Меню
Бесплатно
Главная  /  Дерматит  /  Политическая деятельность обществознание. Общественно-политическая деятельность. Виды политических целей

Политическая деятельность обществознание. Общественно-политическая деятельность. Виды политических целей

Политическая деятельность есть форма общественного бытия политики. Политика в собственном смысле слова есть сфера деятельности, связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, ядро которой составляет завоевание, удержание и использование государственной власти.

Каждая сфера жизни общества: экономическая, социальная, духовная, и др. – характеризуются совокупностью присущих ей форм и видов деятельности и общественных отношений. Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политики, политической жизни. Определить содержание политической деятельности – означает дать сущностное определение политики. И начинать, видимо, это следует с определения понятия "деятельность". В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека или группы людей предстает как упорядоченный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных элементов: объект и субъект, цель деятельности, средства деятельности, результат деятельности. Приведенные положения могут быть целиком отнесены к политике, которая является одним из самых распространенных видов человеческой деятельности.

Политическую деятельность, следовательно, можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и групп людей в систему политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам. В свою очередь политическая деятельность предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий, которыми могут быть названы определенные поступки, акции намерения или спонтатанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.

Сущность политической деятельности раскрывается при характеристике ее структурных элементов:

Субъектами политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций – социальные группы и их организации;

Объектами политической деятельности являются существующее социальное и политическое устройство, которое и стремятся изменить, преобразовать субъекты политической деятельности. Политическое устройство есть единство социально-классовой структуры общества, всей совокупности общественных отношений и конституционального механизма политики, то есть политической системы;

Цель политической деятельности в широком смысле слова состоит либо в укреплении существующего типа политических отношений, либо в частичном преобразовании, либо в их разрушении и создании иной социально-политической системы. Расхождения целей различных социальных субъектов порождает остроту их политического противоборства. Определение целей политической деятельности является сложной научной задачей и в то же время – искусством. Абсолютно и относительно неосуществимые цели называются политическими утопиями. Однако в политике часто возможное достигается лишь благодаря тому, что ее участники стремились к стоящему за ним невозможному. Французский поэт и публицист Ламартин называл утопии "преждевременно высказанными истинами".

Мотив политической деятельности - это то, что побуждает людей к активности, то, ради чего они начинают действовать (от фр. motif – двигаю). Первостепенное значение в ряду мотивов принадлежит интересам общества в целом: обеспечение безопасности, общественного порядка. Затем следуют интересы классовые и тех социальных групп замыкают шкалу интересов интересы малых социальных групп и отдельных индивидов. Для того, чтобы политическое действие состоялось, важное значение имеет осознание социальным субъектом своих потребностей и интересов. Теоретически выраженное осознание интересов именуют идеологией.

Средства политических действий в словарях определяются как приемы, способы, предметы, приспособления, используемые для достижения целей. Что касается методов, то в политике в качестве средств (методов) можно рассматривать любые акции, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение существующей политической реальности. Достаточно полный перечень средств в политике дать невозможно, но некоторые из них такие: митинги, демонстрации, манифестации, выборы, референдумы, политические речи, манифесты, собрания, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, переговоры, путчи, революции, контрреволюции, террор, войны.

Результаты политического действия выражаются в тех изменениях в социально-политическом устройстве, которые явились следствием предпринятых акций, как общего, так и местного масштаба. Конкретно они могут выражаться в зависимости от типа существующих политических действий – революция, реформа или переворот, – их результатами могут быть различной степени изменения в системе организации власти: замена субъекта власти (революция); изменения силы власти (реформа); увеличение объема власти, персональные изменения во власти (переворот).

В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия, можно выделить три основных типы действий:

Революции, восстания, контрреволюции как политические действия отличаются: в сфере отношений господства и подчинения – сменой правящего социального класса; в сфере власти – сменой правящей группы путем насилия по отношения к прежним группам;

Реформа и контрреформа как политические действия ведут не к уничтожению основ существующей власти господствующих групп, а фиксируют лишь уступки с их стороны, они осуществляются "сверху" с использованием легальных средств;

Политические перевороты – государственный или "дворцовый" переворот, путч, заговор как политические действия приводят к изменению только внутри существующей власти, в первую очередь к персональным изменениям в центре, принимающем политические решения.

Все три названных типа политических действий важны для организации политической жизни, но еще более существенное значение имеют действия, осуществляемые правящей элитой, всей системой подконтрольных ей социальных институтов и, прежде всего, государства и именуемых внутренней и внешней политикой.

