечатлевается в анфас, в правый профиль, в случае необходимости в 34 поворота головы вправо, в полный рост. При фотосъемке на грудь фотографируемому укрепляется масштабная линейка и фотоснимки готовятся в масштабе 1:7

Стереоскопическая.

2. Исследовательская

Представляет собой систему методов фотосъемки, применяемых в основном при производстве криминалистических экспертиз. Методами являются:

a. Теневая

Основана на выявлении рельефных изображений с помощью теней.

b. Цветоделительная (контрастирующая)

Основное предназначение - выявление различий в цветах и оттенках одного и того же цвета. Примером может служить - выполнение поддельного документа (подписки, дописки и т.д.)

c. Съемка в невидимых лучах-спектрах

Фотосъемка в инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских гамма-, бета-лучах. Например, съемка в инфрокрасных лучах позволяет исследовать документы залитые какими то красителями, зачеркнутые и т.д. Для этого используется электронно-оптический преобразователь. Ультрафиолетовые лучи позволяют увидеть невидимые и слабо-видимые записи которые, например, выцвели или вытравлены. С помощью рентгеновских лучей можно определить что находиться, например, в чемодане.

d. Микрофотосъемка

Применяется при исследовании мелких штрихов и следов. Для этого фотоаппарат соединяется с микроскопом.

Особенности фотосъемки места происшествия

При фотосъемке места происшествия применяются различные приемы: ориентирующий, обзорный, узловой, детальный.

Это раздел криминалистической техники, представляющий собой систему методов и видов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативно-розыскных действий (ОРД), криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений.

Особенности судебной фотографии:

    Специальные области применения: в оперативной, следственной, экспертной практике

    Определенные объекты съемки – это объекты связанные с преступлением

    Специальные цели съемки - для материалов уголовного дела

    Специфические методы и способы съемки

    Специальная аппаратура и принадлежности

    Определенный круг лиц производящих съемку – это следователи, оперативные работники, эксперт, прокурор, лица указанные в УПК.

    Особые правила оформления фотоснимков. Применение фотографии должно быть отражено в протоколе следственного действия. Статья 166 УПК говорит, что к протоколу могут быть приложены фотоснимки, негативы и фотосъемка является одним из способов фиксации доказательств. Каждый фотоснимок должен быть подписан из которой следует, где, когда и что запечатлено и параметры съемки.

Значение судебной фотографии для криминалистики – довольно велико значение, так как это один из способов фиксации и исследования материальных признаков преступления. С помощью фотосъемки можно запечатлеть обстановку места происшествия, различные объекты, следы преступления при этом не нарушается обстановка места происшествия, не нарушается состояние следов. Помимо этого с помощью фотосъемки можно увидеть детали и признаки объектов не воспринимаемые невооруженным глазом и так далее.

Вся система судебной фотографии делится на 2 структурные части:

    Запечатлевающая

это фотография, которая объективно фиксирует все предметы и объекты, наблюдаемые следователем. С помощью запечатлевающей съемки фиксируются свойства, признаки объектов, которые доступны невооруженному глазу. Запечатлевающую съемку ещё в криминалистике принято называть судебно-оперативной фотографией, так как её производит следователь или оперативный работник.

Объектами съемки судебно-оперативной фотографии являются: место происшествия, трупы, следы преступлений, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступлений и т.д.

Типичными видами судебно-оперативной фотографии являются – фотосъемка места происшествия, фотосъемка других следственных действий, съемка трупов, фотосъемка отдельных предметов, вещественных доказательств, предметов.

Фотосъемка перечисленных видов осуществляется с использованием соответствующих фотографических методов и приемов. Под методами судебной фотографии понимаются совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств и условий съемки с целью получения фотоизображения отвечающего требуемым характеристикам. К методам запечатлевающей съемки относятся:

      Панорамная

Заключается в том что при фотосъемке некоторых объектов, объектов расположенных на большем расстоянии или протяжении невозможно запечатлеть всю картину на один кадр. Объект снимается по частям, а потом составляют части и получается панорамный (единый) снимок. Панорама может быть:

        Круговой – следователь стоит на месте и вращается вокруг своей оси и фотографирует. Нужно соблюдать следующие правила – каждый последующий снимок должен на 10-15% дублировать предыдущий кадр, должна быть единая линия горизонта, параметры съемки должны быть одинаковыми.

        Линейной - сопряжена с перемещением фотоаппарата параллельно снимаемому объекту. Каждый последующий кадр должен захватывать на 10-15% предыдущий кадр

        вертикальной – сверху вниз.

      Измерительная

Позволяет по фотоснимку определить истинные размеры снимаемого объекта или расстояние между ними. Существуют следующие способы измерительной съемки:

        С масштабной линейкой

        Ленточный глубинный масштаб – выкладывается вглубь снимаемого объекта

        Квадратный масштаб

      Репродукционная

Используется для получения копий с документов

      Опознавательная

Применяется для запечатления внешнего облика человека с целью его регистрации, отождествления личности. Опознавательные снимки используются для проведения криминалистических экспертиз (портретная идентификация). В качестве опознавательной съемки лицо запечатлевается в анфас, в правый профиль, в случае необходимости в 3\4 поворота головы вправо, в полный рост. При фотосъемке на грудь фотографируемому укрепляется масштабная линейка и фотоснимки готовятся в масштабе 1:7

      стереоскопическая.

    Исследовательская

Представляет собой систему методов фотосъемки, применяемых в основном при производстве криминалистических экспертиз. Методами являются:

Основана на выявлении рельефных изображений с помощью теней.

      Цветоделительная (контрастирующая)

Основное предназначение – выявление различий в цветах и оттенках одного и того же цвета. Примером может служить – выполнение поддельного документа (подписки, дописки и т.д.)

      Съемка в невидимых лучах-спектрах

Фотосъемка в инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских гамма-, бета-лучах. Например, съемка в инфрокрасных лучах позволяет исследовать документы залитые какими то красителями, зачеркнутые и т.д. Для этого используется электронно-оптический преобразователь. Ультрафиолетовые лучи позволяют увидеть невидимые и слабо-видимые записи которые, например, выцвели или вытравлены. С помощью рентгеновских лучей можно определить что находиться, например, в чемодане.

      Микрофотосъемка

Применяется при исследовании мелких штрихов и следов. Для этого фотоаппарат соединяется с микроскопом.

Судебная (криминалистическая) фотография - один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

Основоположником судебной фотографии является российский учёный Евгений Фёдорович Буринский .

Задачи судебной фотографии:

1) разработка фотографических приёмов съёмки различных объектов в следственных или судебных целях;

2) запечатление хода и результатов производства отдельных следственных или оперативно-розыскных действий;

3) разработка фотографических методов исследования вещественных доказательств.

Направления:

1) запечатление событий:

2) исследование вещественных доказательств, следов;

Виды судебной фотографии:

История фотографии

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693-1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687-1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, - получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785-1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.

Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке - решётчатое окно дома Тальбота.

Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома - английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.

В 1889 году в Санкт-Петербурге Е. Ф. Буринским была открыта первая в мире судебно-фотографическая лаборатория при Санкт-Петербургском окружном суде. В этой лаборатории были впервые применены фотографические методы для исследования документов, в том числе архивных документов 14 века, выполненных на коже.

Фотография в работе органов внутренних дел занимает видное место и широко применяется как средство фиксации доказательственной информации при производстве следственных действий. Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатленные объекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме,чем это позволяет их словесное описание в протоколе следственного действия.

Изучение криминалистической фотографии предполагает изучение не только ее специальных видов, но и общей фотографии, так как без знания основ общей фотографии трудно освоить приемы криминалистической.

В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотография. С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач. Фотография (фото-свет, графо- пишу).

Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Ньепс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Талболт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр использовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать снимки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа приготовления светочувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки

от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возможность тиражирования отпечатков.

Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро проникла в другие страны. В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-

лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-

готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А.Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций, И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Левицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке в неблагоприятных условиях электрической дуги. Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. На сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова "за метод исследования, равный значению микроскопа".

В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки использовать фотографию для целей регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Затем сообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабатываются специальные способы и аппаратура для фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналитической и измерительной фотосъемки. Примером применения фотографии при розыске может послужить сообщение "Юридической газеты" за 1896 г. в котором описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославского острога. "Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоколамский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а затем возвращены в острог".

Наряду с использованием фотографии в розыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России.

Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнения всеми.

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова "Судебная фотография" (1926 г.), в которой он дал определение судебной фотографии как системы "научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала". Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и детективной. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться как следователем, так и экспертом-криминалистом.

Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потаповым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендованном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим образом: "Криминалистическая фотография - это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследовании доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений".

Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и приемы - это система правил и рекомендаций по применению фотографических средств для получения фотоизображений.

Практическое значение криминалистической фотографии исключительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательственное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде

случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюстративным материалом, но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов. Применение фотографических методов исследования существенно расширяют возможности криминалистической и других видов судебных экспертиз.

Являясь разделом криминалистической техники, криминалистическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную, судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследовательскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-розыскную фотографию можно объединить в одну группу - запечатлевающая фотография, так как в работе следователя и оперативного работника применяются преимущественно методы последней. Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-розыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и исследовательскую также условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться исследовательские методы, например создание специальных условий съемки и обработки фотоматериалов.

Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Об изготовлении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следственного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото-таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются к делу в конверте. Фото-таблицы подписываются следователем и лицом, производившим съемку.

От фотодокументов-приложений к протоколам следственных действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказательства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем специальным постановлением и служат полноценным средством доказывания.

По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схемы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотография обеспечивает более высокую степень наглядности, объективности, точности и полноты запечатления.

Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная задача. На основе научно-разработанных методов криминалистической фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотоснимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования.

Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования, эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются составной частью заключения, имеющего значение средств доказывания. Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть различным. При производстве следственных действий, экспертных исследований возникает необходимость запечатлеть определенные материальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещественные доказательства, а также этапы следственного действия и экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, исходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и методы фотографической съемки.

Официальной датой изобретения современной фотографии является 7 января 1839 г. С первых лет своего существования она не только получила применение в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач.

Фотография (от греч. "фотос" - свет, "графо" - рисую, пишу) буквально означает рисование светом. Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах выдающийся итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Это была "фотография до фотографии".

Англичанин получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. Технология Дагера не позволяла размножать снимки, и только изобретение англича

В 1835 г. Тальбот, пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива

нина Уильяма Генри Фокс Тальбота

положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа изготовления светочувствительной бумаги.

В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Ю. Ф. Фрицше. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Основоположником научной и судебной фотографии является русский криминалист Е. Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, суть которого состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста.

В 70-х годах XIX в. предпринимаются попытки использовать фотографию в целях регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А. Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналетической и измерительной фотосъемки. Наряду с использованием фотографии в разыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В указанном направлении много и плодотворно работал Е. Ф. Буринский. В 1892 г. при Санкт-Петербургским окружном суде он создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е. Ф. Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России. Развивая применение фотографии в следственной работе, Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. Ученый считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны быть обязательными для исполнения.

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью стала книга С. М. Потапова "Судебная фотография" (1926).

В настоящее время судебная фотография представляет собой систему теоретических положений, в определенной степени заимствованных из технических наук и адаптированных криминалистами с учетом результатов обобщения судебно-следственной практики. Технический прогресс не мог не отразиться на содержании судебной фотографии.

Итак, судебная фотография - это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, применяемых в процессе собирания, исследования и использования доказательственной информации.

Одно из условий успешного расследования преступлений -точная и объективная фиксация обстоятельств и фактов, имеющих значение по делу. Существенным условием использования фотографии в расследовании преступлений и производстве экспертиз является то, что она должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями.

В системе судебной фотографии различают две структурные части по сфере применения: запечатлевающая и исследовательская.

