Меню
Бесплатно
Главная  /  Дерматит  /  Особенности социально- педагогической реабилитации маргинальных слоев населения. Маргинальные группы населения в современной россии

Особенности социально- педагогической реабилитации маргинальных слоев населения. Маргинальные группы населения в современной россии

НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ

Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это - маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. С повышением общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг. проблема маргинализации приобрела новое измерение.

Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становится любое лицо, способное к производительному труду, но не способное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.

Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируют-ся. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.

Другая часть новых маргиналов - жертвы структурных изменений в экономике, исчезновения целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и не всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время считало главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социального статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.

Третья группа маргиналов - это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становится почти профессией по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более что предприниматели предпочитают брать на работу людей в возрасте 30-35 лет. Их преимущество в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом. Они, как правило будучи людьми семейными, считаются более ответственными. Молодежь материально также обеспечивается системой пособий, но ее участие в жизни общества завершается за порогом учебного заведения. Первичные социальные связи теряются, новые не приобретаются, итогом становится маргинализация. В развитых странах при среднем уровне безработицы в 7-8% самодеятельного населения среди молодежи от 15 до 24 лет ее уровень вдвое выше - 16-17%.

Нередко фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим, с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушенным здоровьем в общей численности населения развитых стран к концу века был различным - от 22,7% в Австрии до 2,3% в Японии.

Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность «быть кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд, случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.

Очевидно, в развитых странах и в XXI веке будет сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.

Зоны социального упадка. Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материальное благосостояние жителей отдельных районов.

Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующим им образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В то же время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.

Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономического и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.

Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо, напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.



Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970-1980-е гг. обострилась проблема франкоязычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть до отделения от Соединенного Королевства, Шотландии с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании автономии требовало большинство провинций, самая беспокойная - Баскония - добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшейся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.

Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы их развития, предпринимающиеся на общегосударственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанным зонами социального бедствия.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из работы М. Янга «Возвышение меритократии» в книге «Утопия и утопическое сознание». М., 1990. С. 332, 336:

«Ныне каждый человек, каким бы бедным он ни был, знает, что ему предоставлены любые школы. Людей испытывают на тесты вновь и вновь <...> Но в случае получения общей оценки «тупица» они уже не могут больше претендовать на что-либо. И их собственное представление о себе почти совпадает с истинным и весьма нелестным образом. Впервые в человеческой истории низшие не находят никаких оснований для самоуважения <...> Человек, утративший самоуважение, рискует утратить и жизнеспособность (особенно если этот человек оказывается хуже своих родителей и падает на низшие ступени социальной шкалы) и, соответственно, легко выпадает из ранга хорошего гражданина и хорошего человека <...>

Профсоюзы, естественно, не делали различия между умными и неумными. Для них люди, труд которых упразднялся благодаря техническим новшествам, оставались такими же членами союза, как и все прочие. Они подлежали защите, и профсоюзы настаивали на том, чтобы людей, рабочие места которых ликвидировали в силу применения трудосберегающей техники, не увольняли, а оставляли на производстве для выполнения никому не нужной работы, иногда просто в качестве наблюдателей за роботами, лишенных управленческих функций. Члены союзов с более высоким интеллектом, со своей стороны, тоже не понимали, что вся эта ситуация касается лишь наименее квалифицированной части рабочих, тех, кто не способен выполнять сложную работу. Исходя из общих эгалитаристских представлений, согласно которым люди так похожи друг на друга, они отождествляли себя с остальными сокращаемыми, поддерживая попытки профсоюзов помешать увольнениям. И предприниматели нередко уступали, так как не желали портить отношений с персоналом <...> Понадобилось немало времени, чтобы предприниматели четко осознали необходимость максимального снижения затрат на труд».

Из книги У. Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют». Техас, 1980. С. 130:

«В крупномасштабной экономике, охватывающей целый континент, нельзя ожидать равномерного экономического роста во всех регионах. Но разброс темпов роста реальных доходов по регионам на порядок представляет собой впечатляющий феномен. Он показывает несостоятельность общенациональных макроэкономических моделей и соответствующей политики. С точки зрения темпов прироста населения, в США есть регионы, охваченные стагнацией, и другие, где численность населения растет быстрее, чем в развивающихся странах».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните термин «маргинальные слои общества».

2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?

3. Почему актуальна проблема включения маргиналов в систему общественных отношений и связей?

4. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите примеры.

5. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?