Возможно и иное структурирование политической деятельности, когда в ней выделяются такие основные блоки как:

Профессиональная политическая деятельность, в свою очередь реализующаяся как политическое функционирование (деятельность политической бюрократии, чиновников, аппаратов) и политическое руководство - составляющее ядро управления социальными процессами в обществе. Однако отождествлять политическое руководство с любым видом социального управления неправомерно. Основное содержание политического руководства: разработка, принятие и реализация решений, регулирующих деятельность политического и гражданского общества;

Политическое участие обозначает разнообразные виды индивидуальной и групповой непрофессиональной деятельности, связанной с политикой. Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие. Наиболее значимыми видами политического участия могут быть: деятельность в политических организациях, движениях, партиях; посещение политических собраний; электоральная деятельность. В литературе различают: прямое и опосредованное участие; автономное и мобилизованное. Важнейшая функция политического участия – формирование политики и контроль за ее осуществлением, формирование и утверждение политической культуры, контроль за поведением политических элит.

Политическая деятельность людей неразрывно связана с их поведением. В литературе нет однозначного понимания категории "политическое поведение", отмечается три точки зрения по данному вопросу:

1. Поведение есть внешнее проявление политического действия;

2. Политическое поведение и политическое действие – тождественные понятия;

3. Политическое поведение есть специфическая форма политической деятельности.

Специфика политического поведения состоит в следующем:

Это прежде всего субъект-субъектное отношение, тогда как политическая деятельность – это прежде всего субъект-объектное отношение;

Политическое поведение – такой тип активности, которая направлена на самого субъекта и выражает его состояние в процессе действия.

Г.П. Предвечный рассматривает поведение как вид активности, направленный на изменение состояние субъекта, а не на изменение того, что находится вне субъекта.

Сказанное позволяет отметить, что понятие "поведение" относится к любым политическим действиям, характеризующим состояние субъекта во время деятельности. Такая трактовка данного понятия соответствует его определению с психологической точки зрения. Специфика политического поведения в отличие от деятельности, проявляется в конкретных разновидностях его субъектов. Такими выступают индивиды, группы, массы, толпа. Соответственно различаются виды поведения: индивидуальное, групповое, массовое. Кроме того, поведение может быть классифицировано: по мотивам – осознанное, неосознанное, произвольное, стихийное; по ситуативным особенностям – стабильное, нестабильное, кризисное, неожиданное; по способам проявления – бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности – длительное, кратковременное; по направленности – сознательное, контролируемое, неконтролируемое (импульсивное, патологическое).

Таким образом, несмотря на то, что политическое поведение неотделимо от политической деятельности, его анализ не дублирует объяснение политической деятельности, а позволяет раскрыть состояние субъектов различных уровней и модификаций в различных процессах этой деятельности.

Литература

1. Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Мн., 1996. – Гл. 9. – § 1.

2. Зеркин Д.Л. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1997. – С. 306-325.

3. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1999. – С. 301-316.

4. Демидов А.К. Политическая деятельность. – Саратов, 1987.

Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности, охватывающей всю политическую жизнь общества. В политической деятельности человека, социальных слоев, классов, наций и других субъектов политики оказывается их отношение к окружающему миру, к политических явлений и процессов, политических ценностей, существующей политической системы.

Политическая деятельность - это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.

Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев сус-пільства. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.

Следовательно, политическая деятельность предполагает наличие необходимых объективных и субъективных условий и факторов, которые включают в себя субъекты и объекты деятельности и определенные отношения между ними; мотивы и способы влияния субъектов на объекты; цель и программу деятельности; осуществление соответствующих действий для достижения определенных результатов, а также контроль за самим процессом деятельности и его результатами (табл. 5).

Таблица 5. Иерархия субъектов политической деятельности

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Непосредственные

субъекты

политики

Политические лидеры, властные структуры, руководящие органы политических организаций

Принятие политических решений, консолидация общества, преодоление конфликтов, организационная деятельность, борьба за самосохранение

Вторичные

субъекты

политики

Политические партии, движения, инициативные комитеты, общественные организации

Определение собственных интересов (самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Базовые (первичные) субъекты политики

Этносы, нации, классы, социальные слои, религиозные объединения, социально-демографические группы, территориальные объединения

Определение собственных интересов

(самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Политической деятельностью в широком смысле слова называют всю совокупность действий, в которых реализуются социально-политические отношения. Именно поэтому войну, насилие, принуждение и т.д называют продолжением политики. В этом смысле к политике можно отнести акты шантажа, подкупа, угрозы и собственно применения силы, хотя в современной мировой практике такая деятельность воспринимается как неправомерная, незаконная и поэтому подлежит осуждению. Меры и средства господства никакого сообщества или противодействия ей, осуществляемые в пределах правовой регламентации, существующих конституционных требований и действующего законодательства, составляют политическую деятельность в узком смысле слова - собственно политическую деятельность.

До конкретных проявлений собственно политической деятельности относят методы и средства волевиявляння субъектов политической жизни, в частности такие, как участие в избирательной кампании, действия, связанные с принятием законов и других правовых актов общегосударственного масштаба, борьба политических партий и организаций за установление определенного политического режима или формы государственного устройства, участие в национально-освободительном движении. В пределах собственно политической деятельности осуществляются управление социально-политическими процессами и институтами, дипломатическая практика и др. Политическая деятельность детерминируется интересами и потребностями человека, которые реализуются путем ее участия в различных институциональных и стихийных формах такой деятельности.

Определяющим фактором политической деятельности является политическое сознание. Принимая участие в политических процессах, люди руководствуются определенными идеями, взглядами, убеждениями, чувствами и настроениями. Политическое сознание является формой осознания групповых потребностей и интересов и средств удовлетворения их, а следовательно, она определяет организацию и развитие политической деятельности, основные формы которой в конечном счете подчинены борьбе за власть, за господство с целью удовлетворить преимущественно групповые интересы. Активная роль сознания в осуществлении политической деятельности заключается в том, что познавательная деятельность побуждает практическую деятельность. На основе определенных теоретических концепций производятся программные положения и требования, из них вытекают или ними определяются стратегические и тактические рекомендации, реализация которых приводит к разработке конкретных практически-политических планов, до провозглашения лозунгов и призывов, принятие резолюций и, наконец, до конкретных действий. Таким способом происходит связь политических идеалов с предметным политической деятельностью.

В структуре политической деятельности следует различать деятельность как политическое участие (участие в политической жизни общества) и деятельность как политическое функционирование. Политическое участие - это осуществление определенных акций, мероприятий с целью выразить интересы, позиции, требования и настроения, царящие в массах, формировать их, а также, и это самое главное, с целью повлиять на органы власти, чтобы заставить их к осуществлению требований, заявления протеста или поддержание определенных решений.

Конкретные формы политического участия могут тяготеть к экстремистской стиля или к взаимного согласования. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мерам и действиям, нетерпимость, неприятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Экстремизм исключает возможность учитывать в осуществлении политики, в решении общих проблем многообразии мнений, интересов сообществ. Часто экстремистская политика бывает связана с установкой на использование силы, принудительных средств воздействия, навязывание с помощью крайних мер одной определенной ограниченной позиции всем людям.

Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на принципе толерантности (то есть терпимого отношения при общей несогласии, несовпадения с интересами и позиции других политических сил); на признании правомерности существования и осуществления многообразных интересов и целей, которые не противоречат правам и свободам человека (принцип плюрализма); на компромиссности политики, а это означает склонность идти на уступки, жертвовать

некоей долей своей позиции ради достижения согласия, взаємоприйнятності устремлений. Политическое согласие, или консенсус, в отличие от однообразия и однодумства, - это согласие в главном, согласие, которого достигают путем взаимных уступок. Она является единственно возможной предпосылкой и основой сосуществования различных социальных общностей.

Политическая деятельность может быть направлена на сохранение, определенные изменения существующего общественного и государственного состояния или на улучшение роли субъектов политической деятельности на основе сохранения законов, политических и правовых норм или на основе внесения некоторых изменений в них. Здесь могут быть использованы различные средства воздействия как административного, правового, так и экономического, социального и морального характера.

В политической жизни общества граждане принимают участие в таких практических мероприятиях, как демонстрации, шествия, пикетирование, митинги, выборы представительных органов и всевозможные кампании, проводимых политическими партиями и организациями.

Политическая демонстрация - массовое шествие, которую введена для выражения определенного общественно-политического настроения, требования, солидарности, протеста и т.д. Демонстрации проводятся и с целью привлечь внимание общественности и власти к некой определенной социальной проблемы, высказать требование к решению ее.

Манифестация - публичное массовое выступление для провозглашения идеи или ряда идей, которые вытекают из острой социальной проблемы, в форме сосредоточения сторонников этой идеи в одном месте, скандирование лозунгов и призывов, произнесение речей, подъем транспарантов.

Митинг - публичное собрание, введенное для обсуждения определенных актуальным общественно-политическим вопросам и для формирования психологической готовности индивидов к непосредственного воздействия на их реализацию. Это собрание сторонников одной идеи, которая здесь превращается в требование (запретить или разрешить, поддержать или осудить и др.).

Своими действиями (речи, скандирование, транспаранты), даже самим фактом многочисленного собрания присутствующие пропагандируют идею, которая объединила их. При этом они теснее сплачиваются, возникает готовность немедленно и непосредственно приступить к осуществлению идеи. Митинги были одной из начальных и самых распространенных форм политического участия в период возрождения политической жизни нашего общества, начиная со второй половины 80-х годов. Синдром "митинговой демократии" является признаком ранней стадии политического развития общества, политическим деятелям которого присуща претензия на господство какой-то одной идеи, преобладание эмоционального над рациональным, замена логических аргументов силой вопли. В условиях митингового стиля политической борьбы трудно или вовсе невозможно достичь согласия. Противостоять господствующей идеи митинга может только митинг иной идеи.

Политические выборы - это комплекс мероприятий по формированию руководящих органов государства, партий, общественных организаций, избрание представителей, а также делегатов на представительные собрания, съезды и т.д. Первоначально выборы предусматривают такие процедуры, как провозглашение, образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, объявление результатов, проведение, при необходимости, повторного голосования или повторных выборов.

Политическое участие - это осуществление гражданами различных актов, мер, направленных на реализацию своих интересов, потребностей, взглядов через влияние на государственные органы и общественные организации, выполнения ими принятых решений. Различают различные типы политического участия, среди которых индивидуальная и коллективная, добровольная и принудительная, активная и пассивная, традиционная и новаторская, законная и нелегальная.

Культура политического участия определяется тем, насколько граждане знают процедуры осуществления политических акций и нормы, которые регламентируют. Однако главное здесь - установка на множественность мира, на ценность общности, целостность общества, согласованность существования сообществ.

Политическое функционирование - это осуществление деятельности различных политических институтов (государственных учреждений, политических партий, организаций и т.п.), управление общими делами, процессами, удовлетворения насущных потребностей общества и социальных групп. Это профессиональная аппаратная политическая деятельность. Политическое функционирование включает в себя такие формы, как отбор и использование кадров, определение механизмов принятия решений, собственно принятие их, организация, осуществление, контроль за этими процессами. Характер и содержание политической деятельности определяются традициями, сложившимися в обществе, правилами и инструкциями.

Разновидностью политического функционирования является политическое лидерство. Политическим лидером может быть глава государства, руководитель политической партии, общественного движения, объединения. Признаками политического лидерства является признание большинством граждан, членами определенной политической структуры конкретного человека за высочайший авторитет, готовность подчиняться ей, выполнять ее указания.

Следовательно, политическая деятельность - это разнообразные формы, методы и средства реализации социальных интересов, потребностей, ценностей граждан и их объединений посредством политической власти; это сознательная, целенаправленная борьба за завоевание, укрепление и использование политической власти, участие в руководстве и управлении государственными и общественными делами, многочисленные формы воздействия на них. Политическая деятельность является внутренне противоречивой. Она содержит в себе направленность на вторичные относительно непосредственных потребностей людей цели - реализация определенных принципов - и в то же время способствует становлению человека, ее социализации. В истории политического развития общества закономерно происходят процессы либерализации политической деятельности, становление правовых норм политического участия, повышение эффективности руководства.

Политическая жизнь состоит из взаимосвязанных между собой событий, в которых принимают непосредственное участие граждане отдельных стран или даже сами страны, входящие в мировое сообщество. Как и любой вид человеческой активности, политическая деятельность подразумевает наличие своего субъекта, объекта и отношений между ними. Субъектом в политике обычно выступает социальная группа или политический деятель. Объектом, то есть предметом, на который деятельность направлена, становится одна из сторон политической жизни, например законотворчество или политическая власть.

Политическая деятельность имеет свои цели и собственные средства, применение которых ведет к определенному результату. Осуществляя деятельность в сфере политики, ее субъекты действуют под влиянием ясных или, наоборот, не вполне осознаваемых мотивов. Выражением мотивации обычно становятся политические лозунги и требования, с которыми выступают участники политических процессов. Конечной целью в данной сфере деятельности становится приход той или иной политической силы к власти, а также ее последующее удержание.

Особенности политической деятельности

Первоначальным направлением политической деятельности является предварительная выработка политики, после чего следует ее непосредственное осуществление. Первый этап предполагает наличие представлений о политической реальности. Политический деятель обязан владеть знаниями о природе общественных отношений, о способах влияния на политическую жизнь. Ему необходимо также иметь устойчивую систему ценностных ориентаций, которая служит в политической деятельности своеобразным ориентиром.

Оценив политическое состояние общества, сделав прогноз его развития, участники политической деятельности приступают к осуществлению мер, необходимых для приведения системы в надлежащий вид. Примером политической деятельности может быть проведение в жизнь реформ, участие в референдумах и выборах, работа в политических партиях и других добровольных объединениях граждан.

В обществе политическая деятельность выполняет функцию своеобразного регулятора. В ее процессе государственные элиты, лидеры партий, социальные группы находят компромиссные решения. Если же выработать общую политику, которая могла бы удовлетворить всех участников политического процесса, не удается, деятельность может приобрести характер конфронтации. В моменты острых кризисов, к примеру, политическая деятельность принимает вид прямого противостояния между властью и оппозицией.

Про политическую деятельность иногда говорят как о действии «на политической сцене». Какие же «актеры» действуют на ней? Или, выражаясь по-научному, кто может быть субъектом политики?

Очевидно, что этими субъектами являются люди. Немецкий ученый М. Вебер рассматривал три степени вовлеченности индивидов в политическую деятельность. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда, например, раз в четыре года участвуем в выборах депутатов парламента.

Политиком «по совместительству» является деятель общественно-политической организации, который, не прекращая своей основной профессиональной деятельности (например, врача, бизнесмена и т. п.), одновременно занимается и политикой, которая не становится для него первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Профессиональными политиками являются те, кто живет «для политики» либо «за счет» политики. Для этих деятелей политика - главное занятие жизни и главное условие их материального благосостояния.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоев, этнических общностей, сословий и т. п.). Вы можете сами вспомнить исторические события, в которых активную, а нередко и решающую роль сыграли массы людей, объединенные общим интересом.

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Из курса истории вы знаете о лейбористах и консерваторах в Великобритании, демократах и республиканцах в США, о партиях, возникших в России в начале XX в., и др. Самым активным субъектом политики является государство. Не случайно учебники истории часто сообщают сведения о внутренней и внешней политике того или иного государства, правительства, государственного деятеля.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и т. п.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенного субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает ее от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодежной политики - молодежь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения. (Подумайте, что является объектами экологической, демографической, научно-технической, аграрной и иных направлений политики, о которых вы знаете.)

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определенных социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам. Отсюда ее заинтересованность в сохранении или изменении сложившихся общественных порядков. Она стремится обеспечить такие общественные условия (учреждения, порядки, правовые нормы и т. п.), которые делают более доступными для нее материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей входящих в эту группу людей. Например, общим интересом определенной этнической группы является создание благоприятных условий для развития национальной культуры, языка, сохранения природной среды в местах ее проживания.

Движимые собственными интересами люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее четко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты. Эти цели, как правило, предполагают участие во власти либо воздействие на власть. Это еще один важнейший признак политической деятельности. Вот как определял понятие «политика» М. Вебер: «...Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Некоторые политические деятели следуют принципу «цель оправдывает средства». Так, экстремистские организации, заявляя о борьбе за национальные интересы, считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые не имеют отношения к их заботам; взорвать дом, где живут ни в чем не повинные люди; брать и убивать заложников. Политический терроризм представляет большую опасность для общества.

На вопрос «Допустимы ли любые средства для достижения благих целей?» государственные деятели и политические мыслители в разное время давали различные ответы. Так, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) признавал заслуживающими похвалы такие качества государя (главы государства), как верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. «Ради сохранения государства,- писал Н. Макиавелли,- он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия». Государь должен «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».

Есть и другая точка зрения: средства достижения благой цели должны быть благими, иначе сама цель будет деформирована и результат деятельности окажется не столь «светлым», как первоначально провозглашалось. (Вспомните о деятельности в России революционной организации «Народная воля».)

На самом деле политику подчас приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, либо своим бездействием допустить ущерб для общества. А как думаете вы?

