Меню
Бесплатно
Главная  /  Папилломы  /  План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Растительный и животный мир умеренных поясов. Умеренный континентальный климат: характеристика, растительный и животный мир Самоанализ и самооценка ученика

План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Растительный и животный мир умеренных поясов. Умеренный континентальный климат: характеристика, растительный и животный мир Самоанализ и самооценка ученика

Животное тропического леса - тапир.

Тропический лес очень богат животными.
Возле водоемов в чаще тропического леса можно встретить животное, напоминающее немного лошадь, немного свинью и еще больше — носорога. Это — тапир
Тапиры — плотно сложенные звери с коренастым телом, покрытым коротким, густым, обычно бурым или черным волосом.
Высота крупного тапира около 1,2 м, длина 1,8 м, а масса до 275 кг.
Верхняя губа, вытянута в небольшой хоботок, используемый для обрывания листьев и молодых побегов.
Глаза мелкие, округлые уши торчат в стороны.
Ноги короткие, передние — четырехпалые, задние - трехпалые. Каждый палец оканчивается маленьким копытцем.
Хвост очень короткий, как бы обрубленный.
Кормятся тапиры водными растениями и листьями лесных кустарников. Они хорошо плавают, ныряют, могут удивительно долго оставаться под водой.
Животные преимущественно ночные; дневную жару пережидают, лежа в чаще. Тяготеют к одиночному образу жизни и редко встречаются группами, в которых более трех особей. В природе врагов у них мало — ягуар и пума в Америке, тигр и леопард в Азии.
Живут тапиры приблизительно 30 лет.
Численность тапиров по всему миру сильно сократилась из-за охоты на них и расчистки лесов под сельскохозяйственные угодья.
Все виды тапиров внесены в международную Красную книгу.

Животное умеренного пояса - енот-полоскун.

Слово "енот" произошло от индийского слова "arakun", который означает — "он царапает своими руками".
Енот-полоскун — хищное млекопитающее рода еноты семейства енотовых.
Ростом с собаку средней величины. Длина тела 45—60 см, хвоста 20—25 см; масса 5—9 кг. Телосложение плотное, коренастое; лапы короткие, с настолько развитыми пальцами, что следы напоминают отпечаток человеческой ладони. Голова широкая с короткой заострённой мордой и округлыми ушами.
Мех у енота густой, коричневато-серый. По бокам головы он несколько длиннее и образует «баки». На морде характерная маска — чёрная с белой оторочкой. На хвосте 5—10 широких чёрных или бурых «колец».
Он легко приспосабливается и научился, как и многие другие звери, а особенно птицы, обитать вблизи человеческого жилья и питаться пищевыми отходами или едой, оставленной людьми без присмотра.
В естественной среде обитания енот питается мелкими животными, в основном живущими в воде, которых он вылавливает, прочесывая дно на мелководье когтями передних лап. На суше енот роет землю в поисках дождевых червей, личинок и разных насекомых. Еноты прежде чем съесть пищу смывают с нее грязь и песок за это им и дали прозвище - полоскун.
Енот хорошо лазает. В лиственных лесах забирается на деревья, где находит не только пищу, но и защиту от возможных врагов.
Хвойных лесов енот не любит.
Детеныши рождаются в норе, устроенной в дупле дерева, подчас на значительной высоте. В пять-шесть месяцев они начинаю вести самостоятельную жизнь.
С приближением осени енот добавляет к своему рациону плоды, желуди и ягоды. Самка водит с собой малышей, которым уже исполнилось три месяца, и не отпускает их от себя, зовя резким криком.

Животное полярного пояса (Арктики)- Морж.