Запечатлевающая фотография - это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, используется для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств. Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Исследовательская фотография включает в себя ряд научно-технических положений, приемов, средств и методов фотосъемки, приспособленных для собирания, исследования и использования доказательственной информации в ходе проведения криминалистических исследований, в основном для выявления и фиксации деталей, цветовых и яркостных различий, не видимых глазом при обычных условиях. Фотоснимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить ход экспертизы, лично убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования, и являются составной частью заключения, имеющего значение средств доказывания.

Деление судебной фотографии па запечатлевающую и исследовательскую условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы, и наоборот: при расследовании могут применяться исследовательские методы - например, создание специальных условий съемки.

В настоящее время в криминалистической практике активно используется цифровая фотография. Эра цифровой фотографии началась с момента создания и внедрения фотосенсора или фотодатчика, представляющего собой светочувствительное устройство, состоящее из матрицы и аналого-цифрового преобразователя.

Цифровое изображение - это последовательность цифровых данных, записанных на носитель электронной информации. Файл содержит не только само изображение, но и техническую информацию, записанную цифровой камерой, о режимах съемки, настройках самой камеры, сведения о производителе и модели, серийный номер камеры, порядковый номер снимка по внутреннему счетчику, дату и время съемки.

Цифровая фотография исключает трудоемкий процесс экспонирования и обработки светочувствительных материалов, упрощает фотофиксацию за счет автоматических режимов (фокусирования, экспонирования, цветового баланса) и высокочувствительных приемников, позволяет получить фототаблицу за короткое время, к тому же не требует подготовительных работ. Цифровые фотоаппараты могут работать в различных условиях освещения, не требуя специального подбора пленки. Возможен просмотр отснятого материала непосредственно на месте съемки. В целях оперативной проверки лиц по справочным, криминалистическим и разыскным учетам возможна передача отснятого материала на удаленные расстояния при наличии модемной связи. Имеется возможность преобразовывать объект съемки в вид, удобный для компьютерной обработки, и получать его копии (отпечатки) на широком круге носителей: жестком диске, компакт-диске, термобумаге, писчей бумаге. Изображения, записываемые в электронном виде, можно хранить длительное время в большом многодисковом архиве. Так можно хранить изображения натуральных коллекций, фотографических картотек, других учетов криминалистического назначения.

Современные средства печати позволяют получать изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением, сопоставимым с разрешением фотографических материалов. Одновременно становятся доступными способы компьютерного улучшения исходного качества и преобразования изображений. Можно улучшить качество изображения за счет фильтрации, подавить фон и выявить слабовидимые признаки, повысить контрастность, резкость изображения. Данные операции позволяют увидеть и оценить (распознать) слабовидимые, а подчас и невидимые детали.

Процесс цифровой фотографии заключается в следующем:

  • - подготовка к съемке, экспозиция, получение изображения; обработка и редактирование изображения;
  • - получение фотоизображения или печать копий.

Для успешной работы требуются специальные цифровые устройства ввода, вывода и хранения изображений, а также программные средства - графические редакторы, которые позволяют осуществить:

  • - улучшение изображения;
  • - сжатие его электронного представления в файл с использованием различных графических редакторов;
  • - применение фильтров и спецэффектов;
  • - ретушь (удаление дефектов).

Для получения изображения на бумажных носителях необходимо использовать растровые принтеры с высокой разрешающей способностью (600, 1200, 1800 dpi) - лазерные принтеры и плотную, непрозрачную бумагу с равномерной структурой бумажного полотна и высокой степенью белизны.

Процессуальный порядок применения фотосъемки закреплен в ст. 166 УПК. Перед началом осмотра места происшествия следователь обязан предупредить всех участвующих лиц о применении фотосъемки, о чем должна быть сделана отметка во вводной части протокола. По результатам осмотра изготавливается фототаблица и оформляется как приложение к протоколу осмотра места происшествия, за соответствующим номером. Каждый фотоснимок опечатывается оттиском печати соответствующего правоохранительного органа, каждая страница фототаблицы подписывается лицом, ее составившим.