  • 4. Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.
  • 5. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и Нового времени.
  • 6. Развитие политической мысли Западной Европы в Новое время (XIX век).
  • 7. Социально-политические идеи Беларуси в XII – XIX вв.
  • 8. Основные направления и тенденции развития современной западной политологии и их отражение в белорусской политической науке.
  • 9. Власть как социальный феномен. Политическая власть: Сущность, основные черты и функции.
  • 10. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
  • 11. Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования политической власти.
  • 12. Политическая система: понятие, структура, функции, типология. Сми в политической системе.
  • 13. Политический режим как характеристика политической системы. Авторитарный и тоталитарный политические режимы.
  • 14. Демократический режим. Политическая система и политический режим в Республике Беларусь.
  • 16. Формы государственного правления.
  • 17. Формы территориально-государственного устройства.
  • 18. Правовое государство и гражданское общество.
  • 19. Основа государственно-конституционного строя Республики Беларусь.
  • 20. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.
  • 21. Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия.
  • 22. Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства.
  • 23. Местное управление и самоуправление.
  • 24. Бюрократия, бюрократизм.
  • 25. Политические партии и партийные системы.
  • 26. Общественные организации и движения: их роль, типологии, функции.
  • 27. Общественные объединения и общественные организации в республике Беларусь.
  • 28. Политический процесс: понятие, субъекты, виды, стадии.
  • 29. Политические решения и их роль в общественном развитии.
  • 30. Политическая модернизация в Республике Беларусь. Традиции и инновации.
  • 31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.
  • 32. Политическое участие.
  • 33. Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения.
  • 34. Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит.
  • 35. Феномен политического лидерства.
  • 36. Выборы и демократия. Избирательное право.
  • 37. Избирательные системы: особенности и типология. Абсентизм и его причины.
  • 38. Избирательная система и избирательный процесс в Республике Беларусь.
  • 39. Сущность, структура, типология и функции политической культуры.
  • 40. Политическая социализация личности.
  • 41. Особенности политической культуры и политической социализации в Республике Беларусь.
  • 42. Политическая идеология как форма политического сознания. Структура, функции и типология.
  • 43. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнёрство.
  • 44. Основные направления социальной политики Республики Беларусь.
  • 45. Молодёжная политика белорусского государства.
  • 46. Национально-этнические проблемы в современном мире и способы их решений.
  • 47. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в снг и Республике Беларусь.
  • 48. Политика белорусского государства в сфере религиозно-конфессиональных отношений.
  • 49. Международные отношения: понятие, субъекты, современные тенденции.
  • 50. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления.
  • 51. Теоретические основы геополитики.
  • 52. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в условиях глобализирующего мира.
  • 31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.

    Политическая деятельность – сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению гос-вом и об-вом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главная побудительная причина – экономические и материальные интересы.

    Структура:

    Субъекты(граждане, политики, общности, группы, организации, учреждения)

    Они вступают в политические отношения(конкурентное взаимодействие).

    Объект – политическая система.

    Средства и методы политич деятельности: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, переговоры, восстания.

    Политич деятельность состоит из политич действий:

      Позитивные(постоянное совершенствование политич системы) или негативные(развитие конфликтов в об-ве);

      Рациональные(четкое представление о целях) и иррациональные;

      Инерционные(сохранение традиционных политич отношений) и творческие(перемены);

      Стихийные(не управляются политич институтами) и организованные (высокая сознательность и целеустремленность субъектов политики)

      Институционализированные и не- -

    Виды политической деятельности:

      Политическая реформа – изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений.

      Революция – коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры об-ва. Признаки: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка, участие в них большого кол-ва людей. Результаты: насильственное изменение существующего политического режима, замена политической элиты, кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности об-ва.

      Контрреволюция – политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Цель – свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.

      Реставрация – процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или гос переворота.

      Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы.

      Государственный переворот – внезапный, неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом.

      Бунт, восстание, мятеж – возмущения масс действиями властей;

    Большую опасность в современном мире представляет терроризм – целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства.

    32. Политическое участие.

    Политическое участие – это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

    Политич участие может проявляться:

      В осуществлении властных полномочий или противодействию их осуществлению;

      В деятельности формальных политических организаций;

      В деятельности неформальных политических организаций;

      В выборах и референдумах;

      Участия граждан в публичных манифестациях;

      В чтении политической периодики и литературы;

      В выполнении политич обязанностях в рамках гос органов;

    Автономное(добровольный характер) и мобилизованное(манипулирование, принуждение, насилие) политич участие.

    Актичное и пассивное, индивидульное и коллективное, легальное и нелегальное, традиционное(поддержание политич преемственности и стабильности) и инновационное(развитие, изменения), постоянное и эпизодическое, организованное и неорганизованное.

    Особое значение для гос-ва имеют так называемые протестные формы политического участия. Негативное воздействие индивида или группы на сложившуюся в об-ве политич ситуацию, действия властей.

    Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.

    Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике.