Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Международный валютный фонд (МВФ). МВФ — расшифровка

Международный валютный фонд (МВФ). МВФ — расшифровка

Стросс-Кан (Strauss-Kahn) продолжает бороться за политическое выживание, а его сторонники утверждают, что обвинения в домогательстве - это заговор. В то же время в самом Международном валютном фонде (МВФ) уже началась борьба за пост руководителя. Страны с развивающимися экономиками требуют, чтобы это престижное место досталась им, но и европейцы не отказываются от своих претензий.

Международные валютный фонд - это организация, в распоряжении которой находится 325 миллиардов долларов, а ее штаб-квартира расположена в Вашингтоне. До самого последнего времени у МВФ был только один главный вопрос - спасение евро. Доля этого фонда в пакетах помощи для Греции, Ирландии и Португалии составляет 78,5 миллиарда евро. Спокойно и эффективно фонд выступал в качестве посредника между должниками и донорами Европы.

После ареста главы МВФ Доминика Стросс-Кана, который был произведен в субботу вечером по нью-йоркскому времени, сам фонд стал игрушкой для представителей различных интересов. Некогда могущественный глава МВФ продолжает бороться за свое политическое выживание. Его сторонники распространяют слухи и доказательства того, что обвинение в попытке изнасилования является заговором в стиле секретных служб. ДСК - так его иногда сокращенно называют - не пытался, как утверждают, изнасиловать горничную в нью-йоркской гостинице Sofitel, так как именно в это время он якобы обедал со своей дочерью.

Установлено то, что ничего не установлено. Во всем мире считают, что не следует спешить с его осуждением. Федеральный канцлер Ангела Меркель также сказала вчера о том, что нужно дождаться результатов расследования.

Она так сказала, но сделала иначе. Спустя нескольку минут Меркель, говоря от лица Европы, заявила о претензиях на место главы МВФ: хотя в принципе это правильно, и в «среднесрочной перспективе», по мнению Меркель, страны с развивающимися экономиками могут претендовать на ведущие посты в международных организациях. «Однако я считаю, что в современных условиях, когда у нас происходит много дискуссий по поводу европейского пространства, существуют веские причины для того, чтобы и Европы имела в своем распоряжении хороших кандидатов», - подчеркнула она.

Поскольку игнорирование собственных интересов ничего не стоит, Меркель дала надежду странам с развивающимися экономиками: «Существующие в МВФ условия должны отражать соотношение сил в мире», - заявила Меркель на саммите G20 в Сеуле. Незадолго до этого 20 главных экономик мира приняли решение о том, чтобы увеличить долю голосов стран с развивающимися экономиками. Слова главы еврогруппы Жана-Клода Юнкера (Jean-Cluade Juncker) прозвучали еще более определенно. Стросс-Кан - «последний европеец» во главе МВФ «в обозримом будущем», заявил он еще в 2007 году.

Страны с развивающимися экономиками радостно отреагировали на это мнение Запада. Давно пора отказаться от модели, в которой доминируют только индустриальные государства, заявил министр финансов Бразилии Гидо Мантега (Guido Mantega).

Теперь наступает протрезвление. А следом за протрезвлением начинается борьба за власть. Берлин вчера заявил о проведении зондирования «с нашими европейскими друзьями» по вопросу о кандидате на место главы МВФ.

Борьба стран с развивающимися экономиками за большее влияние в МВФ началась еще до задержания Стросс-Кана. В апреле этого года министр финансов Бразилии пожаловался на то, что американцы регулярно находятся во главе Всемирного банка, а европейцы руководят МВФ. Такая система, по его мнению, уже устарела. Эти посты должны распределяться с учетом способностей, а сам процесс должен быть прозрачен, потребовал бразилец.

Другими словами, те страны, которые обеспечивают глобальный рост, - то есть Китай, Индия, а также Бразилия - должны в будущем иметь шанс занять руководящие должности. Доля ведущих стран с развивающимися экономиками в глобальном валовом внутреннем продукте только за последние 20 лет (к 2010 году) увеличилась с 10,4% до 24,2%, а доля семи крупнейших индустриальных стран, напротив, уменьшилась с 64,9% до 50,7%.

