Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при экземе  /  Система методов судебной фотографии. Судебная фотография: история развития и современное состояние

Система методов судебной фотографии. Судебная фотография: история развития и современное состояние

Задачи, решаемые судебной фотографией в следственной и экспертной практике

Судебная фотография представляет собой научно разработанную систему средств, методов, специальных приемов и видов фотосъемки, используемых при собирании, фиксации, исследовании доказательств в целях раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников, защиты нарушенных прав и законных интересов организаций и граждан.

Свое современное значение судебная фотография приобрела благодаря своим исследовательским возможностям. В настоящее время нет такого вида криминалистической экспертизы, в которой не использовались бы методы судебной фотографии. Как средство исследования вещественных доказательств судебная фотография применяется для усиления слабовидимого и выявления невидимого в судебно-технической экспертизе документов, для выявления микрорельефа следов на пулях и гильзах при исследовании огнестрельного оружия, для выявления и фиксации особенностей рельефа в следах при исследовании трасологических, баллистических объектов, при проведении иных исследований. Поэтому фотоснимки, согласно ст. 204 УПК РФ, иллюстрирующие заключение эксперта, являются его составной частью.



Большинство ученых-криминалистов, рассматривая вопрос о задачах судебной фотографии, систематизируют их по стадиям экспертного исследования.

Начальной стадией экспертного исследования является осмотр вещественного

доказательства, поступившего на исследование. А целью экспертного осмотра, как и следственного осмотра, является фиксация свойств и особенностей вещественных доказательств. Поэтому в качестве первой задачи судебной фотографии выделяют запечатление общего вида объектов, поступивших на исследование, и характер упаковки (при ее нарушении).

Следующая стадия экспертного исследования - выявление и фиксация индивидуальных для данного объекта особенностей, свойств. Особенности строения некоторых объектов слабо воспринимаются зрением или не воспринимаются вообще из-за малых размеров или незначительного контраста. Сделать их видимыми и пригодными для последующего исследования позволяют специальные методы судебной исследовательской фотографии. Поэтому вторую ее задачу формулируют

как выявление и запечатление слабовидимых и невидимых в обычных условиях свойств и деталей объекта.

Следующую стадию экспертного исследования – сравнительное исследование часто проводят по фотографическим изображениям, на которых отчетливо видны выявленные особенности. Поэтому третьей задачей судебной фотографии считают получение материалов (фотоснимков) для сравнительного исследования.

Спектральные свойства

Окраска предметов, освещенных одним и тем же источником света, бывает весьма разнообразной, что объясняется зависимостью коэффициентов отражения и поглощения от длины волны. Красная книга, например, воспринимается красной

потому, что она отражает лучи только красной области спектра. Кривые отражения или поглощения характеризуют световые свойства непрозрачных объектов, а кривые поглощения или пропускания - прозрачных.



Качество фотографического изображения; критерии его оценки. Влияние условий съемки и обработки фотоматериалов на качество изображения. Содержание позитивного процесса. Факторы, влияющие на качество получаемого фотоснимка. Проекционный и контактный способы фотопечати. Минифотолаборатории.

Позитивный процесс - получение позитивного изображения на светочувствительном материале с негатива. Негативное изображение с фотоплёнки, с помощью проходящего сквозь фотоплёнку (фотопластинку) света, проецируется на фотобумагу.

На фотобумаге формируется позитивное изображение (позитив). В чёрно-белой фотографии, под тёмными участками на негативе, через которые проходит мало света, формируются незасвеченные участки на фотобумаге и наоборот, под светлыми участками фотоплёнки, - засвеченные участки. В цветной фотографии происходит инверсия цветов. В процессе проявления фотобумаги засвеченные участки становятся тёмными, а не засвеченные - светлыми.

На позитивном изображении (на позитиве), полученном на фотобумаге, цвета или чёрно-белые переходы, соответствуют сфотографированному реальному объекту. С одного негатива можно сделать любое количество позитивных изображений (фотографий).

Качество цветных изображений в существенной мере зависит от соблюдения при съемке ряда условий. Основными из них являются выбор фотоматериалов, источников света по их спектральным характеристикам, определение оптимальных условий съемки. Другие, например выбор фотоаппаратуры, не имеют решающего значения для

правильного воспроизведения цвета. Большое значение для цветопередачи имеют фотографические характеристики применяемого фотоматериала. Цветные негативные и обращаемые пленки выпускаются сбалансированными по спектральной чувствительности к дневному свету с цветовой температурой 6500 °К и к свету ламп накаливания с цветовой температурой 3200 °К. Поэтому для дневного освещения применяют фотопленки типа ДС, а для искусственного освещения, создаваемого лампами накаливания, - типа Л Н. Для предотвращения цветовых искажений при таких условиях применяют конверсионные светофильтры. При преобладании в спектре красных лучей применяют голубой конверсионный светофильтр, а при преобладании синих - желто-красный. Существенное влияние на правильную цветопередачу имеют так называемые цветовые рефлексы. Они образуются в результате отражения света от окрашенных поверхностей, создавая цветовой рисунок, не присущий природе объекта. При натурной съемке такими поверхностями могут быть зелень травы, снеговой покров, водная поверхность, окраска зданий, детали одежды и т.п. Поэтому при композиционном построении кадра необходимо учитывать положение источников рефлексов и по возможности устранять их влияние на фотографируемый объекте помощью дополнительного освещения или светофильтров.

Появление минифотолабораторий (сокращенно - «минилаб») явилось следствием

стандартизации и автоматизации процессов обработки фотоматериалов. В настоящее время производятся минилабы, рассчитанные на самые разные объемы подготовки фотографий, что практически вытеснило ручные процессы проявления и печати цветных фотоматериалов. Практически все минилабы состоят из двух крупных блоков - фильм-процессора и принтер-процессора.

Фильм-процессор - это устройство для проявления пленки. Чаще всего это - машины проходного типа, т.е. пленка постепенно протягивается через проявочные баки. Фильм-процессор состоит из приемной секции, которая вытягивает пленку из кассеты и обрезает ее при необходимости, баков с обрабатывающими растворами, секции сушки пленки и устройств, обеспечивающих регенерацию/перемешивание рабочих растворов и поддержание их температуры.

Принтер-процессор предназначен для подготовки позитивных фотоотпечатков на фотобумаге (пленке). В состав принтера входят: специализированный увеличитель, позволяющий проводить все операции на свету; устройство подачи бумаги; устройство разрезки рулонной бумаги на листы; процессор химической обработки отпечатков; сушильная камера; устройство поддержания температуры обрабатывающих растворов и их химической активности.

Проекционная фотопечать - способ печати фотографический изображений, при котором изображение негатива, освещенного лампой, с помощью объектива проецируется на экран. С увеличением расстояния между объективом и экраном и соответствующим сокращением расстояния между объктивом и негативом масштаб изображения увеличивается.

Контактная печать – репродуцирование фотоизображения с негативной пленки или фотопластинки при непосредственном контакте с фотобумагой. Простейшим прибором для контактной печати

является копировальная рамка, состоящая из собственно рамки, двухстворчатой накладки и двух прижимных пружин. Фотонегатив закладывают в копировальную рамку слоем в сторону накладки.

Фотохимические основы аналоговой фотографии. Образование скрытого изображения.

Под действием света в веществе могут происходить те или иные изменения. Световая энергия может превращаться в тепловую, электрическую, механическую и другие виды энергии. Взаимодействуя с веществом, свет может вызывать окисление красящего вещества (выцветание), фотосинтез, фотоэффект, свечение - люминесценцию.

Способность вещества определенным образом реагировать на оптическое излучение, изменяя свои свойства, называется в традиционной фотографии светочувствительностью. В результате фотохимической реакции происходит разложение вещества и изменение его химического

состава. Существует огромное количество веществ, способных подвергаться фотохимическим превращениям. К их числу относятся соли железа, хромовокислые соли, соли серебра и многие другие.

Наибольшее применение в фотографии нашли лишь соли серебра: хлорид серебра (АgСl), бромид серебра (АgВr) и иодид серебра (Аgl), обладающие светочувствительностью к коротковолновой (сине- фиолетовой) части видимого спектра и называемые галогенидами серебра. Они обладают не только способностью изменяться под действием света, но и усиливать эти изменения в присутствии веществ-восстановителей.

Образование скрытого изображения. Механизм образования скрытого (невидимого) изображение предложен английскими учеными Р. Герни и Н. Мотт в 1938 году. Под действием энергии света происходит разложение светочувствительного вещества - микрокристалла гало-

генида серебра с образованием металлического серебра. Устойчивые группы атомов серебра, возникающие в микрокристалле под действием света, являются центрами скрытого изображения.

При длительном воздействии света микрокристаллы галогенидов серебра можно довести до полного разложения. Свидетельством этого является появление бурого оттенка на засвечиваемом фотоматериале, обусловленным выделением значительного количества металлического серебра.

Вместе с тем, появление этих немногочисленных скоплений атомов не проходит бесследно для микрокристалла. При погружении в восстанавливающий раствор (проявитель) он легко и полностью восстанавливается до металла. Микрокристаллы же, не имеющие таких включений,

не восстанавливаются вовсе либо восстанавливаются очень и очень медленно.

Таким образом, образование скрытого изображения - это процесс разложения галогенидов серебра и накопление металлического серебра в центрах светочувствительности. Центры скрытого изображения представляют собой нейтральные частицы. Чем больше света падает на

соответствующий участок фотослоя, тем быстрее они растут, тем крупнее их размеры, тем сложнее их разрушить.

Центры скрытого изображения образуются как на поверхности, так и внутри микрокристалла галогенида серебра, пропорционально количеству воздействовавшего на различные участки фотослоя света. При больших освещенностях образуются как поверхностные, так и глубинные центры скрытого изображения. При средних освещенностях образуются поверхностные центры, а при низких освещенностях – лишь субцентры.

Скрытое изображение не является абсолютно устойчивым. Наряду с образованием центров скрытого изображения одновременно происходит и их регрессия - самопроизвольное частичное или полное разрушение с течением времени. Скрытое изображение, например,

постепенно распадается с увеличением длительности хранения экспонированного

фотоматериала (порядка нескольких месяцев). Особенно быстрое его разрушение происходит в результате хранения экспонированного фотоматериала при повышенной температуре или при повышенной влажности и агрессивности окружающей среды.

Требования, предъявляемые к фотоснимкам, получаемым при проведении следственных действий.

Снимки, изготовленные в процессе следственного действия, являются приложением к протоколу и вместе с ним служат источниками доказательств при условии, что они изготовлены по правилам криминалистической фотографии и процессуально оформлены. В протоколе приводятся следующие данные: наименование объекта съемки, модель фотоаппарата, марка объектива, вид освещения, спектральная чувствительность фотоэмульсии, светофильтр, способ фотографирования. Главное требование, которое должно быть предъявлено к обзорному снимку или серии обзорных снимков - это полнота изображения места происшествия.

В следственной практике криминалистическая фотография решает различные задачи. Однако все они сводятся к получению информации об интересующем следствие предмете, событии, факте, которая бы соответствовала получаемой при визуальном их изучении и имела доказательственное значение. Поэтому снимки, являющиеся результатом фотосъемки при проведении следственных действий, должны отвечать определенным требованиям процессуального, тактического и технического характера. Данные требования включают положения, обеспечивающие возможность использования информации, содержащейся в фотоснимках, в качестве доказательств при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

Требования: 1) Документальность передачи информации – закономерное явление при получении любого судебно-криминалистического снимка. Она должна способствовать выполнению важнейшей задачи уголовного судопроизводства – получению надежных и достоверных источников доказательственных фактов. 2) Полнота фиксации подразумевает отображение на фотоснимках всех существенных для дела деталей с необходимым разрешением. Это возможно лишь при использовании всех методов, способов и приемов съемки, входящих в арсенал криминалистической фотографии. Обеспечивая полноту фиксации, проводят съемку различными методами, с различных направлений, разными планами, но все получаемые на снимках изображения должны быть связаны между собой и дополнять друг друга.

47. Оформление фототаблицы в качестве приложения к протоколу следственного действия. Особенности подготовки <<цифровых фототаблиц>>.

Применительно к фотосъемке в протоколах тех следственных действий, в ходе которых она применялась, должны найти отражение сведения о следующем: 1) объектах фотографирования; 2) примененных фотографических средствах (типе аппарата, виде объектива, марке светофильтра и др.); 3) условиях, порядке и методах фотографирования, характере освещения, времени съемки, с указанием па плане или схеме места происшествия точек съемки; 4) о полученных результатах, когда это требуется.

Приобщаемые к протоколу фотоснимки следует оформлять в виде фототаблиц. Под каждым снимком необходимо ставить номер и давать краткую пояснительную надпись. Каждый снимок скрепляется

печатью следственного органа. При этом одна часть оттиска печати располагается на краю фотоснимка (желательно на специально оставленном белом поле), а другая – на бумаге таблицы.

Фототаблицы должны иметь заголовки, в которых отмечается, к протоколу какого следственного действия они прилагаются, и указывается дата следственного действия. Кроме того, для подтверждения достоверности снимков они заверяются подписью следователя. Если фотографирование производилось не самим следователем, а другим лицом, необходима и его подпись.

Фототаблицы, а также негативы в пакете с пояснительной надписью как приложения к протоколу подшиваются в уголовные дела вместе с протоколом следственного действия.

48. Методы и приемы судебной фотографии, применяемые при фиксации следственных действий. Их назначение и краткое содержание.

Фотосъемка широко применяется при проведении практически всех следственных действий. Тактика, процессуальный порядок и цель следственного действия предопределяют особенности методов и приемов фотосъемки. В процессе осмотра места происшествия, с учетом задач каждой стадии этого следственного действия, необходимо зафиксировать общий вид обстановки, окружающей место происшествия, собственно места происшествия, обнаруженных на нем следов и предметов, причинно связанных с событием преступления. Для этого применяются, соответственно, ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемки. При этом особую сложность представляет детальная съемка отдельных предметов и следов, поскольку ее целью является запечатление не только общего вида объектов съемки, но и индивидуализирующих их признаков. Предметы, следы должны быть, по крайней мере, узнаваемы по их снимкам. Это достигается: - во-первых, предварительной обработкой снимаемых объектов в целях усиления контраста их признаков. Например, невидимые или слабовидимые следы рук обрабатываются дактилоскопическими порошками или химическими реактивами; следы обуви на снегу опыляются порошком графита; маркировочные данные на огнестрельном оружии (номер, модель, год изготовления и т.п.) выделяются порошками, контрастирующими на фоне снимаемого объекта, и т.д.; - во-вторых, выбираются соответствующие методы и приемы съемки. Например, следы протектора автомашины, дорожка следов обуви снимаются с использованием метода линейной панорамы; следы орудий взлома – метода макросъемки и т.д. Если следы значительны по протяженности, для съемки выбираются наиболее информативные их участки; взломы преград фотографируются с двух противоположных сторон и обязательно с масштабом ит.д.

Компьютерная верстка фототаблиц. Подготовка иллюстраций в графических редакторах. Компоновка текстов и иллюстраций в текстовых редакторах.

Согласно УПК РФ, заключение эксперта как процессуальный документ должно иметь определенное содержание. Кроме этого, ведомственными нормативными актами определены форма и структура этого документа. Регламентировано, что заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. К заключению прилагаются иллюстративные материалы, подтверждающие выводы эксперта. В тексте исследовательской части заключения даются ссылки на приложения с иллюстрациями. Каждое приложение сопровождается пояснительными надписями и подписывается экспертом.

Как следует из приведенного описания, законодательно не запрещается помещать иллюстрации непосредственно по тексту заключения, тем более если их не вклеивают, а печатают за один проход вместе с текстом.

В примерных образцах экспертных заключений прослеживается общая последовательность в описании и способах иллюстрации изучаемых объектов. Раздел "Исследование" начинается с описания объекта в целом и его существенных свойств, далее приводится ссылка на снимок в фототаблице. При компьютерной верстке есть возможность поместить цифровое изображение исследуемого объекта сразу после текстового его описания. В редакторе WORD это можно слелать двумя способами - вставив "Кадр" (Frame), а в него "Рисунок" (Picture), или же сразу поместив "Рисунок" в нужное место на странице заключения эксперта.

Компьютерная вёрстка- использование персонального компьютера и специального программного обеспечения для создания макета с целью последующей печати в типографии или на принтере.

Пользователь создаёт собственный макет страницы, который может содержать текст, рисунки, фотографии и другие иллюстративные элементы. В зависимости от требуемого количества и качества материалов печать может выполняться на принтере, ризографе или в специализированных типографиях.

Особенностью компьютерной верстки является то, что при большом количестве иллюстраций существенно увеличивается размер текстового файла заключения, а следовательно, требуется дополнительное место на диске, снижается скорость редактирования документа. По умолчанию WORD сохраняет в документе полную "картинку" импортированного графического файла, что

значительно увеличивает размер документа. К примеру, при импорте трех иллюстраций размерами по 300K размер файла с заключением эксперта увеличивается почти до 1 Mb. Средства WORD позволяют уменьшить размер документа, создавая связи с графическими файлами. Для этого нужно явно указать, что хранить нужно только связь, а не законченное графическое представление изображения. Условиями для связывания элементов являются: подготовка приложений в среде Windows, поддержка ими протоколов динамического обмена данными (DDE) или внедрения объектов (OLE).

Понятие судебной фотографии, ее основные функции и области применения

Судебная фотография представляет собой научно разработанную систему средств, методов, специальных приемов и видов фотосъемки, используемых при собирании, фиксации, исследовании доказательств в целях раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников, защиты нарушенных прав и законных интересов организаций и граждан.

Судебная фотография является отраслью криминалистической техники. Использование фотографической съемки в расследовании преступлений обусловлено ее основными достоинствами: 1) позволяет с большой точностью зафиксировать объект, его состояние, признаки; 2) обеспечивает быстрое запечатление тех или иных объектов; 3) дает адекватное представление об изображенном на фотоснимке объекте; 4) фотографическое изображение обладает свойством наглядности и документальности; 5) существует возможность получения маловидимых и невидимых деталей, следов, признаков и др. Судебная фотография разрабатывает фотографические средства, методы и приемы обнаружения, фиксации и исследования доказательств. Содержание судебной фотографии составляют научные положения и практические рекомендации по использованию фотографии в расследовании преступлений.

Фотография в работе органов внутренних дел занимает видное место и широко применяется как средство фиксации доказательственной информации при производстве следственных действий. Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатленные объекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме,чем это позволяет их словесное описание в протоколе следственного действия.

Изучение криминалистической фотографии предполагает изучение не только ее специальных видов, но и общей фотографии, так как без знания основ общей фотографии трудно освоить приемы криминалистической.

В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотография. С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач. Фотография (фото-свет, графо- пишу).

Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Ньепс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Талболт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр использовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать снимки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа приготовления светочувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки

от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возможность тиражирования отпечатков.

Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро проникла в другие страны. В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-

лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-

готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А.Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций, И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Левицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке в неблагоприятных условиях электрической дуги. Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. На сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова "за метод исследования, равный значению микроскопа".

В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки использовать фотографию для целей регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Затем сообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабатываются специальные способы и аппаратура для фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналитической и измерительной фотосъемки. Примером применения фотографии при розыске может послужить сообщение "Юридической газеты" за 1896 г. в котором описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославского острога. "Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоколамский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а затем возвращены в острог".

Наряду с использованием фотографии в розыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России.

Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнения всеми.

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова "Судебная фотография" (1926 г.), в которой он дал определение судебной фотографии как системы "научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала". Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и детективной. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться как следователем, так и экспертом-криминалистом.

Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потаповым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендованном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим образом: "Криминалистическая фотография - это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследовании доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений".

Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и приемы - это система правил и рекомендаций по применению фотографических средств для получения фотоизображений.

Практическое значение криминалистической фотографии исключительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательственное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде

случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюстративным материалом, но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов. Применение фотографических методов исследования существенно расширяют возможности криминалистической и других видов судебных экспертиз.

Являясь разделом криминалистической техники, криминалистическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную, судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследовательскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-розыскную фотографию можно объединить в одну группу - запечатлевающая фотография, так как в работе следователя и оперативного работника применяются преимущественно методы последней. Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-розыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и исследовательскую также условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться исследовательские методы, например создание специальных условий съемки и обработки фотоматериалов.

Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Об изготовлении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следственного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото-таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются к делу в конверте. Фото-таблицы подписываются следователем и лицом, производившим съемку.

От фотодокументов-приложений к протоколам следственных действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказательства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем специальным постановлением и служат полноценным средством доказывания.

По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схемы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотография обеспечивает более высокую степень наглядности, объективности, точности и полноты запечатления.

Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная задача. На основе научно-разработанных методов криминалистической фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотоснимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования.

Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования, эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются составной частью заключения, имеющего значение средств доказывания. Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть различным. При производстве следственных действий, экспертных исследований возникает необходимость запечатлеть определенные материальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещественные доказательства, а также этапы следственного действия и экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, исходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и методы фотографической съемки.

Введение. 3

1. Общая характеристика судебной фотографии. 5

1.1. История возникновения судебной фотографии. 5

1.2. Понятие и основные методы судебной фотографии. 8

2. Методы судебной фотографии. 11

2.1. Методы и виды запечатлевающей фотографии. 11

2.2. Судебно-исследовательская фотография. 18

2.3. Особенности фотосъемки при проведении отдельных следст-венных действий, оформление ее результатов. 23

Заключение. 29

Библиографический список литературы.. 31


Актуальность темы курсовой работы. Судебная фотография в криминалистике – это система методов и технических средств фотосъёмки, применяемых для запечатления вещественных доказательств при производстве следственных действий и оперативно-розыскных действий, для исследования этих доказательств в процессе судебной экспертизы.

Развитие криминалистики как науки проходило параллельно с формированием судебной фотографии как самостоятельной отрасли криминалистической техники. «Фотография, - писал в 1947 г. известный российский ученый-криминалист А.А. Эйсман, - была одним из первых методов, широко и органически воспринятых криминалистикой и творчески приспособленных к своеобразным условиям исследования вещественных доказательств. Первые серьезные успехи в развитии общей фотографии, знаменовавшие собою переход от периода опытов, удач и неудач к периоду, в котором окончательно сложились основные принципы и технические приемы фотографии, совпали по времени с первыми попытками использования ее в криминалистике» .

Оценивая научные изыскания трех последних десятилетий в области криминалистической фотографии, можно отметить, что усилия ученых и практиков были направлены преимущественно на разработку отдельных методик исследовательской фотографии, на поиск путей совершенствования криминалистических средств и методов, базирующихся на традиционном негативно-позитивном фотопроцессе.

В настоящее время фотография сопровождает процесс расследования на всем его протяжении: с момента обнаружения признаков преступления до момента передачи дела в суд. Столь же широк круг лиц, использующих в своей работе фотографические средства и методы: следователь, оперативный работник, специалист, эксперт-криминалист. Поэтому вполне закономерен интерес к любым изменениям в технике фотографии, позволяющим существенно ускорить и упростить получение снимков при сохранении их статуса производных вещественных доказательств.

По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схемы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотография обеспечивает более высокую степень наглядности, объективности, точности и полноты запечатления.

Актуальность внедрения передовых технико-криминалистических форм и методов работы в немалой степени связана с введением в уголовное законодательство новых составов преступлений, появлением новых объектов криминалистических исследований.

Объектом исследования является современная практика фотографического сопровождения процесса расследования уголовных дел и связанные с этим проблемы.

Предметом исследования явилась система фотографических средств и методов фиксации, исследования доказательств при производстве экспертиз и проведении следственных действий.

Основная цель курсовой работы – исследование фотографического сопровождения процесса расследования уголовных дел путем использования в экспертной и следственной практике фотосъемки, прикладных программных средств обработки изображений, технологии подготовки иллюстраций, способов хранения и передачи изображений.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Показать историографию вопроса.

2. Дать определение понятию и рассмотреть основные методы судебной фотографии.

3. Охарактеризовать основные методы судебной фотографии.

Методологической основой исследования явились положения общей теории криминалистики и криминалистической техники, исследования отечественных и зарубежных специалистов по фотографической технологии.

1. Общая характеристика судебной фотографии

1.1. История возникновения судебной фотографии

Фотография появилась более полутора веков назад. Заслуга ее открытия (1839) принадлежит французам Ж. Ньепсу и Л.-Ж. Дагеру, которые получили изображение на серебряной пластине, закрепив его в растворе поваренной соли, и англичанину Г. Толботу, предложившему метод негативно-позитивного получения фотоснимков, позволявший тиражировать их.

Большой вклад в развитие фотографии внесли изобретатели и ученые России: Ю. Ф. Фрицше усовершенствовал проявляющий раствор, что позволило улучшить качество фотоснимков.

Изобретатель – самоучка И. В. Болдырев разработал метод изготовления прозрачной гибкой пленки, причем за несколько лет до того, как такую пленку стала выпускать американская фирма «Кодак».

С. А. Юрковский изобрел шторнощелевой затвор.

С.Л. Левицкий сконструировал камеру с мягким мехом и предложил использовать при фотосъемке в условиях освещения электрическую дугу.

Вскоре после открытия фотографии во Франции (1841), а затем в Бельгии, Швейцарии были предприняты первые попытки использовать ее в целях регистрации преступников и расследования преступлений. Для этого стали разрабатываться специальные способы, приемы фотосъемки и фотоаппаратура. Первые известные намснимки преступников были изготовлены в 1843–1844 гг. в бельгийской тюрьме Форест.

Заметных успехов в этом отношении добился французский криминалист А. Бертильон. Он сконструировал несколько фотокамер и разработал правила (рекомендаций) для опознавательной съем­ки и съемки на месте происшествия.

Помимо специальных приемов фотографирования лиц для их последующего опознания, Бертильоном были разработаны правила применения метрической съемки на месте происшествия и соответствующая фотографическая аппаратура. Рекомендации, изложенные Бертильоном в книге «Судебная фотография», послужили толчком к разработке системы приемов и методов, выходящих за рамки общефотографических. Криминалисты стали изучать передовые научные разработки фотографии, использовать их при проведении исследований вещественных доказательств.

Достоверные сведения об использовании фотографии русской полицией относятся к 60-м годам прошлого столетия. С помощью фотографического снимка удалось опознать и задержать в те годы крупного преступника Сипку. Начало использования фотографии как средства исследования, в частности, документов было положено в России. Большая заслуга в этом по праву принадлежит пионеру отечественной криминалистики Е.Ф. Буринскому.

Е.Ф. Буринский изучал фотографические методы исследования вещественных доказательств, доказывал необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций, обязательных для исполнения, а потому закрепленных в законе. Его убеждения в исключительных возможностях фотографии как средства исследования основывались на личном опыте. Более века Российская и Французская Академии наук безуспешно пытались выявить угасшие тексты грамот XIV в., исполненных на сыромятной коже и обнаруженных при раскопках на территории Московского Кремля. Е.Ф. Буринский, применив разработанный им метод постепенного повышения контраста фотоизображений, решил данную задачу. За это он был удостоен премии Российской Академии наук, а его ме­тод был оценен как «равный значению микроскопа».

Открытия и усовершенствования в области фотографии, сделанные Е. Ф. Буринским, в частности, разработанный им метод цветоделения, позволили с блеском провести ряд сложных судебных экспертиз. Его заслугой является не только разработка самостоятельного раздела судебной фотографии, но и создание первой судебно-фотографической лаборатории в помещении Петербургского окружного суда (1889г.). Докладывая на I съезде русских деятелей фотографического дела о своих открытиях, Е.Ф. Буринский с гордостью за науку заявлял, что нет уже более «средств свести с бумаги без порчи ее поверхности следы письма таким образом, чтобы фотография бессильна была их обнаружить».

Впервые судебная фотография как система «научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала» была представлена в моногра­фической работе видного российского криминалиста С.М. Потапова (1926г.).

В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и дедуктивной. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться как следователем, так и экспертом-криминалистом.

В последующих трудах Е.Ю. Брайчевской, Н.М. Зюскина, Б.Р. Киричинского, А.А. Леви, Д.Я. Мирского, Н.С. Полевого, Н.А. Селиванова, П.Ф. Силкина, Н.В. Терзиева, А.А. Эйсмана, Н.П. Яблокова и некоторых других ученых-криминалистов проведены заметные теоретические исследования, позволившие уточнить предмет судебной фотографии, круг объектов ее съемки и исследований, перечень решаемых задач. Совершенствовался терминологический и понятийный аппараты . В частности, высказывались обоснованные предложения о замене понятия "судебная фотография" "криминалистической фотографией", что более полно отражает ее содержание и входит в полное соответствие с термином "криминалистическая техника".

Изобретение фотографии началось с гелиографии. Гелиография - ранний фотографический процесс, изобретённый Нисефором Ньепсом в 1822 году, и послуживший теоретической основой для разработки дагеротипии. Изображения могут быть получены как контактным способом, так и с помощью камеры-обскуры - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

Металлическая пластинка покрывалась асфальтом, растворённым в лавандовом масле. Подвергается воздействию света в течение 6-8 часов. Далее обрабатывается в смеси лавандового масла и керосина. Не подвергшиеся воздействию света участки, травили азотной кислотой на определённую глубину и с полученного создавались оттиски.

Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Некоторые соединения серебра при попадании на них света темнеют. Чем сильнее свет- тем сильнее потемнение. Отполированная серебряная пластинка обрабатывается в темноте парами йода и помещается в камеру-обскура. Пластинка экспонируется в течение 15-30 минут, затем обрабатывается парами ртути, до тех пор пока изображение не появится. Пластинка охлаждается и переносится в фиксирующий раствор.

Калотипия –основатель Вильям Тальбот. Изготавливается светочувствительная бумага, покрытая хлористым или йодистым серебром. Экспонируемая бумага проявляется в растворе галловой кислоты, изображение фиксируется в растворе гипосульфита натрия, после сушки бумага с негативным изображение опускается в ёмкость с разогретым воском. Негатив накладывается на чистую йодо-серебряную бумагу и с помощью солнечного света получаются контактные отпечатки – позитивные копии.

Французский юрист Альфонс Бертильон предложил особую систему фотографирования преступников – сигналитическую (опознавательную) фотосъёмку.

С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего преступника придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин. На погрудных снимках арестованный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные портреты традиционно выполняют в натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности лица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.



Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет – обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.

В 1880 году российский учёный Буринский создал первую в мире судебно-фотографическую лабораторию при Петербургском окружном суде. Советский юрист, разработал основы теории отечественной криминалистики и криминалистической идентификации, создал курс судебой фотографии.

2. Предмет судебной фотографии. Задачи, решаемые в следственной и экспертной практике .

Криминалистическая фотография – самостоятельная отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе средств, методов, специальных приёмов и видов фотосъёмки, используемых при собирании, исследовании доказательств в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, а также для розыска преступников. Предметом крим.фотографии являются фотографические методы и приёмы, используемые для обнаружения, фиксации и следования судебных доказательств.

Задачи крим.фотографии:

· Разработка, совершенствование методов и средств фиксации и исследования доказательств;

· Разработка и совершенствование методов и средств, обеспечивающих эффективное использование доказательств.

Судебная фотография является отраслью криминалистической техники. Использование фотографической съемки в расследовании преступлений обусловлено ее основными достоинствами: 1) позволяет с большой точностью зафиксировать объект, его состояние, признаки; 2) обеспечивает быстрое запечатление тех или иных объектов; 3) дает адекватное представление об изображенном на фотоснимке объекте; 4) фотографическое изображение обладает свойством наглядности и документальности; 5) существует возможность получения маловидимых и невидимых деталей, следов, признаков и др.

Судебная фотография разрабатывает фотографические средства, методы и приемы обнаружения, фиксации и исследования доказательств. Содержание судебной фотографии составляют научные положения и практические рекомендации по использованию фотографии в расследовании преступлений.

Криминалистическая фотография включает: 1) фотографию запечатлевающую (судебно-оперативную); 2) фотографию исследовательскую (судебно-экспертную).

Судебно-оперативная фотография представляет собой совокупность методов, приемов и средств, применяемых для фиксации и производства несложных исследований вещественных доказательств в процессе расследования. Запечатление в судебной фотографии преследует цель точно и полно зафиксировать объекты в том виде и состоянии, в каком они наблюдаются к моменту фотосъемки. Фотосъемка выступает как дополнительное средство фиксации в процессе осуществления следственных действий. Судебно-оперативная фотография как способ фиксации в ходе расследования применяется в сочетании с протоколированием и составлением схем и планов.

Объектами судебно-оперативной фотосъемки являются: местность и помещения, а также их отдельные участки; предметы; следы; трупы; живые лица; отдельные действия участников следственных действий и их результаты. Судебно-оперативную фотосъемку осуществляет следователь, оперативный работник органа дознания, специалист при помощи фотографической техники, входящей в фотокомплект следователя.

Судебно-исследовательская фотография – это система специальных методов, приемов и средств, применяемых при производстве судебных экспертиз. Исследование с использованием средств и методов судебной фотографии предполагает выявление слабо видимых или совсем невидимых при обычных условиях признаков, сходства или различий между ними. Судебно-исследовательскую фотографию иногда именуют экспертной, так как ее методы и средства применяют эксперты в процессе производства своих исследований. Объектами судебно-исследовательской фотографии служат: вещественные доказательства, подвергаемые экспертному исследованию, сравнительные образцы и материалы, используемые в ходе экспертизы. Судебно-исследовательская фотография осуществляется при особых условиях освещения, применением съемки в невидимых лучах, съемкой люминесценции, усилением контрастов, с использованием цветоразличения, методом микрофотографии и др.

Применение судебной фотографии при производстве следственных действий предусматривается уголовно-процессуальным законодательством. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 166 УПК при производстве следственного действия в числе прочих технических средств может применяться фотографирование. В ходе эксгумации неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию (ч. 2 ст. 178 УПК). При производстве освидетельствования с согласия освидетельствуемого лица может быть произведено его фотографирование (ч. 5 ст. 179 УПК). Применение фотографирования в ходе допроса регламентировано ч. 4 ст. 190 УПК. Фотографии в качестве материалов, иллюстрирующих заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью (ч. 3 ст. 204 УПК). В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 82 УПК вещественные доказательства, которые не могут храниться при уголовном деле, подлежат обязательному фотографированию.

Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации информации и выполняться в соответствии с криминалистическими рекомендациями. По своей правовой природе фотоснимки относятся к документам и могут использоваться в уголовном процессе в качестве источника доказательств.

Научно-технический прогресс все более вытесняет традиционные фототехнические средства, заменяя их более современными. Достаточно широкое распространение получили мини-фотолаборатории зарубежного производства, облегчающие процесс изготовления фотографий. Для практики расследования преступлений и экспертной практики важное значение имеет возможность применения цифровых фотокамер, не требующих использования светочувствительных материалов. Принцип их работы состоит в следующем: после введения в память фотоаппарата необходимого количества кадров соответствующие сигналы вводятся в компьютер, после чего фотокамера оказывается готовой для новых съемок. Фотоаппарат предусматривает небольшой жидкокристаллический экран на задней крышке, который используется в качестве видоискателя и для просмотра отснятого. Фотоснимки печатаются посредством подключаемого к компьютеру принтера.

В зависимости от характера следственного действия и его целей, специфики объекта фотосъемки и задач фиксации применяются различные виды, методы и способы судебно-оперативной фотографии. Судебно-фотографические способы, методы и виды съемки составляют систему судебной фотографии.

Способ – это порядок действий, направленный на разрешение информационных и оперативно-тактических задач использования фотографии: что, как, в какой последовательности, с помощью каких средств можно показать на фотоснимках. Метод судебной фотографии – это совокупность способов (правил и рекомендаций) относительно избрания фототехнических средств и приемов их применения. Совокупность же методов и способов (приемов) съемки, относящихся к особенностям запечатления криминалистических объектов, составляет вид съемки.

Наиболее распространенным видом съемки в судебно-оперативной фотографии является фотосъемка места происшествия. К фотосъемке места происшествия должны предъявляться следующие требования: 1) порядок фотосъемки должен находиться во взаимосвязи со всей процедурой осмотра места происшествия; 2) фотосъемка должна предшествовать другим методам фиксации; 3) средства и методы фотосъемки должны избираться в зависимости от ситуации осмотра, чтобы обеспечить полноту, всесторонность и точность запечатления; 4) совокупность фотоснимков должна давать достаточно полное и ясное представление об обстановке преступления, его следах и деталях; 5) до внесения каких-либо изменений в обстановку следует сфотографировать общий вид места происшествия и взаимное расположение объектов; отдельные следы и предметы сначала фотографируются в том виде, в каком они были обнаружены.

Принято различать четыре вида фотографической съемки на месте происшествия, отражающих различные стадии осмотра: ориентирующую, обзорную, узловую и детальную. Это деление имеет условное значение.

Ориентирующая съемка своей задачей имеет фиксацию определенного объекта вместе с окружающими его предметами, строениями, местностью и т. п. Ориентирующий снимок должен содержать изображение собственно места происшествия на фоне окружающей обстановки. Ориентирующая фотосъемка предполагает запечатление места происшествия среди окружающих его объектов.

Место происшествия следует фотографировать на фоне предметов, которые могут служить ориентирами. Чтобы снимки действительно были ориентирующими, необходимо правильно выбрать направление и точку съемки. Ориентирующая съемка производится обычным или панорамным методом. Обычная съемка выполняется широкоугольным или нормальным объективом с удаленного расстояния.

В большинстве случаев ориентирующий снимок затруднительно произвести на один кадр с небольшого расстояния. Чтобы охватить место происшествия и прилегающую территорию, используют круговую или линейную панораму.

Обзорная съемка применяется для запечатления общего вида обстановки места происшествия. В отличие от ориентирующей, при обзорной съемке ставится задача сфотографировать объект без окружающей обстановки. Чтобы показать взаимное расположение важнейших объектов, их специфику, съемку производят с разных сторон. Важное требование, которое должно быть предъявлено к обзорным снимкам, – это полнота изображения места происшествия.

Обзорный снимок должен быть сделан с такой позиции, с которой можно было бы с уверенностью распознать взаимное положение хотя бы важнейших объектов обстановки. Та часть пространства, которая не может быть воспроизведена на изображении с одной позиции, является слепой зоной. Каждый одиночный снимок обычно имеет такие зоны.

Особенностью рассматриваемого вида съемки является возможность фиксации одних и тех же предметов в нескольких аспектах. Если место происшествия имеет сложное строение, прибегают к изготовлению нескольких дополняющих друг друга снимков – обзорной серии. Данная серия позволяет составить из полученных снимков непрерывно развертывающееся изображение некоторого пространства таким образом, что изображение на одном снимке является продолжением изображения на другом. В иных случаях серия из снимков может относиться к различным изолированным друг от друга объектам. В тесных помещениях съемку производят панорамным методом или с использованием широкоугольных объективов.

Узловая съемка – это съемка частей (узлов) объекта. При узловой съемке крупным планом фотографируются участки места происшествия, имеющие наиболее важное значение, объекты, с которыми в основном были связаны действия преступника. Например, узел – это часть места происшествия, где обнаружены следы преступления. В помещении, где совершена кража, это могут быть взломанные двери, поврежденные окна, вскрытые хранилища и др. На месте убийства в качестве объекта узловой съемки может быть труп со следами повреждений.

Количество узлов на месте происшествия определяет следователь в зависимости от особенностей преступления и специфики объектов на месте происшествия.

Детальная съемка – это съемка отдельных следов, предметов, деталей обстановки места происшествия. Ее всегда производят масштабным способом: крупным планом с масштабной линейкой. Детальной съемке подвергаются в первую очередь предметы и следы, которые не могут быть изъяты с места происшествия, быстро изменяют свои свойства или сопряжены с опасностью их повреждения. При выборе аспекта съемки исходят из задач выявления наиболее важных, типичных особенностей, относящихся к форме, размерам, взаимному расположению частей, структуре, а также раскрытия криминалистического значения предмета или следа.

Полное фотографическое запечатление обстановки места происшествия предполагает использование всех рассмотренных видов съемки – ориентирующей, обзорной, узловой и детальной. Эти виды съемки дополняют друг друга и обеспечивают иллюстративность и объективное представление о месте происшествия.

Определенными особенностями обладает фотографическая съемка трупа. При фотографировании трупа используется ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемка. Фотосъемка трупа на месте его обнаружения производится для запечатления его общего вида, позы и положения относительно окружающей обстановки. Фотографируют также следы и повреждения на теле, одежде, трупные пятна, кровоподтеки и др.

Для фиксации общего вида, положения и позы трупа на месте его обнаружения принято фотографировать объект во взаимосвязи с окружающей обстановкой и изолированно от нее. Труп с прилегающими к нему предметами обстановки обычно фотографируют с двух боковых сторон. Фотосъемку по отношению оси трупа желательно вести под углом 45°.

Фотосъемка трупа предназначена для фиксации его положения и позы. Обычно эту съемку производят с двух боковых сторон. Изображение трупа по возможности должно занимать весь кадр. Для изготовления снимков трупа крупным планом применяется способ фотографирования панорамой из точек, где оптическая ось А–В должна проходить по коленным суставам, а ось Б–Г – по середине грудной клетки.

Следы и повреждения фотографируют сначала так, чтобы на снимке было видно, на какой части тела или одежды они находятся, а затем крупным планом с масштабной линейкой. Следы крови следует фотографировать масштабной съемкой. Особенно важно зафиксировать локализацию, направление подтеков крови, их форму. При фотосъемке следов и повреждений на трупе могут использоваться светофильтры. Детальные снимки ран, кровоподтеков, ссадин желательно запечатлевать с помощью цветной фотографии, поскольку их цвет имеет существенное криминалистическое значение.

Важное значение имеет фотографирование следов на месте их обнаружения. Такая фотосъемка используется для запечатления места их нахождения, общего вида, состояния, индивидуальных особенностей. Место обнаружения следа фиксируют съемкой на фоне окружающих объектов, затем след запечатлевается отдельно, а также его детали и особенности. При фотосъемке следов на месте происшествия рекомендуется такая последовательность: вначале фотографируют предмет, на котором обнаружены следы, затем взаимное расположение следов, а после – каждый след в отдельности по методу крупномасштабной съемки.

Фотосъемка следов рук на месте происшествия может быть выполнена различными способами. Так, отдельные наиболее четкие следы пальцев рук фотографируют в натуральную величину, используя удлинительные кольца. Отчетливо видимые окрашенные следы на непрозрачных поверхностях фотографируют по правилам репродукционной съемки. Потожировые следы на прозрачном стекле можно сфотографировать в проходящем искусственном свете, направленном под углом к оптической оси объектива. При этом используется «маска» из черной бумаги с отверстиями по форме следов.

При фотографической съемке пальцев рук требуется правильно установить освещение. Для этих целей могут быть использованы настольные лампы, лампы-вспышки или специальные осветители. Фотокамера обычно устанавливается на специальный штатив.

Опознавательная фотосъемка применяется для запечатления внешности преступников с целью использования их снимков в криминалистическом учете, розыске и в процессе идентификации, а также неопознанных трупов с целью учета и установления личности погибших.

При съемке живых лиц изготовляют обычно три подгрудных снимка с изображением в 1/7 натуральной величины: правый профиль, вид спереди (анфас) и с поворотом головы вправо (левый полупрофиль). В полный комплект входит и четвертый снимок – вид спереди в полный рост. Третий и четвертый снимки можно заменить одним с изображением человека в рост с поворотом всего корпуса вправо. На снимках в профиль и анфас человек должен быть изображен без головного убора, шарфа, очков, на третьем снимке – в том виде, в каком он был задержан. Ретушь опознавательных снимков не допускается.

Опознавательная съемка трупа имеет свои особенности. Обезображенное лицо трупа предварительно восстанавливают и производят его «туалет». Восстановление лица заключается в наложении швов на раны, а «туалет» – в припудривании кожи, подкраске губ и пр. Лицо трупа должно быть сфотографировано до восстановления и «туалета» и после этого. Труп фотографируется в той же одежде, в которой его обнаружили, а обнаженный труп прикрывают куском ткани, лучше всего серой.

Лицо трупа следует фотографировать в фас, оба профиля (левый и правый), а также в 3/4 поворота лица. Перед съемкой необходимо придать трупу определенное положение, удобное для фотографирования. Лицо трупа снимается с открытыми глазами.

В судебно-оперативной фотографии важное значение имеет фотосъемка при следственном эксперименте и проверке показаний на месте. Такая фотосъемка применяется для запечатления наиболее существенных моментов процесса и результатов указанных следственных действий во взаимосвязи с конкретной материальной обстановкой. Так, в зависимости от вида и условий следственного эксперимента, существует необходимость путем фотографической съемки зафиксировать место, обстановку и условия, используемые предметы, отдельные элементы опытных действий. При следственном эксперименте ввиду большого разнообразия опытных действий и условий их выполнения используются различные способы и методы съемки. Причем съемка производится до и после реконструкции. В частности, при следственном эксперименте по установлению возможности видеть целесообразно зафиксировать фотосъемкой место нахождения лица в момент наблюдения и место, на котором происходили воспринимавшиеся события. Если нужно проверить возможность протащить какой-то предмет через определенное отверстие, вначале следует сфотографировать проем, затем объект, который будут протаскивать, и последовательно моменты процесса.

Фотографирование при проведении проверки показаний на месте производится с целью наглядной фиксации участков местности и помещений, где, согласно показаниям допрошенных лиц, происходило событие преступления или его отдельные обстоятельства. С помощью фотосъемки запечатлевают объекты, положение, состояние и признаки которых объективно могут подтвердить или опровергнуть проверяемые показания. Путь движения, который показывает допрошенное лицо, следует фиксировать панорамным методом или по частям по ходу движения.

В криминалистической литературе имеют место рекомендации относительно процедуры и последовательности применения фотосъемки в ходе проверки показаний на месте. Так, фотосъемкой рекомендуется фиксировать: 1) место или исходную точку, откуда начинается проверка показаний; 2) отдельные участки маршрута и расположение участников следственного действия; 3) ориентиры, на которые указывает лицо, чьи показания проверяются; 4) места, где обнаружены следы и предметы; 5) особенности следов и предметов, обнаруженных при проверке.

Фактическая обстановка фиксируется с учетом получаемых объяснений. Если такие объяснения сопровождаются действиями, имеющими значение для дела, то они подлежат фотосъемке.

Применение фотосъемки при производстве обыска может характеризоваться использованием ориентирующей, обзорной, узловой и детальной съемки. Фотосъемка при обыске целесообразна для запечатления места расположения объекта обыска, мест расположения предметов поиска, тайников, их особенностей, устройства. При необходимости применяется масштабная съемка. Документы фиксируются по правилам репродукционной съемки.

Фотосъемка при предъявлении для опознания производится с целью запечатления предъявляемых для опознания объектов. Такое фотографирование дает наглядное представление о правильности подбора объектов и позволяет зафиксировать ряд признаков, по которым объект был опознан.

Предъявляемые для опознания вещи фотографируют пронумерованными. К ним прикрепляют или около них помещают бирки с четкими контрастными номерами. Вначале фотографируют все предъявленные предметы, а затем опознанный предмет с биркой. Необходимо зафиксировать также индивидуальные (частные) признаки (следы износа и ремонта, переделки, повреждения и др.) объекта, по которым он был опознан. Индивидуальные особенности фотографируются масштабным способом.

При предъявлении для опознания людей целесообразно сфотографировать всех предъявленных лиц (сначала в рост, а затем более крупным планом – погрудно). После этого фиксируется отдельно опознанное лицо. В том случае, если это лицо было опознано по каким-либо индивидуальным признакам, их необходимо зафиксировать с помощью масштабной фотосъемки (например, родинку или шрам на лице).

Существуют различные методы запечатлевающей фотографии. Основные из них следующие.

1. Панорамная фотосъемка. Ее сущность состоит в строго последовательном фотографировании по частям местности или помещений по горизонтали или вертикали, а также длинных, высоких сооружений и отдельных больших объектов, не помещающихся в.один кадр крупного плана, с тем чтобы составить из зафиксированных частей одно общее изображение, называемое фотопанорамой. Различают линейную, круговую и ярусную панораму.

При линейной панорамной съемке камера перемещается по одной линии вдоль объекта. Фотосъемка производится с позиций, равноудаленных от объекта. Каждый последующий кадр должен частично перекрывать изображение предыдущего кадра.

Круговая панорамная съемка целесообразна в случаях, когда необходимо зафиксировать далеко расположенные объекты с разных сторон. При съемке круговой панорамы фотографирование производится с одной точки, но камеру после каждого кадра поворачивают вокруг вертикальной оси на некоторый угол. Фотоаппарат рекомендуется установить на специальный штатив, использовать специальную головку с градуированной шкалой. При съемке необходимо обеспечивать частичное перекрытие предыдущего кадра. Часть предыдущего кадра, перекрываемая последующим, должна составлять 10–15% его площади. Полная круговая панорама представляет собой изображение местности в окружности 360°.

В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси и применяется для запечатления высоких объектов. При этом масштаб нижних и верхних кадров будет различен вследствие увеличения расстояния до снимаемой части объекта.

Чтобы панорамный снимок имел высокое качество, все фрагменты должны быть одинаковыми по плотности. Поэтому рекомендуется фотографировать все части объекта в одинаковых условиях. Монтаж готовых снимков в фотопанораму производится по совпадающим деталям изображений. Снимки обрезают так, чтобы на панораме одна и та же деталь не была изображена дважды и чтобы не допустить отсутствия изображений отдельных частей объекта.

Панорамная съемка может быть выполнена фотокамерой общего назначения или панорамным аппаратом (например, панорамным фотоаппаратом «Горизонт» с короткофокусным объективом – ф = 28 мм, 1: 2,8; угол изображения по горизонтали – 120°, по вертикали – 45°).

2. Измерительная съемка. Предназначена для получения фотоснимков, по которым можно определить размеры сфотографированных объектов и расстояние между ними. Такая съемка может быть выполнена несколькими способами: с масштабной линейкой, с ленточным (глубинным) или квадратным масштабом.

Сущность масштабной съемки заключается в том, что объект фотографируется вместе с масштабной линейкой. Линейка укладывается рядом со следом или предметом, на уровне их поверхности. Масштабный снимок запечатлевает соотношение предмета и линейки в том виде, в каком оно было в действительности, и не нуждается ни в какой последующей расшифровке. При съемке объемных предметов линейку поднимают с помощью подкладок до уровня фотографируемой плоскости. Оптическая ось объектива фотоаппарата должна быть перпендикулярна плоскости объекта и направлена в середину.

Измерительная съемка с ленточным (глубинным) или квадратным масштабом (метрическая съемка) в следственной практике не получила распространения из-за неудобства расчетов при съемке. Однако эту съемку рекомендуется применять в тех случаях, когда при осмотре места происшествия особо важное значение приобретает фиксация расстояния между предметами в глубину и по фронту.

Простейшим способом метрической фотографии является внесение в снимаемый кадр шкалы удалений, т. е. глубинного масштаба в виде ленты с хорошо заметными делениями. Фотоаппарат устанавливается так, чтобы направление его оптической оси было параллельно полу помещения (или поверхности местности). Глубинный масштаб укладывается на земле или на полу в направлении от аппарата, параллельно его оптической оси. Точка начала шкалы удаления располагается точно под объективом.

3. Стереоскопическая съемка. Это метод получения снимков, позволяющий полнее воспринимать объем сфотографированных предметов. Один и тот же объект фотографируется с двух разных точек, соответствующих позиции левого и правого глаза. Два снимка образуют стереопару, которую рассматривают через стереоскоп.

Использование стереоскопической съемки в следственной практике может быть полезно при фиксации места происшествия, обстановка которого представляет собой сложное нагромождение значительного количества вещей и предметов.

4. Репродукционная фотосъемка. Это система приемов запечатления плоскостных объектов. Репродукционная съемка применяется для воспроизведения фотографическими средствами плоских" оригиналов – документов, фотоснимков, чертежей, схем, рисунков и др. При этом фотографировании соблюдаются все правила масштабной съемки, что обеспечивает наибольшую точность копии. В процессе репродукционной съемки необходимо: а) равномерно освещать всю поверхность объекта; б) обеспечить параллельность взаимного положения негативного материала и объекта; в) оптическую ось объектива направлять в центр объекта.

Данная съемка может выполняться при помощи специальной или обычной фотоаппаратуры. При этом репродукционные установки можно подразделить на портативные и стационарные. Портативные репродукционные установки типа РУ-2, РДУ, С-64 широко применяются при фотографировании, осуществляемом следственными работниками. Стационарные установки типа МРКА, УРУ «Беларусь – СБ-2», «Уларус» в основном используются в экспертной (исследовательской) фотографии.

Копии документов получают также рефлексным способом, без применения фотоаппарата. С этой целью на поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на эту фотобумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Для получения изображений рефлексным способом в лабораторных условиях используют станки для контактной печати или другие специальные устройства.