Понятие маргинальности (от лат. marginalis – находящийся на краю) служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальность – это понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими-либо социальными группами; утрата человеком объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Маргинальный человек – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей человека (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой.

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой или поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Если процесс переструктурирования в обществе затягивается, маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае мы имеем дел с поддерживаемой маргинализацией. В результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации происходит перевод в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Примером массовой искусственной маргинализации может служить холокост еврейской нации в середине прошлого века, проводимой фашистской Германией. Катастрофические размеры искусственная маргинализация приобрела в эпоху сталинизма. Члены семей врагов народа, спецпереселенцы, лишенцы и др. – все это значительная часть советского общества, искусственно ограничиваемая в социальных и политических правах, дискриминируемая и эксплуатируемая властью. В данном случае маргиналы приобретают черты социально устойчивой группы.

Типология маргинальности осуществляется в науке по различным основаниям:

  • этномаргиналы – это люди, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы – те, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;
  • социомаргиналы – это группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения;
  • возрастные маргиналы – группы людей, формирующиеся при разрыве связи между поколениями;
  • политические маргиналы – те, кого не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
  • экономические маргиналы – это, например, пресловутые "новые бедные";
  • религиозные маргиналы – люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними, и др.

Специфика современной России заключается в продолжающемся углублении социального неравенства, что в значительной степени способствует маргинализации большой части населения. Обычными для современного человека становятся понятия "беспризорник", "бомж", "нищий" и т.д.

Тревожной тенденцией современности является увеличение доли маргиналов, приобретающих данный статус в результате их сознательного вытеснения на обочину жизни представителями "здорового" большинства. Маргинальный статус в современном мире стал не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. Маргинальное по сути положение в современном обществе (несмотря на декларируемую социальную защищенность) занимают одинокие старики, инвалиды, люди с хроническими заболеваниями (ВИЧ-инфицированные и т.п.), представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции, этнических, сексуальных и религиозных меньшинств. Ныне маргинал – вовсе не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он – калека среди себе подобных.

Понятие «маргинальности» в социологии

Определение 1

Маргинальность – структурно неопределенное, переходное, пограничное социальное состояние субъекта.

Маргинальность – негативное социальное явление, характеризующееся состоянием «выключенности» из всех социальных институтов: политических, экономических, культурных, религиозных, институтов семьи и т.д. Люди, выпадающие из привычной социальной среды и не примкнувшие к другим общностям, переживают кризис самопознания и испытывают сильное психологическое напряжение.

Замечание 1

В классической социологии маргинал – лицо, находящееся на границе группы (одновременно и принадлежащее ей и в любой момент способное от группы освободиться). Маргинал – иной, другой, чужой, лицо, физически находящееся в группе, но изначально ей не принадлежавшее.

Присутствие маргинала в группе показывает последней, чем она не является. Он обладает относительной пространственной свободой от группы, всегда может ее покинуть.

Определение 2

Маргинальная группа – группа людей, отвергающая общепринятые ценности и традиции культуры, в которой находится, проповедующая и утверждающая собственную систему ценностей и норм.

Р. Парк в начале XX века разработал теорию маргиналов и маргинальных общностей.

Маргинальный человек по Р. Парку – это лицо, находящееся на границе разных групп и несущий в себе конфликт столкновения этих групп, различных культур и обществ.

Практикуемая маргинальность Парка проявляется в способе действия. Конфликтная ситуация возникает вследствие принадлежности к разным культурам, не совместимым между собой. Человек не может полностью идентифицировать себя ни с одной из культур, он находится между различными культурными и социальными формами. Неопределенность и непредсказуемость становятся особенностью его действий.

Маргинальность приводит к формированию чувства беспокойства и растерянности, значительно повышает возможность отклонений от норм и правил группы, появления кризиса доверия у индивидов.

Разновидности маргинальности

Для индивидуальной маргинальности характерно частичное вхождение индивида в группу, не принимающую его полностью и отчуждением от группы происхождения, отторгающей его как отступника. Индивид при этом оказывается «культурным гибридом», включенным в жизнь и традиции двух (или нескольких) групп.

Групповая маргинальность возникает вследствие изменений в социальной структуре общества, создания новых функциональных групп в политике и экономике, которые вытесняют старые группы и дестабилизируют их социальное положение.

Современная социология маргинальности включает три раздела:

  1. Структурная маргинальность. Социально-экономические исследование эксклюзии, безработицы, изучение негативной коннотации маргинальности, «продвинутой городской бедноты», когда маргиналы больших мегаполисов рассматриваются как результат продвинутости, диверсификации города.
  2. Культурная маргинальность. Междисциплинарная область изучения культурной маргинальности, включающая антропологию, психологию, исследующая вопросы происхождения ксенофобии, национализма, рассматривающая космополитизм как форму социально-культурного общения.
  3. Социология идентичности. Исследуются противоречивые личности. Когда границы идентичности подвижны, используют понятия «амбивалентная идентичность», «неоднозначный», «лабильная идентичность».

Основной социальный фактор, образующий маргинальный слой – граница в движении.

Маргинал может выступать как существо более цивилизованное, предрасположенное и восприимчивое к изменениям, ко всему новому. Или как консерватор, защищающий прежние, бывшие границы от которых зависит его идентичность. Он не желает включаться в новые границы, идентифицировать себя с новыми образованиями.

Выделяют различные группы маргинальности:

  • этномаргинальность – группы лиц, объединенные в результате миграций или выросшие вследствие смешанных браков, принадлежность к национальному меньшинству;
  • социомаргинальность – группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, потеря общественного престижа, стигматизация, деклассирование маргинальных групп;
  • политическая маргинальность – объединяет группы, противостоящие легитимным правилам общественно-политической жизни и легальным возможностям, лишение права выбора, уход от участия в политической деятельности, от доступа к политическому влиянию;
  • экономическая маргинальность – отстранение от деятельности и потребления, включает безработных и «новых бедных»;
  • биомаргинальность – включает группы людей и отдельные индивиды, чье здоровье безразлично обществу (инвалиды, тяжело больные, старики);
  • возрастная маргинальность – объединяет группы, образующиеся при разрыве связей между поколениями;
  • религиозная маргинальность – группы, находящиеся вне конфессий;
  • криминальная маргинальность – включает преступные элементы.

Причины маргинальности

Приобретение статуса маргинала может носить как вынужденный характер, так и стать осознанным выбором самого индивида.

К возникновению маргинальности могут привести различные причины:

  • этнические – вынужденные переселения и миграции при которых внешние, культурные различия, языковой барьер препятствуют интеграции на новой территории;
  • экономические – потеря собственности, источников дохода, невозможность их восстановить; возникновению экономической маргинальности способствую экономические и финансовые кризисы;
  • политические – смена правящей партии, крах действующего политического режима, потеря доверия политическими лидерами;
  • социальные – вертикальная или горизонтальная мобильность, появление нового образа жизни, ценностей, привычек; социальное неравенство в обществе, изменение социальной структуры общества;
  • религиозные – смена религий.

Российские социологи среди причин маргинальности выделяют четыре основных фактора: переход общества от одной социально-экономической системы к другой; ухудшение уровня жизни населения; неконтролируемые перемещения значительных масс людей в результате разрушения социальной структуры; девальвация традиционных ценностей и норм.

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Впервые это понятие было введено американскими социологами, изучающими в 20-х годах ХХ века социокультурную ситуацию на Гавайях - территории с особой социальной и культурной пестротой населения.

Категория «маргинальная личность», введенная Парсонсом, использовалась для обозначения социально-психологических последствий неадапатации мигрантов к требованиям урбанизма как образа жизни. С тех пор понятие «маргинальных групп» («маргинальных слоев») прочно вошло не только в американскую социологию.

Маргинальность как явление – это неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с перемещением на другую равную по престижности статусную позицию. В ходе такого переход потеря принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Принципы такого «запоздания» обусловлены особенностями индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультурной среды, формирования нового типа идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого и осуществляется субъективная адаптация.

Эталонной моделью маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.

Таким образом, процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.

Маргинальный человек, вырванный из деревни и брошенный в жесткие джунгли города – самый распространенный герой Бальзака и Золя, Гюго и Мопассана, Чехова и Горького. Поведение такого человека отличается крайностью: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию. Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.

Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и др.), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.

В Украине демонтаж прежней социальной структуры сопровождается интенсивным процессом маргинализации общества, все больше появляется промежуточных слоев (своего рода «перекати-поле»), людей, которые оторвались от традиционных социокультурных систем, но не вписались в новые структуры.

Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация приобретает массовый характер, или, как говорят социологи, происходит структурная маргинализация, которая связана с утратой целыми слоями своего прежнего статуса, с разрывом прежних связей, утратой устойчивых ценностных ориентиров, социальных корней, пониманием происходящего.

Вопросами такой массовой нисходящей мобильности в условиях общественных кризисов занимался П. Сорокин, который волею судеб сам оказался в таких «жерновах». Ситуация всеобщей социальной деструкции наступает не только в условиях революций, но в периоды экономической депрессии, модернизации и др.

Следует заметить, что маргинальный статус не обязательно несет в себе негативное содержание, это может быть и временное состояние, которое завершается довольно быстрой адаптацией. Сколько талантливых людей (писателей, артистов, ученых и др.) пришли в город из села и довольно быстро вписались в новую социокультурную ауру.

Вообще технические, социальные, культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивные взаимодействия между носителями разнородных этнокультур и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

От маргинальных слоев следует отличать люмпенов, которые представляют «социальное дно» (бомжи, наркоманы, алкоголики). Можно сказать, что состояние маргинальности может завершится либо переходом на более высокий статус, а может привести и к падению, опусканию на «социальное дно».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Одесский национальный экономический университет.. Назарова Н С..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Назарова Н.С.
Социология: Учебное пособие. – Одесса, 2013. - с. В учебном пособии освещены основные темы курса социологии, включающие вопросы истории и теории социологии, методологии и методики социолог

Место социологии в системе общественных наук
Всякое общество нуждается в специальных науках, которые подобно зеркалу, показывали бы мир, в котором это общество существует. В семье социальных наук, которые имеют дело с поведением людей и орган

Предмет и объект социологии
Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить об

Функции социологии и методы социального познания
Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информаци

Структура социологии
Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Во-первых, структура социологии обусловлена тем, что социология решает научн

Роль социологии в жизни общества
Возрастание роли и значения социологии в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств: 1. В мире происходят быстрые социально-политические изменения. Наша страна переживает период

История социологической мысли
В истории развития социологической мысли различают два этапа: Классический(1850-1920 гг.). Это время О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и д

Социологические школы
В социологии XX века наиболее значительное место занимают две социологические школы: Чикагская и Франкфуртская. Чикагская школа – одна из первых школ в социологической

Развитие социологической мысли в Украине
Говоря о развитии социологической мысли в Украине, следует отметить, что вообще истоки социально-политических учений относятся еще к X веку (Острожская школа), затем в значительной степени Киево-Мо

Типы и структура (этапы) социологического исследования
Социологические исследования являются важным инструментом познания социальной реальности, они позволяют «поставить диагноз» социальным недугам, помогают найти пути лечения. Исторические корни прикл

Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это научный документ, который содержит методологические и процедурные основы исследования социального объекта. Социологическое исследование начинается с ра

Анализ документов и наблюдение как методы сбора эмпирического материала
В социологии под документом понимают специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи информации. По способам фиксирования информации различают документы

Опрос как метод сбора эмпирического материала
Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма эффективным и экономичным, позволяя по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить

Интервью
При всей важности анкетного метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется, пр

Выборка и обработка данных
После определения исследовательской стратегии составляется план выборки, который представляет собой комплекс принципов и процедуру формирования обследуемой (выборочной) совокупности. В социологии х

Предмет социологии социальной структуры общества
Социология социальной структуры общества и ее динамика – ключевая проблема социологии. Анализ и осмысление социальной структуры общества предполагает выяснение, что такое социальная структура, каки

Модели изучения социальной стратификации общества
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены еще М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему. Для изучения этой многомерной си

Теория социальной стратификации
Страта в переводе с латинского означает слoй. В отличие от класса, страта позволяет проанализировать социальную структуру общества более детально. Это более гибкий и «тонкий» инструмент. Л

Статус и роль
Теория социального статуса составляет часть концепции социальной стратификации. Социальный статус обозначает положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхожден

Социальная мобильность
Составной частью теории социальной стратификации является понятие социальной мобильности, введенное в социологию П. Сорокиным. Сорокин исследовал большое количество различных обществ, включая тради

Виды, типы и формы социальной мобильности
№ Виды, типы и формы Краткая характеристика 1. Горизонтальная мобильность Изменения положения и

Средние слои
В стабилизации современного демократического общества так называемые средние слои играют определяющую роль. Большое внимание средним слоям или среднему классу уделял М. Вебер. Ведь в экономически р

Сущность и структура личности
На протяжении веков над вопросом, что такое «человек», «личность» задумывались и на него отвечали философы, теологи, антропологи, медики, психологи, социологи. Начало философскому осмыслению личнос

Теории личностного развития
Тип теории Родоначальники Ключевые положения теории «Я» - теория Ч. Кули (Концепция «зеркального «Я») &n

Социализация личности
Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индиви

Доверие versus Недоверие (младший возраст)
2. Автономия versus Стыд и сомнение (возраст 1 – 2 года). 3. Инициатива versus Чувство вины (от 3 до 5 лет). 4. Прилежание versus Нерадивость (младший школьный возраст).

Регуляция и саморегуляция личности
Проблема регуляции и саморегуляции личности – объект пристального внимания зарубежных социологов, предмет многочисленных исследований. На основе таких важных критериев, как отношение личности к цел

Сущность девиантного поведения
Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии. Откло

Причины девиантного поведения
Преступность на планете растет быстрее, чем численность населения, валовый национальный доход и другие показатели. Корни же девиантного поведения социологи ищут в различных факторах. В нау

Суицид и некрофилия
Некоторые относят к отклоняющемуся поведению и самоубийство, хотя на самом деле здесь речь должна идти, скорее всего, о проблеме психологического здоровья человека и об усилении заботы общества о с

Структура культуры
В социологии выделяют следующие элементыкультуры: 1. Первым и наиболее важным элементом является познавательный знаково-символический элемент, т.е. знания

Функции культуры
В силу того, что культура явление многогранное и многомерное, то спектр выполняемых функций чрезвычайно широк. Назовем хотя бы некоторые. Гуманистическая – или ее еще назы

На общественную жизнь
Мир человеческой культуры выступает сферой развития, формирования и выявления сущностных сил человека, их реализации в природе и обществе. С позиций социологии выделяют три основные сферы проявлени

Социальные нормы и ценности. Символические и знаковые системы
Поведение людей в обществе, социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Конечно, далеко не все

Культурное наследие. Преемственность и традиции в культуре
Культурное наследие – это та часть материальной и духовной культуры, которая передается последующим поколениям, принята и усвоена ими. В отличие от этого категория «образ жизни личности», группы ил

Конфликт и диалог культур
В социологии культуры принято деление на западную и восточную культуры. К западной, в основном, относят: западноевропейскую, североамериканскую, всю среднеземноморскую и, пожалуй, мусульманскую кул

Смысл и причины возникновения субкультур
Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на

Цивилизация и культура
Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени развития общества. Постепенно его стали трактовать как совокупность обычаев, ве

Массовая культура
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую (а также две ее разновидности: субкультуру и контркультуру, о которы

Социальные последствия науки
Отдельные элементы научных знаний начали формироваться уже в древних цивилизациях (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия). Возникновение науки же, как таковой относят к VI веку до нашей эры, ког

Проблемы современного образования и пути их решения
Сейчас во всем мире говорят о кризисе образования. Вообще редко когда-либо общество было удовлетворено своей системой образования. Даже в относительно благополучное время типичны разговоры о кризис

Социальная сущность семьи и брака
Семья является предметом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом и

Ролевые отношения в семье
Ролевые отношения в семье зависят от ряда факторов. И успех выполнения семейных ролей зависит от: - правильности ролевых представлений исполнителя (если в семье сын привык получать из рук

Функции семьи
Сфера семейной деятельности Общественные Индивидуальные Репродуктивная Биологическое воспроизводство населен

Семейное воспитание
Семья – реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка, воздействия, в сфере которого одновременно оказывается и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, вкусы

Структура, типы и формы семьи
Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо родственных отношений между ее членами, также и систему духовных, нравственных отношений, в том числе

Проблемы современной семьи
Семья – это социальный институт, который многие столетия почти не подвергался принципиальным изменениям. Однако, политические, социальные, экономические, культурные изменения общества, которые прох

Демографические проблемы и демографическая политика
Демографическая подсистема общества находится в тесной взаимосвязи с другими подсистемами: экономической, политической, культурной, религиозной, от них зависит и на них влияет.

Семья и здоровье нации
Поскольку мы сейчас во многом повторяем издержки западной цивилизации, то вступили в полосу «сексуальной революции» то бишь либерализации норм сексуального поведения. А отсюда и целый ряд проблем:

Становление социологии религии
Социология религии изучает закономерности развития и функционирования религиозного сознания, место и роль религии в различных сферах жизнедеятельности людей, т.е. изучает религию как социальный инс

Социальные функции религии. Свобода совести
Социальная сущность религии реализуется через те функции, которые она выполняет. В числе важнейших следует отметить следующие. Компенсаторная. Эта функция связана с той ро

Типология религий
Ныне социологи выделяют три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. В христианстве, как известно, различают три ветви: като

Религиозные организации
Религия не может существовать без своих организаций. Существует несколько основных типов религиозных организаций. Церковь – религиозная организация (открытая, формальн

Конфессиональаня ситуация в Украине
В настоящее время в Украине зарегистрировано около 60 конфессий, что является свидетельством свободы совести в стране. На смену тоталитаризму приходит возможность свободно исповедовать любую религи

Сущность и причины конфликтов
Проблема конфликта стара как мир, истоки ее исследования восходят еще к философам античности, которые пытались определить источник развития. В настоящее время теория конфликта одна из центральных в

Типология конфликтов
В современной социологии нет единой типологии конфликтов. Классификация конфликтов может строиться по: · структуре конфликта (горизонтальные, вертикальные);

Функции конфликтов
И в связи с этим следует отметить, что конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликтов относятся: - стимулирование к изменениям

Динамика конфликта
Социальный конфликт, как правило, проходит три основные стадии: - конфликтная ситуация или предконфликтная; - открытая стадия, собственно конфликт; - завершение конфликта

Разрешение конфликтов
В социологии разработано немало рекомендаций, которые касаются различных аспектов конфликтной ситуации, поведения людей в этих условиях, выбора соответствующей стратегии поведения, а также средств

Объект и предмет социологии молодежи
В силу того, что многие проблемы социологии молодежи в той или иной мере освещались в других темах курса («Девиантное поведение», «Социология культуры», «Социология семьи и брака»), мы очертим толь

Социализация молодежи
Молодежь – это субъект истории, мощный фактор социальных перемен. Освоение молодежью культурных норм и социальных ролей осуществляется в процессе социализации, обусловленной экономическими, политич

Молодежная субкультура
Наиболее рельефно духовные искания молодежи проявляются в молодежной субкультуре. Молодежная субкультура – это культура молодежных общностей и групп с определенными типами ценностных ориентаций. Эт

Маргиналы - это люди, которые по различным причинам выпали из привычной для них и не в состоянии примкнуть к новым общественным слоям, как правило, из-за культурного несоответствия. В такой ситуации они испытывают сильное психологическое напряжение и переживают кризис самосознания.

Теория о том, кто такие маргиналы была выдвинута еще в первой половине 20-го века Парком Р. Э. Но до него вопросы социального деклассирования были подняты Карлом Марксом.

Теория Вебера

Вебером был сделан вывод о том, что общественное движение начинается тогда, когда маргинальные слои основывают общность, и это приводит к различным реформам и революциям. Вебер дал более глубокую трактовку тому, что позволило объяснить формирование новых сообществ, которые, разумеется, не всегда объединяли социальные отбросы общества: беженцев, безработных и так далее. Но с другой стороны, социологи никогда не опровергали несомненную связь между человеческими массами, исключенными из системы привычных социальных связей, и процессом организации новых общностей.

В сообществах людей действует главный принцип: «Хаос должен быть как-то упорядочен». При этом новые классы, группы и слои практически никогда не возникают в связи с организованной активной деятельностью попрошаек и бомжей. Скорее, это можно рассматривать как строительство параллельных людей, чья жизнь до перехода на новую позицию была вполне упорядоченной.

Несмотря на распространенность модного ныне слова «маргинал», само понятие довольно неопределенно. Поэтому невозможно конкретно обозначить роль этого явления в культуре общества. Можно ответить на вопрос о том, кто такие маргиналы, характеристикой «внесистемные». Это будет максимально точное определение. Потому что маргиналы находятся вне социальной структуры. То есть не относятся ни к одной группе, определяющей характер общества в целом.

Есть маргиналы и в культуре. Здесь они находятся вне основных типов мышления и языка и не принадлежат ни к одному художественному направлению. Маргинала нельзя причислить ни к одной господствующей или основной группе, ни к оппозиции, ни к различным субкультурам.

Общество уже давно определило, кто такие маргиналы. В утвердилось мнение, что это представители низших слоев социума. В лучшем случае это люди, находящиеся за рамками норм и традиций. Как правило, называя человека маргиналом, показывают негативное, презрительное отношение к нему.

Но маргинальность - не автономное состояние, это результат непринятия норм и правил, выражение особых отношений с существующим Она может развиваться в двух направлениях: разрыв всех привычных связей и создание собственного мира или поэтапное вытеснение обществом и последующий выброс за рамки закона. В любом случае маргинал - это не изнанка мира, а только теневые его стороны. Общественность привыкла выставлять напоказ людей вне системы, чтобы утвердить собственный, считающийся нормальным мир.