Поэтому еще осенью страны с развивающимися экономиками получили дополнительные голоса в МВФ. Министры финансов 20 крупнейших индустриальных стран и стран с развивающимися экономиками (G20) приняли решение о распределении почти 6% голосующих прав, принадлежавших ранее индустриальным державам, среди таких стран как Китай, Индия, Бразилия и Россия. В результате проведенной реформы эти четыре страны получили больше прав и больше ответственности в исполнительной дирекции Международного валютного фонда. В марте эта реформа вступила в силу.

Теперь они требуют изменений и на персональном уровне. Именно поэтому сразу после событий с Домиником Стросс-Каном в Нью-Йорке все чаще стало упоминаться имя турецкого политика Кемаля Дервиса (Kemal Dervis). Этот архитектор начавшихся десять лет назад в Турции экономических реформ и уже многолетний высокопоставленный чиновник Всемирного банка является выходцем из страны с развивающейся экономикой и считается блестящим экономистом. Поскольку он родом из Турции, он мог бы, судя по всему, заниматься наведением мостов между Азией, Европой и Соединенными Штатами.

Его работа в расположенном в Вашингтоне Всемирном банке позволила ему обзавестись отличными связями. И в Европе у него уже нет имиджа человека, который прежде всего защищает интересы Турции. Кемаль Дервис теперь воспринимается в большей степени как международный экономист, который случайно имеет турецкий паспорт.

Имя Дервиса уже упоминалось на ежегодном заседании Азиатского банка развития, которое состоялось почти неделю назад во вьетнамском городе Ханое. Возможно, пришло время азиату стать главой МВФ. Лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц (Joseph Stigliz) также считает его великолепным кандидатом, о чем он и заявил в понедельник в рамках проводившейся в узком кругу дискуссии.

Китайское руководство занимает, скорее, сдержанную позицию в связи с грозящим уходом Стросс-Кана, однако на самом деле этот скандал вполне устраивает Пекин - европеец с позором покидает свой пост, и это создает условия для того, чтобы подвергнуть пересмотру существующие структуры. Неформальная договоренность индустриальных государств о том, что европеец должен всегда быть во главе Международного валютного фонда, вызывает недовольство у этой восходящей экономической державы. С точки зрения китайцев, такого рода договоренность является устарелой и напоминает о временах колониализма.

Американцы и европейцы могут распределять между собой руководящие посты, так как они вместе обладают достаточным количеством голосов для того, чтобы блокировать другие предложения. Даже после проведенной реформы Китай, будучи второй экономикой в мире, имеет 3,82% голосов и значительно отстает от США, у которых почти 17%. Эти цифры отражают также долю участия во вложенных капиталах. Китай, конечно же, был бы готов заплатить больше за большее влияние, но, по существующим правилам, он не может этого сделать.

Потому китайцы на встречах, подобных G20, постоянно выступают за введение такой системы, которая бы более точно отражала существующие в мире экономические реалии. Они считают себя борцами за права других стран с развивающимися экономиками, и, кроме того, китайцы таким образом втайне рассчитывают обеспечить себе руководящую международную роль.

Другие страны с развивающимися экономиками, в том числе Индия и Россия, проявляют значительно меньше честолюбия в вопросе о реформе МВФ. «Они хотят решить имеющиеся у них в настоящее время проблемы, но они не намерены переписывать заново глобальные правила игры», - считает экономист из университета Paris-Dauphine Жан Пизани-Ферри (Jean Pisani-Ferry). Китай также исходит из того, что он пока не в состоянии настаивать на своих требованиях - в конечном счете его собственная национальная валюта пока еще не является свободно конвертируемой.

Еще и поэтому в правительственных кругах Франции обсуждается идея о том, чтобы сохранить существующие структуры и вместо Стросс-Кана направить в Вашингтон имеющую хорошую международную репутацию министра финансов Кристин Лагард (Christine Lagarde). На бумаге она
выглядит весьма подходящим кандидатом: работая в качестве адвоката, она познакомилась со всеми крупными фигурами финансового мира, а во время финансового кризиса она заработала себе репутацию очаровательного, но исключительно жесткого партнера на переговорах. Кроме того, пост главы МВФ мог бы открыть для нее дополнительные перспективы - прежде всего с учетом возможного поражения ее шефа Николя Саркози на президентских выборах в 2012 году. Пока, если судить по сделанным официальным заявлениям, она планирует побороться на мандат простого депутата парламента.

Ее проблема: «Дело ДСК подорвало доверие к Франции и их кандидатам на высокие международные должности», - считают в Париже. ДСК - это принятое в международных кругах сокращенное обозначение Доминика Стросс-Кана. Кроме того, сама Лагард стала участницей громкого дела, которое, однако, не идет ни в какое сравнение с проблемами Стросс-Кана. Ее обвиняют в том, что она использовала свое влияние для того, чтобы в споре между государством и Бернаром Тапи (Bernard Tapie) по поводу продажи пакета акций компании Adidas добиться выгодного для известного французского предпринимателя судебного решения. Это дело не получило большой международной огласки, однако оно может стать препятствием в том случае, если Лагард будет претендовать на пост главы МВФ.

Когда речь идет о таких ответственных постах как глава МВФ, то кандидата будут просвечивать - и теперь уже по-настоящему - в два раза внимательнее.

Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда - содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно‑финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон‑Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года.

Членами МВФ являются 184 государства.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме "специальных прав заимствования" (СПЗ). СПЗ - система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах - СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.

Финансовые ресурсы фонда формируются главным образом за счет подписки ("квот") государств‑членов МВФ, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств‑членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны‑члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам‑членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства‑члена.

Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165‑м членом МВФ, подписав Устав фонда.

31 января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором представлены все страны‑члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.

Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.

Исполнительным советом избирается директор‑распорядитель. Директор‑распорядитель является председателем Совета и главой персонала МВФ. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.

Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена - любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора‑распорядителя, причем он может быть из любой страны‑члена фонда.

Первым директором‑распорядителем МВФ был Камиль Гутт, бельгийский экономист и политик, экс‑министр финансов, который возглавлял Фонд с мая 1946 по май 1951 года.

В ноябре 2007 года МВФ возглавил француз Доминик Стросс-Кан .

19 мая 2011 г. стало известно, что Стросс-Кан проинформировал руководство организации о намерении покинуть свой пост в связи с ведущимся в отношении него уголовным расследованием. Доминика Стросс-Кана задержали 14 мая в Нью-Йорке на борту самолета за 10 минут до вылета в Париж на основании заявления горничной гостиницы Sofitel возле Таймс-Сквер, обратившейся в полицию с жалобой на сексуальное насилие со стороны высокопоставленного постояльца.

До избрания нового руководителя фонда временно исполнять обязанности главы МВФ будет первый заместитель главы МВФ Джон Липски .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Международный валютный фонд - финансовый институт, несмотря на статус спецучреждения ООН снискавший дурную славу. Что из себя представляет МВФ, каковы его функции согласно учредительным документам и на деле, насколько справедливы критики, называющие финансовую помощь фонда губительной для экономики кредитуемых стран?

Создание МВФ, цели фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года - в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодня МВФ объединяет 188 государств, а штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

    содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

    содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

    поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

    помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

    путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

    сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов, одновременно уменьшая масштабы данных нарушений.

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия :


Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед года было наиболее благоприятным в мире и наименее благоприятным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights , SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на . Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: http://bankir.ru/kurs/sdr-k-dollar-ssha/.

Период  USD  EUR  CNY  JPY  GBP
2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

    расширение международной торговли;

    помощь странам в виде кредитования;

    содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике;

    помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров;

    стабилизация обменных валютных курсов;

    консультирование стран-должников;

    разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики;

    сбор, обработка и публикация указанной статистики.

Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Структура Международного валютного фонда


Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

    Совет управляющих - так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена - управляющий и его заместитель;

    Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа - распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом - гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 - избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;

    Международный валютный и финансовый комитет - формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;

    Комитет по развитию МВФ - еще один совещательный орган с подобными функциями.

    Капитализация МВФ и источники средств фонда

    На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% - в собственной национальной валюте. Квоты постоянно пересматриваются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

    Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд. SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ - это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.


    Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов - предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

    Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

    Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

      золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

      займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

      средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

    Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998. Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:


    Финансовая помощь или кредитная игла?

    Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются - падают.

    Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

      лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

      тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

      отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

      свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

      урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

    Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

    Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

      Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

      Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

      Аргентина, дважды объявившая ;

      Мексика - родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

    По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

    Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие кредиту условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора. И хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна практически всем, реальные перемены в такой громоздкой и политически важной структуре не могут случиться «по щелчку пальцев». Чего в настоящий момент больше от МВФ — пользы или вреда — каждый решает сам.

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, решение о создании которого было принято на по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. Соглашение о создании МВФ было подписано 29 государствами 27 декабря 1945 г., а свою работу Фонд начал 1 марта 1947 г. По состоянию на 01.03.2016 г. членами МВФ являются 188 государств.

Основными целями деятельности МВФ являются :

  1. содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
  2. содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, достижению высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. обеспечение стабильности валют, поддержка упорядоченных валютных отношений и предотвращения обесценивания национальных валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  4. помощь в создании многосторонних систем расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставление государствам-членам Фонда средств в иностранной валюте с целью устранения диспропорций в их платежных балансах.

Основными функциями МВФ являются :

  1. содействие международному сотрудничеству в сфере денежной политики и обеспечения стабильности ;
  2. кредитование стран-членов Фонда;
  3. стабилизация обменных валютных курсов;
  4. консультирование правительств, органов монетарных властей и регуляторов финансового рынка;
  5. разработка стандартов международной финансовой статистики и тому подобное.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых платит 25% своей квоты в или в валюте других стран-членов, а остальные 75% — в национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. По состоянию на 01.03.2016 г. уставный капитал МВФ составлял 467,2 млрд. СПЗ. Квота Украины составляет 2011,8 млрд. СПЗ, что составляет 0,43% совокупной квоты МВФ.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в которой каждая страна-член представлена ​​управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. Совет решает ключевые вопросы деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения о МВФ, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их квот в капитале Фонда, выборы исполнительных директоров. Сессия Совета происходит, как правило, один раз в год. Решение Совета управляющих принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам — «специальным большинством» (70 или 85%).

Другим руководящим органом является Исполнительный совет, который определяет политику МВФ и состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные страны организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по одному исполнительному директору. Вместе с Нидерландами, Румынией и Израилем Украина входит в Голландскую группу стран.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины ее взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СПЗ суммы этого взноса.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (International Monetary and Financial Committee), который является совещательным органом Совета. Его функции заключаются в выработке стратегических решений, относящихся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, разработке предложений о внесении поправок в Статьи Соглашения о МВФ и тому подобное. Подобную роль играет также и Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих Всемирного банка и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Часть своих полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету (Executive Board), который отвечает за текущую работу МВФ, решает широкий спектр оперативных и административных вопросов, в том числе предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой .

Исполнительный совет МВФ на пятилетний срок выбирает директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда. Как правило, он представляет одну из европейских стран.

В случае возникновения проблем в экономике страны МВФ может предоставлять кредиты, которые, как правило, сопровождаются определенными рекомендациями, направленными на улучшение ситуации. Такие кредиты, например, были предоставлены Мексике, Украине, Ирландии, Греции и многим другим странам.

Предоставление кредитов может осуществляться по четырем основным направлениям.

  1. На основе резервной доли (Reserve Tranche) страны-члена МВФ в пределах 25% квоты страна может получить кредит практически беспрепятственно по первому запросу.
  2. На основе кредитной доли доступ страны к кредитным ресурсам МВФ не может превышать 200% ее квоты.
  3. На основе кредитов стэнд-бай (Stand-by Arrangements), которые предоставляются с 1952 г. и обеспечивают гарантию того, что в пределах определенной суммы и при соблюдении определенных условий страна может беспрепятственно получить кредит от МВФ в обмен на национальную валюту. На практике это осуществляется путем открытия стране . предоставляются на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
  4. На основе механизма расширенного кредитования (Extended Fund Facility) с 1974 г. МВФ предоставляет кредиты на длительные сроки и в размерах, превышающие квоты стран. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия , вызванное неблагоприятными структурными изменениями. Такие кредиты, как правило, предоставляются на несколько лет траншами. Главное их назначение — содействие странам в осуществлении стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны выполнения определенных условий. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies) и направляются в МВФ. Ход выполнения обязательств периодически контролируется путем оценки предусмотренных целевых критериев реализации Меморандума (Performance Criteria).

Сотрудничество Украины с МВФ осуществляется на основе регулярных миссий МВФ, а также сотрудничества с представительством Фонда в Украине. По состоянию на 01.02.2016 г. общая задолженность Украины по кредитам перед МВФ составляла 7,7 млрд. СПЗ.

(См. Специальные права заимствования; Официальный сайт МВФ:

Международный Валютный Фонд - наиболее влиятельная международная организация, регулирующая международную макроэкономику.

Первоначально Фонд кредитовал преимущественно Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.

В первой части данной контрольной работы представлены основные направления деятельности и цели международного валютного фонда, также процедура вступления и участия в МВФ. Вторя часть раскрывает структуру и функции МВФ. В третье части рассмотрены особенности кредитной политики МВФ, основные механизмы кредитования стран-участниц.

В конце работы сделаны выводы.


1. Основные направления деятельности и задачи международного валютного фонда

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

В 1969 году с введением системы СДР; СДР - международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ;

В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

В ноябре 1992 года с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании - по отношению к странам не погасившим свои долги Фонду.

На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства (Приложение 1), т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 г. и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Россия вступила в состав МВФ с 01 июля 1992 г.

Для каждого из членов МВФ установлена квота, рассчитанная на основе относительной экономической и финансовой мощи страны. Квоты определяют размер финансовых взносов (подписки) каждой страны-члена, число приходящихся на нее голосов и условия ее доступа к ресурсам Фонда. Квота равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

На 31 января 2003 года доля США в совокупных ресурсах МВФ превышала 18% (что давало этой стране фактическую возможность наложить вето на любое касающееся управления Фонда решение, принятие которого требует не менее 85% всех голосов), Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15 стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов . Взносы по подписке вначале платились частично золотом, а частично - в национальной валюте страны-члена. Для первых членов МВФ взнос, подлежащий уплате золотом, составлял 25% квоты, или 10% чистых официальных золотых и долларовых резервов страны по состоянию на 12 сентября 1946 (меньшую из этих сумм). Размер членских взносов стран, вступивших в МВФ после 1948, определялся индивидуально. В 1978, после того как золото перестало играть какую-либо роль в операциях МВФ, начался процесс постепенного избавления Фонда от золота. В настоящее время 25% взносов стран-членов платятся в свободно конвертируемой валюте, остальные 75% - по-прежнему в национальной валюте. Взнос, подлежащий уплате в национальной валюте, может быть сделан в форме беспроцентных облигаций соответствующего государства, которые МВФ при необходимости может истребовать наличными. По состоянию на 01 января 2004 года, членские взносы, составляющие общую сумму квот в МВФ, достигли 145,4 млрд. СДР, или почти 215 млрд. долл. по текущему курсу .

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов. В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

К целям международного валютного фонда можно отнести следующие:

Содействие международномувалютномусотрудничествупутем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;

Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;

Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;

Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;

Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;

Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.


2. Структура и функции МВФ

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет по развитию, Исполнительный Совет, Комитет МВФ по статистике платежных балансов, Управляющий (директор-распорядитель).

Совет Управляющих - высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). Совет управляющих может передавать любые из своих функций Исполнительному совету.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании международной валютной (monetary) системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

Комитет по развитию так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ. Комитет по развитию проводит совместные с Временным комитетом заседания в целях подготовки докладов и предоставления консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует Исполнительному Совету , т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. Пять из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т.е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. В большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов , в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывает рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Управляющий (директор - распорядитель). Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и штаб-квартирой фонда.

Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих основных функций:

Надзор - функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.

Финансовая помощь - использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами ). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования . Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.

Техническая помощь - содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

Выпуск специальных прав заимствования - международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой 2) расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями,

3) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах,

4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов.

3. Кредитная деятельность МВФ

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики ст ран-членов.

На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этою МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Соглашения о рез ервном кредите, или со глашения "стэнд-бай " обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

В целях расширения своих кредитных воз можностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facil ity - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974-1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кре дитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд - в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Усл овия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вноси ли в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степ ени отвечали требованиям развивающихся стран.55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам.

3) Фонд дополнит ельного кредитования или фонд Виттевеена- по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты ст ранам, исп ытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл) сформированы за счет кредитов 13 стра н-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредит ы из этого фонда получили 26 стран.

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в 1981-1992 гг. Цель фонда предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Ист очником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.;

5) Фонд структурной п ерестройки (с марта 1986 г): п редоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г.36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5"/2 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР.) - погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки ; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР.). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию.29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР.) . Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г). В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки - правопреемник предыдущего. Объем нового фонда - 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г.43 страны согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки - до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц . Он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.


Заключение

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц . Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией.

Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.


Список литературы

1. Бомбы и доллары // Эко. - 1999. - №5.168 - 172 с.

2. Герчикова И.Г. "Международные экономические организации." / М.: Изд. АО "Консалтбанкир". - 2003 г.

3. Генезис обратимости валют // ЭКО. - 2003. - №8.103 - 108 с.

4. Красавина Л.Н. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" /М.: Изд. "Финансы и статистика", 1994 г.

5. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. - 2004. - №5.58 - 66 с.

6. Международный валютный фонд: на рубеже столетий. Российский аспект // Деньги и кредит. - 2005. - №1.54 - 67 с.

7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Под ред. Круглова В.В. - М.: ИНФРА-М, 2000 г.

8. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: Современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1999 г.

9. Шреплер Х. - А. Международные организации. Справочник. М.: МО, 1995 г.


Приложение 1

Список государств - членов МВФ

Австралия

Азербайджан

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Афганистан

Багамские Острова

Бангладеш

Барбадос

Беларусь

Болгария

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Буркина-Фасо

Великобритания

Венесуэла

Гватемала

Гвинея-Бисау

Германия

Гондурас

Доминика


Доминиканская Респ.

Зимбабве

Индонезия

Иордания

Ирландия

Исландия

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Кирибати

Колумбия

Коморские Острова

Коста-Рика

Кот-д"Ивуар

Кыргызстан

Лихтенштейн

Люксембург

Маврикий

Мавритания

Мадагаскар

Македония

Малайзия


Маршалловы Острова

Мозамбик

Монголия

Нидерланды

Никарагуа

Новая Зеландия

Норвегия

Пакистан

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Португалия

Республика Корея

Российская Федерация

Сальвадор

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Сейшельские Острова

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сингапур

Словакия


Словения

Соединенные Штаты Микронезии

Соломоновы Острова

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Танзания

Тринидад и Тобаго

Туркмения

Узбекистан

Филиппины

Финляндия

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Швейцария

Шри-Ланка

Экваториальная Гвинея



Герчикова И.Г. «Международные экономические организации.» / М.: Изд. АО «Консалтбанкир». – 2003 г., стр.354.

Герчикова И.Г. «Международные экономические организации.» / М.: Изд. АО «Консалтбанкир». – 2003 г., стр.358.Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.