Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  Роль художественно-выразительных средств при анализе лирического произведения. Выразительность речи

Роль художественно-выразительных средств при анализе лирического произведения. Выразительность речи

Подборка сочинений на лингвистическую тему к ГИА-2013

Роль архаизмов в речи.

Архаизмы - это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова - старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они тогда нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. (Пример). Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи. (пример)

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Роль однородных членов в речи.

Однородные члены - ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание. (Пример из текста)

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.(Пример из текста)

В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация - расположенные по мере возрастания синонимы.(Пример из текста)

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы - это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем. (Пример из текста)

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме. (Пример из текста)

Таким образом, риторический вопрос - важное изобразительно-выразительное средство

Роль средств выразительности в речи.

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.

Так, например, эпитеты - красочные определения - делают речь яркой и выразительной.(Пример из текста)

Метафоры - слова в переносном значении - придают речи образность.

Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть,какую роль они там играют)

Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.

Вводные слова - специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность. (Пример из текста)

С их помощью можно передавать различные чувства.

А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.(Пример из текста)

В научном стиле, где главное - логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.(Пример)

Роль вводных слов и предложений.

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность (примеры). С их помощью можно передавать различные чувства (примеры).

А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения (примеры).

В научном стиле, где главное - логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?

Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).

Неоднородные определения относятся к определяемому слову по - разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).

Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.

Разряды и функции частиц в русском языке.

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).

Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).

Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).

Таким образом, частицы - важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

Роль цитат в речи.

Цитаты - это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого - либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

Зачем нужна пунктуация?

На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл.Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам.

Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях № …Выделительные знаки препинания (скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) - парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № …

Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.

Нужны ли нам знания о ……….. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).

Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………... Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .

Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………

Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

Шаблон сочинения на лингвистическую тему

Нужны ли нам знания о знаках завершения и употреблении их в речи. Безусловно, они необходимы. Знания правил пунктуации вообще делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Чтобы понять, для чего нам необходимы знаки завершения, вспомним, что включает в себя это понятие.

Итак, знаки завершения - это пунктуационные знаки конца предложения. К ним относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Функции знаков завершения, на мой взгляд, напрямую связаны с целью высказывания. Мы помним, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные, а по эмоциональной окраске - восклицательные и невосклицательные. (пример)

Таким образом, задавая вопрос, мы употребим вопросительный знак, приглашая читателя подумать - многоточие, а если мы хотим показать, что испытываем какие-то чувства, в конце предложения поставим восклицательный знак. (пример)

Рассмотрим, как в тексте А. Алексина знаки завершения помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция завершения ярко представлена во всех предложениях текста, ведь современное письмо немыслимо без знаков конца предложения. Но моё внимание привлекло большое количество многоточий в тексте. Это предложения № … Многоточия ставят, когда хотят показать, что мысль не досказана, автор как бы предлагает нам вместе с ним поразмышлять над её продолжением.

Автор рассказывает о событиях в семье героя-повествователя взволнованно, эмоционально, заставляя нас сопереживать, сочувствовать персонажам. Такой манере повествования во многом помогают такие знаки завершения, как вопросительные (предложения №…) и восклицательные знаки предложения № ….

Можно привести множество примеров, которые убедят нас в необходимости знаков завершения. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

Шаблон по вводным словам

Нужны ли нам знания о вводных словах. Безусловно, они необходимы. Знания правил об употреблении вводных слов и вставных конструкций делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Чтобы понять, для чего нам необходимо знать вводные слова, вспомним, что это такое.

Итак, вводные конструкции— это специальные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает.Вспомним, каковы функции вводных слов. Эти функции зависят от того, какое значение придают высказыванию вводные слова. Они могут выражать различную степень уверенности, Различные чувства">различные чувства , указывать на , способ оформления мысли.

Рассмотрим, как в тексте вводные слова помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. В предложении № … вводное слово «конечно» помогает выразить уверенность. А в следующем, двадцать восьмом предложении вводное слово «к сожалению» показывает нам чувства героя. «Но, может, он все-таки жив?» - вопрошает рассказчик в …предложении, высказывая предположение

Анализируя текст, мы ещё раз убедились, что вводные слова необходимы в языке. Без них мы не смогли разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор, понять чувства, которые испытывает герой произведения в той или иной ситуации.

Нужно ли знать орфографию?

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Орфография - это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо - признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.

В тексте ……….. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении …………..употребляется слово ……. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте …….таких слов встретилось несколько:…………

В предложении …. (……………..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.

Таким образом, орфография - вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным

Зачем нужно двоеточие?

Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.

Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить деланное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении …., где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения № ….).

В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения № ….). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.

Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

Зачем нужно тире?

Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.

Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических еди-ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.

Так, в предложении …. тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрез-а, как слова автора, а в предложении …. отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).

Предложения с 8…по … — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью …… указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то …..то …… В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «……………….»

Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении ….. выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст

Роль суффиксов в языке

Из курса морфологии мы помним, что морфемы - это «строительный материал», своеобразные кирпичики, из которых состоят слова. Одна из таких морфем - суффикс, он находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов.

Но у суффиксов есть еще одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку. Эти суффиксы обладают эмоционально-экспрессивной окраской, в русском языке их достаточно много. Их задача - придать слову определенный смысловой оттенок. При помощи одного суффикса можно «приласкать», а другим показать свое пренебрежение.

Роль фразеологизмов в речи

Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило меня задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи?

Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов. Пример этому мы найдем в предложении … прочитанного текста.

В то же время писателей привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление. Например, …………

Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.

Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической.

Роль синонимов в художественном тексте

Нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название. Откуда же и зачем появляются синонимы? Ответ отнюдь не лежит на поверхности.

В санскрите - литературном языке Древней Индии - слона называют то дважды пьющим, то двузубым, то снабженным рукой. Ясно, что каждое из этих названий содержит особое понятие о слоне, особое представление, хотя все обозначают один и тот же предмет.

Таким образом, два (или более) слова, называя ту же вещь, соотносят её с разными понятиями об этой вещи и тем самым раскрывают разные её свойства. Так и возникают синонимы - естественно, стихийно. Никто их специально не придумывал. Познавая мир, все более углубляясь в него, человек в известных уже предметах находил какие-то новые черты, что требовало новых слов.

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи. Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов

В речи синонимы выполняют три основные функции: функцию замещения, функцию уточнения и экспрессивно-стилистическую функцию.

1. Функция замещения связана с желанием говорящего или пишущего избежать нежелательных повторов.

2. Функция уточнения связана с желанием говорящего или пишущего более чётко передать мысль.

3 . Экспрессивно-стилистическая функция связана с выражением разнообразных оценок, основанном на различной стилевой принадлежности синонимов.

В тексте NNярко представлены 1 и 3 функции синонимов. Рассмотрим их. …

Читая текст NNмы ещё раз убедились в том, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее…..

Доклад 7 класс.

Литературный образ может существовать только в словес­ной оболочке. Все, что необходимо выразить поэту: чувства, переживания, эмоции, размышления - выражается через сло­весную ткань лирического произведения, через слово. Следо­вательно, слово, язык - «первоэлемент» литературы, поэтому при анализе лирического произведения словесному строю уде­ляется большое внимание.

Важнейшую роль в поэтической речи играют тропы: слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в лирическом произведении иноска­зательную образность, когда образ появляется из сближения свойств одного предмета или явления с другим. Общая роль всех художественно-выразительных средств - отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии и выявлять сущность определенного явления. При анализе не­обходимо выделять именно авторские тропы, то есть те, кото­рые однократно употреблены поэтом в конкретном случае. Именно авторские тропы создают поэтическую образность.

При анализе стихотворения важно не только указать то или иное художественно-выразительное средство, а определить функцию данного тропа, объяснить, с какой целью, почему поэт употребляет именно этот вид тропа; оценить, насколько ино­сказательная образность характерна для конкретного художест­венного текста или поэта, насколько она важна в общей образ­ной системе, в формировании художественного стиля.

Существует большое количество разновидностей тропов: все они нужны автору для выражения собственных идей в по­этической речи. Для лирической речи характерна повышенная экспрессивность отдельных слов и речевых конструкций. В лирике по сравнению с эпосом и драмой наблюдается боль­ший удельный вес художественно-выразительных средств.

Приведем характерный пример использования художест­венно-выразительных средств. В стихотворении А.А. Ахмато­вой «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...» (1915) ее лю­бимый город Петербург узнается через описание:

Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы, еле слышный.

Данный перифраз не только позволяет поэтессе охаракте­ризовать родной город, но и выразить свое двойственное от­ношение к городу «славы и беды». Мы видим, что любой предмет (город, явление природы, вещь, известная личность) можно описать с помощью его признаков.

Основные художественно-выразительные средства:

Эпитет - образное определение, дающее дополнитель­ную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения.

Под нами с грохотом чугунным Мосты мгновенные гремят.

Постоянный эпитет - один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее в предмете какой- нибудь характерный, всегда наличествующий родовой при­знак.

Из загорья, из заморья Да сизый голубь летает. Ой, да залетел голубь во деревню, Да во деревню, во селенье, Да стал спрашивать по народу, Ой, народу, своего роду: Господа, братцы, ребята! Не видали ли голубки?

(Русская народная песня)

Простое сравнение - простой вид тропа, представляю­щий собой прямое сопоставление одного предмета или явле­ния с другим по какому-либо признаку.

Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится...

(А.С. Пушкин)

Метафора - вид тропа, перенос названия одного предме­та на другой на основании их сходства.

Ночевала тучка золотая, На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя...

(М.Ю. Лермонтов)

Олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

Прощай, письмо любви, прощай!..

(А.С Пушкин)

Гипербола - вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи.

И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день И не кончается объятье.

(Б.Л. Пастернак)

Литота - образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия.

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Перифраз - вид тропа, замена названия предмета или яв­ления описанием его признаков.

И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.

(А. С. Пушкин)

Функции художественно-выразительных средств (тро­пов):

Характеристика предмета или явления;

Передача эмоционально-экспрессивной оценки изобра­жаемого.

Вопросы по докладу:

1) С какой целью поэты пользуются при создании стихо­творений тропами?

2) Какие художественно-выразительные средства вы знаете?

3) Что такое эпитет? Чем обычный эпитет отличается от постоянного эпитета?

4) Чем гипербола отличается от литоты?

Тема урока:

Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы

Цели урока:

познавательная : повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающая : развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательная: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Начнем наш урок с чтения и анализа стихотворения О.Мандельштама. Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама. (1 слайд).

О чем это стихотворение? Каковы тема и основная мысль данного стихотворения? Что помогает автору создать такую картину Петербурга и передать свои чувства? (сравнения – «как медуза»; эпитеты – «прозрачная весна», олицетворения – «весна одевает», метафоры – «морской волны тяжелый изумруд» и т.д.).

Для чего могут использоваться средства выразительности?

Вывод : изобразительно – выразительные средства делают речь яркой, образной, выразительной.

Исходя из всего сказанного, как мы можем сформулировать тему и цели урока?

3. Запись темы урока. ( 2 слайд). Каковы цели урока? (3 слайд).

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Читаем строки из произведений Н.В.Гоголя, В.Брюсова, А.Ахматовой.

Что объединяет эти цитаты? Как они отражают тему нашего урока?

4. Беседа по вопросам. Повторение.

1 .На какие три группы делятся изобразительно – выразительные средства языка?

2. Перечислить изобразительно – выразительные средства языка, записать термины в тетрадь, дать устно определения.

    МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений.

    СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

    ЭПИТЕТ – образное определение.

    МЕТОНИМИЯ – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.

    ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.

    ЛИТОТА – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.

    ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному.

    АЛЛЕГОРИЯ – выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе.

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

    ПЕРИФРАЗА - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.

    АНАФОРА – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.

    ЭПИФОРА – повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.

    АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

    ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.

    ИНВЕРСИЯ – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.

    СИНЕКДОХА - , разновидность , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними .

    ОКСЮМОРОН - «умная глупость» стилистическая или ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание ).

    СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ одинаковое синтаксическое строение соседних предложений .

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение предложения .

Закрепление и обобщение материала

5. Распределить термины на две группы. ( Слайд 5)

6. Найди ошибку в определении тропа. (Слайд 6)

7. Соотнеси определение и стилистическую фигуру. (Слайд 7)

8. Соотнеси определение и лексические средства . (Слайд 8).

9. Физкультминутка (Слайды 10 - 16)

Метонимия, фразеологизмы, перифраза, параллелизм, эпитет, синонимы, сравнение, риторический вопрос, просторечные слова, литота.

10. Работа с текстами художественных произведений (по распечаткам) Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.

Какие средства языка встречаются в этих текстах?

    Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира: Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. (А.С.Пушкин, «Поэт») (Метафоры)

    Красною кистью Рябина зажглась . Падали листья. Я родилась

(М.Цветаева, Из стихов о Москве) (Метафора)

    И вы подобно так падаете,

Как с древ упавший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт .

(Г.Р.Державин, «Властителям и судиям») (Сравнения)

    Но лишь божественный глагол

До слуха чёткого коснётся

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

(А.С.Пушкин «Поэт») (Сравнение)

    Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,

А там лазури таящая нежность…

Как будто из действительности чудной

Уносишься в волшебную безбрежность.

(А.А.Фет, «Горное ущелье») (Эпитеты)

    Притворной нежности не требуй от меня,

Я сердце моего не скрою хлад печальный .

Ты права, в нём уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

(Е.А.Баратынский, «Признание») (Эпитеты)

    Такой нам надобен язык, как был у греков,

Какой у римлян был и, следуя в том им,

Как ныне говорит Италия и Рим.

(А.Сумароков) (Метонимия)

8. Он человек! Им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Прости ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

(А.С.Пушкин) (Метонимия)

    И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз

(М.Ю.Лермонтов, «Бородино») (Синекдоха)

10.Всё спит - и человек, и зверь, и птица

(Гоголь) (Синекдоха)

11.«В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал, вздулась и на десть вёрст разлилась».

(М.Е.Салтыков-Щедрин «Самоотверженный заяц»). (Гипербола)

12.Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей») (Олицетворение)

13.Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть свободу миру,

На тропах поразить порок.

(А.С.Пушкин, Ода «Вольность») (Перифраза)

14. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная…

(Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо») (Анафора)

15. Пусть громы небо потрясают,

Злодеи слабых угнетают,

Безумцы хвалят разум свой!

Мой Друг! Мы не тому виной.

(Н.М.Карамзин) (Градация)

16. Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

(М.Ю.Лермонтов «Родина») (Инверсия)

17. И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А.Некрасов) (Литота)

18. Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот!

(М. Цветаева) (Эпифора)

    И день настал. Встаёт с одра
    Мазепа, сей страдалец хилый,
    Сей труп живой , ещё вчера
    Стонавший слабо над могилой.

( . «

11. Чтение и слушание стихотворения А.Блока «Незнакомка ». (Слайды 17 – 21)

Анализ изобразительно – выразительных средств стихотворения, их роль в тексте.

12. Вывод: какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?

Какова практическая направленность знаний изобразительно – выразительных средств и их роли в тексте? (Выполнение задания 24 ЕГЭ по русскому языку).

13. Работа с текстом и рецензией из КИМа ЕГЭ по русскому языку. ( Слайды 22 – 26)

Выполнить задание 24, пользуясь алгоритмом.

14. Рефлексия. (Слайд 27). Обобщим, что мы узнали на уроке.

Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека?

Создание новых, ярких, свежих образов.

Полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом выражается мысль

Воздействие на мысли и чувства читателя, очищение на духовном и, как следствие, – на физическом уровне.

15. Домашнее задание. (Слайд28)

1. Проанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение поэта Серебряного века.

2. Выполнить задание 24 ЕГЭ по русскому языку.

Выразительные средства лексики и фразеологии
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, образ).
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, ирония, сарказм.
Эпитет - образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.К эпитетам относятся все красочные определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.

Эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание), индивидуально-авторские (немой покой (И.А. Бунин), умильная прелесть (С.А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, добрый молодец).

Роль эпитетов в тексте

Эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов, на выделение их наиболее существенных признаков. Они передают отношение автора к изображаемому, выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления, создают настроение, дают характеристику лирическому герою. ("...Дурно пахнут мёртвые слова" (Н.С. Гумилёв); "...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землёю" (Ф.И. Тютчев))

Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

Способы выражения сравнения:

Формой творительного падежа существительных:

Соловьём залётным

Юность пролетела...(А.В. Кольцов)

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Эти глаза зеленее моря и кипарисов темнее . (А. Ахматова)

Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель... (М.Ю. Лермонтов)

При помощи слов подобный, похожий :

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А.Ахматова)

При помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду . (С. Есенин)

Роль сравнений в тексте.

Сравнения используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчёркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объёму, назначению, ощущениям и т.п.: водопад звёзд, лавина писем, стена огня, бездна горя и др.

Роль метафор в тексте

Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передаёт неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций.

Олицетворение – это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А.А. Фет)

Роль олицетворений в тексте

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, они оживляют природу, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

Я три тарелки съел (И.А. Крылов)

Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита (А.С. Пушкин)

Между действием и орудием действия:

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам (А.С. Пушкин)

Между предметом и материалом, из которого сделан предмет:

не то на серебре, - на золоте едал (А.С. Грибоедов)

Между местом и людьми, находящимися в этом месте:

Город шумел , трещали флаги… (Ю.К. Олеша)

Роль метонимии в тексте

Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придаёт изображаемому предметную наглядность.

Синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Чаще всего перенос происходит:

С меньшего на большее:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт…(А.С. Пушкин)

С части на целое:

Борода , что ты всё молчишь?

Роль синекдохи в тексте

Синекдоха усиливает выразительность и экспрессию речи.

Перифраз, или перифраза – (в пер. с греч. – описательное выражение)- это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

Петербург – Петра творенье, град Петров (А.С. Пушкин)

Роль перифраз в тексте

Перифразы позволяют:

Выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;

Избежать неоправданной тавтологии;

Перифразы (особенно развёрнутые) позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:

О град державный,

Твердыня северных морей,

Венец отчизны православный,

Жилище пышное царей,

Петра державное творенье! (П. Ершов)

Гипербола - (в пер. с греч. – преувеличение) это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:

Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В. Гоголь)

Литота - (в пер. с греч. – малость, умеренность) – это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:

Какие крохотные коровки!

Есть право менее булавочной головки. (И.А. Крылов)

Роль гиперболы и литоты в тексте Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.

Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.

Ирония - (в пер. с греч. – притворство) – это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка:

Отколе, умная , бредёшь ты, голова?

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА, ПОЗИЦИИ АВТОРА

ТРОПЫ И ФИГУРЫ

Язык – основное средство художественного изображения жизни в литературе. Поэтический язык отличается от других форм речевой деятельности тем, что он подчинен созданию художественных образов. Именно этим определяются его особые свойства и закономерности. Слова в языке литературного произведения приобретают дополнительное художественное значение. Оно выполняет функции образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки.


Образность художественной речи выражается в ее непосредственности, эмоциональной насыщенности, в предельной точности, экономности и одновременно емкости. «Художественность состоит в том, - писал Чернышевский, - чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно меньше было слов». Поиски самого нужного, единственно возможного в том или ином случае сопряжены с большими творческими усилиями писателя.

Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.) занимают в художественной речи незначительное место и не являются сами по себе, вне контекста, признаком художественности. Источником их является язык народный, поэтому для создания живых картин и образов писатель должен уметь использовать все богатства народного языка, знать тончайшие оттенки родного слова.

Всякое слово кроме прямого, точного значения, обозначающего основной признак какого-либо предмета, явления, действия (железный молот, буря, быстрая езда и т.д.), обладает и рядом других значений, т.е. оно многозначно.

Многозначность позволяет использовать слово в переносном смысле, например, железный характер, революционная буря, буря гнева, быстрый ум . Употребление слова, выражения, фразы в переносном смысле называется тропом . Тропы основаны на внутреннем сближении, соотнесении двух явлений, из которых одно поясняет, уточняет другое.

Тропы часто встречаются в разговорной речи, некоторые из них становятся настолько привычными, что как бы утрачивают свой переносный смысл (выпил стакан, ножки стола, бежит река, потерял голову и многие другие). В художественной речи тропы раскрывают наиболее ярко и точно самую существенную черту изображаемого предмета или явления, усиливая тем самым выразительность речи. Вспомним «Песню о Буревестнике» Горького:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике – жажда бури ! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике».

Тропы дали возможность Горькому не только предельно индивидуализировать образ Буревестника как глашатая приближающейся революционной бури, но и выразить свое восторженное отношение к нему.

Существуют различные виды тропа, так как принципы сближения многообразных предметов и явлений различны. Простейшими видами тропа являются сравнения и эпитет (некоторые литературоведы отделяют сравнение и эпитеты от тропов). Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.

Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов (так, точно, подобно, как будто и т.д.): «…Анчар, как грозный часовой …» (Пушкин), «…Буревестник, черной молнии подобный », «Точно огненные змеи , вьются в море, исчезая, отраженья этих молний» (Горький). Довольно часто сравнения выражаются творительным падежом: «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин), «…Неслышно, серой волчицей придет с востока ночь…» (Шолохов), «Потолок на нас пошел снижаться вороном » (Маяковский). Все это примеры прямых сравнений, но существуют сравнения и отрицательные:

Не ветер гудит по ковыли ,

Не свадебный поезд гремит , -

Родные поПрокле завыли,

(Некрасов)

Иногда писатели прибегают к так называемым развернутым сравнениям, которые раскрывают ряд признаков явления или группы явлений:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье .

Как гений чистой красоты .

(Пушкин)

Все остальные тропы так или иначе связаны со сравнением.

Более сложный вид тропа – эпитет – художественное определение (Л.И. Тимофеев считает, что «эпитетом является любое прилагательное»), подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления: седое море, гордый Буревестник, пламенная речь . Эпитет нельзя смешивать с логическим определением (стеклянный шар, дубовый стол ), отделяющим один предмет от другого. В зависимости от контекста одно и то же определение может выполнять и логическую и художественную функцию: ветреная погода и «гадает ветреная младость » (Пушкин); черный цвет и «настанет год, России черный год …» (Лермонтов), железный меч и «железный стих » (Лермонтов), а поэтому эпитет употребляется всегда только с определяемым им словом, усиливая его образность. Кроме прилагательных эпитет может быть выражен существительным («золото , золото сердце народное» - Некрасов), наречием («…гордо реет Буревестник» - Горький), деепричастием («…как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом» - Тютчев).

Метафора – один из основных видов тропа. В основе метафоры лежит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства: «горит восток зарею новой», «звезда пленительного счастья» (Пушкин). В отличие от сравнения, заключающего в себе два члена (предмет сравнения и предмет, с которым сравнивают), предмет сравнения в метафоре не называется, но подразумевается. Любую метафору поэтому можно развернуть в сравнение. Лермонтов, например, метафору

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми…

развертывает в сравнение

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Парадом развернув

моих страниц войска,

я прохожу

по строчечному фронту.

Разновидностью метафоры является олицетворение – такая метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», «горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов). Олицетворение чаще всего встречаются в произведениях устного народного творчества. Человек на ранней ступени своего развития, не понимая законов природы, одухотворял ее. Позднее такое олицетворение переросло в устойчивый поэтический оборот, помогающий раскрыть признак изображаемого предмета или явления.

Метафоричны, т.е. имеют переносное значение, некоторые произведения – басни, сказки («Кукушка и петух» Крылова, «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин). Такие произведения называются аллегоричными. Аллегория – это образное иносказание. Аллегоричные образы условны, так как под ними всегда подразумевается нечто иное (премудрый пискарь, например, олицетворяет собой трусливого обывателя). Иносказательность басен, сказок, пословиц характеризуется устойчивостью, за их персонажами закреплены определенные и постоянные качества (за волком – жадность, злоба, за лисой – хитрость, ловкость, за львом – власть, сила и т.д.). Аллегорические образы однозначны, просты, приложимы к одному понятию. Если же иносказание такой устойчивости не имеет, оно называется символом. Символический образ отличается сложностью и многозначностью, например, в стихотворениях «Анчар» Пушкина, «Парус» и «Три пальмы» Лермонтова, в «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» Горького и др. Однако принципиальной разницы между аллегорией и символом нет.

Следующий вид тропа – метонимия (переименование) – замена прямого названия предмета или явления переносным. Она основана на сближении несходных , в отличие от метафор, предметов, но находящихся в причинной (временной, пространственной, вещественной) или другой объективной связи. Так, в четверостишии Некрасова

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик

под архангельским мужиком подразумевается М.В. Ломоносов; Некрасову важно было подчеркнуть, что великий ученый и поэт Ломоносов вышел из народа.

Разновидностей метонимии много, как многообразны связи между предметами и явлениями действительности: 1) название имени автора вместо его произведений («…Белинского и Гоголя с базара понесет» - Некрасов); 2) название орудия вместо действия («Его перо любовью дышит» - Пушкин); 3) название места, страны вместо людей и народа, находящихся или живущих там («…Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головой» - Пушкин); 4) название содержащегося вместо содержимого («шипенье пенистых бокалов» - Пушкин); 5) название материала, из которого сделана вещь,вместо самой вещи («фарфор и бронза на столе» - Пушкин); 6) название одного признака, атрибута вместо лица, предмета или явления («…Все флаги в гости будут к нам…» - Пушкин).

Особую разновидность метонимии представляет синекдоха , в которой значение с одного предмета или явления переносится на другое по принципу их количественного соотношения . Для синекдохи характерно употребление единственного числа вместо множественного («…И слышно было до рассвета, как ликовал француз» - Лермонтов), и наоборот, множественного вместо единственного («…Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» - Ломоносов); иногда употребляется определенное число вместо неопределенного («…Миллион казацких шапок высыпал на площадь» - Гоголь). В некоторых случаях видовое понятие заменяет родовое («и гордый внук славян» - Пушкин) или родовое – видовое («Ну что ж, садись, светило!» - Маяковский).

Переносное значение гиперболы (художественное преувеличение) и литолы (художественного преуменьшения) основано на том, что сказанное не следует понимать буквально («…Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» - Маяковский; «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» - Некрасов). Очень часто прибегали к гиперболе Гоголь и Маяковский. В фольклоре гипербола и литола служат средствами создания художественного образа, например, образов богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и др., олицетворяющих могучую силу русского народа.

Ирония (насмешка) – это употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслу. Ирония основывается на контрасте ее внутреннего значения и внешней формы. «…Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи», - пишет Некрасов о «владельце роскошных палат», раскрывая в следующей строчке («ждущей смерти твоей с нетерпением») истинный смысл отношений к нему близких.

Высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка называется сарказмом . Так, и ирония Некрасова в «Размышлениях у парадного подъезда» приобретает негодующий, обличительный характер и перерастает в сарказм:

И сойдешь ты в могилу…герой,

Втихомолку проклятый отчизной,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Слова герой и особа в контексте стихотворения звучат контрастно по отношению к их прямому смыслу и придают стихотворению саркастическую окраску.

Перифразом называется замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета. «Погиб Поэт! – невольник чести»; называя Пушкина невольником чести , Лермонтов раскрывает тем самым причины его трагической гибели и выражает свое отношение к нему.

Тропы способствуют в значительной степени художественной выразительности поэтического языка, но не определяют ее целиком. Большее или меньшее использование тропов зависит от индивидуальных склонностей писателя, от жанра произведения и его конкретных особенностей. В лирике, например, тропы используются шире, чем в эпосе и драме. Таким образом, тропы являются лишь одним из средств художественной выразительности языка и только во взаимодействии со всеми остальными средствами помогают писателю создавать яркие жизненные картины и образы.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ЯЗЫКА

Художественная выразительность языка достигается не только соответствующим подбором слов, но и интонационно-синтаксической организации их. «Синтаксис, как и лексика, используется писателем для индивидуализации и типизации речи», являясь средством создания характеров. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить неторопливую спокойную речь Базарова («Отцы и дети» Тургенева), выражающую его глубокую убежденность в своей идейной правоте, и взволнованную, порывистую речь Павла Петровича, потрясенного отрицанием всех его жизненных принципов:

«Павел Петрович взмахнул руками.

Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете? <…>

Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

Все?

Все.

Как? не только искусство, поэзию…но и…страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

В зависимости от интонации и построения фраза и отдельные слова, входящие в нее, приобретают различные смысловые оттенки и эмоциональную окрашенность. Например, фраза Дождь идет будет звучать уже иначе при перестановке слов (Идет дождь ), при изменении интонации (Дождь идет!; Дождь! Идет! ). Свойственные языку выразительность и эмоциональность различных интонационно-синтаксических форм особенно характерны для художественной речи. Писатель максимально использует лексическую многозначность не только при подборе слов, но и при их синтаксической организации. Особые способы построения предложения, усиливающие выразительность художественной речи, называются поэтическими фигурами . К важнейшим поэтическим фигурам относятся инверсия, антитеза, повторение, риторический вопрос, риторические обращения и восклицания.

Инверсия (перестановка) означает необычный порядок расположения слов в предложении:

Не ветер, вея с высоты,