Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды пигментных пятен  /  Связь общественной жизни человека с природой. Взаимосвязь природы и общества: основные термины и понятия

Связь общественной жизни человека с природой. Взаимосвязь природы и общества: основные термины и понятия

Понятие «природа» связано не только с такой наукой, как география. Прежде всего, это общефилософское понятие, которое появилось ещё в античной научной литературе.

Определение понятия «природа»

Существует несколько определений понятия «природа »:

  • в широком смысле : природа - это весь окружающий человека мир, во всём многообразии его форм и проявлений;
  • в узком смысле : природа - это весь материальный мир, за исключением общества, то есть, это естественная среда обитания человека.

Рис 1. Природа без человека

В науке есть и понятие «второй природы». Это та материальна среда, которая была создана (сформирована, преобразована) человеком, стремившимся улучшить условия своей жизни.

Таким образом, природа есть ареал обитания человека и общества. Общество, хоть и отделилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней.

В настоящее время проблемы взаимодействия общества и природы изучаются, в том числе, и на уроках обществознания в 10 классе (эта тема также представлена в ЕГЭ по предмету). В основном речь идёт противоречивом характере взаимодействий в системе «человек-общество-природа».

Отношение человека к природе

На протяжении тысячелетий отношения общества к природе постоянно менялось, трансформировалось под воздействием религии, философии, науки. Эти изменения можно кратко представить в виде следующей таблицы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Исторические этапы

Отношение к природе

Античность

Основным принципам существования была гармония. Природа воспринималось людьми как совершенный космос, противоположный хаосу. Человек не воспринимал себя как нечто отдельное от природы.

Средневековье

С одной стороны, под влиянием христианской религии, природа воспринималась как нечто вторичное, более низкое, чем человек, наделённый божественной искрой - душой. Основным принципом существование было подчинение природы, возможность безнаказанно черпать природные ресурсы, аргументируя этот тем, что Бог создал мир для человека.

С другой стороны, природа воспринималась как идеальное творение Бога. Считалось, что только через познание природы возможно познать часть замыслов Творца.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Возвращение к античным принципам сосуществования с природой. Отход от природы и природного считался чем-то противоестественным, негативным. Природа для человека - источник радости, наслаждений и удовольствий.

Новое время

Под воздействием научного прогресса установился новый принцип сосуществования человека и природы - полное подчинение природы и природных сил человеку. Природа стала объектом экспериментирования, считалась, что любая природная сила, костная и инертная должна быть покорена человеком и использована на благо общества.

Современность

Начало формирования нового мировоззрения, основой которого стал принцип мирного, партнёрского сосуществования человека и природы. Природа начала восприниматься как уникальный, целостный организм, готовый для конструктивного диалога, служащий основой для жизни и деятельности человека.

Социологи выделяют три периода в истории человеческой цивилизации, характеризующие взаимоотношения человека и природы:

  • палеолит (человек не мог выжить вне природы, зависел от природных условий, ощутимого влияния на природу не оказывал);
  • неолит (в этот период человек начал активнее воздействовать на природу, преобразовывая жизненное пространство под себя: постройка городов, каналов, вырубка леса и т. д.);
  • промышленная эра (человек стал использовать максимально большое количество ресурсов, постепенно истощая природные богатства; именно в этот период появляется термин «экологический кризис» – цела совокупность глобальных проблем, которые, в своём развитии, могут привести к смерти всего живого на планете).

Рис 2. Ландшафт, изменённый человеком

К XXI веку сложилась чёткая система ценностей и моделей взаимодействия, определявшая основной принцип отношений человека и природы - партнёрство. Сейчас люди пытаются устранить ошибки прошлого.

Примеры такой работы:

  • люди борются с незаконной вырубкой лесов ;
  • люди охраняют редкие виды животных ;
  • люди стараются бережно расходовать воду ;
  • люди снижают темпы загрязнения воздуха .

Формы взаимодействия природы и общества

Выделение человека из мира природы знаменовало рожде-ние качественно нового материального единства, так как чело-веку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Практически сразу человек вступил в противоречие с природой, постоянно преобразовывая её «под себя». Где-то улучшения носили позитивный характер, где-то негативный, но на протяжении тысячелетий, по мере совершенствования орудий труда, воздействие человека на природу усилилось.

Природа также «реагировала» на человеческую деятельность. Например, в результате деятельности человека произошло ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению различных болезней, снижению продолжительности жизни, снижению рождаемости, уменьшению количества чистой пресной воды и даже чистого воздуха.

Постепенно, учёные пришли к выводу о том, что между обществом и природой существует неразрывная, сильна связь, существуют некие взаимоотношении, которые могут быть представлены в двух формах:

  • гармоничные (когда человек и природа сосуществуют мирно, не причиняя вреда друг другу);
  • конфликтные (когда человек, агрессивно воздействуя на природу, получает «ответ» в виде ухудшения качества своей жизни).

Естественно, когда речь идёт о взаимодействиях общества и природы, то

  • со стороны общества действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели ;
  • со стороны природы действуют слепые, стихийные, бессознательные силы , некоторым из которых человечеству до сих пор нечего противопоставить (цунами, землетрясения, извержения вулканов).

Экологическое взаимодействие человек общество природа

Когда речь идёт о взаимодействии человека и природы, общества и природы, основной упор делается на экологическое взаимодействие. Человек пытается решить уже возникшие экологические проблемы и не допустить появления новых.

Рис 3. Экологические проблемы: загрязнение окружающей среды

Что мы узнали?

Природа - сложная система, имеющая свои определенные характеристики, свою структуру и существующая отдельно от общества. На протяжении тысячелетий отношения человека к природе менялось, но взаимодействие не прекращалось никогда. Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволя-ют им сосуществовать как двуединое явление земной действи-тельности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества за-ключается основа единства мира.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 208.

Прежде всего, соотнесем, сопоставим понятия природы и общества. В истории цивилизации понятия природы и общества подобно другим философским категориям претерпевали существенную трансформацию, употреблялись в различных значениях. И в современной философии эти понятия используются неоднозначно.

Природа, земная и космическая, - та часть материального мира, которая не создана человеком, независима от него и существует до появления общества. Материальным является и само общественное бытие. Человек является продуктом и субъектом общественно-трудовой деятельности. Фактически природа - это одно из наиболее широких понятий. Оно охватывает все существующее, т. е. бытие, частью которого является и сам человек. В истории философии и естествознания чаще употребляется понятие «природа» для обозначения земных естественных (зачастую и геологических, физических) условий существования человека и общества. В этом аспекте под природой понимается естественная среда обитания человечества и в этом смысле она противопоставляется понятию общества.

«Природа в самом общем смысле есть существование вещей, подчиненное законам» (И. Кант).

В широком смысле общество - обособившаяся часть природы. Понятие общества обозначает всю совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество, как качественно новая материальная система, проявляется в функционировании и развитии, воспроизводстве социальных организаций, институтов, групп, классов, наций, межнациональных общностей и др.

В узком смысле под обществом понимают исторически конкретный тип социальной системы (например, «рабовладельческое общество») или определенную форму социальных отношений (например, гражданское общество, противопоставленное государству).

Общество, будучи закономерным результатом развития природы, возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на природу, но одновременно общество всегда испытывало и испытывает обратное воздействие со стороны природы. Эта диалектическая взаимосвязь природы и общества носит сложный, противоречивый характер. Исторически взаимодействие природы и общества менялось. Но сегодня возникли наиболее острые противоречия в связи с формированием расширяющегося очеловеченного пространства (по В. И. Вернадскому «ноосфера»). Обострение противоречий во многом обусловлено тем, что общество все более разрушительно воздействует на природу и истощает ее.

Часть природы, которая оказывалась вовлеченной в процесс производства и качественного изменения человеком, французский ученый Ж. Э. Реклю обозначил понятием географический среды. Причем не только Реклю, но ряд других ученых высказывали и обосновывали мысль о приоритетности географического фактора в развитии общества, рассматривая бедность и богатство естественных условий как важнейшую причину, определяющую ход цивилизационной истории. Такой подход в науке под названием географического детерминизма использовался для оправдания политики отдельных государств, направленной на захват чужих территорий и расширение «жизненного пространства» для населения своей страны.

Содержание и форма конкретных механизмов взаимосвязи природы и общества производны от исторически сложившихся способов производства. Вопрос о конкретных формах взаимосвязи природы и общества сегодня приобретает особое теоретическое и практическое значение. Особенно при выяснении смысла истории, будущего всего человечества. Ныне перед человечеством стоит проблема выживания. Поэтому все поли тические, социальные и экономические явления следует рас: сматривать с позиции необходимости решения этой проблемы. Она требует от каждого из людей нового уровня социальной ответственности, понимания перспектив развития цивилизации, четкого знания, куда и зачем идет человечество. Философия, как духовная квинтэссенция современности, обязана активно участвовать в выработке решения жизненно важной глобальной проблемы взаимодействия природы и общества.

Первое, самое общее представление о взаимосвязи природы и общества позволяет получить приятие окружающей среды жизнедеятельности человека. Различают естественную среду, которая охватывает неживую и живую материальные системы, которые возникли вне и независимо от человека, но со временем становятся объектом его воздействия и познания (например, часть Вселенной в результате развития космонавтики). В естественной среде обитания различают 2 вида явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения и животные) и естественные богатств, выступающие в качестве предметов труда (уголь, энергия ветра, нефть и т. д.). На начальных и ранних этапах истории главную роль в жизни человечества играли естественные источники средств жизни. Практика порождает и обусловливает активно-творческое отношение человека к миру. Существенным результатом развития общественного производства является создание искусственной среды жизни человека. Искусственная среда состоит из вещественной основы (производственные сооружения, орудия труда, домашние растения и животные, здания и т. п.) и системы определенных общественных отношений (производственные, семейные, бытовые и др.). Таким образом, компоненты, связанные с проблемами выживания человека, можно разделить, во - первых, на те, существование которых не зависит от человека (космические катаклизмы, излучения, планетарные стихийные бедствия, катастрофы и т. д.); во-вторых, на те, которые создаются человеком (ухудшение среды обитания, мировые и локальные военные конфликты, сокращение минерально-сырьевых и энергетических ресурсов и т. п.).

По мере цивилизационного развития роль общества и значение искусственной среды в жизни человека последовательно возрастают. Можно сказать, что в результате антропогенного воздействия человека на природу искусственная среда наступает и вытесняет сегодня естественную. Ныне географам остается только мечтать о чистой географической среде, ибо ее просто не существует. Но существуют техногенные ландшафты и техногенная среда (ежегодно человечество производит техномассу в количестве 1013 - 1G14 т). Само познание природы зависит не только от восприятия природы человеком, но и от познания человеком самого себя. Естествознание, исследующее условия возникновения искусственной среды, вводит в свой понятийный аппарат представление о человеке как субъекте искусственного преобразования природы, введение категории искусственного в структуру естественного является исходным пунктом его экологизации.

Естественная среда - это не только материальные условия жизнедеятельности, она - исходный пункт производства. Она - объект, при взаимодействии с которым возникают определенные практические, познавательные, эстетические и нравственные отношения, т. е. с ней связана и физическая, и духовная жизнь человека. Человек, отражающий природу в своем сознании и ставящий перед собой цели, является субъектом различных видов деятельности. Жизнь человека, равно как и среда его жизни, - это не свойство знания, наоборот, люди сначала должны жить, а потом уж они способны что-то знать о среде своей жизни, т. е. необходимо рассматривать природу не логически, а бытийно, не как объект, а как среду жизни. Это нужно особенно помнить и учитывать при философском анализе проблем человека. Подчеркнем, что социальная экология - область социологии, исследующая закономерности взаимодействия общества и природы1.

Под влиянием идей, появившихся в конце XIX - начале XX вв. в России, получивших название космизма, рассматривавших взаимодействие природы и общества, стали широко использоваться такие понятия, как биосфера, ноосфера, которые позволяют конкретизировать, уточнить и выяснить содержание диалектики природного и общественного, прогнозировать их новые реалии. Биосфера включает все сферы проявления жизни (растительное царство, микроорганизмы, животные, человек). Техносфера представляет собой совокупность материальных средств результатов и продуктов человеческой деятельности. «Ноосфера» обозначает такой процесс, - когда человечество, вооруженное научной мыслью, становится движущей силой развития нашей планеты. Как считал В. Вернадский, ноосферой является мир, в котором знание об этом мире является его структурой, а отношение человека к природе рассматривается в качестве формы проявления самой природы. Ноосфера - это универсальная характеристика связей природы и общества, которая позволяет установить гармонизировать искусственные и естественные компоненты человеческой деятельности и проецирует их на эволюцию биосферы,

Сегодня, когда, остро стоит вопрос о сохранении биосферы, жизни на Земле, остановимся на проблеме эволюции биосферы и ее перехода в ноосферу. Человек должен понять, писал В. Вернадский, «что он не есть случайное, независимое от окружающей биосферы существо».