Морж- один из крупнейших представителей ластоногих.
Верхние клыки моржа чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз; очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами. Наружных ушей нет, глаза маленькие.
Очень толстая кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая. Конечности более приспособлены для движения на суше, чем у тюленей, и моржи могут ходить, а не ползать, подошвы мозолистые. Хвост зачаточный.
Морж-самец огромен: он может весить 1 500 килограммов, в то время как масса самки редко достигает 1000 килограммов.
Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает.
Маленькие моржи вскармливаются матерью в течение двух лет, а в течение следующих двух лет они остаются под её защитой.
Под кожей моржа толстый слой жира, который служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом на случай голода.
Моржи живут преимущественно у берегов и редко предпринимают значительные путешествия. Они общительны и в основном встречаются стадами; мужественно защищают друг друга: вообще моржи в воде представляют опасных противников, так как могут опрокинуть лодку или разбить клыками. Сами, без причины, они редко нападают на лодки.

Животное полярного пояса (Антарктики) — Пингвин.

Пингвины — это птицы, однако их крылья не приспособлены для полета: слишком короткие. С помощью крыльев пингвины плавают, как рыбы при помощи плавников. В семействе пингвиновых 18 видов.
От всех прочих птиц пингвинов отличает особое строение тела. Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для передвижения в воде. Мускулатура и устройство костей позволяют им под водой работать крыльями почти как винтами.
Водятся пингвины только в южном полушарии.
Гнездятся чаще всего большими колониями, насчитывающими нередко десяток тысяч пар или более. В колониях императорского пингвина порой насчитывается 300 тысяч особей.
В насиживании яиц и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя попеременно. Кормом птенцам служит полупереваренные и отрыгнутые родителями рыба и ракообразные. Детеныши находят убежище от холода в нижних складках родительского живота.
Оперение пингвиньих птенцов обычно темно-бурое, со временем они приобретают характерную черно-белую окраску, как у взрослых.
Предки пингвинов жили в умеренном климате — когда Антарктида еще не была сплошным куском льда. Климат на планете менялся. Материки дрейфовали, Антарктида сместилась на Южный полюс и покрылась вечным льдом. Животные оттуда ушли или вымерли, а пингвины, приспособившись к холоду, остались.

// Сентябрь 20, 2011 // Просмотров: 176 685

Внушительная часть Европы живет в умеренном континентальном климате. Его уникальность в присутствии только в одном полушарии - Северном. Какие особенности выделяют умеренно-континентальный Какие животные и растения для него характерны? Разобраться в этом совсем несложно.

Основные особенности

Умеренный континентальный климат располагается только в Северном полушарии. Он характерен как для области Кордильер, так и для Центральной Европы. Умеренный континентальный климат России проявляется в Якутии, Магаданской области, в Сибири и Забайкалье. Двигаясь в глубь материка, воздух теряет влагу, делая климат более суровым. Поэтому чем более отдаленное от моря или океана расположение имеет область, тем сильнее будет проявляться континентальность климата.

Зимние месяцы

Умеренный континентальный климат отличается ярко выраженной сезонностью. Главные времена года - лето и зиму - стоит рассмотреть по отдельности. В холодный сезон земная поверхность и атмосфера остывают, приводя к возникновению Азиатского антициклона. Он распространяется на Сибирь, Казахстан и Монголию, а иногда доходит и до юго-восточной Европы. В результате случается суровая зима с сильными колебаниями воздуха в пределах всего нескольких дней, когда оттепель резко переходит в мороз до минус тридцати. виде снега, который устойчиво сохраняется на областях восточнее Варшавы. Максимальная высота покрова может достигать девяноста сантиметров - такие сугробы бывают в Западной Сибири. Большое количество снега оберегает почву от промерзания и обеспечивает ее влагой при наступлении весны.

Летние месяцы

Умеренный континентальный климат России и восточной Европы характеризуется достаточно быстрым наступлением лета. Увеличивающееся количество солнечного тепла согревает поступающие на материк с океана. Средние месячные температуры июля составляют чуть менее двадцати градусов. Годовое количество осадков, большая часть которых приходится именно на летний период, составляет в этих регионах от трехсот до восьмисот миллиметров. Количество изменяется лишь на склонах Альп. Там осадков может быть более двух тысяч миллиметров. Стоит отметить уменьшение их количества по направлению с запада к востоку. В Северной Америке ситуация обратно пропорциональная. В азиатских районах испарение превышает естественные осадки и могут случаться засухи.

Особенности растительности

Умеренный континентальный климат отличается лиственными лесами. Они складываются из двух ярусов - деревьев и кустарников. Травянистый покров отличается большим количеством видов, чем другие варианты флоры. Кроме того, он также разделяется на несколько ярусов. леса отличается ветвистостью с густой кроной. Сезоны не способствуют круглогодичной вегетации. сбрасывают листья - простые, зубчатые или лопастные, тонкие и не способные переносить ни засуху, ни мороз. Умеренно-континентальный климат умеренного пояса может отличаться как широко-, так и мелколиственными породами. К первым можно отнести ясени, клены, дубы, липы, вязы. Вторые - осина, ольха и береза.

Кроме того, лес можно разделить на такие виды, как монодоминантный и полидоминантный. Первые характерны для Европы - там преобладает конкретный вид. Вторые встречаются в Азии, Северной Америке и Чили: лес состоит из множества разных пород. В теплых областях среди лиственных деревьев встречаются вечнозеленые виды, а также лианы - виноградовые, бобовые, жимолостные или бересклетовые. Несмотря на ежегодные опадания листьев, леса этих зон отличаются слаборазвитой подстилкой: умеренный континентальный климат способствует быстрому ее разложению. Это создает прекрасные условия для бактерий и земляных червей. В то же время слой листвы становится препятствием для мха, который произрастает в таком лесу только у корней деревьев и на выступающих из почвы местах. Земля в этом климате подзолистая, бурая, карбонатная или глеевая.

Характерные животные

Фауна континентального климата располагается в лесах весьма однородно. Это сочетание древесных, наземных, травоядных, хищных животных. В зонах лиственных лесов встречается очень много земноводных и пресмыкающихся - тут их в два раза больше, чем в тундре. Обилие света, густой подлесок, пышные травы становятся прекрасными условиями для разных животных. Тут встречаются звери, питающиеся семенами и орехами, - грызуны, белки, многочисленны птицы, например черные дрозды, западные соловьи, маленькие зарянки, большие синицы, лазоревки. Почти в каждом лесу можно встретить зяблика и зеленушек, иволгу, а в глухих уголках - и лесного голубя. Более крупные животные представлены горностаями, барсуками, волками, лисицами, рысями и медведями. Они проживают по всей Европе и большой территории Азии. В безлюдных уголках встречаются уникальные виды - дикие кошки, лесные куницы, хорьки. Велико присутствие травоядных - изюбрей, встречаются зубры и серны.

Продолжительность периода со среднимесячными температурами выше 10°С составляет 2 – 4 месяца. Число ярусов в темнохвойных лесах обычно равно двум-трем. Кустарники единичны и выраженного яруса не образуют. Лесная подстилка разлагается медленно, поэтому некоторые травянистые растения не образуют хлорофилла и питаются сапрофитно. Травы и кустарнички размножаются обычно вегетативным путем. Перенос многих семян осуществляется животными, поедающими сочную мякоть плодов (черника, брусника, толокнянка), высокая кислотность сока ягод препятствует развитию семян в нетронутой ягоде. Также распространение семян может происходить при растаскивании семян муравьями,ветром,птицами.

В тайге мало стадных животных, поскольку наличие древостоя затрудняет зрительное оповещение об опасности. Иногда встречаются кабаны, заходят волки и северные олени. Основные способы охоты – подкарауливание и скрадывание. Среди хищных птиц особенно характерны ястребы. Сравнительно небольшое количество животных покидают тайгу зимой. Многие способны питаться веточными кормами (лось, заяц). Ряд видов обитает на деревьях, кормится на земле (лесной конек, дрозды), другие – наоборот (тетерев, рябчик, глухарь, тетерев). Некоторые животные питаются семенными кормами (белки, бурундуки, мышевидные грызуны).

