Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды пигментных пятен  /  Экстремизм и религия. Религиозный экстремизм. Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом. Организационные пути предотвращения религиозного экстремизма

Экстремизм и религия. Религиозный экстремизм. Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом. Организационные пути предотвращения религиозного экстремизма

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных задач современного государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе для обеспечения национальной безопасности, являющейся гарантией его нормального функционирования. Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства является система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие экстремизму.

Экстремизм во всех его проявлениях выступает одной из основных проблем, дестабилизирующих устойчивое развитие любого современного общества. На практике экстремизм проявляется преимущественно в сфере политических, национальных, конфессиональных, общественных отношений. В связи с этим выделяют три основные его формы: политическую, национальную и религиозную, которые переплетены между собой.

В последнее время экстремистскими формированиями широко используется религиозный и национальный факторы для достижения политических идей. Причем просматривается явная тенденция по использованию методов экстремизма для решения своих религиозных, политических, националистических, социально-экономических и других вопросов. Результаты анализа современной практики правоохранительных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму показывают устойчивый рост активности религиозных экстремистских формирований по всему миру.

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма опирается не на разум, а на предрассудки и чувства людей. Доведенная до крайности,идеологизация экстремистских действий, создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Исходя из этого можно сказать, что экстремизм это не есть что-то хорошее, а наоборот, это нечто плохое, которое негативно влияет на общество и способное развалить его, в угоду каким-то абстрактным и надуманным понятиям, которые не имеют под собой каких либо естественных оснований. Хотя экстремизм, как феномен, дуалистичен. То есть, с одной стороны вызывает неприятие и осуждение, а с другой - понимание и, порой, сочувствие. Последнее выражено в меньшей степени и существует как исключение из правила, то есть в преобладающем большинстве случаев его осуждают. Отсюда следует логический вывод, что с экстремизмом необходимо бороться. И если рассматривать экстремизм как воспалительный процесс на теле общества, то необходимо понять какие условия и факторы способствуют начинанию воспалительных процессов, и далее лечить их на самых ранних стадиях, а также делать профилактику этих процессов. Ведь любой врач скажет вам, что лучше сделать профилактику болезни или если заболел, то загасить болезнь на ранней стадии ее развития. Таким образом нужно изучить причины, которые способствуют формированию у людей радикальных взглядов на те или иные аспекты жизни.

В данной работе мы и рассмотрим особенности формирования религиозного экстремистского поведения.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Что такое религиозный экстремизм?

Религиозный экстремизм - это жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению представителей другой веры вплоть до физического устранения (что получает теологическое оправдание и обоснование). Также религиозный экстремизм это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда идей, противоречащих им. Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма.

Во многих конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующее им поведение верующих, которые в той или иной степени выражают неприятие светского общества или других религий с позиции того или иного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

В последнее время в СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах (сторонниках «исламизма» или «политического Ислама»), которые во имя чистой веры, как они ее понимают, выступают против так называемого «традиционного Ислама», как он сложился на протяжении столетий. Элементы религиозного экстремизма имеются и в среде православных христиан, которые проявляются в радикальном антизападничестве, пропаганде «теории заговора», религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства.Так, например, существуют религиозные группы, призывающие к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы.

Необходимость борьбы с экстремизмом, в том числе и религиозно окрашенном, должна быть целью всего общества и каждого гражданина. Государство может допустить только такую религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства. Конкретные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, попадают под термин «религиозный экстремизм» и должны признаться антиобщественными и антигосударственными. Следует выявлять такие проявления религиозности, для которых характерно стремление к благу своей конфессии в ущерб благу всего общества.

В последнее десятилетие экстремисты все чаще обращаются к религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. В современных условиях экстремизм представляет реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основной целью религиозного экстремизма является признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены общими для всего населения нормами религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключается в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, вернуть ей «истинный облик».

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремистских организаций являются: распространение литературы, видео-аудиокассет, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

В последнее время все более широкий размах приобретаю экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума. Здесь уже вместо термина «религиозный экстремизм» используется термин «религиозно-политический экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Основной стиль поведения религиозных экстремистов - конфронтация с институтами государства. Принципы «золотой середины» и «не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтоб другие поступали по отношению к тебе» отвергаются ими. Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги для достижения своих целей, хорошо понимают возможности религиозных учений для привлечения людей, мобилизацию их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают все мосты» и им уже трудно выйти из «игры».

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Для понимания особенностей формирования экстремизма, в том числе и религиозного, рассмотрим некоторые факторы и мотивы, способствующие возникновению экстремистского поведения. В классификации факторов многие ученые предлагают исходить из масштаба социальной системы, порождающей эти факторы.

В комплексе макросоциальных факторов выделяют структурные факторы:

Наличие экстремальной социальной поляризации общества и молодежной среды и, как следствие, усиление отчужденности и неприязни между социальными группами;

Снижение эффективности социальных лифтов, низкий уровень социальной мобильности молодежи и формирование предпосылок для новой «классовой» ненависти;

Полиэтническая структура общества с наличием этносов, переживающих период формирования и подъема этнокультурного, этнорелигиозного самосознания (к таким можно отнестисреднеазиатские общества, северо-кавказское общество и др.);

Усиление миграционных процессов, имеющих преимущественно этнический характер;

Формирование значительных в количественном отношении этнокультурных диаспор с высокой степенью гетерогенности общества (в особенности по расовому, этнокультурному и религиозному признакам);

Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграция воспринимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается такими явлениями, как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части эмигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах локализации мигрантов, на этой почве возникают очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма.

Очень ярко выражены проявления ксенофобии, расизма и антисемитизма, которые в основном характерны молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Ксенофобия - протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий.религиозный экстремизм конфессия

Обратим внимание на современные механизмы формирования экстремистских движений. Зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального характера, складываются через интернет, идет поиск единомышленников на специальных форумах.

Не менее важную роль в формировании религиозного экстремизма играют и ситуационные факторы:

Динамика внутри- и внешнеполитической обстановки - возникновение напряжения в отношениях с другими государствами (например, вооруженный конфликт с Грузией в 2008 г.);

Факты межэтнических столкновений в обществе;

Деятельность экстремистских, в том числе радикально-националистических и радикально-религиозных, организаций, создающих благоприятный социальный и информационный фон для рекрутирования новых участников, в основном из числа молодежи;

Активность «экстремистского ядра» молодежи;

Информационный фон межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе;

Не следует забывать и о воздействии средовых факторов, которые действуют на уровне повседневного общения индивида, формируется под влиянием референтной группы. Средовыми факторами, влияющими на проявление экстремизма, следует считать негативный опыт взаимодействия с представителями иных наций или конфессий, а также некомпетентность в отношении обычаев и традиций других народов.

Наконец особую роль играют семейные факторы. К ним относятся особенности статуса семей, семейного воспитания. Большинство опрошенных во время социологического опроса экспертов к числу главных семейных факторов экстремизма относят педагогические просчеты в воспитании и низкий уровень жизни семьи. Слепая родительская любовь и вера в безгрешность собственных детей, прощение им любых неблагоприятных поступков, безграничное потакание капризам подрастающего ребенка неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения и выступают условиями крайне эгоистичного образа мышления. С другой стороны использование при воспитании издевательств, брани и побоев влечет отчуждение подростков, способствует появлению озлобленности, обиды, даже агрессивности, что и становится почвой для экстремистских проявлений в отношении виноватых в «плохой» жизни.

Также существуют факторы, связанные с образовательной сферой, характеризующиеся проблемой преобладания обучения над воспитанием. Образовательные учреждения сегодня практически не используют воспитательных инструментов воздействия на сознание обучающихся, а занимаются только передачей знаний и умений. Это приводит к отклоняющемуся поведению молодежи и недостаточному усвоению подростками общественных норм поведения.

Теперь рассмотрим некоторые мотивы, побуждающие индивида заниматься экстремистской деятельностью.

Меркантильный (корыстный) мотив. Для большинства рядовых членов экстремистской организации именно он является первостепенным. Это объясняется тем, что экстремизм, как любая человеческая деятельность, часто представляет собой некий «оплачиваемый труд».

Идеологический мотив.Основан на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями какой либо религиозной или политической организации. Он возникает в результате вступления человека в некоторую близкую по духу общность. В таких случаях экстремизм становится не только средством реализации некоторых идей, а еще своего рода «миссией» от имени данной общности.

Мотив преобразования, активного изменения мира - это сильный стимул, связанный с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением улучшить его. Для них экстремизм и инструмент, и цель преобразования мира.

Мотив власти над людьми - один из наиболее древних и самых глубинных мотивов. Потребность власти является главной движущей силой множества человеческих действий. Через экстремистские действия, основанные на жажде власти, личность утверждается и самоутверждается. Этот мотив тесно связан с желанием доминировать, подавлять и управлять окружающими. Такая потребность обычно связана с высокой тревожностью, причем желание доминировать может достигаться и грубой силой, что в свою очередь может быть обосновано идеологическими аргументами.

Мотив интереса и привлекательности экстремизма как новой сферы деятельности. Для определенного круга лиц, особенно из числа обеспеченных и достаточно образованных, экстремизм интересен как новая, необычная, сфера деятельности. Их занимают связанные с этой деятельностью риск, разработка планов, нюансы осуществления экстремистских действий. Такой мотив характерен и для скучающих молодых людей, не обретших цель и смысл жизни.

Товарищеский мотив. В его основе лежат разнообразные варианты эмоциональной привязанности - от желания отомстить за вред, причиненный товарищам по борьбе, единоверцам, родственникам, до стремления к участию в экстремистской деятельности, когда в организации состоит кто-то из друзей или близких.

Выделяют такой мотив, как молодежная романтика и героизм, желание придать своей жизни деятельности особую значимость, яркость, необычность. С этим мотивом связан и игровой мотив, связанный с потребностью в риске, опасных для жизни операциях, желанию оказаться в необычной ситуации. Готовясь к экстремистским действиям, планируя их, подыскивая соучастников, совершая экстремистские действия и уходя от преследования, преступник живет полной жизнью. Принимая на себя ответственность за совершенное преступление, экстремист тем самым сообщает определенную информацию о себе, и с этого момента начинает новую игру. Его положение становится щекотливым и он максимально мобилизует свои силы и старается проявить себя, чем в очередной раз самоутверждается.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько и разнообразны порождающие его мотивы. Сами по себе мотивы в значительной мере бессознательны, поэтому их нужно различать в зависимости от многих факторов, в том числе и от видовой принадлежности конкретного преступного акта. Многие мотивы переплетаются друг с другом, одни могут осознаваться, другие нет. В конкретных видах экстремистского поведения мотивы заметно отличаются даже в рамках одного и того же преступного акта, разные его участники могут стимулироваться разными мотивами.

В научных исследованиях проведено изучение особенностей субъекта преступлений экстремистской направленности. В большинстве это молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (редко до 25 - 30 лет), выступающие членами неформальных молодежных экстремистских группировок. Они имеют низкий уровень образования, в силу их возраста. Практически никто из виновных ранее не судим. Они, на момент совершения преступления, обучаются в школах, техникумах, вузах и нигде не работают. Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, но членами группировок являются также и девушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными факторами, оказывающими влияние на возникновение экстремизма в молодежной среде, в том числе и религиозного, являются:

Низкий уровень правового и духовного образования населения, как в обществе, так и в семьях;

Значительный процент населения, имеющиенизкий уровень жизни и находящиеся под угрозой нищенского существования;

Миссионерская, пропагандистская деятельность среди молодежи;

Отсутствие выверенной миграционной политики, что приводит к увеличению мигрантов. В числе таких эмигрантов часто оказываются лица, которые преследовались у себя на родине за участие в экстремистских религиозных организациях, занимались противоправной религиозной деятельностью.

Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества, профилактики ксенофобии и формирование в обществе толерантного сознания.

Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность, патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснить опасность и разрушительность экстремизма, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими благородными они ни были. Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция.

Употребление слова «экстремизм» в связке со словом «религиозный» предполагает наличие тесной связи между религией и экстремизмом. В любой религии потенциально заложено явление экстремизма. Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей. Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. В разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в разных странах, в недрах разных вероисповеданий. Поэтому определение понятия «религиозный экстремизм» имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку от данной дефиниции зависит раскрытие сущности и природы данного вида экстремизма, причины его возникновения, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по противодействию этому опасному социальному злу. Объяснение природы «религиозного экстремизма» предполагает выявление его социальных и политических истоков, специфических черт и особенностей идеологии и практики тех конфессий, в которых он наиболее ярко проявляется.

Религиозный экстремизм - действия, преследующие своей целью «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан».

Феномен религиозного экстремизма неоднократно становился предметом рассмотрения учеными, представляющими разные отрасли гуманитарного знания. В рассмотрении понимания понятия «экстремизм» в большей степени сводится к его проявлению в религиозной сфере.

Из статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму»:

Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность. Однако, если в религии понятие «экстремизм» не легитимен и не внятен, то это не означает, что в религии отсутствует феномен, получивший название «экстремизм».

Религиозный экстремизм является сложным и неоднозначным феноменом, выступающим в многоликих проявлениях. Часто религиозный экстремизм отождествляется с внешне похожим на него религиозным фанатизмом. Между тем, проведение принципиального различия между ними, безусловно, необходимо для успешной борьбы и с тем, и с другим негативным явлением.

Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно-камуфлированная деструктивная деятельность. Она всегда направлена на насильственное изменение существующего строя или на-сильственный захват власти. Такая деятельность осуществляется с помощью незаконных вооруженных формирований, она нарушает суверенитет и территориальную целостность государства, всегда ведет к возбуждению религиозной или национальной вражды и ненависти.

Идеология религиозного экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Активная религиозная жизненная позиция выражается в тотальной ориентации всего поведения личности на служение своей вере и религии, все действия и поступки подчиняются этой цели.

Доведенная до крайности, идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Для экстремистов характерно стремление к охлократии, господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов. Экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей - носителей высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами

Таким образом, неоднозначная ситуация с самим признанием явления религиозного экстремизма и отсутствие даже в экспертной среде общего понимания этого явления, с одной стороны, и чрезвычайная социальная опасность религиозного экстремизма, с другой стороны, делает проблему исследования сущности религиозного экстремизма необычайно актуальной.

А. Забияко характеризует религиозный экстремизм как тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями. О.Ф. Лобазова для анализа религиозного экстремизма использует термин «воинствующая религия». Исследователи собственно религиозного экстремизма отмечают, что он редко выступает в чистом виде.

Религиозный экстремизм есть вид экстремизма, основанный на религиозной идеологии. Религиозный экстремизм включает в себя: экстремистскую религиозную идеологию, экстремистские религиозные чувства, экстремистское религиозное поведение, экстремистские религиозные организации. Экстремистская религиозная идеология отличается от нормальной, не радикальной ее формы не содержанием религиозной догматики и не обрядностью, а специфическими акцентами религиозного сознания, которые актуализируют лишь некоторые стороны религиозной идеологии, отодвигая на задний план другие ее стороны. К числу таких акцентов, характерных для экстремистской формы религиозной идеологии относятся, по нашему мнению, пять моментов: 1) акцентуация отношений с иноверцами и еретиками, актуализация религиозной нетерпимости, 2) формирование образа врага истинной веры, 3) религиозная санкция агрессии против врагов истинной веры, 4) акцентуация социального содержания религии в форме религиозного идеала праведной жизни и праведного общества, 5) дихотомическая прямолинейная поляризация мира.

Экстремистское религиозное поведение, основанное на экстремистской религиозной идеологии и экстремистских религиозных переживаниях характеризуется следующими особенностями: 1) агрессивная самозащита или защита путем агрессии, 2) «активная религиозная жизненная позиция», 3) нравственная вседозволенность в сочетании с нравственно-религиозным ригоризмом, смещение нравственных ориентиров (или нравственная дезориентация), 4) крайняя жестокость. Главной установкой экстремистского религиозного поведения становится служение Богу посредством агрессивного сопротивления, борьбы с врагами истинной веры.

По своей организационной форме экстремистская религиозная организация в ее наиболее развитом виде обычно строится как тоталитарная секта. Ее основные черты: 1) идеократический принцип организации; 2) харизматическое лидерство; 3) жесткая иерархическая структура; 4) тотальный контроль за деятельностью членов организации и их психикой с помощью деструктивных психотехнических приемов; 5) эксклюзивность или оппозиционность по отношению к традиционной, лояльной к существующей общественно-политической системе официальной церкви и к существующей социально-политической системе вообще; 6) сочетание, с одной стороны, агрессивной открытости по отношению к внешнему миру, вне секты и, с другой стороны, закрытости членов секты от внешнего мира; 7) сочетание благопристойной маскировки и конспиративной закрытости; 8) сочетание формальной и неформальной структуры (формальная организационная иерархия секты) подкрепляется неформальными психологическими связями между ее членами. Содержание религиозного экстремизма составляют социальные идеалы, выражающие интересы тех социальных групп, которые составляют социальную почву и кадры данной экстремистской формы религии. В социальных идеалах или программе религиозного экстремизма реальные социально-политические интересы определенных социальных групп находят не вполне адекватное, иллюзорное воплощение, ибо основаны они лишь на вере в Бога, а также носят достаточно расплывчатый, неконкретный характер. Поэтому, они вряд ли могут быть адекватно реализованы через экстремистскую деятельность. Но экстремистская деятельность создает у ее агентов ложное, иллюзорное ощущение реализации своих идеалов и интересов.

При определении форм религиозного экстремизма следует учесть различие между экстремизмом и фанатизмом. Религиозный экстремизм и религиозный фанатизм есть две различных по своей идеологической основе и социальному смыслу, хотя и похожих по внешним проявлениям, формы религиозного радикализма. Соответственно, нетрадиционные религиозные движения следует отнести к фанатизму, а не к экстремизму. Экстремизм же возникает на почве именно традиционных религиозных конфессий. А такими традиционными религиозными конфессиями, имеющими в мире сотни миллионов верующих, являются православие и ислам. Таким образом, можно вести речь о двух основных формах религиозного экстремизма: православном и исламском или мусульманском.

События в мире показывают, что именно на современном этапе наибольшую угрозу представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Он отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушением суверенитета и территориальной целостности государства, использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу.

  • 1. Религиозный экстремизм представляет собой деструктивную форму социальных отношений, для которой характерно функционирование через неформальные социальные группы, исповедующие религиозные ценности, институционально противопоставляющие себя обществу с использованием насильственных и других социально неодобряемых методов.
  • 2. Основными функциями религиозного экстремизма являются: 1) политическая -- захват власти с целью насаждения обществу ценностей экстремистской группы; 2) апологетическая -- защита ценностей, выступающих ценностным ядром конкретной религии с помощью экстремистских методов. Выступая в качестве ведущих, эти функции порождают два типа религиозного экстремизма: политический и апологетический, которые могут переходить друг в друга.
  • 3. Политическая функция религиозного экстремизма реализуется при условии ценностной подмены, в результате которой главной ценностью для членов экстремистских групп фактически становятся сама неформальная группа и ее лидер, а не ценности, в том числе гуманистические, выступающие ядром определенной религии, которые лишь декларируются членами группы. Также ценностная подмена служит механизмом перерождения апологетического религиозного экстремизма в политический.
  • 4. Социально-культурными ситуациями порождающими религиозный экстремизм являются: 1) ситуация противоречий внутри одной религиозной системы; 2) ситуация противоречий между религиозной системой и ее социальным окружением (конфликт религиозной системы с господствующей религиозной системой; конфликт между двумя религиозными системами, находящимися в одинаковых отношениях с обществом в целом; конфликт религиозной системы с господствующей секулярной идеологией и т.д.).
  • 5. Религиозный экстремизм как деструктивная форма социальных отношений характеризуется следующими уровнями проявления деструкции: первый и второй уровни - цели и средства религиозного экстремизма; третий, четвертый и пятый уровни - деструктивные влияния на личность, на характер общественных отношений, на перспективы исторического развития общества. При реализации апологетической функции религиозного экстремизма отсутствует первый уровень деструкции.
  • 6. Основными факторами развития религиозного экстремизма в современной мире являются: 1) падение авторитета и организационных возможностей традиционных конфессий, 2) развертывание национально-политического экстремизма, 3) распространение новых религиозных учений отечественного и зарубежного происхождения.
  • 7. В современном мире можно выделить три вида религиозного экстремизма: 1) исламистский экстремизм, 2) экстремизм, выросший из организационных и эсхатологических конфликтов внутри православной церкви, 3) экстремизм новых религиозных движений оккультного и псевдовосточного характера. Также установленные нами характеристики присущи феномену атеистического экстремизма.
  • 8. В соответствии с двумя основными типами религиозного экстремизма выделяются две стратегии государственной политики.

И экстремисты, и власть являются носителями определенных систем ценностей. Поэтому причинами развития религиозного экстремизма будут осмысление некоторыми личностями религиозных ценностей как несовместимых с ценностями ведущих институтов общества, принятие на себя социальной роли их защитников и распространителей, вывод о допустимости любых методов решения этой задачи. Экстремисты стремятся отстоять свои ценности перед властью, то есть добиться от власти их признания, а в случае невозможности - захватить власть для утверждения своих ценностей. Это является их основным мотивом и означает, что религиозный экстремизм обладает политической функцией.

Религиозные ценности как основание религиозного экстремизма» раскрывается процесс превращения религиозных ценностей в обоснование религиозного экстремизма. Для этого они анализируются как на базе современных аксиологических теорий, так и на базе эмпирического материала. Прослеживается ценностная деформация, превращающая адепта той или иной религиозной традиции в экстремиста и проводящая к различным социальным конфликтам, укладывающимся в сформулированное выше представление об экстремизме как социальных отношениях.

Ценностный мир религиозного экстремиста представляет систему трансцендентальных, надличностных ценностей, но усвоенных не через нормативные институты -- образование, исторические конфессии, государство, а через неформальную социальную группу - экстремистскую. Это накладывает неизгладимый отпечаток на сам характер воспринятых ценностей. Экстремизм и, в первую очередь, религиозный экстремизм как экстремизм, оперирующий предельными понятиями, осуществляет определенную ценностную подмену.

Важнейшим вопросом является вопрос о соотношении религиозного экстремизма и религиозных традиций. Отличительной чертой религиозной системы ценностей является то, что она предельно неплюралистична, так как исходит из того, что является абсолютной истиной. Это содержит огромный потенциал по развертыванию экстремизма на религиозной почве и предопределяет особую агрессивность в обществе именно религиозного экстремизма. Но причинно-следственная связь здесь возникает, только в ситуации апологетического экстремизма, хотя и последний не является неизбежным и жестко детерминированным. Традиционные религии накопили огромный багаж нравственных ценностей, культурных достижений, успешного участия в национально-государственном строительстве. Необходимо лишь адекватное социокультурное представление адептов о своей традиции.

Итак, с одной стороны, в силу осуществляемой религиозным экстремизмом ценностной подмены, тождество религиозного экстремизма и религиозной традиции недоказуемо. А с другой, очевидно, что религиозный экстремизм несет на себе отпечаток той религиозной традиции, в недрах которой зародился и от имени которой выступает. Для этого нам необходимо рассмотреть основные представления христианства, ислама и новых религиозных учений об их взаимоотношениях с социальной средой.

Таким образом, религиозные ценности выступают основанием религиозного экстремизма, когда трансформируются через неформальную социальную среду, в ходе ее реакции на конкретное противоречие, возникшее в религиозной сфере общества. Ценностную подмену, в результате которой главной религиозной ценностью становятся не трансцендентальные сущности как таковые, а неформальная группа и ее лидер, есть все основания считать основной причиной религиозного экстремизма. Это может происходить даже при начальном возникновении группы как принадлежащей к апологетическому типу. В ходе борьбы ценность группы и лидера также может заслонить собой ту религиозную ценность, необходимость защиты которой вызвала противоречие.

Безусловно, далеко не всякий религиозный конфликт заканчивается вспышкой экстремизма. В любой развитой структуре, состоящей из цивилизованных людей, есть механизмы мирного разрешения конфликтов. Однако в определенных случаях они не срабатывают. Причины этого в каждой конкретной ситуации носят уникальный характер, но ключевым будет то, что определенная группа или лицо, во-первых, почувствовали существенную, можно сказать, предельную угрозу своему мировоззрению, мнимую, в рамках политического типа или реальную в рамках типа апологетического. Во-вторых, пришли к выводу о достаточности своей компетенции в тех вопросах, которые традиционно считались делом уполномоченных социальных институтов самой религиозной системы. Это будет происходить в результате описанной ценностной подмены, на фоне сформулированных социокультурных ситуаций.

«Деструктивность религиозного экстремизма» исследуется категория «деструктивность» на предмет ее применимости к описанию религиозного экстремизма, делается вывод о наличии такой возможности, выявляются уровни такой деструктивности.

Деструкция в религиозном экстремизме проявляется разнообразно, на нескольких уровнях. Первый уровень - деструктивны цели религиозного экстремизма. Общество, не принимая экстремистов, руководствуется какими-то своими ценностями, а, значит, экстремисты должны деактуализировать эти ценности. Это окажется возможным в большинстве случаев лишь путем демонтажа всей социальной системы, ибо маловероятно, что она добровольно отречется от ценностей положенных в ее основу. В случае успеха экстремистов всегда начинает строиться иное, с новыми ценностными основаниями, общество. Все изложенное не характерно для апологетического типа религиозного экстремизма, так как он не ставит цели строительства иного общества.

Второй уровень - деструктивны средства религиозного экстремизма. Деструктивен не только террор, но и другие методы религиозного экстремизма: предписание адептам асоциального образа жизни, отрицание светской культуры, вмешательство в борьбу за власть, распространение ложной информации об организации и учении.

Третий уровень -- деструктивно влияние экстремизма на личность, которая, участвуя в экстремистском движении, подвергается деформации. Воспринимая мир через призму ценностей экстремистской организации, человек полностью отрывается и от социальных связей, и от своих душевных устремлений, и от всех видов социальных норм. Можно сказать, что ни у кого бытие не является настолько отчужденным, как у адепта экстремистской организации, и преодоление этого отчуждения он начинает видеть в высвобождении своей внутренней деструкции.

В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием “религиозный экстремизм”. Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. Причинами такого рода экстремизма в обществе являются:

Социально-экономические кризисы,

Деформация политических структур,

Падение жизненного уровня значительной части населения,

Подавление властями инакомыслия и оппозиции,

Национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.

Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России можно “назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий”.

Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести - важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т. ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.



Экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, представляя единое целое, поэтому часто в научной литературе используется термин “религиозно-политический экстремизм”3. Например, боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), с оружием в руках пресекали границу с целью захвата власти в 1999-2000 гг., неоднократно заявляя о намерении силой ниспровергнуть политические режимы в молодых постсоветских республиках и создать клерикальное государство. Между тем, сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы - террористические акты, партизанскую войну и т. д.; в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.

Существует “Энциклопедия террора” - заметки написанные от руки на арабском языке и ломанном английском, в которых наставники Аль-Каиды рассказывают о правилах внедрения в западный мир. Этот “учебник” найден в покинутом доме в Фарм Хаде, недалеко от Джелабада, журналисткой Washington Post. Вот лишь некоторые выдержки из него:

ПРИКРЫТИЕ. Очень важно стереть любой внешний признак, который может указать на то, что внедренный агент - мусульманин. От обязательного бритья бороды - по крайней мере за неделю до отъезда на Запад - до слушания музыки. Нижнее белье должно быть “обычным”, а часы нужно носить на левом запястье. Практикующие мусульмане полагают, что левая часть тела не чистая. Неплохо также носить золотую цепь.

ГОСТИНИЦА. Должна быть чистой, спокойной и никаких наркоманов. Вмешательство полиции может подвергнуть риску миссию.

ПОВЕСТКА ДНЯ. Террорист должен определить место для секретных встреч с сообщниками, создать “мертвую яму” (тайник, в котором можно прятать сообщения), установить незаметное наблюдение и наконец, “поразить мишень”).

НАБЛЮДЕНИЕ. Когда ведется наблюдение за домом или какой-то особенной целью внедренный агент должен узнать, сколько автомобилей и людей останавливается около здания, изучить возможные меры по безопасности, подготовить пути входа и бегства.

РАЗВЕДКА. От террориста, работающего в западной стране, требуется тщательная оценка “вражеской территории”: “еретические привычки”, жители, присутствие военных, религиозная практика, политические сведения, представители меньшинств и мусульман.

РАПОРТ. После завершения расследования экстремист готовит рапорт, указывает необходимое количество человек, технику (оружие, бомбы), укрытия. Прилагает карты и фотографии и подписывает слово “Обычный” или “срочный”.

КУЛЬТУРА. Путешествуя с фальшивыми документами, агент должен знать культуру стран, которые он посещает, по возможности язык, имя Президента, основные города, валюту, внутренние проблемы.

ПОЕЗДКИ. “Купи себе билет на самолет сам, доберись до нужного места, совершив прежде остановку в каком-либо туристическом местечке. Твоя одежда всегда должна быть в порядке. Одевайся со вкусом, правильно подбирая сочетания цветов”.

ДУХИ. Необходимо чтобы террорист разбирался в духах и лосьонах после бритья. “Если воспользуешься женскими духами беды не миновать”.

Между тем, экстремизм на религиозной основе в сочетании с терроризмом предполагает готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее, но трудно назвать героическим поступком распространение бактерий ботулизма или сибирской язвы. Экстремизм на религиозной основе имеет признак фанатизма, т. к. только абсолютный этический релятивизм может оправдать насильственное лишение человека жизни для достижения политических или идеологических целей. В современном мире появилось множество сомнительных новых религиозных течений (некоторые из них можно назвать “фанатическими сектами”, которые необходимо изучать и предотвращать их разрушительную деятельность), но чем меньше группа, тем больше в ней фанатизма.

В последние годы имеет место идея о конце света, т. е. апокалиптические движения, имеющие значительные финансовые средства. Проповедники этой идеи не призывают к актам насилия и считают себя вестниками возрождения или рождения нового человека. Другие утверждают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет этот прогнивший мир и установится рай на Земле, как предвидели Иоанн в “Откровениях”, Нострадамус и другие пророки. Некоторые сторонники таких движений стремятся подтолкнуть ход истории, провоцируя войну, голод, эпидемии.4 Хотя крайне апокалиптические группы являются потенциальными террористами, на них мало кто обращает внимание.

В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света - от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений (“Ветвь Давида”, Уэйко, штат Техас, Аум Синрикё и др).

Экстремистские религиозные группы используют химические, биологические и отравляющие вещества, например, “АУМ Синрикё” - газ зарин в токийском метро, а также бактерии сибирской язвы с балкона здания в Токио.

Экстремизм на религиозной основе может использовать тактику информационного терроризма и кибернетических войн. В компьютеризированном обществе трудно сохранять секреты, а меры защиты оказались не вполне эффективными. Изменились и цели экстремистов: зачем убивать политического деятеля или бросать бомбу в толпу, когда достаточно нажать несколько кнопок для достижения драматических и широкомасштабных результатов. Если религиозный экстремизм направит свои действия на информационные средства боевых действий, его разрушительная сила многократно превзойдет силу любых видов оружия. В современном мире необходимо научиться различать различные мотивы, подходы и цели разных религиозных групп, возможно нужны новые определения и новые термины для предотвращения новой волны религиозного экстремизма. Хотя из 100 попыток совершения глобального террористического акта 99 будут наверняка безуспешными, но одна успешная попытка принесет больше жертв и материального ущерба и паники, чем все, что испытал мир до сих пор.5 К сожалению, до настоящего времени недостаточно адекватны меры, предпринимаемые правоохранительными органами для предотвращения экстремизма. Необходимо отметить, что экстремизм нарушает духовные основы общества и угрожает безопасности России и всему миру в целом, поэтому должен быть объектом пристального внимания и изучения, особенно в правоохранительной системе.

В плане борьбы с распространением религиозного экстремизма проблемой остается бесконтрольный выезд молодежи на учебу в зарубежные (особенно мусульманские) учебные учреждения. Не существует статистики по количеству выехавших, данных о конкретных учебных заведениях. В результате экстремистские религиозные организации (в т. ч. ваххабитские) имеют возможность опекать молодежь, направлять и оплачивать их обучение. Необходимо решить вопрос по обучению граждан в религиозных учебных заведениях за пределами Российской Федерации. Эта проблема сложная, т. к. не существует общегосударственного механизма в этой сфере.

С экстремизмом на религиозной основе должно бороться общество и государство. Методы борьбы могут быть различными. Государство должно устранить социально- экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п. должно противодействовать религиозному экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия. Для преодоления такого рода экстремизма могут применяться политические, социологические, психологические, информационные, силовые и другие формы борьбы. Важную роль призвана сыграть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций экстремизма, но и их идейные вдохновители. Эффективность борьбы против религиозного экстремизма в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона.

Однако, принятой концепции национальной безопасности Российской Федерации недостаточно. Поэтому учеными и религиозными деятелями предложено подготовить и утвердить на уровне Президента РФ концепции государственно-конфессиональной политики Российской Федерации. Однако, эти предложения не находят поддержки во властных структурах. Между тем она была бы не только надежным ориентиром для государственных органов для обеспечения строгой законности в сфере государственно-конфессиональных отношений и организации межрелигиозного взаимодействия в духе культуры мира и ненасилия, а также важным фактором по предотвращению религиозного экстремизма.

Религиозный экстремизм - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция - модернизм. Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций - "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между экстремистами и модернистами. В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление экстремистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном экстремизме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского экстремизма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный экстремизм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный экстремизм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный экстремизм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного экстремизма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного экстремизма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).6 Особенность религиозного экстремизма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные экстремисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма.

1. Религиозный экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Молодежь как демографическая группа общества находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

С экстремисткой деятельностью необходимо бороться. Для этого необходимо изучать сущность и формы этого явления. В Стратегии отмечается, что «для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие».

Наибольшую опасность как национальной безопасности Российской Федерации, ее культурно-цивилизационному и социально-политическому устройству несут организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма(претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны) и новым религиозным движениям деструктивного характера.Основные мировые религии, такие как христианство, буддизм, ислам, основаны на терпимости и человеколюбии, не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде к инаковерующим. Однако есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.

В последнее десятилетие понятие «религиозный экстремизм» употребляется все шире, и под ним понимается антигуманная деятельность, исходящая от такой религии, которая пропагандирует насилие. Однако этот термин концептуально противоречив: религия, сама по себе, как социокультурное явление, по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия, а некое экстремистское течение и религией называться не может.Данный вид экстремизма активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии (в настоящее время идет особенно активное использование исламской риторики), - отсюда и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является религиозным.

Не существует однозначного определения религиозного экстремизма.Эффективность политических и правоприменительных практик зависит от четкой определенности самого понятия «религиозный экстремизм».Можно лишь дать общую характеристику религиозного экстремизма. Религиозный экстремизм это:

  • тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении (агрессия, деструктивный характер целей и деятельности);
  • идеология и практика некоторых течений, групп, отдельных деятелей в конфессиях и религиозных организациях, характеризующаяся приверженностью крайним толкованиям вероучения и методам действия по реализации поставленных целей, распространением своих взглядов и влияния;
  • реализация идей, отношений и деятельности организованных социальных субъектов на основе определенного фундаментального религиозного опыта, формирующего негативное восприятие социального сущего, как воплощения недолжного, и требующего радикального изменения общества к идеально - должному (с точки зрения содержания указанного религиозного опыта и соответствующей религиозной картине мира и идеологии) при помощи всех форм социального насилия и во всех сферах и на всех уровнях общества.

В современных условиях религиозный экстремизм формируется как экспансия религиозных и псевдорелигиозных организаций и систем. С его помощью формируются соответствующие модели социального устройства и поведения индивидов, а в ряде случаев и моделей глобализации.Религиозный экстремизм - это сложное комплексное социальное явление, существующее в трех взаимосвязанных формах:

  1. как состояние сознания (общественного и индивидуального), которому свойственны признаки: гиперболизации религиозной идее, придание свойств целого части социального явления, нигилизм и фанатизм;
  2. как идеология (религиозная доктрина, характеризующаяся однозначным объяснением проблем существующего мира и предложением простых способов их решений, разделением мира на «добро» и «зло»), приданием доминирующего положения одному из аспектов бытия не соответствующего принятой в обществе иерархии ценностей, игнорированием, нивелированием других норм;
  3. как совокупность действий по реализации религиозных доктрин.

Формы религиозного экстремизма:

  • внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессии);
  • иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);
  • личностно-ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);
  • этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);
  • религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);
  • социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).

Данные виды религиозного экстремизма зачастую носят смешанный характер и не проявляются в чистом виде.Цель религиозного экстремизма: коренное реформирование существующей религиозной системы в целом или какого-либо значения ее компонента. Реализация этой цели связана с задачами глубокой трансформации сопряженных с религиозной системой социальных, правовых, политических, нравственных и других устоев общества.

Критерии религиозного экстремизма как социальной угрозы:

  • наличие особой миссии, сформированной на основе религиозного опыта или на основе оценки религиозных текстов;
  • культ собственной исключительности и превосходства, радикальное самоотличие религиозной группы по отношению к другим религиозным группам и секулярному обществу в целом,наличие аристократичного кодекса поведения (сопоставление себя с «аристократией духа»);
  • собственная субкультура наполненная духом экспансии;
  • высокая групповая сплоченность и корпоративность;
  • наличие религиозной доктрины преобразования мира, пусть даже путем его отрицания и категориальная сознательность;
  • активность отличительного противостояния по отношению к «чужим»;
  • агрессивность к обществу и другим религиозным группам.

Сущность религиозного экстремизма - отрицание системы традиционных для

общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям.Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Характерные черты религиозного экстремизма: крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и особенно к неверующим, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия.

Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. Он часто бывает направлен против светского государства, существующего общественного строя, действующих в нем законов и норм, в частности, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, в наиболее крайних формах ориентируясь на теократическое правление. Религиозный экстремизм имеет проявления в сфере политики, культуры, межнациональных отношений. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного идеологического оформления экстремизма политического, националистического и т.д. Лозунги, призывы, идеологические акции экстремистских религиозных организаций обращены, как правило, не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, рассчитаны на некритическое, эмоциональное восприятие, слепую приверженность к обычаям и традициям, на эффект толпы. А действия, порой крайне жестокие,

направлены на то, чтобы сеять страх, подавить противника психологически, вызвать шок в обществе.

Социальную среду религиозного экстремизма составляют в основном маргинальные и обездоленные слои и группы общества, испытывающие чувство неудовлетворенности своим положением и неуверенности в будущем, опасения подрыва или утраты своей национальной или конфессиональной идентичности.

Религиозный экстремизм, как и другие формы экстремизма в обществе, могут порождаться социально-экономическими кризисами и их последствиями, такими как безработица и падение жизненного уровня людей, социально-политические деформации и потрясения, национальнаядискриминация, исторические обиды и религиозная рознь, стремление социальных, политических и этнократических элит и их лидеров использовать религиозный фактор для достижения своих целей и удовлетворения личных политических амбиций.Источниками религиозного экстремизма могут выступать и различные компоненты общественного бытия народов.

Среди основных причин, способствующих росту религиозного экстремизма в Российской Федерации, следует выделить внутренние и внешние: социально-экономические, политические, культурно-образовательные, противоправная деятельность иностранных специальных служб и различных экстремистских центров.

Характерной чертой современного экстремизма и, как следствие, терроризма, с которым столкнулась Россия, является слияние этнического экстремизма и криминального терроризма. При этом религиозный фактор зачастую используется в качестве идеологической и организационной основы при реализации практических интересов политических субъектов.

Несмотря на акцентированность в общественно-политическом дискурсе связи исламских радикальных организаций и экстремистских политических стратегий, на первое место по степени общественной опасности следует поставить деструктивные религиозные организации.В политико-правовой сфере они являются лидерами по количеству совершенных преступлений, финансовых махинаций и коррупционности. В культурно-цивилизационной плоскости именно подобные религиозные организации представляют наибольшую опасность традиционным духовно-ценностным основаниям российского общества.

Фундаментализм - это религиозный экстремизм (миссиологическая, экстравертная составляющая религиозной активности) - терроризм на религиозном основании.Фундаментализм и экстремизм взаимосвязаны. Второе есть следствие и развитие первого. В своих крайних формах религиозный фундаментализм вырождается в экстремизм. В этом смысле, религиозный экстремизм- это как раз приверженность к крайним взглядам и мерам в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами. Экстремизм - это жесткое отношение к «чужим». Но в этой интернациональности (направленности)религиозный экстремизм еще не переходит в форму открытого насилия. Однако именно экстремизм становится последней ступенью к возникновению терроризма.

Религиозно-политический экстремизм - это вид экстремистской деятельности, направленный на возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти, насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение территориальной целостности страны. Соединение религиозной нетерпимости с политической деятельностью и порождает религиозно-политический экстремизм.

Религиозно-политический экстремизм обладает своими характерными чертами. Основной целью религиозно-политического экстремизма является насильственное изменение государственного строя, стремление заменить светское правление теократией(политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства). Религиозно-политический экстремизм это такой вид деятельности, который мотивируется религиозными постулатами или лозунгами, что отличает его от экономического, националистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация. Религиозно-политический экстремизм отличает стремление субъектов экстремистской деятельности апеллировать к традиционным конфессиям (православие, ислам и т. д.) с целью вероятного получения помощи и поддержки в борьбе с «неверными», представителями других «враждебных» конфессий. Для этого вида деятельности характерно доминирование насильственных, силовых методов борьбы для достижения своих целей в политике. Религиозно-политический экстремизм может проявляться в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями.

Использование террористических, насильственных способов борьбы сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких народных масс, в том числе и представителей тех религиозных учений, последователями которых объявляют себя участники экстремистских организаций и групп. Поэтому религиозно-политический экстремизм относится к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т. е. не соответствующей нормам законности и этики, разделяемым большинством населения.

Общественно-опасная деятельность экстремистских религиозных организаций, политический экстремизм, должны встретить активное противодействие институтов государства и гражданского общества. Должна вестись постоянная разъяснительная, профилактическая работа по предупреждению экстремистских проявлений во всех сферах политической и религиозной жизни общества. Только при целенаправленной, постоянной работе по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и фундаментализму возможна безопасность и населения и государства от экстремистских и террористических преступлений.

В наше время терроризм представляет непосредственную угрозу жизни и благополучию граждан любой страны мира. Особую же опасность несет религиозный экстремизм, истоки которого - в фундаментализме, завладевшем умами миллионов верующих.

Как выяснилось, общественные, государственные и научные институты были не готовы к такому мощному всплеску терроризма на основе духовных противоречий.

Что такое религиозный экстремизм

Это понятие подразумевает разновидность радикализма, развившегося на основе враждебного восприятия той или иной конфессиональной идеологии.

Происхождение термина

Термин «экстремист» появился в начале прошлого века. Французский политолог М. Лерой обозначил таким образом членов политических партий либо групп, объединившихся на основе веры, фанатично преданных своим идеям, готовых ради их воплощения пожертвовать всем, включая жизнь. В частности, на фоне произошедшей тогда революции в Российской империи большевиков и монархистов он называл «красными» и «белыми» экстремистами.

Значение понятия

Понятие «экстремизм» происходит от латинского «extremus» (крайний) и обозначает безусловную приверженность неких лиц крайним политическим или религиозным взглядам, что заставляет их совершать поступки, направленные на радикальное изменение существующего на данный момент положения вопреки общепринятым канонам.

В частности, радикализм на духовной почве находит выражение в нетерпимости к людям, исповедующим иные религии.

Экстремизм и терроризм

Оба термина можно понимать и как определенную идеологию, и как направленное на ее воплощение действие. Несмотря на общность подхода к основным критериям, их сущность отличается: «экстремизм» гораздо более широкое понятие, чем «терроризм».

Если первое понятие трактуется как мировоззрение, то второе - деятельность на основе этого мировоззрения. Исламский фундаменталист не обязательно является террористом, если в своем радикализме он не выходит за рамки общепринятых норм поведения, то есть не совершает каких-либо насильственных действий по отношению к представителям иных религий.

Тем не менее, религиозный экстремизм и терроризм составляют единое целое.


История явления

Терроризм с религиозными корнями зародился много тысяч лет назад, когда в Древнем Египте фараон Эхнатон объявил о смене культа бога Ра почитанием Атона, безжалостно подавив сопротивление приверженцев старой веры.

Значительно позже языческий Рим практиковал террор против христиан. Так, в 259 году прямо во время литургии римляне убили епископа Сикста II и сослуживших ему священников.

В Средние века во многих странах мира в среде различных культов возникли тайные секты, такие как сикарии, фидаи и ассасины. Считается, что именно они стали родоначальниками современных религиозно-террористических организаций.

Причины появления

Главной причиной возникновения «крайних» взглядов у верующей молодежи, основного контингента экстремистских формирований, можно назвать то обстоятельство, что она не обладает достаточными знаниями о сути самой религии. Это касается и христианства, и ислама, и буддизма вкупе со всеми остальными культами. Духовное и интеллектуальное невежество и приводит парней и девушек в ту среду, где культивируется неприятие инакомыслия.

Что же касается общих причин современного радикализма вообще и религиозного в частности, то среди них главная - неспособность государственных и общественных институтов решить возникшие в стране национальные, религиозные, экономические проблемы.

Иногда государство не в состоянии урегулировать мирным путем территориальные претензии, вызванные несовпадением этнических и религиозных границ, погасить в зародыше сепаратистские тенденции, обеспечить сохранение национальной, культурной или религиозной идентичности, уравнять в правах и материальном благополучии все этносы державы. Вполне вероятно, что в таком государстве рано или поздно возникнут протестные группы, избравшие методом достижения своих целей насилие.


Развитие и распространение

Бурное развитие и широкое распространение религиозного радикализма вызвано желанием определенных общественных формаций применить межрелигиозные разногласия для достижения власти, что неразрывно связано с финансовыми интересами.

Если не считать уже в значительной степени утратившую актуальность проблему противостояния католиков и англикан в Ольстере, то в мировой системе экстремистских структур, в число которых входит около 150 больших и малых группировок, основную роль играют исламистские террористические организации.

Зародившиеся в прошлом веке «Аль-Каида», «Хамаз», «Хезболлах», «Исламский Джихад» и др. вышли на политическую арену как группы борцов за права определенных этносов, конфессий и политических сил, и за долгие годы привыкли к активному боевому сопротивлению.

Приход же к власти поддерживаемых ими сил и «официализация» ранее нелегальных структур не упразднил их, а превратил в террористические организации.

Развитие фундаментализма в исламских странах породило уже в наше время глобальный конфликт «религиозных миров» вместо устоявшегося в прошлом веке равновесного светского миропорядка.


Дальнейшая судьба

Перспективы будущего развития религиозного радикализма исследователями оцениваются по-разному. Некоторые утверждают, что уже вскоре, благодаря действиям сил мирового сообщества, он сойдет на нет. Большинство же склоняется к выводу, что терроризм, этот мощный инструмент, который используется не только против власти, но и зачастую самой властью, может временно закапсулироваться, чтобы в определенный его вождями момент нанести решительный удар.

Дело в том, что международный терроризм – это не только военная структура, но и генератор идеологических диверсий, а, как известно, подобному методу борьбы противостоять весьма трудно. Опыт контртеррористической борьбы свидетельствует, что любые попытки договориться с фундаменталистами обречены на провал, как и попытки остаться в стороне от проблемы.

На данный момент ни одна из предпосылок развития радикализма не устранена. Поэтому специалисты прогнозируют долгосрочный характер, более того, активизацию всех видов терроризма, в том числе и религиозного.

Современное положение

Если в середине прошлого века об угрозе человечеству со стороны ортодоксальных верующих никто не задумывался, то уже в его конце обусловленность террористических актов противостоянием различных конфессий начала нарастать лавинообразно. Уже в 1995 году четверть международных терактов и больше половины погибших было записано на счет религиозно ориентированных групп.

С наступлением XXI века радикализм такого рода едва ли не вытеснил все остальные его виды, подтверждение чему мы видим ежедневно в новостных лентах информационных агентств.

Несмотря на то, что исламский терроризм однозначно превалирует, в иных культах также встречались попытки организации масштабных акций. В США христианская секта «Завет, Меч и рука Господа» в конце прошлого века строила планы отравить цианидом водопроводы и «ускорить» таким образом второе пришествие Христа. Немногим позже известная секта «Аум синрике» не только провела химическую атаку в метро столицы Японии, но и готовила еще ряд нападений.


Экстремистская деятельность

Под этим термином понимаются практические шаги, направленные на реализацию идейных установок экстремистов.

Суть и признаки

Внутренняя суть явления религиозного радикализма - нетерпимость к верующим иных вероисповеданий или насильственное изменение существующего положения внутри одной конфессии. Крайние проявления духовного противостояния сопровождаются изоляционизмом, отвержением чуждых культур и насильственным навязыванием собственных стандартов этики, морали и религиозной практики.

Признаки религиозного радикализма включают, в первую очередь, фанатизм, с которым носитель одной религии заставляет следовать своим принципам представителей иных конфессий, невзирая их на интересы.

Человек, склонный к радикализму, зачастую утрирует элементы религиозной практики и церковных предписаний, заставляя окружающих так же чрезмерно демонстрировать свою приверженность вероучению.

В общении с людьми такие люди проявляют грубость и категоричность, а крайности в их поведении относятся не только к религиозной, но и к иным сферам жизни.

Экстремисты - люди весьма деятельные, причем деятельность их носит деструктивный характер, выражающийся в причинении в ходе своих протестных акций вреда как основам правопорядка, так и межличностным отношениям.


Цель и идеология экстремистов

Главная цель духовного радикализма - возвышение собственной религии за счет подавления других. При этом зачастую ставится задача построения особого государства, как в случае с ИГИЛ, основанного на принципах принуждения всех его граждан к следованию принципам своего культа, замене гражданских правовых норм религиозными.

В основе идеологии таких движений лежит фанатизм, который, при отсутствии сдерживающих факторов, превращается в экстремизм и терроризм. Воссоздать общество в том виде, в котором оно существовало во времена зарождения религии – одна из идеологических основ фанатиков-фундаменталистов, которые для подтверждения своих принципов обычно апеллируют к авторитетным религиозным учениям. Претендуя на единственно верное их толкование, они в то же время отрицают все то, что не укладывается в канву их мировоззрения.

В процессе пропаганды своей идеологии экстремисты используют эмоциональное воздействие на людей, взывая к их чувствам, а не разуму. В этой связи важно отметить тенденции к наделению лидера движения харизмой и непогрешимостью, в то время, как сама их религиозность находится под большим вопросом.

Проявления экстремизма

Среди конкретных проявлений духовного радикализма есть как насильственные, то есть террор, так и ненасильственные, носящие пропагандистский характер. В числе последних - распространение соответствующих печатных и электронных материалов, показная благотворительность людей и структур, зарекомендовавших себя как экстремисты, организация обучения специалистов, нужных той или иной организации.

Практикуется также создание различных учреждений, центров, в которых попавших туда людей вовлекают в занятия экзотерическими дисциплинами, вследствие чего многие теряют волю и становятся членами тех или иных экстремистских структур.

Что же касается террористических актов, которые спровоцировало радикальное отношение к религии, то их примеры ужасают.

В 2017 году только с участием смертников были совершены 348 терактов в 23 странах мира. В них были задействованы 623 террориста, в том числе 137 женщин. В результате терактов за один год погибли 4 310 человек и около семи тысяч получили ранения.

Ответственность за эти трагедии приняли на себя различные группировки исламистов.


Возможные последствия

Последствия преступлений, совершенных духовными террористами, могут наступать как сразу после теракта, так и быть рассчитаны экстремистами на долгосрочные перспективы.

Среди них наиболее реальны:

  • изъятие финансовых активов и имущества у населения;
  • «зомбирование» людей с помощью различных типов программирования;
  • превращение латентных религиозных и межнациональных распрей в полномасштабные войны;
  • попрание законных прав, гарантированных гражданам Конституцией той или иной страны;
  • замедление и прекращение роста экономического развития;
  • повышение количества самоубийств и заболеваний психики;
  • уничтожение памятников истории и культуры;
  • возникновение анархии в обществе;
  • подчинение процесса образования клерикальным системам;
  • паралич государственного и местного управления;
  • бесконтрольное распространение наркотиков.

Формы экстремизма

Социологи и политологи считают, что существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом, и выделяют несколько форм, в которых они проявляется.

Социальная

Социальный, или, как его называют, бытовой терроризм воплощается в постоянном запугивании, которое происходит в повседневности. Его признаки - уличный криминал, нестабильность социальной и экономической жизни, неустроенность быта, обилие в обществе маргиналов.

Этническая

Этническим радикализмом считают крайнюю форму борьбы с действительным или мнимым попранием интересов определенных этнических групп. В его основе заложен национализм, проявляющийся в различных формах - от бытовой этнофобии до шовинизма.


Политическая

Политический терроризм подразумевает действия с целью нажима на политических лидеров или властные структуры, направленные на изменение проводимой ими политики либо принятие тех или иных решений, выгодных радикалам. Российский мартиролог политического терроризма включает убийства журналистов Дмитрия Холодова, Анны Политковской, генерала Льва Рохлина, лидера Чечни Ахмата Кадырова, общественных деятелей Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Убийства же в современной России мусульманских лидеров, таких как Умар Идрисов и Магомед Долкаев из Чечни, Абубекир Курджиев из Карачаево-Черкессии, Курбанмагомед Рамазанов из Дагестана, Анас-хаджи Пшихачев из Кабардино-Балкарии, Илдус Файзов из Татарстана и многих других, имеют, в первую очередь, религиозно-политический подтекст.

Религиозная

Радикализм на почве веры ставит задачей перестройку мира в соответствии с религиозными убеждениями. Духовные радикалы отрицают сложившуюся в обществе систему религиозных ценностей, желая распространить свои верования на весь социум.

Несмотря на то, что терроризм ныне связывают, в основном, с исламом, религиозные радикалы встречаются не только в среде мусульман. В Германии зафиксированы случаи насилия в отношении эмигрантов со стороны немцев, позиционирующих себя как христиане, да и в России есть множество латентных экстремистов, под маркой православия пропагандирующих русский шовинизм.

Сектанты, также считающиеся христианами, призывают своих единоверцев игнорировать светский характер государства, отказываться от паспортов с ИНН. Неоязычники устраивают сходки в глухих местах, во время которых молят древних богов о ниспослании напастей на христиан. Сатанисты во многих городах России и других стран усиленно завлекают к себе молодежь, соблазненную практикой вседозволенности.

В Мьянме буддисты заставили сотни тысяч мусульман-рохинджа покинуть страну; индуисты уже много лет конфликтуют с мусульманами из Пакистана, претендующего на часть индийской территории.

В общем, духовный терроризм - это любое проявление агрессии со стороны верующих-радикалов, имеющихся сегодня едва ли не во всех культах планеты и желающих завоевать для своей веры статус если не единственной, то доминирующей.

Квинтэссенцией подобного явления стал лозунг исламских фундаменталистов «Смерть всем неверным». Дело в том, что, несмотря на миролюбивые заявления большинства мусульманских священников, в основе ислама заложен принцип, в соответствие с которым это не просто вера, но система политических, идеологических и социальных взглядов, предназначенная свыше стать над всеми остальными религиями. Исходя из этого, именно ислам должен повелевать миром, а кто этого не признает, будет уничтожен.


Как бороться с экстремизмом и терроризмом

Противодействие экстремистской деятельности - трудная, но решаемая задача. Это длительная, кропотливая работа, сопряженная с риском. Нельзя забывать, что вера - это едва ли не самое мощное оружие в условиях нашей планеты, и фанатизм весьма серьезно противостоит борцам с терроризмом.

Методы борьбы

Исходя из многолетнего опыта, борьба с такого рода радикализмом исключительно методами репрессий решительного успеха не приносит. Если с бандитами надо сражаться, имея в руках боевое оружие, то выстрелить в идеологию невозможно. Поэтому ей нужно противопоставить силу убеждения, основанную на интеллекте и просвещении.

В последние годы мы видели не один пример, когда вполне благополучные молодые люди оставляли все и отправлялись сражаться за идеалы исламизма. Достаточно вспомнить дело студентки МГУ Варвары Карауловой. Чтобы избежать столь прискорбных случаев, нужно с детства прививать людям уважение к иным нациям, религиям, просто к ближним. Давать зачатки правовой грамотности, просвещать и убеждать в изначальном равенстве всех перед лицом Закона Божьего и человеческого.

Необходимо целенаправленно и систематически рассказывать на страницах прессы, в Интернете и телепередачах как о подлинных целях экстремистов, так и о деятельности не впавших в радикализм религиозных конфессий, информировать о добре, которое несут людям священнослужители, отвергнувшие фанатизм как смертный грех.

Большая роль в борьбе против разного рода радикалов отводится мониторингу СМИ, а также работе правоохранительных органов по отслеживанию и искоренению деятельности деструктивных групп, маскирующихся под вывеской религиозных организаций.

Огромная роль в этой работе отводится духовным лидерам всех конфессий Российской Федерации. Ведь именно они могут убедить своих прихожан в том, что любой радикализм не несет ничего, кроме зла.


Методы профилактики

В долговременной перспективе на первый план выходит профилактика терроризма на межконфессиональной почве. В этом ключе социально-политическую обстановку, особенно в неблагополучных регионах, можно оздоровить, используя средства психологического контроля над потенциальными носителями радикальных идей.

Для этого в СМИ, в учебных заведениях, начиная с младших классов, нужно изобличать бесчеловечную природу духовного фанатизма, разъяснять всю утопичность надежды на завоевание мирового господства, на конкретных примерах показывать ущербность деструктивных организаций и, наоборот, всемерно пропагандировать идеологию гуманизма.

Видео

На этом видео - кадры самого масштабного за всю историю террористического акта, произошедшего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.