Полезно помнить, что природный субстрат является необходимой материальной предпосылкой, полем деятельности, природной «ипостасью» любой человеческой вещи, машины, системы машин и т. д. и никакая научно-техническая революция не изменит того обстоятельства, что природная составляющая - атрибут любой социальной вещи. Но, тогда любые предметы материальной культуры, поскольку они природные тела, преобразованные человеком, подчинены, детерминированны естественными закономерностями; механическими, физическими и т. д., сохраняющими качество данного природного субстрата. Однако, создавая предметы материальной культуры, человек преследует свои цели, которые вовсе не совпадают с закономерностями воспроизводства природного тела данных предметов, что, конечно, не отменяет закономерностей, которые продолжают действовать, но часто действовать разрушительно.

История показала, что, вырывая, в том числе и в прямом смысле слова, природные тела, органические и неорганические, из сложившихся естественных связей, получая их в своих целях в «чистом виде», люди всегда (вопрос только когда и в некой форме) обнаруживали ту или иную, но уже социальную, а в XX веке глобальную проблему. Так было и будет всегда, поскольку человек, покоритель «природных кладовых», сам, как ни крути - «природное существо» (К. Маркс), но он как творец неоосферы свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет. Но если природа существовала до человека и может обходиться без человека, то он живет в ней и вне ее жить не может. Став частью биосферы, человек изменяет ее, приспосабливая к своим нужцам и потребностям. В ряде случаев человек улучшил свойства отдельных растений и животных, вывел их новые формы, изменил природный ландшафт, сделал пригодными для обитания людей новые регионы и т. д. В этом смысле воздействие человека на биосферу носит положительный характер. Но если учесть, что эволюция живого идет под влиянием человека, то подавляющее большинство органических форм обречено на вымирание, будучи не в состоянии адаптироваться к среде, резко измененной человеком. Факты свидетельствуют, что в век НТР возрастают последствия разрушительного вторжения человека в биосферу, ведущего к обеднению естественных богатств, масштабному загрязнению окружающей среды, к ломке сложившихся в живой природе связей между биоценозами, отдельными видами и популяциями флоры и фауны. И если на ранних этапах цивилизационного развития последствия деятельности людей не носили рокового характера и природа успевала самовосстанавливаться после нанесенного ей ущерба, то, начиная со времени интенсивного промышленного производства, последствия человеческой деятельности приобретают глобальный, часто катастрофический характер.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова - совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура - это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура - это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура - это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом - общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем - человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» - 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».


Взаимосвязь общества с природой носит объективный характер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, протекающие внутри общества, а связи общества с естественными условиями его существования и осуществления.
Основу взаимосвязи общества с природой составляет их органическое единство. Это единство находит свое выражение, прежде всего, в генезисе общества, которое возникло как продукт длительной эволюции природы и представляет собой более высокую ступень ее развития. Такой вывод подтверждается принципиальным сходством строения органов человека и животных, общностью их физиологических функций. Однако природа создала только биологические предпосылки, а решающую роль в выделении человека из природы сыграл общественный труд.
Будучи взаимосвязанными, природа и общество имеют свои особенности.
Во-первых, общество более высокая, по сравнению с природой, форма существования бытия в мире, что предопределяет различие законов природы и общества. Законы природы действуют как слепая необходимость. Законы общества проявляются через деятельность людей, которая в основном носит сознательный характер. Законы общественного развития тенденциозны. Законы природы характеризуются жесткой детерминацией (обусловленностью).
Во-вторых, человеческий труд принципиально отличается от деятельности даже наиболее развитых животных, поскольку человек в процессе труда оказывает активное воздействие на природу, а не просто приспосабливается к ней. Человек способен не только использовать, но и создавать новые орудия труда. К тому же труд человека носит целенаправленный и осознанный характер, в отличие от животных, действующих инстинктивно.
Природа и общество не просто сосуществуют, а составляют единую систему, элементы которой активно воздействуют друг на друга. Наиболее подвижным, изменчивым элементом этого единства является общество, темпы развития которого непрерывно ускоряются. Поэтому коренные причины значительных изменений в функционировании системы «природа-общество» следует искать в тех новых процессах, которые происходят в производственной, социально-политической и духовной сферах человеческой деятельности. Отсюда и к самой проблеме взаимодействия общества и природы следует подходить как к проблеме социальной.
Воздействие природы на общество носит стихийный характер и обусловлено, с одной стороны, особенностями географической среды в различных районах планеты, а с другой - уровнем развития производительных сил.
В связи с этим можно выделить два исторических этапа взаимосвязи природы и общества. На первом - главным для общества является присвоение готовых продуктов природы. На втором этапе взаимосвязи человека и природы - использование человеком естественных богатств, являющихся предметами труда (земля, руды, уголь, нефть, вода и т. д.).
Сама по себе географическая среда может быть благоприятной или неблагоприятной для развития производительных сил. Природные условия оказывают влияние на темпы развития производства, а географическая среда во многом определяет род занятий людей и размещение отраслей производства по различным странам и районам.
Однако с научно-техническим прогрессом производительных сил уменьшается зависимость общества от природы, более того, происходит вовлечение в процесс производства новых компонентов географической среды. Развитие науки и техники, внедрение новых технологий приводит к тому, что монотипизация общественного производства уступает место многоотраслевому хозяйству.
Признавая особую роль природных условий в жизни общества, в то же время не следует их абсолютизировать. Географическая среда составляет первую предпосылку развития общества. Она обеспечивает только его стартовые возможности. Чтобы уяснить соотношение природного и социального факторов, выявить их возможности и приоритеты, важно понять, почему капиталистический способ производства зародился в Европе, а не в Китае, который задолго до Европы достиг определенных высот цивилизации, а также смысл известного тезиса английского экономиста Форстера о том, что «нет большего несчастья для народа, чем быть брошенным на клочок земли, где природа в изобилии дает все средства существования».
Характер взаимодействия общества и природы, человека с естественной средой обитания определяется природой и уровнем развития общественного производства, системой сложившихся общественных отношений.
Общественные отношения осуществляются в определенных условиях, в том числе и в искусственно созданных человеком. Эти условия и есть среда обитания человека. Она включает в себя не только географическую среду (часть природы, вовлеченной в систему общественного производства), но и реальность, созданную в процессе производства. Это не только неодушевленные предметы искусственной природы, но и новые живые и растительные организмы: растения и животные, созданные искусственным отбором или средствами генной инженерии.
Для нынешнего этапа характерно расширение границ антропогенной деятельности. И связано это, в первую очередь, с выходом человека в космос, с освоением околоземного пространства.
Природа осваивается не только «ввысь», но и «вглубь» - сделаны открытия ранее не известных свойств и законов природы, получены новые результаты исследований уже известных явлений на микроуровне.
Усиливается интенсивность использования природных ресурсов: растет объем добычи полезных ископаемых; вовлекаются в производство ранее известные, но не использовавшиеся явления (энергия приливов, геотермальных источников, свойства вечной мерзлоты и др.)
Человек все более настойчиво вмешивается в ход биологических и физиологических процессов, направленно регулируя их в своих интересах. В результате производственной деятельности происходят серьезные изменения в структуре географической среды: ее ландшафта, водного баланса и. т. п. В связи с этим говорят о возможности третьего, антропогенного, круговорота в природе, который отличается от естественных процессов стремительными темпами нарастания в нем компонентов, созданных человеком, не существующих в самой природе.
Оценивая увеличение воздействия человека на природу в целом, нельзя в то же время не видеть отрицательного. Поступательное движение, наряду с прогрессом, включает моменты регрессивных изменений. Еще Ф. Энгельс предупреждал, что «...не следует слишком обольщаться нашими победами над природой, ибо за каждую такую победу она нам мстит», вызывая непредвиденные последствия, сводящие на нет значение достигнутых положительных результатов.
Люди тысячелетиями стремились воздействовать на природу, а сейчас человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата. К сожалению, оно незапланированное, неуправляемое и может оказаться катастрофическим. Его причина - увеличение содержания в атмосфере углекислого и некоторых других газов, что ведет к потеплению климата. А значит, к повышению уровня моря и резкому изменению погодных условий во всем мире. Увеличение содержания газа в атмосфере связано с деятельностью мирового промышленного производства и транспортных средств.
Ультрафиолетовые волны Солнца, подавляющие иммунную систему человека, поглощаются озоновым слоем Земли. В 1985 г. спутники зафиксировали над Южным полюсом первые «пробоины» в озоновом экране. Причиной является атомарный хлор - продукт распада хлорфторуглеродов, широко применяемых в холодильных установках, кондиционерах воздуха, а также при производстве пористых пластмасс и очистке компьютерных схем.
Из-за кислотных осадков гибнут леса, замирает жизнь в озерах. Просачиваясь в почву, кислотные осадки выщелачивают тяжелые металлы. Химический анализ осадков свидетельствует о наличии в них серной и азотной кислот, компонентов промышленного производства.
Стремительно сокращаются лесные массивы, хотя леса являются основным источником обогащения атмосферы кислородом. Но леса уничтожают, расширяя территории под сельскохозяйственные угодия. Лесная древесина идет на строительство, служит сырьем деревообрабатывающей и бумажной промышленности.
Важнейшим человеческим ресурсом является плодородная почва. Упадок древних цивилизаций был обусловлен неспособностью сохранить земельные и водные ресурсы. Многие оазисы превратились в пустыни.
Загрязнение среды стало обыденным явлением, хотя за этим, как правило, кроется отравленная вода, воздух, земля. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, 96 единиц возвращает назад, но уже в виде отходов и отравляющих ве-
ществ.
Катастрофически истощаются природные ресурсы: руды черных и цветных металлов, запасы нефти и угля, питьевой воды и древесины.
Все это и составляет сущность глобальной экологической проблемы как противоречия между антропогенной постоянно возрастающей деятельностью человечества и стабильностью природы как среды его существования и осуществления. Ситуация усугубляется тем, что человечество не способно приспособиться к тем изменениям, которые оно привнесло в мир природы, а сам мир природы уже не в состоянии адаптировать эти изменения.
Человечество стало решающим фактором изменения мира природы, ее дестроером (разрушителем). Сущность экологического кризиса не в наличном способе производства, а в господствующем типе сознания, которое сформировалось в пределах парадигмы «человеческой исключительности». Для нее характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм.
Традиционно считается, что люди обладают не только генетической, но и культурной наследственностью, а поэтому они на несколько порядков выше представителей животного мира.
Люди полагают, что они живут в социальном пространстве, защитив себя искусственной культурой от агрессивного мира природы.
Ставка на разум и научно-технический прогресс рождает иллюзию всемогущества человека, которому по плечу любые проблемы.
Парадигма человеческой исключительности породила прагматическое отношение к природе. Разрешено все, что полезно для человека. Этические нормы действуют только в мире людей и не распространяются на мир природы. Природа рассматривается как объект манипулирования, кладовая, полигон и т. д. Деятельность по охране природы возможна, но продиктована она не заботой о природе, а заботой о своих детях, чтобы и они могли потреблять природные богатства, использовать природу, удовлетворять свои потребности.
Таким образом, экологическая проблема - это прежде всего мировоззренческая проблема. Что касается экономического, политического, правового аспектов этой проблемы, то они носят вторичный характер и зависят уже от сложившегося функционального сознания с ориентиром: после нас - хоть потоп. Только изменив сознание можно решить экологическую проблему, проходящую по реестру глобальных проблем современности.

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый мин его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы -- все это существенно влияет на жизнь общества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля -- общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений -- эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются не только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую толщу тысячелетий, все явления природы сцементировались в прочную систему, которую не так-то легко разорвать, обрели свои собственные функции, которые не так-то просто переиначить и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, не остановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой -- это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке -- новое сопротивление природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы плотин в систему “морей” и т.д. Все эти примеры свидетельствуют о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки природы, вдруг на определенном этапе превращается в ее сопротивление: выкорчеванный лес разрушил гидрорежим почвы, изменил биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными -- в перспективе -- последствиями для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный эффект, который был достигнут первоначально. Когда эти отрицательные последствия осознаются, приходит понимание того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную авантюру преобразования природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь -- оно много “недоберет” у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно “переберет” в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.