Из насекомых, поедающих хвою, широко распространен непарный шелкопряд; вредители древесины – жуки-усачи и их личинки и др. В направлении с севера на юг в тайге выделяют широтные подзоны: северная, средняя и южная тайга. Для северной тайги характерны низкорослые древостои с небольшой сомкнутостью крон, представляющие собой переход к тундровым редколесьям. Под изреженным древесным пологом обычно развит ярус из низкорослых субарктических кустарников (берез, ив). Напочвенный покров образован мхами и лишайниками. На равнинах наблюдается сильная заболоченность.

По мере движения к югу древостой становится более высоким, увеличивается роль травяно-кустарничковой растительности. Леса приобретают более сложную структуру, возрастает сомкнутость крон.Хорошо развиты травяно-кустарничковый ярус и моховой напочвенный покров (лишайников мало).Южнотаежные леса высокоствольны, велика сомкнутость крон, флористический состав богаче, напочвенный покров слабый. В европейской южной тайге появляются широколиственные породы. В состав подлеска и травяного покрова входят виды, характерные для широколиственных лесов. Передставители: сосна, листевнница(сибирская, даурская), кедровые.

46. Характерные особенности растительности и животного мира широколиственных лесов умеренного пояса.

Широколиственные леса произрастают в условиях более мягкого климата, чем хвойные леса. Широколиственные деревья, в отличие от большинства хвойных, сбрасывают листву на зиму. Поэтому ранней весной под их пологом светло, многие деревья (бук, дуб) цветут одновременно с распусканием листьев; кустарники (лещина, волчье лыко) – до распускания листьев.

Мощная и рыхлая подстилка предохраняет почву от резкого понижения температуры, зимнее промерзание незначительно. В связи с этим многие виды травянистых растений начинает развиваться в конце зимы (ветренница дубравная, гусиный лук. Обычно выделяются от одного до трех (дубравы) ярусов древостоя, два яруса кустарников и два-три яруса трав.

Питательные плоды деревьев, а также раскидистые мощные ветви и большая дуплистость способствуют распространению многочисленных млекопитающих и птиц. У многих видов животных наблюдается специализация в питании (например, дубонос потребляет только семена косточковых древесных и кустарниковых пород). Активны роющие животные, например, муравьи, способствующие развитию дернового процесса. В связи с ослаблением ветра в лесах много насекомых с порхающим полетом. Много вредителей леса, в том числе листогрызущих. Некоторые виды деревьев вынуждены даже обновлять листву летом.

Широколиственные леса не образуют сплошной полосы. В Европе с запада на восток каштановые леса сменяются буковыми, а потом дубравами На Дальнем Востоке произрастают дуб, клен, маакия, элеутерококк, аралия; в состав подлеска входят жимолость, сирень, рододендрон, бирючина и др. В более южных районах Дальнего Востока обильны лианы (актинидия и др.) и эпифиты. В северо-восточной части Северной Америки имеются леса с доминированием бука американского и сахарного клена, иногда в лесах встречаются лианы – “дикий виноград”.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи: Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

предметные Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».

Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.

метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока :« исследовательское путешествие»

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент.(1 мин)

Все готовы

Все в порядке

И учебники

И тетрадки.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности(7 мин)

Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

Актуализация опорных знаний .

Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1.Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? показать.

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. какие природные зоны мы можем там встретить.

4.Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали.(ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления)

5.Опрос, узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает……

Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон…..

Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях….

Экваториальный лес, саванна, пустыня.

Игра «Рассели жителей по домам» Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.(интерактивная доска) почему остались жители?

6. почему природные сообщества столь разнообразны? причины(приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

7. какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (биогеография)

8.Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе- комнатные растения.какие растения приехали к нам из тропиков. Знать условия выращивания

Монстера, бегония– тропич. Лес(тепло и влага), пеларгония, фиалка, хлорофитум -умеренный полив зимой)- саванна, алоэ, кактус- пустыня(тепло и свет, песок)

9.Тестовое задание

Я утверждаю, что:

1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

2. в саванне 2 времени года.

3. животных в саванне очень мало.

4. в пустынях часто дуют ветры

5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.

6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли

7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.

8.Животные пустынь охотятся днем.

9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.

взаимопроверка

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок.(Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.(Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?(Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?(В умеренном.)

4.какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Чтобы узнать об этом Загадку нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (Лиственные, хвойные - тайга)

И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор! (связать с местом проживания)

Какие территории мы будем исследовать?

5. Покажите эту зону на карте.

Просмотрите отрывок из фильма «Лесная зона».

Давайте Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса.

5.Приспособления.

Этап 3. Изучение нового материала. 10мин

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия, а также «карточку-помогайку».

Работа с учебником.

Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна предоставить отчет о своих исследованиях.Золотое правило работы в группе - работать всем.

I группа Степи

II группа Лиственные леса

III группа Тайга

1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.

2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне, являются основными?

3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.

4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?

Ребята в каждой группе:

1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2. Работают с картой.

3. Обобщают полученную в группе информацию.

4. Обсуждают.

5. Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Растения

Животные

приспособления

Прежде прослушивания отчетов

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,(водим глазами за руками)

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,(Поднимаем глаза)

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.(следим глазами, как кружатся листочки)

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал

I Группа – Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет группы по плану

II группа:

Отчет группы « Лиственные леса».

Летом одевается, а зимой раздевается.

Отчет 3 группы: « Тайга»

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.
Видеоролик “Тайга

Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

    Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
    2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.
    3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок,мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8мин)

Какие чудесные пейзажи у нас получились (пейзаж – картина природы)Так захотелось посетить эти места! (слайды изображение)

Показ слайдов с кадрами загрязнения.А эти места вам бы хотелось посетить?

Что же делать?

Сообщение Охрана природы Островцовская лесостепь Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь»

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Время работы 5 минут.

Базовый

А)Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка)

Рефлексия

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь.»

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

    Какое задание больше всего понравилось на уроке?

    Какое задание вызвало затруднения? Почему?

    Что нового узнали на уроке?

    Что вспомнили?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные(растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

1.Тайга - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2. В тайге можно встретить

а) медведя, волка, тушканчика

б) белку, зайца, оленя

в)рысь, соболя, росомаху

3. Соотнести деревья и лес, в котором они произрастают.

Б.смешанный и

широколиственный лес

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

5.Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками

Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.
2. Хищный зверь.
4. Травоядное животное, грызун.
6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.
По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.
5. Дикая свинья.
7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.
8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках.

Кроссворд «Леса умеренного пояса»

Комплекс луговых степей, зарослей степных кустарников и лесных колков в правобережье Хопра в 1,5 км от с. Островцы Колышл. р-на. Во время Вел. Отеч. войны участок сильно пострадал от порубок молодых деревьев и кустарников на дрова. В 1982 степь объявлена памятником природы под названием «Дикий сад». вошла в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

Это единственный сохранившийся в Европейской части России участок лесостепи с хорошо выраженным кустарниковым компонентом, представляет собой связующее звено между травяной степью, кустарниковой опушкой и лесом.

флора насчитывает много редких для Пенз. обл. видов: люцерна румынская, марьянник полевой, зорька обыкновенная,а также занесённые в Красную книгу РСФСР ковыли опушённолистный и перистый. Своеобразие флоры – в распространении здесь видов деревьев и кустарников, а также настоящих лесных растений: ландыша майского, фиалки удивительной, сныти обыкновенной. Отмечено 85 видов шляпочных грибов. Открытые пространства заняты луговыми степями с разнотравьем.Встречаются(клен платановидный, вяз гладкий и осина). Вокруг них хорошо развиты низкорослые леса (клен татарский и черемуха обыкновенная) и высокорослые кустарники (бересклет, жимолость и сплошные заросли терна). Опушка – заросли степных кустарников, вишни, миндаля.

Леса умеренного пояса - это леса растущие в регионах с умеренным климатом, например, восточная часть Северной Америки, Западная и Центральная Европа и Северо-Восточная Азия. Умеренные леса встречаются на широтах примерно между 25 ° и 50 ° в обоих полушариях. Они имеют умеренный климат и вегетативный сезон, который длится от 140 до 200 дней в год. Осадки в умеренных лесах, как правило, распределяются равномерно в течение всего года. Навес умеренного леса в основном состоит из широколиственных деревьев. В полярных регионах, умеренные леса сменяют .

Умеренные леса впервые появились около 65 миллионов лет назад, во время начала кайнозойской эры. В то время, глобальная температура снизилась и в районах выше от экватора с более умеренным климатом зародились леса. В этих регионах температура была не только прохладнее, но также и показывала сезонные колебания. Растения развивались и адаптировались к изменениям климата.

Сегодня, в лесах умеренного пояса, которые находятся ближе к тропикам (где климат изменился не так сильно), деревья и другие виды растений больше напоминают растительность из . В этих регионах можно повстречать умеренные вечнозеленые леса. В районах, где климатические изменения были более интенсивными, лиственные деревья эволюционировали (они сбрасывают каждый год листья, когда погода становится холодной в качестве адаптации, что позволяет деревьям выдерживать сезонные колебания температуры в этих регионах).

Основные характеристики лесов умеренного пояса

Ниже приведены основные характеристики лесов умеренного пояса:

  • растут в регионах с умеренным климатом (на широтах между примерно 25°-50° в обоих полушариях);
  • испытывает различные сезоны, с вегетативным периодом, который длится от 140 до 200 дней;
  • полог леса состоит в основном из лиственных деревьев.

Классификация лесов умеренного пояса

Умеренные леса делятся на следующие места обитания:

  • Умеренные лиственные леса - растут в восточной части Северной Америки, Центральной Европе и части Азии. Для них характерны температурные колебания от -30° до +30° C в течение всего года. Они получают около 750-1500 мм осадков в год. Растительность широколиственных лесов включает в себя разнообразные широколиственные породы деревьев (например, дуб, бук, клен, гикори и т.д.), а также различных кустарники, многолетние травы, мхи и грибы. Умеренные лиственные леса встречаются в средних широтах, между полярными регионами и тропиками.
  • Умеренные вечнозеленые леса - состоят в основном из вечнозеленых деревьев, которые обновляют свою листву на протяжении всего года. Умеренные вечнозеленые леса встречаются в восточной части Северной Америки и в бассейне Средиземного моря. Они также включают в себя субтропические широколиственные вечнозеленые леса на Юго-Востоке Соединенных Штатов, южной части Китая и Восточной Бразилии.

Некоторые из животных, которые населяют умеренные леса включают в себя:

  • Восточный бурундук (Tamias striatus) - одним из видов бурундуков, который обитает в лиственных лесах восточной части Северной Америки. Восточные бурундуки - это мелкие грызуны с красно-коричневым мехом, украшенным темными, светлыми и коричневыми полосами, которые расположены вдоль спины животного.
  • Белохвостый олень (Odocoileus virginianus) - вид оленей, которые населяет лиственные леса на востоке Северной Америки. Белохвостые олени имеют коричневое пальто и белый с задней стороны хвост.
  • Американский черный медведь (Ursus americanus) - один из трех видов медведей, которые обитают в Северной Америке, два других и . Из этих видов, черные медведи самые маленький и робкие.
  • Зарянка (Erithacus rebecula) - маленькая птица из семейства мухоловковые (muscicapidae ). Диапазон обитания зарянок довольно обширный и включает в себя: Северо-Западную Африку от Марокко до восточного Туниса и побережья Средиземного моря, а также большую часть Евразийского континента.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .