Меню
Бесплатно
Главная  /  Лишай у человека  /  Морской транспорт. Подводные окраины материков

Морской транспорт. Подводные окраины материков

Наиболее интенсивное развитие отрасли морского хозяйства получили в Индонезии, Малайзии, . Индонезия - крупнейший производитель в регионе нефти и нефтепродуктов (общие запасы, включая шельф, составляют около 8 млрд т), оловянной руды. Континенталь-но-морские месторождения нефти и газа сосредоточены у побережья островов Ява и Мадура, в северной части Западного пролива и у западного и восточного побережья острова Калимантан. Россыпи касситерита прослеживаются на шельфе оловянных островов (Банка, Белитунг, Син-кеп) до глубины 35 м. Богатейшие в мире залежи россыпного олова находятся на западе полуострова (районы г. Ипох и ), добыча которого дает 4/5 стоимости продукции горнорудной отрасли Малайзии. Увеличивается добыча нефти и газа в штате Саравак (г. Мири), на шельфе северо-западной части острова Калимантан и у полуострова Малакка. Выгодное положение на международных морских путях, близость к источникам сырья и рынкам сбыта Восточной Азии стимулировали его развитие как крупнейшего мирового торгово-распредели-тельного, финансового и портового центра (грузооборот более 300 млн т) Юго-Восточной Азии. Растет значение отраслей морского хозяйства в Таиланде (разработка оловоносных прибрежно-морских россыпей у восточного побережья Малаккского перешейка, месторождений природного газа на дне Сиамского залива), Вьетнаме (90% населения сосредоточено на морском побережье) и Филиппинах (около 500 портов и портопунктов, из них 30 осуществляют внешне торговые операции). Северо-восток Австралии (штат Квинсленд), слабо заселенный, располагает значительными запасами полезных ископаемых (каменный уголь, нефть и природный газ, медь, полиметаллы, бокситы, олово и никель), разработка которых составляет основу экономики прибрежной зоны. Крупнейшими промышленно-портовыми центрами кроме Сингапура являются Манила, Келанг, Бангкок, Хайфон, Хошимин (Новый порт), Танджунгприок (часть ), Думай (специализированный нефтяной порт), Брисбен, Гладстон.

Юго-Западная провинция ограничена с востока меридианом 170° з. д., на западе - наиболее экономически развитой юго-восточной частью Австралии (штаты Новый Южный Уэльс и ). Почти в центре провинции расположена , кроме открытых вод океана она включает часть моря и Тасманова моря. Территории провинции богаты топливно-энергетическими ресурсами (каменный уголь, нефть и газ на шельфе Бассова пролива, западное побережье острова Северного), прибрежно-морскими россыпями рутила, ильменита, циркона, титано-магнетитовых песков, полиметаллических руд, меди, вольфрама, олова, железных руд, бокситов, фосфоритов (в шельфовой зоне на поднятии Чатем), геотермальных источников (Новая Зеландия).

В связи с невысокой рыбопродуктивностью вод (небольшая зона повышенной рыбопродуктивности - свыше 100 кг/км2 - располагается только вокруг островов Новой Зеландии) рыбный промысел не получил широкого промышленного развития. Промысел ведут кроме Новой Зеландии (560 тыс. т) Япония, Республика Корея, .

Положение провинции в стороне от главных мировых рынков предопределяет ведущую роль морских коммуникаций для обеспечения связей с , Восточной и Юго-Восточной Азией и Европой. В экспортных потоках из Австралии доминируют каменный уголь, руды цветных и тяжелых металлов, сельскохозяйственные товары (шерсть, зерно). Новая Зеландия со специализацией на мясо-шерстном и молочном животноводстве вывозит на мировой рынок сливочное масло, шерсть, сыр, мясо, фрукты. Крупнейшими портами, через которые проходят основные грузопотоки, связанные с бассейном Тихого океана, являются Сидней и Мельбурн и аванпорт Джилонг (специализируется на зерновых и нефтяных грузах). В штате Новый Южный Уэльс функционирует 9 морских портов (Ньюкасл, Порт-Кембла, Хантер и др.), обслуживающих угольно-металлургические базы. Крупнейшие порты Новой Зеландии - столица Веллингтон, портово-промышленный комплекс Окленд, нефтяной порт Фангареи.

Южная провинция занимает огромное пространство Тихого океана между 5 и 45-55° ю. ш. и 170-180 и 105° з. д. В ее пределах находится большая часть Южной котловины, где располагается весь южный пояс железомарганцевых конкреций. На юге и востоке провинции дно океана ограничено Южно-Тихоокеанским и Восточно-Тихоокеанским поднятиями. В пределах провинции находятся острова Западной и центральной Полинезии (Самоа, Токелау, Кука, Маркизские, Туамоту, Общества, Тубуаи), а также отдельные острова (Уоллис и Футана, Питкэрн, Пасхи и др.).

Природно-ресурсный потенциал провинции изучен слабо. На островах Тонго ведется добыча нефти, на островах Общества разрабатываются месторождения фосфоритов. Воды провинции отличаются малым содержанием биомассы зоопланктона и низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км).

Через провинцию пролегают линии слабо напряженных морских трасс из портов Южной Америки и Панамы к портам Австралии и Новой Зеландии. Сгущение трасс отмечается только в районе островов Фиджи (Сува), Самоа (Апиа) и острова Таити (Папеэте), что объясняется выгодным географическим положением этих островов.

Характерной чертой Южной провинции является слабое развитие экономики, что не позволяет вести широкое изучение и освоение морских ресурсов. Основу экономики большинства островных государств составляет плантационное хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, цитрусовых, бананов, ананасов, сахарного тростника, кофе, какао, земляного ореха, хлебного дерева), производство рыбных консервов и копры. Уловы рыбы островных государств и территорий невелики: от 5-15 (Тонго, Самоа, Французская ) до 45 тыс. т (Фиджи).

Наиболее диверсифицирована экономика Фиджи, ее основу составляют сахарная промышленность, туризм, и деревообрабатывающая отрасли, а также рыболовство. Ведется освоение месторождений нефти, меди, золота. На экспорт вывозится сахар, копра, пальмовое масло, золото, древесина ценных , рыба. - аграрная страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство (экспорт копры, тропические фрукты, морские продукты). Ведется разработка нефти, медных и железных руд, серебра и цинка. Основу экономики Французской Полинезии составляет добыча и экспорт жемчуга (80% валютных поступлений), обслуживание туристов. На островах открыты крупные месторождения фосфатов и кобальта. Часть территорий выполняет функции военно-морских баз и на экономику метрополий. Так, Американское Самоа (владение США), где в Паго-Паго размещена крупная военно-морская база, является крупным рыбоперерабатывающим центром (перерабатывается рыба, поставляемая американскими, тайваньскими и южнокорейскими промысловиками). Продукция рыбоконсервной отрасли дает около 98% экспортной выручки. Острова Уоллис и Футана («заморская территория» ) специализируются на возделывании кокосовой пальмы и производстве копры. Основу экономики Самоа составляет монокультурное сельское хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, производство масла и копры, какао-бобов), развивается лесообработка. В г. Апиа (наряду с Сувой) создана одна из главных морских бункерных баз на пути из Америки в Азию и .

Северо-Восточная провинция охватывает восточную часть Берингова моря и открытые воды северо-восточной части океана с заливом Аляска, прибрежными водами Канады и США до зоны северной субтропической конвергенции. Недра приморских регионов и континентального шельфа провинции богаты - нефтью и природным газом (Аляска, район Лос-Анджелеса и прибрежные воды штата Калифорния), фосфоритами (побережье Калифорнии), рудами драгоценных и цветных металлов (золото, платина, ртуть). Значительную роль играет эксплуатация морских россыпей золота (у берегов полуострова Сьюард) и платиновых песков (залив Гудньюс). Дальний запад Канады - район интенсивного промышленного освоения минерального и энергетического сырья, лесных ресурсов. Тихоокеанские штаты США - основной район новейших отраслей (авиационно-ракетная, электронная) и научно-технических производств. На основе богатых гидроэнергоресурсов развита (рафинирование меди, выплавка алюминия и никеля), добываются калийные соли, железная руда, на основе лесных ресурсов развиваются лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. От берегов Японии, через центральную часть провинции (вдоль 40° с. ш.) проходит Северо-Тихоокеанское течение, расходящееся у берегов Канады на теплое Аляскинское и холодное Калифорнийское. Открытые воды провинции отличаются крайне низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км2), узкая полоса прибрежных вод Канады, Аляски и Алеутских островов имеет среднюю рыбопродуктивность (более 200 кг/км2), только на отдельных участках побережья США Отмечается высокая продуктивность (500 кг/км2). Объем уловов в провинции не превышает в последние годы 3 млн т, из которых более 90% приходится на США. Добываются многие ценные виды рыбы (лосось, тунец, анчоус, палтус), крабы и креветки. Основные рыбопромысловые зоны - воды Берингова моря, залива Аляска, Калифорнии.

Северо-Восток - зона весьма интенсивных транспортных перевозок. Здесь проходят трассы из тихоокеанских портов Северной Америки к портам Восточной Азии (Япония, Китай) и от портов западного побережья США и Канады к портам Аляски и Алеутским . Здесь сконцентрированы крупные грузопотоки нефти, железной руды, каменного угля, руд цветных металлов, зерна, леса. На Тихоокеанском побережье США и Канады сформировалось несколько крупных портово-промышленных комплексов (Сан-Франциско, Лос-Анджелес - Лонг-Бич, Сан-Диего, Сиэтл, Ванкувер) и транспортных узлов (Валдиз - самый северный незамерзающий порт на Тихоокеанском побережье, Портленд, Лонгвью - самый крупный порт на р. Колумбия), специализированных центров рыбопереработки (Принс-Руперт). В целом провинция выделяется высоким уровнем развития морских перевозок, портового хозяйства, высоким промышленным и научно-техническим потенциалом, уступая Северо-Западной провинции в рыбных запасах, уловах рыбы и минеральных ресурсах (кроме нефти и фосфоритов).

Восточная провинция простирается от зоны северной субтропической конвергенции до 5° ю. ш. и от западного побережья Америки до меридиана 180°. Она охватывает обширную систему экваториальных течений, Гавайские острова и тяготеющие к Тихому океану районы Мексики и стран Центральной Америки. На океаническом дне здесь выявлены крупные залежи железомарганцевых конкреций, некоторые ископаемые выявлены на шельфе. В прибрежных штатах Мексики эксплуатируются месторождения нефти (Чьяпос), железа, марганца, меди, серебра, сурьмы, титановых руд, поваренной соли. На побережье разведаны запасы нефти, - железной руды, Панамы - меди, в Эквадоре разрабатываются месторождения нефти и газа, фосфоритов. Однако в странах Восточной провинции на Тихоокеанском побережье месторождения встречаются реже, чем в глубинных районах и на Атлантическом побережье.

На огромных пространствах открытых вод рыбопродуктивность не превышает 5-10 кг/км2, только на небольшом участке Гавайского побережья и узкой полосы у Калифорнийского побережья Мексики она повышается до 200 кг/км2. Объем уловов в водах провинции не превышает 2 млн т, из которых более 55% приходится на Мексику. Экономика большинства (кроме Мексики) специализируется на двух-трех культурах плантационного сельского хозяйства, добыче некоторых видов минерального сырья. В Тихоокеанских портах Мексики, Колумбии, Эквадора развита пищевая (в том числе рыбная, сахарная) промышленность, имеются центры цветной металлургии, машиностроения, химии и нефтепереработки. Основные отрасли промышленности центральноамериканских стран сконцентрированы в , Сан- , Манагуа, Сан-Хосе и . Транспортное значение провинции определяется ее положением на основных трассах морских коммуникаций (два крупных узла у Панамского канала и на Гавайских островах). Панамский канал (длина 82 км, эксплуатируется с 1920 г.) имеет шесть парных камер шлюзов и среднесуточную пропускную способность 35-40 судов. Поскольку возможности увеличения пропускной способности канала исчерпаны, разрабатываются новые проекты канала (через Туантепекский перешеек в Мексике, через озеро , через Отрето в Колумбии).

Юго-Восточная провинция ограничена с севера параллелью 5° с. ш., с юга - зоной южной субтропической конвергенции, с запада - меридианом 105° з. д. и включает тяготеющие к Тихому океану территории Перу, и Чили. На морском дне провинции залегают богатые же-лезомарганцевые конкреции и фосфориты, на шельфе - нефть и рудные . Страны провинции являются одним из основных мировых районов добычи цветных металлов (меди, свинца, цинка, олова), металлургического сырья (железная и марганцевая руда, молибден), сырья для (самородная сера, селитра и фосфориты). Провинция является важным мировым районом активного рыболовства. Хотя в целом открытые океанские воды провинции имеют низкую продуктивность (около 10 кг/км2), узкая прибрежная полоса у Чили и Перу в верхнем слое достигает 500-1000 и даже 3000 кг/км2. Здесь добывается около 13 млн т рыбы (14% мировых уловов), что составляет более 1/4 всех уловов Тихого океана. Более 60% всех уловов в этой провинции приходится на Перу (около 8 млн т), уловы Чили в 2 раза меньше (3,8 млн т). Биомасса экономической зоны Перу оценивается в 20 млн т, что позволяет ежегодно добывать 10 млн т без подрыва воспроизводственного потенциала.

Прибрежные страны (Перу, Чили, Боливия) формируют емкий региональный сырьевой рынок, экспортирующий морским транспортом горнорудное сырье, продукцию сельского хозяйства и рыболовства. В Перу разрабатываются крупные месторождения железной руды (район порта Сан-Хуан), полиметаллов, фосфоритов, на морском шельфе ведется добыча нефти и газа. Чили занимает первое место в мире по добыче и экспорту меди, второе - селитры, молибдена, йода, экспортирует также каменный уголь, железную руду, серу, цинк и др. почти полностью осуществляет внешнеторговые перевозки стран провинции. Около 1/2 стоимости экспорта приходится на руды и металлы (железная руда, медь, серебро, цинк, свинец), почти 1/6 - на рыбу и рыбные продукты, остальное - на сахар, хлопок, кофе, шерсть, нефть и нефтепродукты. Основные морские порты провинции: Кальяо - экспортный и рыболовный центр Перу, Сан-Николас (вывоз руды и концентратов), Вальпараисо - главные морские ворота Чили, Антифагаста (вывоз горнорудного сырья), Уаско (вывоз железной руды), Пунта-Аренас и Талькауано. Боливия осуществляет морские связи через чилийские порты Арика и Антифагаста и перуанский Мольендо.

На побережье, тяготеющем к Атлантическому океану, расположены страны Европы и развивающиеся страны Африки с одной стороны, Северной и Южной Америки, с другой.

Между странами этих континентов ведется интенсивный внешнеторговый обмен. Перевозка внешнеторговых грузов между всеми странами осуществляется преимущественно по морским региональным и океанским путям.

Морские океанские пути, пролегающие между портами континентов, выходят к открытым водам у мыса Рат и скалы Бишоп, у проливов Гибралтар, Провиден, Наветренный, Мона, у островов Мадейра, Зеленого Мыса и Барбадос, а также у крупных океанских портов: Нью-Йорк, Кейптаун, Рио-де-Жанейро и др. Между этими узлами проходят трассы трансокеанских путей Атлантики.

По значению и интенсивности судоходства выделяется Североатлантическое направление - трансокеанские пути между Европой и Северной и Центральной Америкой. Они имеют генеральное направление “восток - запад” от мыса Рат, скалы Бишоп и пролива Гибралтар к Нью-Йорку, к портам р. Св. Лаврентия и другим портам Северной Америки, а также к проливам Провиденс, Наветренный, Мона и далее в порты Карибского моря и к Панамскому каналу. Их протяженность от 2,5 до 4,0 тыс. миль.

Это район со сложными навигационными условиями плавания. Плавающие льды и айсберги в северной части Атлантики, частые и густые туманы в районе о. Ньюфаундленд (особенно в июне и июле), суровые штормовые условия в зимний период значительно затрудняют судоходство.

Сложные природные и погодные условия, интенсивное большое движение судов в северной части Атлантического океана в западном и восточном направлениях вызвали необходимость установления рекомендованных маршрутов движения морских судов, известных как основные трансокеанские пути северной части Атлантического океана.

В проливе Ла-Манш судам, идущим из Атлантического океана в Северное море, рекомендуется следовать проходом между банками Ле-Вергуайе и Бассюрель и далее, придерживаясь французского побережья, между банками Сандетти и Аут-Рейтингер, вы-одить в Северное море.

Судам, идущим из Северного моря в Атлантический океан, рекомендуется следовать проходом между банками Саут-Фоллс и Сандетти и далее, придерживаясь английского берега, к западу от банок Варн и Буллок.

Для судов каботажного плавания (типа “река-море”, суда дедвейтом до 4 - 5 тыс. т) выделен прибрежный район, где судоводители в выборе путей не ограничены.

На подходах к Нью-Йорку установлены три района разделения движения. Первый из них предназначен для судов, следующих в порт с востока, из Северной Атлантики или направляющихся в Северную Атлантику. Он имеет восточное направление от маяка Амброз. Второй район разделения движения имеет юго-восточное направление и предназначен для судов, прибывающих из Южной Америки, Африки и с Антильских островов. Третий район имеет южное направление и предназначен для судов каботажного плавания. Аналогичным способом установлены районы разделения движения судов и на подходах к другим американским портам.

Одностороннее движение судов у поворотных точек строится на следующем принципе. В зависимости от угла поворота при обходе мыса, острова, маяка устанавливается два, три или четыре колена района разделения движения. По обе стороны от зоны разделения устанавливается путь для одностороннего движения судов. У мыса Саи-Висенти его ширина составляет 3 мили. Судам, огибающим мыс, рекомендуется располагать свои курсы в пределах этого водного пространства.

На североатлантическом направлении организованы сотни регулярных линий судоходными компаниями Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Франции, и других стран. На этих линиях плавают современные многоцелевые суда и суда-контейнеровозы.

В порты европейских стран перевозятся различные машины и оборудование, американский уголь, канадская руда, хлопок, зерно, лесная продукция, химические и другие грузы. Во встречном направлении из Европы, суда везут английский уголь, различные машины и станки в Канаду, высококачественную норвежскую и шведскую железную руду в США. Перевозятся также Различные промышленные изделия, химические, промышленные и продовольственные товары. Преобладание на этом направлении генеральных грузов способствует расширению контейнерных перевозок между портами стран Северной Америки и Европы.

Латиноамериканское направление берет начало в портах Южной Америки и проходит вдоль восточного побережья Южной Америки до Ресифи. Затем трасса прибрежных путей раздваивается. Одна ветвь ее пересекает океан и проходит мимо островов Зеленого Мыса и Мадейра, через пролив Гибралтар в порты Южной, а через пролив Ла-Манш - Западной и Северной Европы; другая - Североамериканская ветвь, пересекает океан в генеральном направлении на Нью-Йорк.

Океанское плавание из восточных портов Южной Америки в Европу осуществляется на протяжении 5-6 тыс. миль, а из северных 3,5 тыс. миль (о. Барбадос - скала Бишоп).

Из стран Латинской Америки, обладающих разнообразными природными ресурсами, в Европу транспортируется венесуэльская нефть, железная руда, руды цветных и редких металлов, различные зерновые, хлопок, кофе и другие грузы. Во встречном направлении - из европейских стран в Латинскую Америку доставляются промышленные изделия, машины и оборудование, химические, лесные и другие грузы.

Североамериканская ветвь имеет генеральное направление “Север-Юг”. Наибольшая протяженность пути составляет более 6 гыс. миль (Нью-Йорк - Байя-Бланка) и наименьшее - 2 тыс. миль (Нью-Йорк - северные порты Южной Америки). Морские перевозки на этом направлении осуществляются преимущественно на американских судах.

Из стран Южной Америки в США поступает разнообразное сырье (руда, хлопок, кофе, нефть, руды цветных металлов и т. д.); во встречном направлении идут различные машины и оборудование, промышленные товары, зерно, химические и другие грузы.

Европейско-западноафриканское направление пролегает от проливов Ла-Манш (скала Бишоп) и Гибралтара мимо Канарских островов, вдоль западного побережья Африки до Кейптауна. Протяженность его от Ла-Манша 5785 миль, а от Гибралтара 5120 миль в генеральном направлении “Север-Юг”.

Американо-западноафриканское направление имеет два маршрута - из портов Северной Америки в порты Африки и из портов Южной Америки в порты Африки. Из Северной Америки трасса проходит от Нью-Йорка, мимо островов Вознесения и Святой Елены к мысу Доброй Надежды (6785 миль), а из Южной Америки от Ресифи, Рио-де-Жанейро и залива Рио-де-ла-Плата на Кейптаун (около 3500 миль).

На этих направлениях в Европу транспортируются значительные объемы нефти и нефтепродуктов, высококачественной железной, марганцевой и других руд; а в страны Африки и Южной Америки перевозятся машины и оборудование, зерновые, химические и другие грузы.

Особо следует отметить региональный морской путь, пролегающий между портами Балтийского моря и Северного бассейнов России вокруг Скандинавского полуострова. Его протяженность составляет 4 тыс. миль. Причем половина пути проходит в водах Северного Ледовитого океана со сложными гидрометеорологическими условиями, часто повторяющимися штормами и непогодами.

Из портов Балтийского бассейна в Скандинавские страны и порты Северного бассейна России перевозятся нефть и нефтепродукты, уголь, соль, машины и оборудование, включая оборудование для добычи нефти и газа, а также трубы большого диаметра для строительства нефтегазопроводов. Во встречном направлении идет продукция севера - лес и лесоматериалы, апатиты, высококачественная железная и руды редких и цветных металлов, рыба и продукты зверобойного промысла. В последние годы прошлого столетия, в связи с разработкой северных газовых и нефтяных месторождений России, образовался значительный грузопоток нефти и газа в европейские страны - на порты Северного и Балтийского морей.

Какие моря окрашены?
И соленость морей

К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее - Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора. В западной и юго-западной частях Тихого океана многочисленные крупные острова отделяют от основной акватории множество межостровных морей, таких как Тасманово море к юго-востоку от Австралии и Коралловое море у ее северо-восточного побережья; Арафурское море и залив Карпентария к северу от Австралии; море Банда к северу от о. Тимор; море Флорес севернее одноименного острова; Яванское море к северу от о. Ява; Сиамский залив между полуостровами Малакка и Индокитай; залив Бакбо (Тонкинский) у берегов Вьетнама и Китая; Макассарский пролив между островами Калимантан и Сулавеси; моря Молуккское и Сулавеси соответственно к востоку и северу от о. Сулавеси; наконец, Филиппинское море к востоку от Филиппинских о-вов. Особый район на юго-западе северной половины Тихого океана представляет собой море Сулу в пределах юго-западной части Филиппинского архипелага, где также имеется множество небольших заливов, бухт и полузамкнутых морей (например, моря Сибуян, Минданао, Висаян, бухта Манила, заливы Ламон и Лейте) . У восточного берега Китая расположены Восточно-Китайское и Желтое моря; последнее образует на севере два залива: Бохайвань и Западно-Корейский. Японские о-ва отделены от п-ова Корея Корейским проливом. В этой же северо-западной части Тихого океана выделяются еще несколько морей: Внутреннее Японское море среди южных Японских о-вов; Японское море к западу от них; севернее - Охотское море, соединяющееся с Японским морем Татарским проливом.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

1.Какие факторы размещения производства являются новыми?

а)трудовые ресурсы и территория
б)природные условия и ЭГП
в)трудовые ресурсы и транспортный фактор
г)факторы наукоёмкости и экологический фактор
2.Укажите морской канал, сокращаюший путь из Балтийского моря в Атлантику
а)Суэцкий
б)Панамский
в)Английский
г)Кильский
3.Какой морской порт лидирует в мире по грузообороту?
а)Роттердам
б)Лондон
в)Шанхай
г)Сингапур
4.Установите соответсвие между страной и её сельскохозяйственной специальностей
1)Китай А.Каучук
2)Таиланд Б.сахарный тростник
3)США В.чай
4)Бразилия Г.соя

1.Из перечисленных субъектов Российской Федерации подчеркни относящиеся к Западной Сибири:

а). Кемеровская обл. б).Вологодская обл.; в).Карачаево-Черкесская р-ка; г).Р-ка Удмуртия; д). Алтайский край; е). Ямало-Ненецкий авт. окр; ж).Нижегородская обл.; з). Р-ка Алтай; и).Курганская обл.; к). Новосибирская обл; л).Тверская обл.; м). Омская обл; н).Республика Коми; о).Челябинская обл; п).Ростовская обл; р).Тульская обл; с). Тюменская обл.; т).Алтайский край; у).Ханты-Мансийский авт. окр; ф). Томская обл.; ч).Чукотский авт. окр.
2.Из предложенных утверждений выбери верные:
На Кавказе климат мягкий.
В Поволжье климат очень холодный.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на юге Западной Сибири.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на севере Западной Сибири.
На западе Россия граничит с Украиной.
Поволжье имеет выход в моря.
Западная Сибирь находится восточнее, чем Уральский экономический регион.
Калининградская обл. самая западная область в России.
В Северо-Западной России богатейшие запасы топливных полезных ископаемых.
Нефти на территории Западной Сибири нет.
На западе Дальний Восток граничит с Восточной Сибирью
Р-ка Якутия самый большой субъект Р.Ф.
В Корякском авт. округе одна из наименьших в России плотность населения.
3.Из предложенных вариантов составь характеристику экономико-географического положения Поволжья.
а).Климат довольно жесткий.
б).Транспортная сеть хорошо развита.
в).Транспортная сеть наиболее хорошо развита на западе.
г).Имеет выход к государственной границе с Украиной.
д).Имеет выход к Северному морскому пути.
е). Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
ж).На востоке граничит с Уралом.
з).Маленькая плотность населения.
и).Климат довольно мягкий.
к).На востоке граничит с Восточной Сибирью.
л).Граничит с Центральной Россией.
м).Является связующим звеном между Азиатской и Европейской Россией.
4. Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Белгородской области и в Карелии 2) в Вологодской области и в Поволжье
3) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
5.Наибольшее количество гидроэлектростанций построено:
а).На Енисее; б).На Ангаре; в).На Волге; г).На Оби.
7.Какие из перечисленных национальностей проживают на территории Западной Сибири?
а).Удмурты; б).Чукчи; в).Долганы; г).Манси; д).Шорцы; е).Адыгейцы; ж).Саами; з).Кабардинцы; и).Алтайцы; к).Ненцы; л).Селькупы; м).Татары; н).Башкиры; о).Русские.
8.Из списка выбери города миллионеры Поволжья и Центральной России:
а).Москва; б).Новосибирск; в).Уфа; г).Омск; д).Самара; е).Нижний Новгород; ж).Челябинск; з).Екатеринбург; и).Казань; к).Ростов-на-Дону; л).Пермь.
9.Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
а).30,2; б).125,2; в).145,4; г).292,5.
10.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:
а).Естественным приростом; б).Естественной убылью.
11. В России преобладает население:
а).Мужское; б).Женское.
13.Что такое топливно-энергетический комплекс?___________________
14.Эксплуатация каких электростанций очень проста и требует минимальных затрат труда?
а). Тепловых; б).Гидравлических; в).Атомных.
15.Какой вид транспорта является самым дорогим?
а).Авиационный; б).Железнодорожный; в).Автомобильный.
16. Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бóльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Вы находитесь на странице вопроса "какие морские пути проходят через моря тихого океана? ", категории "география ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "география ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

В этом разделе вы будете изучать океаны и материки - самые крупные части географической оболочки. Каждый океан и материк - это своеобразный природный комплекс. Они отличаются своими размерами, взаимным расположением, высотой поверхности или глубинами в океане, другими природными особенностями, хозяйственной деятельностью человека.

Океаны

Мировой океан обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт. У берегов Гренландии и Антарктиды, в ревущих ветрами сороковых широтах круглый год бушуют штормы. У тропиков немилосердно печет Солнце, дуют пассаты и лишь иногда проносятся разрушительные ураганы. Но ведь огромный Мировой океан разделен еще и материками на отдельные океаны, каждый из которых имеет свои особые природные черты.

§ 17. Тихий океан

Тихий океан - самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов. Главные его особенности - большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.

Географическое положение океана. Тихий океан, еще его называют Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти 1/2 площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180° меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега пяти континентов. Тихий океан особенно широк у экватора, поэтому на поверхности он самый теплый.

На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов (см. карту). На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей. Среди них есть шельфо-вые, расположенные на материковой отмели, с глубинами не более 100 м. Некоторые моря (какие?) лежат в зоне взаимодействия литосферных плит. Они глубокие и отделены от океана островными дугами.

Из истории исследования океана. Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.

Рис. 41. Морской прибой

Много сведений о природе океана было получено во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, В. М. Головни на, Ю. Ф. Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись С. О. Макаровым на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.

Особенности природы. Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глубокая Марианская впадина (11022 м).

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Рис. 42. Японское море

Тихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы - тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29°С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

Течения в Тихом океане согласуются с общей схемой их в Мировом океане, которая вам уже известна. Так как Тихий океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные потоки вод. И в северной, и в южной части океана образуются кольцеобразные движения поверхностных вод. (Проследите по карте их направления, назовите теплые и холодные течения.)

Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана. Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. В северной части океана много лососевых рыб. На юго-востоке океана близ берегов Южной Америки образуются огромные скопления рыбы. Водные массы здесь очень плодородны, в них развивается много растительного и животного планктона, которым питаются анчоусы (сельдеобразные рыбы длиной до 16 см), ставриды, скумбрии и другие виды рыб. Много рыбы поедают здесь птицы: бакланы, пеликаны, пингвины.

В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане). Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск - тридакна, весом до 250 кг.

В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного полярного. Каждый из них имеет свои особенности. Северный субполярный пояс занимает небольшую часть Берингова и Охотского морей. Температура водных масс здесь низкая (до -1°С). В этих морях происходит активное перемешивание вод, и поэтому они богаты рыбой (минтай, камбала, сельдь). В Охотском море много лососевых рыб и крабов.

Обширные территории охватывает северный умеренный пояс. Он подвержен сильному влиянию западных ветров, здесь часты штормы. На западе этого пояса лежит Японское море - одно из наиболее богатых разнообразными видами организмов.

В экваториальном поясе на границах течений, где усиливается подъем глубинных вод к поверхности и возрастает их биологическая продуктивность, обитает много рыб (акулы, тунцы, парусники и др.).

В южном тропическом поясе Тихого океана у берегов Австралии находится уникальный природный комплекс Большого Барьерного рифа. Это самый крупный на Земле «горный хребет», созданный живыми организмами. По размерам он сопоставим с Уральским хребтом. Под защитой островов и рифов в теплых водах развиваются колонии кораллов в виде кустов и деревьев, колонн, замков, букетов цветов, грибов; кораллы светло-зеленые, желтые, красные, голубые, лиловые. Здесь же обитает множество моллюсков, иглокожих, ракообразных, различных рыб. (Другие пояса опишите по карте атласа.)

Виды хозяйственной деятельности в океане. На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества. (Какие это страны?)

Рис. 43. Рельеф дна Тихого океана. Каковы особенности строения рельефа дна?

Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания - в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан (см. рис. 26). Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.

Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков. (Найдите на карте порты Тихого океана.)

Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие - морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.

  1. Выделите наиболее характерные черты природы Тихого океана.
  2. Назовите виды хозяйственной деятельности в океане. Укажите районы рыбных и других промыслов.
  3. В чем проявляется отрицательное воздействие человека на природу Тихого океана?
  4. Проложите по карте маршрут туристского судна или научно-исследовательского корабля. Объясните направления маршрутов целями плаваний.