Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение ожогов  /  Европейский союз (The European Union) - это. Условия и порядок вступления стран в европейский союз

Европейский союз (The European Union) - это. Условия и порядок вступления стран в европейский союз

По мере расширения Европейских Сообществ условия и процедура присоединения усложнялись. Европейским считается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.

В **** году было отклонено заявление Марокко о вступлении в Европейский Союз. Она не соответствовала 1му требованию о вступлении в ЕС.

Процедура присоединения к ЕС:

1. Страна-кандидат направляет своё заявление в Совет

2. Комиссия высказывает своё предварительное мнение. Комиссия указывает либо начинать переговоры с кандидатом, либо не начинать их, либо повременить пока страна-кандидат не выполнит определённые условия для начала переговоров.

3. В случае положительного мнения Комиссии начинаются переговоры о присоединении. Цель переговоров – выработка проекта договора, который должен определить условия приёма в ЕС и изменения в основополагающие договоры. На всех этапах переговоров государства-члены придерживаются общей позиции, которая утверждается Советом . После завершения переговоров проект договора подписывается представителями государств-членов ЕС и страной-кандидатом.

4. Консультация с Комиссией , которая высказывает своё мнение относительно подписанного договора. Это чисто формальный акт, который должен состояться.

5. Парламент также должен высказать своё мнение относительно заявления о присоединении к ЕС . Парламент обладает правом вето. Положительное решение принимается большинством голосов Европейского Парламента .

7. Ратификация договора подписавшими его государствами в соответствии с конституционным порядком. Со стороны государств-членов действует правило единогласия (если хотя бы одна страна выступает против договора, то он не принимается).

Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое бы позволило исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен.

Европейский Союз имеет жёсткие правила членства, которые постоянно менялись. 15 стран, включая 3 страны-кандидатов, в Копенгагене в июне 1993 года обсудили и подписали так называемые Копенгагенские Критерии Членства в ЕС. Эти критерии были положены в основу дальнейшего расширения ЕС.

Копенгагенские Критерии

1. Политические критерии: стабильность институтов, которые гарантируют демократию, верховенство законов, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств.

2. Экономические критерии: существование функционирующей рыночной экономики, а также наличие способности работать в условиях рыночной конкуренции и рыночной конкуренции и рыночных сил союза.

3. Административные критерии: способность брать на себя обязательства члена союза, что включает: приверженность принципам политического, экономического и монетарного союза. А также создание условий для интеграции по средствам адаптации административной национальной системы для эффективного функционирования соответствующих административных и юридических систем ЕС.

Одно из важнейших условий вступления и приёма в ЕС – способности принимать и применять acquis communautaire . Важность этого была подчёркнута на Мадридском саммите в 1995 году.

Расширение ЕС на восток (май 2004 года – январь 2007 года)

Программа подготовки стран-кандидатов для вступления в ЕС включает следующие элементы:

1. Разработка стратегии присоединения (была принята Европейским Советом в Германии в 1994 году). Суть стратегии состоит в постепенном расширении двухсторонних Европейских Соглашений со странами Центральной и Восточной Европы.

2. Подготовка страны кандидата к началу официальных переговоров. Ознакомление с acquis communautaire . Определение положений и проблем, которые для страны-кандидата должны являться предметом переговоров.

3. Создание так называемых партнёрств, в целях присоединения. Их материальной базой являются фонды финансовых институтов. Главная задача – определение узких мест препятствующих интеграции стран-кандидатов в систему Единого Внутреннего Рынка.

4. Постоянное наблюдение Комиссии за ходом работ в отдельных странах и ежегодная публикация выводов Комиссии. В течение последних 10 лет сроки присоединения стран-кандидатов неоднократно переносились. Окончательно вопрос о расширении ЕС бы решён в Брюсселе в 2002 году. Ряд стран уже отвечает основным критериям присоединения. На этом заседании было принято решение завершить переговоры с 10 странами и подписать договор об их присоединении к ЕС в апреле 2003 года. На этом же заседании было отмечено, что к началу 2004 года эти 10 стран станут полноправными членами ЕС. На этом саммите было указано, что Болгария и Румыния смогут вступить в ЕС не ранее 2004 года. 5 расширение ЕС состоялось 5 мая 2004 года, когда в состав ЕС были приняты 10 новых стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония. *** Хорватия, Македония и Турция – кандидаты на вступление в ЕС.

Договор и … Лиссабонский Договор.

1. Принципы и ценности

2. Институты ЕС

3. Изменения и дополнения, внесённые Лиссабонским Договором

Лиссабонский Договор был подписан 13 декабря 2007 года. Он ввёл целый ряд новых положений, которые подтвердили демократический характер Европейского Союза:

1. Придание обязательною юридической силы хартии основных прав ЕС (2000 год).

2. Присоединение ЕС к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3. Введение нового раздела посвященного демократическим принципам построения представительной системы в ЕС.

a. Введение прямой законодательной инициативы граждан.

b. Повышение роли представительных учреждений на уровне ЕС.

c. Заметное усиление участия национальных парламентов в принятии общеевропейских решений.

d. Демократизация самого процесса принятия решений, т.е. к 2014 году они будут приниматься на основе общей или специальной законодательной процедуры квалифицированным большинством.

4. Реформа структуры ЕС и консолидация его порядка. В соответствии с Лиссабонским договором была ликвидирована система трёх опор Европейских Сообществ. Исчез сам термин сообщество. Договор получил название – договор о функционировании Европейского Союза. Наряду с договором о Европейском Союзе образовывалась правовая основа ЕС. Реформируется Институционная структура. Также договор вводил единую правовую систему. В пункте 1 лиссабонского договора (преамбула) был внесён новый пункт. В нём указано, что Европейский Союз опирается на культурное, религиозное и гуманитарное наследие Европы.

1. Способствовать утверждению мира и ценностей ЕС, рост благосостояния народа.

2. Обеспечить гражданам ЕС пространство безопасности, свободы и законности.

3. Содействовать развитию Единого Внутреннего Рынка.

4. Обеспечить развитие экономического и валютного союза.

В лиссабонском договоре было указано, что принцип субсидиарности не применяется в сфере исключительной компетенции ЕС. ЕС вмешивается только в тех случаях, когда цели ЕС иными путями не могут быть достигнуты.

… порядок участия национальных парламентов в решении проблем субсидиарности. Особое внимание уделено в договоре определению места и роли общих принципов в правовой системе ЕС.

Работа ЕС осуществляется на основе: Институтов, Органов и Организаций ЕС.

7 Институтов ЕС:

1. Европейский Парламент

2. Европейский Совет

3. Совет Министров

4. Европейский Суд

5. Счётная Палата

6. Европейский Центральный Банк

Европейский Совет и Европейский Центральный Банк – официальные институты ЕС.

Европарламент, совместно с советом, осуществляет законодательные и бюджетные функции, а также функции политического контроля и консультативные функции. Европейский Парламент, согласно ст.9, избирает председателя Европейской Комиссии.

Европейский Парламент состоит из представителей граждан ЕС, а не народов стран ЕС как это было ранее. Количество депутатов Европейского Парламента не должно превышать 750+1. На данный момент их 736. Представительство государств обеспечивается применением принципов дигрессивной пропорциональности, минимальный порог которой составляет 6 депутатов парламента от государства-члена ЕС. Но, ни одно государство не может располагать более чем 96 местами в парламенте. Члены Европейского Парламента избираются прямым тайным всеобщим голосованием. Европейский Парламент избирает из своей среды председателя и бюро.

Европейский Совет

Европейский Совет является высшим органом политического руководства ЕС. … В соответствии с Лиссабонским Договором Европейский Совет право принятия политически обязательных решений. Однако, правом принятия законов он не обладает. … Европейский Совет состоит из глав государств или правительств государств-членов плюс председатель Европейской Комиссии.

Лиссабонский договор установил, что в работе Европейского Совета участвуют также высокий представитель ЕС по иностранным делам и политики безопасности. Председатель/президент избирается квалифицированным большинством сроком на 2,5 года. Переизбран он может быть только 1 раз. Договор утвердил положении о том, что председатель может быть заменён в случае совершения тяжких проступков, либо в затруднении выполнении своих обязанностей.

Лиссабонский договор закрепил функции…:

1. Он председательствует на заседаниях и руководит работой.

2. Обеспечивает подготовку и преемственность решений Европейского Совета в сотрудничестве с председателем Европейской Комиссии.

3. Председатель/президент Европейского Совета обеспечивает согласование позиций внутри Европейского Совета, а также обеспечивает поиск консенсуса при принятии решения.

4. Отчет перед Европарламентом по итогам сессии Европейского Совета. Президент/Председатель Европейского совета осуществляет внешнее представительство союза в сфере внешней политики и политики безопасности. Председатель Европейского Совета не может состоять на службе в каком-либо из государств-членов ЕС.

Европейский Совет собирается 2 раза в год на свои очередные заседания.

Совет Министров

Совет Министров совместно с Европарламентом осуществляет законодательные и бюджетные полномочия. Участвует в определении политик и их координации в соответствии с предусмотренным договором.

Совет Министров состоит из представителей каждого государства-члена. Совет министров может осуществлять право-вето. Договором было указано, что с ноября 2014 года квалифицированнее большинство определяется, по меньшей мере, 55% членов совета, включает минимум 15 государств, которые представляют население не менее 65% населения ЕС. Блокирующее меньшинство включает, по меньшей мере, 4 члена совета. Без чего квалифицированное большинство считается достигнутым.

Совет подготавливает заседания Европейского Совета, обеспечивает их приемлемость и последовательность. Он способствует сотрудничеству институтов путём взаимодействия между председателем совета и председателем Европейской Комиссии.

Совет министров проводит открытые заседания в случае принятия законодательных актов.

Согласно Лиссабонскому Договору Комиссия:

1. Отстаивает и продвигает общие интересы ЕС.

2. Контролирует соблюдение государствами-членами ЕС договоров и актов, принятых институтами ЕС.

3. Осуществляет надзор за соблюдением права ЕС (вместе с Европейским Судом).

4. Обеспечивает исполнение бюджета и руководства соответствующими программами.

5. Обеспечивает внешнее представительство Союза.

6. Осуществляет инициативы связанные с ежегодным программированием и планированием действий ЕС.

Европейская Комиссия почти монополизирует право законодательной инициативы. Законодательные акты ЕС принимаются только на основе предложений Европейской Комиссии. Мандат комиссии также как и мандат Европейского Парламента составляет срок 5 лет. Европейская Комиссия полностью независима в своих действиях.

С ноября 2014 года комиссия будет состоять из числа членов, включая председателя и высокого представителя соответствующего двум третям государств-членов ЕС, если только Европейский Совет не изменит их численность.

Лиссабонский Договор определил основные функции председателя …, он:

1. определяет ориентацию деятельность комиссии

2. решает вопросы внутренней организации комиссии

3. назначает своих заместителей из числа членов комиссии

4. отправляет в отставку членов европейской комиссии в соответствии с правилами, которые установил Лиссабонский Договор.

Необходимо отметить, что существует возможность замещения на пост председателя комиссии. В этом случае новый кандидат на пост председателя комиссии должен получить поддержку большинства депутатов. Если большинство депутатов не поддержат эту кандидатуру, то Европейский Совет в пределах 1 месяца будет рекомендовать другую кандидатуру на пост председатели Европейской Комиссии.

12.12.2011 11:38:46

Отдельная статья посвящена… Назначается Высокий Представитель Европейским Советом, который принимает решение квалифицированным большинством с согласия председателя комиссии. Только Европейский Совет имеет право отозвать Высокого Представителя.

Высокий Представитель приводит в жизнь внешнюю политику и политики безопасности ЕС. Он разрабатывает предложения к выработке и осуществлению политики Евросоюза. Он председательствует в совете по иностранным делам. В отношении судебной системы ЕС – Лиссабонский договор подтвердил реформу в отношении судебной системы определённую Ниццким Договором 2001 года. Договор о реформе предусматривает, что судебная система ЕС включает:

· суд общей юрисдикции,

· специализированные суды.

На суд общей юрисдикции возложены те же функции, что и на суд первой инстанции. Лиссабонский Договор предусматривает увеличение числа генеральных адвокатов до 11. Из них 6 будут принадлежать к числу постоянных генеральных адвокатов. В настоящее время они рекомендованы такими странами как Англия, Франция, Германия, Италия, и Испания. К ним добавляется представитель Польши. 5 генеральных адвокатов будут назначаться на основе принципа ротации из представителей других государств ЕС.

Арабей Елизавета

Порядок вступления в ЕС

На сегодняшний день ЕС насчитывает 27 государств-членов. Все эти государства присоединялись к ЕС в разное время в соответствии с договорами о присоединении. ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Однако такое предложение было бы не корректно без обозначения определенных критериев, соблюдение которых обязательно для государств-кандидатов.

Итак, для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

  • быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;
  • уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;
  • стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;
  • быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;
  • обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав челолвека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;
  • наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;
  • достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом. После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия предоставляет отчеты в Совет. В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении. Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

В настоящий момент кандидатами на вступление в ЕС, то есть государствами, подавшими заявку, являются Исландия, Македония, Турция и Хорватия. Кроме этого существует ряд государств-членов ЕС, вступивших в ЕС с изъятиями (Великобритания, Ирландия, Дания, Швеция), а также государства, не вступившие в ЕС, но использующие часть правовой системы ЕС в своем правовом поле (Норвегия, Исландия, Швейцария).

Турецкий вопрос

Вступление Турции в ЕС является предметом ожесточенных дебатов лидеров государств-членов ЕС.

Историческая справка.

Турция подала заявку на вступление в ЕС еще в 1959 г. Но в 1960 г. в Турции произошел переворот, и процесс вступления замедлился. В 1963 г. был подписан Договор об ассоциации, в котором стороны оговорили три этапа интеграции, которые должны привести Турцию к членству в ЕС. В 1987 г. Турция подала официальную заявку на вступление в ЕС, но этот шаг также не был решающим в череде попыток стать «частью целого». 29 июня 2005 года Еврокомиссия обнародовала официальное предложение начать переговоры с Турцией по вопросу ее вступления в Европейский союз 3 октября 2005г. Комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения Олли Рен заявил, что решение принято после «долгих и ожесточенных дебатов», отражающих нежелание ряда ее членов видеть в своих рядах эту страну.

Почему нет?

Существует достаточное количество причин, благодаря которым Турция могла бы вступить в ЕС: это единственное светское государство мусульманского мира, а также восточный форпост НАТО, у Турции самая мощная в мире армия и неплохой потенциал развития. Однако, Турция до сих пор не государство-член ЕС, и на это существует ряд причин, как внутри Турции, так и вне её пределов.

К внутренним проблемам Турции можно отнести недостаточный уровень экономического и финансового развития. Турецкая экономика не так хорошо развита как экономика государств-членов ЕС. А уровень инфляции снизился только к октябрю 2004 г. В контексте таких проблем европейские лидеры сомневаются, сможет ли ЕС взять на себя такую страну, как Турция, вместе с её гражданами и довести её до экономического уровня государств-членов ЕС.

По поводу экономических проблем высказался глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис, который назвал Турцию не обременением, а активом, то есть приобретением для ЕС.

К внешнеполитическим проблемам относятся турецко-греческие разногласия по поводу северной территории Кипра, неурегулированность турецко-армянских взаимоотношений, прежде всего из-за трагических событий 1915-1923 годов («геноцид армян»), а также курдская проблема. Кроме этого препятствием для вступления Турции в ЕС можно назвать страх европейцев перед исламом и исламским обществом. Развитию такого негативного отношения способствовали события 11 сентября 2001 годы в США, а также другие террористические акты. Турция насчитывает более 70 млн. населения, что позволит ей получить наибольшее представительство в Европарламенте. Этот фактор также не является утешающим для большинства европейских государств, желающих сохранить свои устои, а не стать жертвой турецкой оккупации.

Современный этап развития европейско-турецких взаимоотношений

В 2009 году Президент Турции, Абдулла Гюль высказался о возможности «норвежского варианта» развития турецко-европейских отношений. Норвегия, как известно, не является членом ЕС, но входит в шенгенскую зону, проводит реформы в соответствии с политикой ЕС и придерживается европейских стандартов и норм. По его словам главное для Турции не сам факт вступления в ЕС, а изменение турецкой государственности в соответствии с принципами ЕС.

29 сентября 2010 года глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис предложил государствам-членам ЕС провести референдумы по вопросу вступления Турции в ЕС. Кроме этого им было сделано много громких заявлений относительно турецкой экономической мощи. Багис уверен, что после проведения переговоров Франция и Германия изменят свое мнение относительно вступления Турции.

Багис, как и Президент Гюль, не исключает «норвежского варианта» развития отношений. В отличие от них Бахадир Калеагаси, международный координатор ассоциации турецкой промышленности и бизнеса, считает, что для турецкого бизнеса есть единственный возможный вариант развития – вступление в ЕС, при этом норвежский вариант или какой-либо другой вариант не примелем без полноправного членства Турции в ЕС.

Таким образом , вступление Турции в ЕС является с одной стороны необходимостью для обоих сторон, обусловленной геополитической ситуацией, но, с другой стороны, встречает ряд препятствий, вытекающих из исторических, экономико-социальных и политических проблем турецкого государства. От решения, которое будет принято Турцией и объединенной Европой зависит, сможет ли Турция стать моделью демократических преобразований для всего мусульманского мира, своеобразным мостом между двумя мировыми цивилизациями, ключом к налаживанию и укреплению их мирного сосуществования и сотрудничества.

За отзыв заявки на присоединение к ЕС проголосовала верховная палата парламента страны — против членства в Европейском союзе выступили 27 депутатов, за — 13 парламентариев.

О нежелании присоединяться к Европейскому экономическому пространству граждане Швейцарии заявили на референдуме в декабре прошлого года. С небольшим перевесом (50,3%) противники европейской интеграции одержали победу.

Не видят перспектив в членстве в ЕС и многие британцы. 23 июня в Великобритании состоится референдум, на котором решится вопрос статуса страны в Евросоюзе. Министр финансов Объединенного Королевства Джордж Осборн предупредил, что в таком случае правительству придется поднять налоги и урезать социальные расходы. От выхода из ЕС Великобританию предостерегают США.

Между тем местные СМИ призывают британцев голосовать за выход из Евросоюза. Например, газета The Sun в качестве отрицательных примеров членства в Объединенной Европе приводит погрязшую в долгах Грецию, Испанию с ее высоким уровнем безработицы и финансовые проблемы Италии.

По подсчетам английского Минфина, если Лондон покинет ЕС, ему это обойдется в 30 млрд фунтов (42,4 млрд долларов). А сколько стоит вступление и членство в Евросоюзе? АиФ.ru предлагает рассмотреть примеры южных государств Старого Света, экономики которых сначала росли уверенными темпами, а потом скатились в рецессию.

Греция: в заложниках кредиторов

Греческий пример, пожалуй, нагляднее других демонстрирует то, что членство в Евросоюзе не несет автоматических выгод и безбедности. 35 лет в европейском сообществе не дали Афинам ни стабильно растущего ВВП, ни повышения уровня жизни, ни промышленного роста и развития сельского хозяйства. Напротив, Эллада погрязла в долгах, столкнулась с рекордным увеличением государственного долга и падением макроэкономических показателей. Международные рейтинговые агентства одно за другим последние годы снижают кредитные рейтинги Греции, вплотную приближая их к дефолтному уровню. В конце концов, Эллада стала первой европейской страной с развитой экономикой, допустившей технический дефолт - в прошлом году у Афин попросту не нашлось денег для того, чтобы осуществить платеж в адрес МВФ.

Если до вступления в Евросоюз Греция (впрочем, как и многие другие государства Европы) сама обеспечивала себя аграрной продукцией, а лишнее товары экспортировала на внешние рынки, то после присоединения к ЕС, греческая сельскохозяйственная отрасль пришла в убыток, и стране пришлось из продавца продовольствия превратиться в покупателя. Чтобы соответствовать нормам европейского законодательства, в Греции были введены квоты, устанавливающие максимальный объем производства того или иного продукта. Проще говоря, местные аграрии не имели права выращивать овощи и фрукты, производить мясо или молоко больше чем позволяют квоты. Нарушение этих требований карается штрафами.

Еще одна сфера, которой ранее гордилась Греция — это судостроение. До вступления в ЕС Эллада строила судна для других государств, после —судостроительные заводы были закрыты, а Греция превратилась в импортера кораблей. Понятно, что и рыболовная отрасль (еще одна гордость Греции) после такого стресса также сдала позиции.

Закрытием судостроительных предприятий дело не ограничилось — государство осталось без сахарных и трикотажных фабрик. Для сравнения: в первые годы членства в ЕС в Греции ежегодно производилось более 1 млн тонн хлопка, сейчас — меньше 800 тысяч.

Требования Брюсселя, с которыми согласились Афины в обмен на членство в ЕС, постепенно привели экономику страны в упадок — без внешней финансовой помощи Эллада прожить уже не могла. В стране сложилась такая ситуация, что платить по своим долгам она может лишь за счет новых кредитов, которые Международный валютный фонд, Европейский Центробанк и Еврокомиссия дают только в обмен на выполнение условий по экономии. И с каждым разом эти условия все жестче. «Тройка» кредиторов, например, настаивала на приватизации, увеличении налогов, сокращении госрасходов и штата чиновников.

Очевидными для всего мира экономические проблемы Греции стали в конце 2000-х годов. До 2007 года ВВП Эллады рос как на дрожжах. А в конце 2009 года ее госдолг превысил 125% ВВП страны (300 млрд долларов). В течение 2010 года Афины получали транши финансовой помощи от «тройки». Но показания бюджетного дефицита страны все равно не оправдал надежд кредиторов — к концу года он составил 23,1 млрд евро вместо запланированных 21,9 млрд евро. Греки продолжали получать кредиты и в последующие годы, но ни миллиарды евро, ни реформы, проводимые в угоду МВФ и Брюсселю, ситуацию не изменили. Сегодня Греция является европейским лидером по соотношению госдолга к ВВП (182%).

Интересна и динамика темпов роста ВВП Греции. К 2008 году экономика Эллады замедлялась, но по инерции демонстрировала положительные значения (+5,2% в 2006 году, +4,3% в 2007, +1,0% — в 2008). В 2009 году она рухнула на 2,3%, в следующем году — уже на 3,5%, в 2011 — на 7,1%, в 2012 — на 7,0%, в 2013 — на 3,9%. В плюс греческий ВВП вышел только в 2014 году (0,8%), правда, в 2015 снова сократился — на 2,3%, свидетельствуют данные Евростата.

Начиная с кризисного 2008 года с каждым годом в стране растет уровень безработицы — восемь лет назад безработными считались 7,7% греков, в 2015 — 25,8%. Максимальный показатель безработицы был зафиксирован в 2013 году — 27,5%.

Испания: новые дороги и рекордная безработица

Так же, как Греция и вообще все государства, присоединяющиеся к Евросоюзу, Испания, вступая в ЕС, согласилась на адаптацию своего законодательства. Впрочем, несмотря на глубокие экономические сложности, Мадриду, в отличие от Афин, удалось получить больше выгод от членства в Европейском союзе.

Прежде всего, присоединившись к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) страна получила доступ к финансированию из европейских фондов. Эти деньги (за шесть лет, с 2000 по 2006 годы, в Испанию было направлено 62,4 млрд евро) пошли на развитие экономики и инфраструктуры государства. Так, Испания стала европейским лидером по протяженности скоростных магистралей: за последние годы в стране было построено более 3000 километров СМ. По протяженности скоростных автомагистралей государство обогнало даже Германию (16500 километров). Пассажиропоток испанских аэропортов растет с каждым годом, например, в октябре прошлого года они обслужили 19 млн пассажиров, что стало абсолютным максимумом.

По данным Института международных отношений МГИМО, после вступления Испании в ЕС ее ВВП в расчете на душу населения увеличился с 71% до 105%. С 1996 по 2007 годы ВВП страны вырос более чем в два раза.

Однако благополучные итоги членства в Евросоюзе не избавили Испанию от экономического потрясения — началось оно во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годах. До него ВВП страны рос быстрее большинства европейских государств. В 2009 году экономика Испании рухнула на 3,7%, в 2010 спад оказался не таким сильным — всего минус 0,3%, а в 2011 году уже был зафиксирован рост на 0,1%. Правда, последующие годы снова сопровождались падением — минус 1,6% в 2012 и минус 1,2% в 2013. А вот в прошлом году ВВП Испании вырос на 3,1%, свидетельствуют данные Евростата.

Что касается госдолга страны, он начиная с 2008 года неминуемо растет — тогда на него приходилось 39,8%, сейчас — 101%.

Зато наконец-то снижается безработица. Справедливости ради надо сказать, что проблемы с ней существовали еще до вступления страны в Евросоюз. В определенные годы Испания была европейским лидером по числу безработных граждан (2013 год — 26,1%). По итогам прошлого года ситуация с занятостью улучшилась — уровень безработицы снизился до 22,5%.

Португалия: производительность труда выше, зарплаты ниже

Для Португалии членство в ЕС принесло как весомые преимущества, так и отрицательные последствия.

Самой главной выгодой, пожалуй, является рост ВВП Португалии — за 30 лет он увеличился на 76%. Произошло это в том числе и потому, что страна нарастила долю экспорта в экономике — она выросла с 25% до 41%. Доля импорта, правда, тоже увеличилась, с 27% до 39%.

За годы членства в ЕС Португалии удалось на 70% увеличить производительность труда. Кроме того, в государстве сократилось число рабочих часов — если тридцать лет назад португалец в среднем трудился по 44 часа в неделю, то в последние годы — по 39 часов.

Вместе с тем, в Португалии заметно вырос уровень безработицы. Так, количество граждан, пытающихся найти работу больше года, увеличилось в шесть раз. По итогам прошлого года уровень безработицы в стране составлял 12,6%, уменьшившись по сравнению с 2014 годом (13,9%). Кроме того, ухудшилось положение занятых португальцев: по данным 2013 года каждый пятый сотрудник имел временный контракт. Это на 50% больше, чем 30 лет назад, когда Португалия присоединилась к ЕС.

В стране также снизились зарплаты. Для понимания ситуации: в начале 2000-х Португалия входила в топ-15 стран с самыми высокими окладами, а в 2013 опустилась ниже Турции.

Как и во многих других государствах, считавшихся сельскохозяйственно развитыми до вступления в ЕС, вклад аграрного сектора в экономику Португалии снизился с 8% (1986 год) до 2% (2013).

Португалия остается в списке стран ЕС с самым высоким госдолгом. По итогам 2015 года он составлял 129% ВВП.

Италия: экономический локомотив

По величине экономика Италии является восьмой экономикой мира, четвертой экономикой Евросоюза. В свое время этой стране даже удалось обогнать экономику Великобритании и Франции. В 1987 году Италия стала пятой экономикой мира, а в 1991 — четвертой.

В 2000-х опережающие темпы роста итальянского ВВП замедлились. Так же, как Греция и Испания, страна тяжело пережила глобальный финансовый кризис — растеряла кредитные рейтинги, влезла в долги, правительству пришлось пойти на непопулярные меры по жесткой экономии. В 2010 году по коэффициенту задолженности госдолг Италии занимал второе место в еврозоне после Греции. На него приходилось 119% ВВП. В последующие годы показатель только рос, по итогам прошлого года он составил 135,8% ВВП.

С кризисного 2008 года в Италии рос уровень безработицы — с 6,8% до 12,2% (2015 год).

Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение…

В Брюсселе вырисовывается ясная судьба стран Западных Балкан в рамках Европейского Союза. Окруженный странами ЕС, этот регион стал предметом новой европейской стратегии «заслуживающего доверия расширения» и «расширенного обязательства», которая была объявлена приоритетной на период председательства Болгарии в ЕС. Европейские официальные лица ожидают, что первое балканское расширение состоится не ранее чем через 7 лет, после 2025 года. Первыми на очереди стоят Черногория и Сербия, а БЮР Македония, Босния и Герцеговина и Косово закрывают этот список.

Полное поглощение Западных Балкан и расширение ЕС до 33 государств получит конкретный график реализации и будет осуществлено в срок, если ЕС завершит собственную модернизацию, а также цифровую, банковскую, энергетическую и иную интеграцию. Работоспособность правового государства, повышение экономической конкурентоспособности и разрешение территориальных споров с соседями — таковы условия вступления в ЕС. До тех пор Брюссель преисполнен решимости укрепить европейскую демократию, а также облегчить процесс принятия решений за счет поощрения голосования большинством по тем вопросам, которые считаются более чувствительными (внешняя и внутренняя политика и т. д.).

Далее к востоку находится Молдавия, чьи европейские устремления признаны, но чья перспектива вступления в ЕС не подтверждена, сталкивается с ростом унионистского дискурса в публичном пространстве. Поборники унионизма вовсе не скрывают своего утилитарного подхода к европейской интеграции. Это, похоже, не беспокоит общественное мнение ни в Брюсселе, ни в Бухаресте, ни в самом Кишиневе.

Споры вокруг унионизма становятся более активными. Одни считают его антиконституционным движением и инициативой по демонтажу молдавской государственности. Другие, однако, расценивают его как проявление права на самовыражение и как попытку исправить прошлое, искалеченное договоренностями периода Второй мировой войны.

Все же, отсутствует осознание того факта, что унионизм, вне зависимости от подпитывающих его соображений, является тяжким испытанием для европейской повестки дня страны. Для большинства унионистов важен конечный результат, то есть воссоединение с Румынией обычно представляется в качестве единственного способа стать частью Европы. Унионистами европейская интеграция рассматривается скорее как ускоритель геополитического подключения к европейскому пространству, но никоим образом не как конечная цель. Это противоречит аргументу относительно внутренних преобразований, поддерживаемых ЕС посредством реализации Соглашения об ассоциации, которое направлено на укрепление устойчивости Молдавии и, тем самым, на предотвращение распада молдавской государственности, к которому стремятся унионисты.

Евроинтеграция на Западных Балканах, рост унионизма в Молдавии

Почти десять лет назад, сразу после вступления Румынии в ЕС, политики по обе стороны Прута заявляли, что, лишь заняв место в «западнобалканском поезде», Молдавия сможет получить европейские перспективы. Отдельные голоса, включая президента Румынии в 2004-2014 годах Траяна Бэсеску, даже сегодня дают понять, что европейский путь Молдавии окажется успешным в том случае, если он пройдет через Бухарест.

Реальные реформы, которых Евросоюз ждет от государств Западных Балкан, столь же необходимы и для стран Восточного партнерства, которое Россия рассматривает как геополитического банкрота. Вступлению в ЕС должны в обязательном порядке предшествовать содержательные реформы, которых ни один из двух этих регионов не демонстрирует в полном объеме и необратимого характера.

Ущербность реформ, наблюдаемых в странах Западных Балкан, в худшем случае означает отсрочку их вступления в ЕС. Совсем иной смысл, однако, имеет эта ущербность для Молдавии и других стран Восточного партнерства, значительно продвинувшихся в отношениях с ЕС. Для них фиаско реформ не только развеивает европейскую перспективу, но и может стимулировать процессы дезинтеграции, вызванные неконтролируемым ростом лояльности к иным центрам легитимности, нежели самих этих стран.

До тех пор, пока унионистское движение решительно выступает за объединение с Румынией, регионы, в которых доминируют русофильские группы, оставляют за собой право обратиться за помощью к России, если Модавия исчезнет как государственное образование.

За первые месяцы 2018 года более 30 населенных пунктов страны подписали декларации о символическом объединении с Румынией, отметив тем самым столетие объединения румынских княжеств, осуществленного один век назад. Хотя пока этот жест и является символическим, он мобилизует пророссийские политические силы в Молдавии, заявляющие о необходимости стратегического диалога с Россией для спасения молдавской государственности.


Актуальные цифры, относящиеся к унионизму

Ссылаясь на защиту персональных данных, румынские власти не публикуют совокупных официальных данных о количестве молдавских граждан, восстановивших гражданство Румынии и получивших румынские паспорта.

По неофициальным оценкам, число молдавских граждан с румынскими документами может превышать 500 тысяч человек, что составляет около 1/3 населения страны. Доступные на «Евростате» (Eurostat) данные показывают лишь информацию о полученном гражданстве (максимум, в 9 тысяч 399 человек, был в 2009 году, а минимум, в 29 человек, — в 2006-м). Это никоим образом не отражает процента лиц, воспользовавшихся процедурой восстановления гражданства, которая действует для уроженцев Молдавии, Украины и других стран региона.

Согласно опросу IPP от 2007 года, лишь 7% молдавских граждан заявили о наличии у них румынского паспорта. Упрощение порядка восстановления румынского гражданства, особенно во время второго президентского срока Траяна Бэсеску, а также снятие ограничений для румынских граждан на доступ к рынку труда в странах ЕС, стимулировали интерес молдавских граждан к румынским документам.

Недавние опросы подтверждают, что унионистское движение становится более заметным и привлекательным для молдаван. Идея объединения с Румынией пользуется популярностью среди 15-22% молдавских граждан. Однако более 50% выступают против этой идеи.

Российский фактор

Россия критикует планы ЕС по активизации европейской интеграции на Западных Балканах, используя аргументы, аналогичные тем, с помощью которых она осуждает Восточное партнерство. Говоря конкретнее, российская дипломатия считает, что ЕС требует от стран этих регионов сделать выбор между Западом и Россией. Кроме того, по мнению Москвы, Евросоюз вмешивается во внутренние дела стран Западных Балкан, продвигая программу реформ. Российская сторона также обеспокоена слишком высокой скоростью, с которой европейцы хотят решить существующие в регионе проблемы. В том числе, Москва обеспокоена теми критериями, которые были отобраны Брюсселем и касаются судебной системы, демократии, средств массовой информации и т. д.

Превращение стран Западных Балкан, как и стран Восточного партнерства, в работающие демократии — России не очень-то по вкусу. Поэтому она открыто выступает за более медленные реформы и отсутствие каких-либо условий, которые стимулировали бы преобразования, соответствующие европейской модели (демократия, правосудие и т. д.). Однако перспектива вступления в ЕС является тем, чего хотят страны региона, включая Сербию, союзника России.

В случае Модавии и унионизма, демонстрирующего признаки укрепления, Россия не имеет четко выраженной позиции. Во-первых, унионизм используется в качестве страшилки, чтобы пророссийские силы могли мобилизовать электорат на парламентских выборах, которые, возможно, состоятся в декабре 2018 года. Во-вторых, вследствие усиления унионизма президент Игорь Додон и другие политики-русофилы получат новые аргументы для того, чтобы вернуть на повестку дня федерализацию страны. Не в последнюю очередь, толерантно относясь к унионизму, Россия способствует будущей враждебности в отношениях между Украиной с Румынией, которые уже являются напряженными вследствие принятия в 2017 году лингвистического законодательства, которое сокращает долю обучения на родных языках этнических меньшинств, в том числе румын.

Вместо заключения…

Отношение молдаван к вопросу объединения с Румынией может варьироваться в диапазоне от идеологических и исторических соображений до прагматичных и утилитарных аргументов. Однако несомненно, что не все молдавские граждане с румынскими документами одновременно являются поборниками унионизма.

Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение.

Хотя он неприятен и разрушителен для геополитических позиций России в регионе, унионизм содержит в себя элементы, которые могут служить российским интересам. К ним относятся стимулирование пророссийских сил и идеи федерализации Модавии, а также усиление недоверия Украины к Румынии.

Подпишитесь на нас

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.

Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с этими тремя документами:

  • 1. 1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) -- географические и общие политические критерии
  • 2. Декларация Европейского совета июня 1993 в Копенгагене, то есть Копенгагенские критерии -- более детальное описание общей политики

политические;

экономические;

законодательные.

3. Структура переговоров с государством-кандидатом

определение и детализация условий;

утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную «поглотительную вместимость» для этого.

Политические критерии:

1. Демократия

Функционирующее демократическое правление должно обеспечивать равное право для всех граждан страны возможность принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до национального. Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.

2. Верховенство закона

Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.

3. Права человека

Права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям, то есть ими нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство). К ним относятся право на жизнь, право быть привлеченным к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

Всеобщая декларация прав человека считается наиболее авторитетным нормативным документом в области прав человека, хотя у неё нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, как у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьёзного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы. Многие изменения, имеют отношение к свободам и правам этнических и религиозных меньшинств, или устранению неравенства в обращении между разными политическими группами.

4. Уважение и защита прав меньшинств

Члены таких национальных меньшинств должны иметь возможность сохранить свою особую культуру и иметь право на свой родной язык (насколько это не противоречит соблюдению прав других людей, а также демократическим процедурам и общей законности), также не должны страдать от какой-либо дискриминации.

Соответствующая конвенция Совета Европы по этому вопросу была крупным прорывом в этой области. Однако, конвенция до сих пор не включает четкое определение таких меньшинств. Как результат, многие из подписавших его государств добавили официальные разъяснения, описывающим, кто в их стране причисляется к меньшинству. Многие другие подписавшие просто заявили, что они не имеют каких-либо национальных меньшинств.

Был достигнут консенсус (среди экспертов-юристов так называемой Венецианской комиссии), что эта конвенция относится к какой-либо этнической, языковой или религиозной группе, которая определяет себя как отличительная, которая формирует историческую часть населения и нынешнего меньшинства в четко определённой области, и которая поддерживает стабильные и дружественные отношения с государством, в котором оно живёт. Некоторые эксперты и страны хотят идти дальше. Тем не менее, некоторые группы меньшинств, как, например, иммигранты, которые нигде не упоминаются, обеспокоены этой конвенцией.

Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Союза.

Юридическое выравнивание, формально, не копенгагенский критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права, формировавшимися на протяжении всей истории Союза, известными как акты сообщества.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.