Меню
Бесплатно
Главная  /  Ячмень  /  Еврейская община «Среди своих. Деятельность в Европе

Еврейская община «Среди своих. Деятельность в Европе

Регулярная статья

Группа отдыхающих и обслуживающий персонал в санатории ОЗЕ. Алушта, 1917. Из кн.: Бейзер М., Мицель М. Американский брат: Джойнт в России, СССР, СНГ. Москва – Иерусалим: Джойнт, 2004.

Озе (аббревиатура от Общество здравоохранения евреев; с середины 1920-х гг. OSE), организация, ставящая целью заботу о детях, здравоохранении и гигиене еврейского населения.

История возникновения

Общество здравоохранения евреев возникло по инициативе группы еврейских общественных деятелей в августе 1912 г. в Петербурге как Общество охранения здоровья еврейского населения.

Руководящий орган

В комитет (избран 28 октября 1912 г.) вошли врачи - С. Кауфман (председатель; 1839/40–1918; военный врач, действительный статский советник), Н. Ботвинник (1873–1939), М. Гран (1867–1940), С. Фрумкин (1886–1918), А. Залкинд (1866–1931), И. Л. Каценельсон , М. Шварцман (секретарь; 1880–1937), А. Брамсон (1875–1939), Я. Эйгер (1862–1935?), а также специалист по статистике В. Биншток (?–1933), адвокат Г. Гольдберг (заместитель председателя; ?–1922) и др.

Устав общества

Устав определял, что Общество здравоох­ранения евреев «имеет целью изучать санитарно-гигиенические условия среди евреев, распространять среди них правильные гигиенические сведения, способствовать научной постановке общественно-врачебного дела и вообще содействовать охранению здоровья еврейского населения».

Деятельность

До первой мировой войны

Общество здравоохранения евреев стремилось создать единую общероссийскую еврейскую общественную службу здравоохранения, включая уже существовавшие общинные благотворительные организации (типа «Биккур холим», «Линот hа-цедек», «Рофе холим» и т. п.) и немногочисленные современные медицинские учреждения (например, Еврейская больница в Киеве с 1862 г.; Еврейская детская больница имени Берсонов и Бауманов в Варшаве с 1878 г., и др.), а также осуществлять широкую профилактическую программу улучшения санитарно-гигиенических условий жизни еврейских масс.

В последнем цели Общества здравоохранения евреев частично совпадали с деятельностью Общества гигиенических дешевых квартир для еврейского населения (Петербург, 1900–1918), созданного при участии Еврейского колонизационного общества .

Общество здравоохранения евреев по сути превратилось в медико-санитарный отдел ЕКОПО и получало от него денежные средства (треть расходов Общества здравоохранения евреев покрывало правительство).

Общество здравоохранения евреев сформировало Врачебно-питательные летучие отряды (из врачей, медицинских сестер и диетологов), которые организовывали поликлиники, передвижные больницы, дезинфекционные бани, кухни-столовые (большей частью для детей), а также пункты посемейного распределения продуктов, что позволило спасти от голода и эпидемий тысячи еврейских беженцев.

В это же время Общество здравоохранения евреев создавало дома инвалидов войны, общежития для беженцев, а главное - расширяло сеть детских лагерей, открывало детские сады, ясли и так называемые детские площадки и т. п., где работа с детьми велась на родных для них языках.

Дни Февральской революции 1917 г

В дни Февральской революции 1917 г., принесшей с собой отмену национальных ограничений, председатель Общества здравоохранения евреев М. Гран отстаивал и добился принятия руководством организации взгляда, что и в свободной России евреи будут нуждаться в своих собственных медицинских учреждениях.

К августу 1917 г. действовало 45 филиалов Общества здравоохранения евреев (около пятнадцати тысяч членов) в 102 городах (в 35 губерниях); в их ведении находились 90 амбулаторий, обслуживавших около 230 тыс. больных, 19 больниц (507 коек), четыре детские туберкулезные клиники, 19 пунктов питания и девять столовых для детей, 125 детских садов и яслей (12 тыс. детей), два санатория для больных туберкулезом (в Алуште - для взрослых, в Евпатории - для детей), 24 летних лагеря и 40 детских площадок для пятнадцати тысяч детей и т. д.

Общество здравоохранения евреев издало девять брошюр на идиш (тираж 110 тыс.) и десятки плакатов, посвященных профилактике инфекционных заболеваний, а также журнал на русском языке «Известия Петроградского Центрального комитета Общества охранения здоровья еврейского населения» (1917–19).

Время гражданской войны

Гражданская война принесла российскому еврейству погромы с сотнями тысяч убитых, раненых, изувеченных и разоренных и усилила миграцию евреев.

Начались массовые эпидемии. Военные действия и немецкая оккупация осложняли деятельность Общества здравоохранения евреев, затрудняли связь центра с филиалами.

В это время прекратилось финансирование Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества здравоохранения евреев из основных источников (благотворительный Татианинский комитет и Особое совещание по устройству беженцев с его губернскими комиссиями).

Неимоверная инфляция и обнищание еврейских масс также резко ограничивали возможность сбора средств. В тот период вся деятельность Общества здравоохранения евреев осуществлялась филиалами, которые в основном финансировались местными, чаще всего городскими властями.

Двадцатые года

С подписанием (1918–21) Брестского мира и пактов с государствами, входившими до революции в состав Российской империи, Общество здравоохранения евреев создало 27 Врачебно-питательных летучих отрядов, которые помогали в устройстве 40 тыс. беженцев и высланных, вернувшихся на прежние места жительства.

Эту деятельность субсидировал созданный Совнаркомом (апрель 1918 г.) Центропленбеж (Центральная коллегия о пленных и беженцах).

Советские власти при активном участии членов Евсекции проводили национализацию в основном воспитательных заведений Общества здравоохранения евреев, оставляя часть его медико-санитарных учреждений.

В июле 1920 г. созданный властями Идгезком (идиш; Евобщестком - Еврейский общественный комитет помощи погромленным), поглотил Общество здравоохранения евреев и ЕКОПО. Однако обе организации вскоре вышли из Идгезкома (в РСФСР в январе, а на Украине в феврале 1921 г.), так как натолкнулись на противодействие со стороны руководства, главным образом членов Евсекции, заинтересованных лишь в поступающих в их адрес средствах.

В 1921 г. Общество здравоохранения евреев и Еврейский комитет помощи жертвам войны были официально закрыты, но активисты Общества здравоохранения евреев продолжали оказывать медицинскую и социальную помощь евреям в рамках Джойнта , действовавшего в начале 1920-х гг. в составе АРА (Американская администрация помощи), а в 1921–23 гг. участвовали также в Комиссии Нансена по борьбе с голодом. Добровольцы Общества здравоохранения евреев действовали с 1925 г. в рамках Медицинской комиссии ДжойнтОзе (средства поступали от Джойнта).

Эта работа сосредоточилась в основном в южных районах Украины , а также в Белоруссии , где было значительное еврейское население, в том числе в сельскохозяйственных поселениях. В 1920-х гг. во многих городах (например, Минск , Симферополь) и местечках возникли МСО (Медико-санитарные общества; иногда называемые ЕМСО, то есть еврейские), служившие по сути прикрытием Озе .

Они обслуживали так называемых лишенцев (то есть лишенных избирательного и ряда других гражданских прав), не получавших государственной медицинской и социальной помощи. Необходимо отметить, что число лишенцев среди евреев было велико (например, в 1926–27 гг. - 30% трудоспособного еврейского населения Украины).

Результаты научных исследований, проведенных в рамках Общества здравоохранения евреев, были опубликованы в Ленинграде в сборниках «Вопросы биологии и патологии евреев» (сборники 1–3, 1926–30), выходивших под редакцией В. Бинштока, А. Брамсона, профессора М. Грана и профессора Г. Дембо (1872–1939).

Середина тридцатых годов

К середине 1930-х гг. с фактическим прекращением в Советском Союзе деятельности зарубежных еврейских обществ, прервалась работа и действовавших в их рамках бывших членов Общества здравоохранения евреев.

Деятельность в Европе

Всемирный союз Общества здравоохранения евреев

Во всех странах цели организации были едины: лечение и профилактика заболеваний среди евреев, восстановление и охрана здоровья детей, борьба с эпидемиями и улучшение социальных условий жизни.

Деятельность Общества здравоохранения евреев принесла свои плоды: в странах Восточной Европы к концу 1930-х гг. среди евреев значительно снизилась детская смертность, была ликвидирована парша, приостановлено распространение туберкулеза, а также улучшились общие санитарные условия жизни евреев.

Послевоенные годы

В послевоенные годы Общество здравоохранения евреев (в 1947–51 гг. возглавлял М. Привес) действовало в Европе (десять стран), Америке (девять стран), Африке (четыре страны) и в Израиле.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. Общество здравоохранения евреев содержало 91 медицинское и детское учреждение и оказывало помощь около 85 тыс. детей и взрослых.

Основные пункты нынешней программы Общества здравоохранения евреев - охрана детства и материнства, борьба с эпидемиями, школьное здравоохранение, санитарно-гигиеническая пропаганда, научные исследования по медицине и биологии.

В черте еврейской оседлости евреи могли с разрешения губернского начальства устраивать синагоги и молитвенные школы (на каждые 30 домов по школе и на каждые 80 домов по синагоге), на определенном расстоянии от христианских храмов. Вне черты еврейской оседлости разрешение устраивать молельни зависело по закону 25 декабря 1867 г. от министра внутренних дел.

Виновный в допущении без разрешения начальства публичного или общественного богомоления еврей подвергался денежному взысканию не свыше 300 рублей. Все евреи, постоянно собирающиеся в ту или другую синагогу или молитвенную школу, составляли молитвенное общество, избирающее на три года духовное правление для заведования внутренним устройством и хозяйством синагог, молитвенных школ и благотворительных заведений.

Духовное правление состояло из ученого (для объяснения сомнений, относящихся к богослужению или обрядам веры), старосты и казначея. Местные раввины по званию своему считались непременными членами духовных правлений. Члены духовных правлений утверждались в звании губернским правлением и состояли под наблюдением городского общественного управления, перед которым были обязаны отчетностью. Помимо этого, евреи каждого города и значительного местечка были организованы, в видах фискальных, в хозяйственно-податные общества.

До 1844 г. органом управления этих обществ был кагал, который избирался евреями из своей среды в составе от 3 до 5 уполномоченных. Кагалы упразднены законом 19 декабря 1844 г., за исключением города Риги и городов Курляндской губернии, где кагалы упразднены лишь в 1893 г. В конце 19 века еврейские общества избирали сборщиков податей и уполномоченных; но на последних лежали только раскладка сборов на содержание еврейских общественных и богоугодных заведений; раскладочные реестры представлялись в местное городское общественное управление, в ведении которого евреи состояли по делам хозяйственным и податным. Сельские общества существовали отдельно от поселян другой веры.

Еврейская вера не имеет особенного духовного сословия. Тем не менее правительство желало поставить во главе еврейских обществ образованных раввинов, а для этого в 1844 г. повелено было учредить раввинские училища, сравнив их в отношении к общим предметам с гимназиями. Законом 7 июня 1855 г. постановлено, что по истечении 20 лет никто не может быть определен в раввины и учителя еврейских предметов, кроме кончивших курс в еврейских раввинских училищах или в общих высших или средних учебных заведениях.

Раввин считается блюстителем и толкователем еврейского закона; но он не вправе наказывать евреев пенями, проклятиями и извержением из общества или же отказывать кому-либо из них в совершении обрядов веры. На раввина возложены обязанности по ведению метрических книг и по совершению обрядов обрезания младенцев и наречения им имен, бракосочетания, расторжения браков и погребения. Должность раввина замещается по выбору, а избранные утверждаются в должностях губернским правлением и приводятся к присяге. В многолюдных обществах могут быть избираемы помощники раввина.

В 1842 г. была созвана комиссия из выборных представителей еврейских общин для разрешения некоторых вопросов (о форме еврейской присяги; о бракоразводном праве и др.), а 24 июня 1848 г. утверждено положение о раввинской комиссии, состоящей при министерстве внутренних дел. Цель ее - содействовать преобразовательным видам правительства через санкционирование религиозным авторитетом комиссии распоряжений правительства относительно евреев. Никакого самостоятельного значения комиссия не имеет и без предписания министра внутренних дел не заводит никаких дел.

Избрание кандидатов в члены комиссии предоставлено купцам, раввинам и почетнейшим из евреев с разрешения местных генерал-губернаторов или губернаторов. Утверждение кандидатов зависит от министра внутренних дел. Председатель и члены комиссии получают небольшое жалованье из сумм сбора. Журналы комиссии представляются министру внутренних дел, который в случае несогласия с ее представлениями или отказывает в них, или подвергает заключающиеся в них предметы новому рассмотрению комиссии. Раввинская комиссия созывалась в 1852, 1857, 1861, 1879 и 1893 гг.

Евреи всегда отличались от населения той страны в которой они проживали и своим образом жизни, и религиозными взглядами. По этим причинам они обосабливались и объединялись в общины, структура которых была практически везде одинакова. Так обосновавшись в каком бы то ни было городе где их было более десяти человек - миньян это уже можно назвать малой общиной.

Кагал именно так в древности называлась еврейская община, теперь так в основном говорят про караимскую общину. Кагал в широком смысле слова община, в более употребительном - форма ее самоуправления. Чаще термином кагал обозначаю правление еврейской общины, которая была посредником между нею и властью той страны в которой эта община находилась. В средние века евреи жили довольно обособлено, в отдельных иудейских кварталах.

Раввин

Раввин - это религиозный руководитель общины на которого. Чтобы получить звание раввина надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе. Конечно, главная их задача как и в прежние века - служить духовными руководителями и разрешать возникающие галахнческие вопросы. В свободное от религиозных вопросов время они занимался судейством. Кроме того раввин является хозяином синагоги и всего ее имущества. Так к примеру известны случаи когда в трудное время раввин мог отдавать синагогу и ее имущество в залог на некоторое время с правом выкупа в дальнейшем.

Количество раввинов на общину не ограничено.

Хазан

Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении к Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - шлиях цибур, что дословно означает "посланник общины". Большие богатые общины содержат постоянного хазана, как правило, он ведет молитву только в субботу и праздники. В зависимости от нужд общины хазан может выполнять и другие обязанности, если он имеет соответствующие образование и квалификацию. Однако в будние дни роль хазана, как правило, выполняет шамес, или кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен отвечать определенным требованиям: отличное знание религии и обрядов, родного и государственного языка; высокая нравственность и незапятнанная репутация; хороший голос и слух; представительность и др.

* он должен быть скромным, достойным и почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди, ведь он является представителем общины перед Небесным Судом;

* хазан должен быть достаточно образованным человеком и, как минимум, понимать смысл молитв;

* он должен принимать участие в делах общины. Если невозможно найти хазана, отвечающего всем этим требованиям, должен быть выбран наиболее достойный по своим качествам человек. Пусть лучше хазаном будет юноша, хорошо знающий молитвы, но не имеющий слуха чем невежда с приятным голосом.

Габай или парнас

Габай или парнас - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Обычно синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги решают, административные вопросы и т.п. Габаи могут составлять совет общины.

Коганим - это священнослужители Израиля, потомки Агарона-первосвященника по отцовской линии (поэтому когеном может быть только сын когена). Во время сорокалетних странствий сынов Израиля по пустыне коганнм приносили жертвы в Скинии Завета, после поселения в Эрец-Исраэль и строительства Храма вели службу в Храме. При распределении земли в Стране Израиля колено Леви, к которому относятся коганнм, не получило доли, но, с другой стороны, Тора обязала остальных евреев поддерживать коганим (и левним), отделяя в их пользу часть урожая. Во времена Храма коганим кроме исполнения своей главной функции - ведения службы в Храме - были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганнм была ограничена, в основном, службой в Храме. С разрушением Храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту свою обязанность. В наше время коганим продолжают соблюдать часть запретов, которые налагает на них Тора Так, когену запрещено жениться на разведенной или входить в помещение, где лежит мертвый. Обязанности коганим в наше время тоже весьма ограничены: они совершают выкуп первенцев и благословляют народБыть еврем стр43.

Шамес

Шамес Синагогальный служка - помощник раввина. В его обязанности входит: замещение хазана, обучение приходящих для этого в синагогу детей; управление хозяйственными делами синагоги; смотрение за имуществом, и подготовка синагоги к службе, перемотка сивтка торы и т.п.

Хазаны и шамесы избирались общиной, испытывались в знании законов и, утверждались в должности советом общины в который входили как правило либо самые старейшие и уважаемые общинники, либо коганим. Донин X. Быть евреем. - Иерусалим.: Шамир, 1991. -С. 46.

Совет общины

Совет общины - орган управления состоящий как правило из наиболее уважаемых общинников, Габая, коганим, и шамеса. Ранее раввин принимал главенствующую роль в совете, но постепенно раввин начинает отвечать в основном за духовную жизнь, а административное, финансовое и прочее «мирское» руководство, кроме судебного, переходит в веденье габаев. Но, тем не менее, слово раввина до сих пор является главным.

Бейт дин

Бейт дин это раввинский суд состоящий, как правило, из трех раввинов. Занимается Бейт дин уголовными и прочими спорами, опираясь на талмуд, галаху и законы ТОРЫ.

Заседает бейт дин в синагоге, или если нет таковой в кенасах. Кенаса от еврейского Кнессет - собрание, применяется в основном для обозначения караимских домов моления. Еврейская синагога это более широкое понятие так как синагога - это, Бейт кнесет на иврите, более широкое понятие.

На иврите с древних пор существует слово – эда , которое обозначает этнически однородную общину. Поскольку евреи с древнейших времен живут в рассеянии, именуемом по-гречески «диаспора», в еврейском народе парадоксальным образом различаются разные этнические сообщества. О них и пойдет речь в нынешнем выпуске нашего журнала.

В этническую общину принято выделять группу евреев, говорящих на одном языке, придерживающихся одних и тех же бытовых и религиозных обычаев и, как правило, восходящих в своем историческом прошлом к совместному проживанию в одном месте. Приведенный ниже фрагмент из рассказа Ш.-Й. Агнона «И не ослабеем» подтвердит мои слова:

Во все дни жизни своей человеку следует слово в слово держаться молитвы предков, потому что молитва народа Израиля возносится к небесным вратам, и ворот этих, называемых «вратами молитвы», двенадцать – по числу Израилевых колен. А молитва достается каждому человеку от его отца, которому она досталась от его отца, и так вплоть до того предка, который унаследовал молитву от родоначальника колена, сына праотца нашего Иакова, мир покойному праведнику, который установил ему правила молитвы. И вот когда стояли все сыны Иакова на молитве, Всевышний, да будет Он благословен, устроил в небесах двенадцать ворот – по воротам на колено Израилево, и размах каждого из тех ворот соразмерен с достоинствами соответственного ему еврейского племени. Оттого и выходит, что когда человек отклоняется от слов молитвы своего отца, отклоняется от молитвы родоначальника, врата небесные не знают, которым из них распахнуться, и входит молитва в ворота в беспорядке. Евреи последних поколений были наказаны за то, что отклонились от молитвы предков и посеяли сумятицу в горних и в дольних, – умножились несогласия во Израиле, и силы еврейских тел и душ истощились. И по сей день не настало в мире прежней гармонии.

Вот и моя молитва словами и порядком своим отлична от молитвы моих предков, более того, я снова и снова отклоняюсь от прежних правил молитвы. Отчего же я так поступаю? Да оттого, что жизнь моя с ранних пор проходит в странствиях и скитаниях… Так я странствую от молитвы к молитве, от сидура к сидуру, и только благословение после трапезы я по-прежнему говорю, точь-в-точь как учил меня отец, мир праху его.

Автобиографический зачин агноновского рассказа отражает черту, типичную для еврейского сознания: пристальное внимание к своим корням, верность традиции предков и упорство в сохранении обычаев, сформировавшихся в конкретном месте и в конкретных исторических условиях. К этим обычаям помимо молитвенной традиции следует отнести специфику ритуалов в семейной жизни и при забое скота, разнообразие национальных еврейских костюмов, украшений, промыслов и разнящиеся традиции еврейских праздников.


Как же образовались разные еврейские этнические общины, или эдот (мн. ч. от эда )?

Поначалу евреи выделяли общины не по этническому, а по географическому признаку: те, что жили в Земле Израиля, в Вавилоне, в странах Средиземноморья, в Европе, в Северной Африке. Ситуация изменилась, когда к середине VII века почти все эти регионы оказались в границах арабского халифата: различия между местными общинами под властью мусульман делались как бы несущественными.

ОБЩЕЕ МЕЖДУ НАМИ . Дискриминация.

Мусульмане установили для евреев и христиан, живших под их властью, статус граждан низшего сорта, так называемых зимми, что в переводе с арабского означает «находящийся под покровительством». То был не самый низкий статус, ведь мусульмане уважительно относились к Танаху как к предшественнику их священных текстов. Евреям разрешили исповедовать иудаизм, но запретили строить синагоги и обложили дополнительным подушным налогом. В 850 году халиф аль-Мутаваккил издал указ, требовавший, чтобы зимми носили желтые шапки; потом на халаты надо было нашивать желтые лоскуты или носить желтые пояса, так что желтые шестиконечные звезды, которые отличали евреев по приказу нацистов, имеют давнюю предысторию.

В Европе евреи начали осознавать себя как обособленные общины примерно в IX веке, сначала в Германии, затем во Франции и в Англии. (Германия называлась на иврите Ашкеназ, там евреи с помощью немецкого языка создали идиш; с тех пор говорящих на идише евреев называют ашкеназами.) В конце XI века в Западной Европе, Германии преимущественно, жили около полумиллиона евреев, что составляло 30-50% от мирового еврейства того времени.

Однако понятие эда в его современном значении возникло в средние века на Пиренейском полуострове. Казалось бы, если Испания на иврите – Сфарад, можно всех ее евреев называть сефардами. На деле одна и та же область Испании неоднократно подпадала то под власть мусульман, то под власть христиан, так что после погромов и общих разрушений еврейские общины возрождались в разных культурных условиях. Их своеобразие зависело уже не только от места. (Из-за этого сефардскими иногда не очень точно называют общинные черты, сложившиеся под влиянием народов ислама, а ашкеназскими – те, что сложились под влиянием христианских народов.)

На Пиренеях под влиянием средневековых диалектов испанского, каталонского и португальского языков у евреев сложился свой язык, чаще всего именуемый ладино. Он, как и идиш, использует еврейский алфавит и содержит много ивритских слов. До второй мировой войны на ладино говорили многие евреи Греции, Югославии, Болгарии. С 70-х годов нашего столетия больше всего носителей языка ладино живут в Израиле.

Как случилось, что сегодня мы встречаем сефардские традиции, например, у евреев Англии и Голландии?

Евреев часто изгоняли из стран, где они жили, либо по религиозным причинам, либо по финансовым, когда задолжавшая евреям казна или дворянство не могли или не хотели возвращать долги. Изгнанные евреи оседали в странах и областях, где уже были объединенные местной традицией еврейские общины, отчасти смешивались с ними, отчасти культивировали собственное своеобразие и замыкались в себе. Так возникали эдот, где помимо явных влияний имелось что-то неповторимо свое, и приходилось говорить о новой общинной традиции.

ОБЩЕЕ МЕЖДУ НАМИ . Изгнания и массовые волны эмиграции.

В апреле 1182 г. король Франции Филипп II Август издал указ об изгнании всех евреев и конфискации их имущества. Синагоги были превращены в церкви. Затем евреям разрешили вернуться. Но за 200 последующих лет евреев снова выселяли из отдельных графств и провинций Франции, пока не изгнали совсем. 18 июля 1290 года король Англии Эдуард I издал указ о поголовном изгнании евреев, и около четырех тысяч беженцев направились во Францию, Германию, Голландию. В 1349–1350 гг. в Европе разразилась эпидемия чумы. Виновниками «черной смерти» во многих странах объявили евреев, отчего в Германии и Нидерландах евреев почти полностью истребили, венгерских евреев изгнали из страны. В 1492 г. евреев изгнали из Испании, а в 1497 г. – из Португалии. Изгнанники осели в странах Европы и Северной Африки. В 1569 г. булла папы Пия потребовала изгнания евреев из папских владений Италии и Франции. В 1679 г. были изгнаны все евреи Йемена.

Изучение еврейских этнических общин немыслимо вне контекста еврейской истории и географии. Ниже мы коснемся отдельных исторических вех в формировании разных еврейских общин.

В Англию евреи прибыли во второй половине XI века. Как правило, это были переселенцы из Северной Франции, но также понемногу из Германии, Италии, Испании. Основным занятием евреев было ростовщичество: еврейскими деньгами пользовались англичане всех сословий, однако больше всего – королевская казна, куда с евреев отчислялись огромные налоги и ссуды. Возвращать ссуды не всегда хотелось, и почти сразу евреи стали жертвами кровавых наветов. К середине XII века в большинстве крупных городов Англии имелись еврейские общины, но после изгнания в конце XIII века и до середины XVII века евреи в Англии не жили.

В 1655 году амстердамский раввин Менаше бен Исраэль прибыл в Англию с одной целью – получить разрешение евреям вернуться. Хотя он своей цели не добился, после его ходатайства евреям, как правило, не чинили препятствий при въезде в страну. Так в XV веке в Англии вновь появились евреи, сначала сефарды из амстердамской общины и марраны (насильно крещенные евреи) из Испании и Португалии, а потом ашкеназы из Амстердама и Гамбурга.

В Лондоне в семье евреев-сефардов родился и воспитывался Бенджамин Дизраэли, видный английский государственный деятель и писатель (в 13 лет он был крещен отцом, поссорившимся с общиной).

ОБЩЕЕ МЕЖДУ НАМИ . Кровавые наветы.

Так называется обвинение евреев в убийстве иноверцев (чаще христиан) с целью использования их крови в ритуальных целях. Обычно речь шла о подмешивании крови в мацу, так что навет приурочивали к празднику Песах. Получив распространение в средние века, кровавые наветы не исчезли и в более позднее время: Дамасское дело в 1840 г. (расследовавший его французский консул занял резко антиеврейскую позицию), дело Бейлиса в Киеве в 1913 г. Даже в СССР было несколько кровавых наветов, например, в Ташкенте в 1962 г. и в Кутаиси в 1964 г.

На севере Нидерландов в первой половине XIII века жили несколько семей немецких евреев. На рубеже XIII и XIV веков сюда прибыла часть изгнанников из Англии. А во второй половине XVI века, когда Нидерланды избавились от диктата Испании, на юг страны, особенно в Антверпен, а потом и в Амстердам стали переселяться из Испании и Португали марраны. В независимых Нидерландах марраны могли открыто жить как евреи: строить синагоги, печатать книги, основывать свои кладбища. Эти сефардские евреи в разных городах имели разные права: они то допускались в ремесленные цехи и купеческие гильдии, то изгонялись из них. Общий расцвет Нидерландов во второй половине XVII – первой половине XVIII веков затронул и еврейскую жизнь: сефардские евреи жили в достатке, имели свои ѓалахические суды; еврейские врачи лечили всех, но еврейские фармацевты могли продавать лекарства только евреям. Среди бывших марранов было немало поэтов и писателей, писавших на иврите, испанском и португальском языках, были философы, например, Уриэль Акоста и Барух Спиноза.

ОБЩЕЕ МЕЖДУ НАМИ . Насильственное крещение.

Активное крещение евреев началось в IV веке, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Отдельные случаи массового принудительного крещения были на о. Менорка и на территории нынешнего Туниса в V веке, во Франкском королевстве в XV веке, после эдикта 614 года, запрещавшего исповедовать иудаизм в Византии, при подготовке к 1-му крестовому походу в конце XI века во Франции, Германии, Чехии и т. д. Кроме того, у евреев насильно отбирали детей, крестили и передавали церкви, надеясь обратить и родителей, например, в Толедо (694 г.), в Лионе (820 г.). В России в XIX веке крестили кантонистов – призванных для подготовки к армейской службе еврейских мальчиков 8-12 лет. Периоды войн, «священных войн» и внутренних конфликтов почти во всех странах сопровождались погромами и насильственным крещением. Так было в Испании и Португалии, в Речи Посполитой (Польша) во время ее оккупации русскими войсками в XVI–XVII вв. и в Эфиопии в XIX веке.

Побывав в Европе, заглянем в Азию, в Ирак и Иран . В древние времена эти страны были частью больших государств,то Вавилона, то Персии. Евреи там появились еще в 732-722 гг. до нашей эры. То были изгнанные грозными правителями Ассирии жители Израильского царства, евреи потерянных десяти колен Израилевых. В конце VI века до н. э. царь Вавилона Навуходоносор вытеснил ассирийцев из Междуречья и переселил сюда евреев Иудеи. Однако когда персидский царь Кир (Кореш) позволил евреям вернуться на родину, часть общины осталась там, где жила. Благоприятные политические и природные условия способствовали расселению евреев по всей обширной территории Персидской империи, о чем нам известно из библейской Книги Эсфирь (Мегилат Эстер ). Ни походы Александра Македонского, ни парфянское владычество, ни нашествия римлян не принесли пагубных потрясений этой общине. Еврейская община Вавилона стала гордостью нашего народа. Ее духовное богатство запечатлено в Вавилонском Талмуде – кладезе еврейской мудрости.

Когда в 642 году евреи подпали под власть арабских мусульманских халифов, их положение так сильно изменилось к худшему, что казалось, это предел угнетения и вот-вот должно прийти Избавление. В VII–X веках евреи несколько раз провозглашали то одного, то другого лидера Машиахом, например, Абу-Ису и основоположника караимского учения Анана бен Давида.

ОБЩЕЕ МЕЖДУ НАМИ . Насильственное обращение «неверных» в ислам.

Вопреки Вопреки положению о зимми, некоторые мусульманские правители под страхом смерти заставляли евреев перейти в ислам. Так было в Йемене в конце XII века, в Персии в XVII веке, в Средней Азии в XVIII и XIX, а в Дагестане – в XIX веке. В 1921 г. в Йемене вышел указ об обращении в ислам еврейских сирот старше 13-ти лет, даже если жива мать, и евреи в массовом порядке стали усыновлять чужих детей.

Когда в VIII веке Багдад сделался столицей халифата, большинство евреев сосредоточились там. С середины X по XVI век жизнь их целиком зависела от толерантности персидских эмиров. Правда, в 1258–1336 гг., когда Ираком правила монгольская династия Хулагуидов, еврейская жизнь быстро достигла экономического и культурного расцвета, а евреи заняли весьма престижные государственные посты. Однако с принятием Хулагуидами мусульманства притеснения возобновились.

В первой половине XVII века крупнейшую в Ираке еврейскую общину в городе Мосул возглавляла женщина, Аснат Баразани, дочь духовного лидера курдских евреев рава Шмуэля Баразани, который обучил ее Торе. Аснат занимала посты раввина и главы иешивы в Мосуле после того, как умер ее муж. Она пользовалась авторитетом в вопросах религиозного характера и, по преданию, написала комментарии к библейской Книге Притч, но они до нас не дошли.

В первой половине XIX века евреи Ирака бежали от репрессий в Иран и Индию. В целом же можно сказать, что в Ираке было много зажиточных еврейских семей: в Иерусалиме до сих пор стоят жилые кварталы, синагоги, миквы, талмуд-торы, караван-сараи, построенные на средства иракских евреев более ста лет назад.

Во время правления англичан евреи активно участвовали в политической и административной жизни страны, но в независимом с 1932 г. Ираке они вновь подверглись дискриминации. В 1941 г. 170 евреев были убиты и несколько сотен ранены в погроме, выражавшем солидарность населения с нацистами. Евреям Ирака, почти как евреям СССР, запрещали жить по религиозным законам (в Багдаде и сегодня действует только одна синагога) и не отпускали их на постоянное жительство в другие страны.

ОБЩЕЕ МЕЖДУ НАМИ . Эвакуация еврейских общин в Израиль.

В 1950–1951 гг. силами Еврейского Агентства и правительства Израиля были вывезены из Ирака почти 110 тысяч евреев – операция «Эзра и Неемия», по аналогии с описанным в Библии возвращением евреев из Вавилона в Иудею. В 1949–1950 гг. Израиль предпринял эвакуацию 50 тысяч евреев Йемена – операция «Ковер-самолет». В мае 1991 года были эвакуированы из Эфиопии более 14 тысяч фалашей – эфиопских евреев – операция «Шломо».

В Иране XVI – XVII веков династия Сефевидов немилосердно угнетала евреев, лишала их связи с общинами других стран и почти перекрыла приток пожертвований из-за границы. Высокие налоги гнали земледельцев в город. Начался массовый отъезд евреев в Афганистан, Туркестан, Самарканд, Бухару, Курдистан, на Кавказ, в Египет и даже в Индию.

При Каджарской династии в XVII – XXвв. жизнь «неверных» в Иране сделалась еще хуже. В результате закрытия синагог и насильственного обращения в ислам появилась масса «тайных иудеев». Именно они положили начало обычаю совершать паломничество к могилам Мордехая и Эстер в Хамадане и пророка Даниэля в Ахуазе. Европейские евреи требовали прекратить религиозные преследования сородичей, однако облегчение наступило лишь в самом конце XIX века, когда в Тегеране открылась первая еврейская школа под эгидой «Альянса».

В наши дни иранская еврейская община вынуждена поддерживать антисионистскую внешнюю политику правительства, поскольку обвинения в симпатии к Израилю становятся поводом для антисемитских репрессий. Религиозная жизнь пребывает в вынужденном упадке: на три синагоги Тегерана с 1994 г. нет ни одного раввина. Единственному еврейскому кладбищу Тегерана грозит исчезновение под новыми жилыми кварталами.

Жизнь евреев в мусульманском Йемене составляет едва ли не печальнейшую главу в летописи мирового еврейства. Археологические раскопки подтверждают существование еврейской общины на территории Йемена уже в III в. н.э. В пору язычества иудаизм в Йемене считался настолько важной религией, что часты были случаи перехода в еврейство, даже один из монархов Химьяра (так называлась страна) принял иудаизм. Но после завоевания Химьяра христианской Эфиопией в 524 –525 годах евреев начали преследовать, а с 630 года, с включением этой земли в состав арабского халифата, началось принудительное обращение евреев в ислам. Верные своей религии евреи получили статус зимми , но реально в Йемене их права нарушались: они не могли состоять на государственной и военной службе, владеть землей, носить новую или яркую одежду. Евреям в Йемене запрещалось учить Тору вне стен синагоги, громко молиться, трубить в шофар и т.п. И все же они по-прежнему поддерживали связи с иешивами Вавилона. Документы свидетельствуют об активном участии евреев Йемена в налаживании торговли с евреями Северной Африки, Индии, Юго-Восточной Азии.

В 1679 году евреев изгнали из Йемена. Однако их уход так пагубно сказался на экономике страны, что по истечении года им разрешили вернуться. За этот год около трети изгнанников умерли от болезней, голода и лишений.

В религиозном сознании йеменских евреев периоды жестоких гонений многократно связывались с мессианскими чаяниями. С другой стороны, та же религиозная мистика предсказала им возвращение в Землю обетованную в 1882 году и побудила их переселяться в Палестину.

Так одновременно с российскими евреями в Палестине появились общины йеменских евреев, которые обосновались в Иерусалиме: около 200 человек в 1882 и около 400 – в 1885 году. Они очень бедствовали и тут, но журналист Исраэль-Дов Фрумкин организовал им поддержку евреев-сионистов из России и помог в закладке новых йеменских кварталов.

В 1907–1909 гг. из Йемена прибыло несколько тысяч евреев, многие из которых организовали сельскохо-зяйственные поселения. Репрессии в Йемене продолжались, и в 1921г. был запрещен выезд в Палестину. После эвакуации общины Йемена в Израиль в 1950 году еврейского населения там почти не осталось.

Евреи Йемена дали еврейскому миру мудрецов и поэтов. Таков был мистик, поэт и сказитель XVII века Шалом бен Йосеф Шабази, оставивший тысячи прекрасных стихов. Йеменские евреи, далекие от преклонения перед кем-либо, наделили Ш. Шабази святостью и легендарными качествами. В заключение необходимо добавить, что музыка и прикладное искусство йеменских евреев чрезвычайно привлекали композиторов, этнографов и дизайнеров из русских и немецких евреев, когда в 1930-е годы они искали пути национальной культуры во вновь обретенной отчизне. Оттого в песнях Израиля йеменские ритмы и модусы сплелись с русскими и украинскими мелодиями.

В Южной Америке самая многочисленная еврейская община проживает в Аргентине . Только в Буэнос-Айресе насчитывается около 180 тысяч евреев. Почти все евреи Аргентины – потомки иммигрантов из Восточной и Центральной Европы; их и называют здесь «русос» – в отличие от 15% восточных евреев, прозываемых «туркос», хотя среди них выходцы не только из Турции, но и из Сирии и Северной Африки. Евреи Аргентины в целом преуспевают и участвуют во всех сферах деятельности, отчего процесс ассимиляции идет там довольно интенсивно.

Первые еврейские поселенцы прибыли в Аргентину в XVI–XVII веках из Португалии и Испании и так быстро ассимилировались, что их след затерялся. В середине XIX века здесь появились евреи из Франции, а после погромов 1881 г. – большая волна евреев из России. Русские евреи по большей части осваивали сельское хозяйство и создали несколько чисто еврейских поселений. Как и во всем мире, евреи Аргентины страдали от антисемитизма: в начале века его объясняли боязнью революции и подозрительностью к «русским», при режиме военной хунты в 1976 –1983 гг. – борьбой с инакомыслием (из 9000 жертв режима тысячу составляли евреи). Антисемитизм то шел на убыль, то ужесточался, и в ответ росла то ассимиляция, то эмиграция в Израиль.

В наше время у евреев Аргентины есть синагоги, воскресные и обычные школы, свои книжные и продуктовые магазины, библиотеки, разветвленная сеть учебных центров. Выходцы из Восточной Европы, аргентинские евреи, хранят идиш: на этом языке выходят газеты, книги, играют актеры.

Еврейские общины есть и в Бразилии, Уругвае, Сальвадоре, Эквадоре и других странах Южной Америки, где они существуют с конца XIX века. Эти общины помнят свое происхождение: кто от русских и польских евреев, кто – от немецких, кто – от хасидов Хабада, а кто – из стран мусульманского Востока.

США. Первые 23 сефардских еврея – беженцы из захваченной португальцами Бразилии – прибыли в Новый Амстердам в 1654 г. Когда десять лет спустя в городе высадились англичане и переименовали его в Нью-Йорк, их взору предстала целая ев-рейская община. Позднее сефардские общины появились в Филадельфии, Чарлстоне и других городах.

Когда в 1776 г. были провозглашены Американских штатов и равенство всех жителей-иммигрантов перед законом, там насчитывалось от полутора до двух с половиной тысяч евреев. В письме первого президента Джорджа Вашингтона евреям Род-Айленда от 1790 г. говорилось: «С Божь-его благословения живущие в этой стране потомки Авраамовы будут и дальше наслаждаться добрым отношением других жителей, подобно всякому, живущему под своею лозою и под своею смоковницею, и никто не будет трепетать перед соседом».

Интересна библейская топонимика в США: здесь три Иерусалима, двадцать Хевронов, почти в каждом штате свой Бейт-Лехем (Вифлеем), а также есть населенные пункты с названиями Ханаан, Сион, Мория, Гил’ад и Содом. Не нужно думать, что это влияние евреев, но очевидным образом это влияние Танаха на мировидение протестантов из Европы в период заселения страны.

В начале XIX века с усилением антисемитизма в Германии в США стали во множестве прибывать немецкие евреи, а с 1881 года – российские, и к началу XX века в США было уже 1 100 000 (!) евреев. Этот наплыв продолжался вплоть до 1924 г., когда из-за усложнения экономической ситуации были введены ограничения на въезд в страну.

Хотя в 1940 г. в США жило 4,5 млн. евреев, среди них мало было счастливцев, которым эта демократическая страна позволила укрыться от нацизма. Многие ли помнят сегодня, что США не открыли границу навстречу еврейским беженцам даже после введения Гитлером Нюрнбергских законов?

Сегодня евреи в США процветают, и процесс ассимиляции соперничает с упорством еврейских лидеров и просветителей, стремящихся сохранить национальную целостность и своеобразие. Здесь широко представлены три основные направления иудаизма: ортодоксы, включая Хабад и других хасидов, консерваторы и реформисты, и раввины всех трех течений участвуют в едином Совете раввинов Америки. Газеты, книги, вещание, спектакли на английском языке и других языках еврейской диаспоры, тысячи общественных организаций, школ, синагог и религиозных учебных центров поддерживают в евреях ощущение своей национальной принадлежности – первое возможное препятствие на пути к смешанному браку и дальнейшему растворению в американском народе. Но даже ассимилированные евреи шли добровольцами в Армию Обороны Израиля, когда эта страна оказывалась вовлеченной в войну. И сегодня в израильской армии есть части, где служат американские евреи – юноши и девушки – как знак солидарности с государством евреев.

За редкими исключениями в США нет официального антисемитизма, но на бытовом уровне никто не застрахован от него даже там. Есть частные школы, колледжи, где евреи нежелательны. В последние годы пугает и настораживает антисемитизм среди негров.

И несколько штрихов к несостоявшимся за недостатком места очеркам о других общинах.

Евреи Марокко делятся на две четко выраженные группы. Одна – потомки беженцев из Испании и Португалии и слившиеся с их общинами местные евреи, жившие на побережье и в Фесе. Они говорят на еврейско-испанском языке, ревностно соблюдают свои обычаи, молятся в своих синагогах и в управлении общиной придерживаются старых испанских уставов. Евреи второй группы – потомки еврейских переселенцев после разрушения Второго Храма и берберов, перешедших в начале VIII века в иудаизм, – жили в районе Атласских гор и говорили на диалектах еврейско-арабского и еврейско-берберского языков. Они были малообразованны, их синагоги находились в запустении. В эпоху ислама на евреев Марокко распространялось положение о зимми, их унижали и преследовали. Тем не менее, среди них было много морских торговцев, в т.ч. вином, сахаром, цветными металлами, ремесленников, были дипломаты и советники при марокканских правителях.

Интересно, что первая сионистская организация в Марокко была основана в 1900 г. в Тетуане выходцем из России, доктором И.Берлявским, но еще в начале XVIII века три видных раввина в Марокко – р. Яаков Ибн Цур, р. Йеѓуда бен Атар и р. Шалом Адраи – приняли ѓалахическое постановление о том, что «если кто-то захочет уехать в Землю Израилеву, а жена станет перечить, то надо повлиять на нее. Если же она упорствует – уплатить ей отступное согласно кетубе и уехать одному». А в XIX веке эту ѓалаху расширили, постановив, что и мать с детьми может уехать в Святую Землю вопреки желанию мужа. В Марокко разрешали даже продать свитки Торы, если вырученные деньги были необходимы для алии.

Массовое переселение марокканских евреев в Израиль началось в 1948 г., большие волны алии были в 1961–1964 гг. и после Шестидневной войны (1967). Выходцами из Марокко в Израиле основаны города и поселения, в т.ч. Димона, современный Ашдод, Кирьят-Шмона.

Еврейское население Индии состоит из трех основных этнолингвистических групп. На юго-западном побережье, в частности в Кочине, живут кочинские евреи, говорящие на языке малаялам. Они ведут генеалогию от иудеев, покинувших разрушенный римлянами Иерусалим, однако самым древним их документом являются две медные таблички, датируемые концом X века. В XII веке Биньямин Тудельский сообщал о тысяче темнокожих евреев, следующих Торе и имеющих некоторое представление об Устном учении. О них же писал Марко Поло. Благодаря покровительству раджей, их древние общины не пострадали от инквизиции, как пришедшие в XV веке и почти полностью уничтоженные впоследствии марраны. С конца XVII и в следующем столетии общины кочинских евреев пополнились евреями Северной Африки, Персии, Ближнего Востока, Пиренейского полуострова.

Бней Исраэль, говорящие на маратхи, живут в Бомбее и его окрестностях. Хотя они считают, что их предки бежали из Иудеи при Антиохе Эпифане (II век до н.э.), доказательств этому нет. Бней Исраэль столетиями жили в отрыве от других евреев, но соблюдали субботу, обряд обрезания, законы о пище, некоторые праздники и молитвы.

Община багдадских евреев (они поселились в Бомбее, Калькутте и Пуне) появилась в Индии в середине XVIII века и стала самой влиятельной еврейской общиной. Она принесла культуру евреев Ближнего Востока и арабско-еврейский диалект Ирака, активизировала социальную и благотворительную деятельность среди местного еврейского населения.

В наше время большинство кочинских евреев и Бней Исраэль живет в Израиле.

Происхождение чернокожих евреев Эфиопии по-прежнему остается загадкой, и наука, не имея текстов, не может ни подтвердить, ни опровергнуть многочисленные устные предания на эту тему. Вот одно из них: после визита царицы Савской к царю Соломону в Иерусалим, царица родила сына. Выросши, царевич навестил отца, который послал с ним в обратный путь целую свиту иерусалимцев. Часть этой свиты осела в стране, ныне зовущейся Эфиопией, и положила начало новой еврейской общине. Примечательно, что это предание всячески поддерживала правящая династия Эфиопии нового времени (с XIII века по 1974 г.), монархи которой – не евреи – тоже называли себя потомками царя Соломона.

Согласно другой версии, эфиопские евреи произошли от евреев-эмигрантов из Верхнего Египта, которые по неизвестной причине переселились в верховье Нила и там объединились с еврейскими эмигрантами с Аравийского полуострова. Но есть и версия, по которой эфиопские евреи – геры, т.е. часть местного населения, в незапамятные времена перешедшая в иудаизм. Как бы то ни было, эфиопская община – одна из древнейших. Ее евреи жили в полной изоляции от других общин и ревностно хранили традицию, не обогащенную ни Талмудом, ни другими известными нам ѓалахическими трудами.

В мае 1991 года израильская авиация, следуя тщательно разработанному секретному плану, перевезла по воздуху из Аддис-Абебы в Тель-Авив более 14 тысяч эфиопских евреев (во время полета и непосредственно перед ним родились семь младенцев). Эта 33-часовая операция «Шломо» вернула потомков царя Соломона (на иврите – Шломо) на родину.

В заключение хотелось бы отметить, что между рассеянными по земному шару еврейскими эдот есть очень много общего. Это такие принципиальные вещи, как религия и историческое прошлое (по крайней мере, до определенного момента), календарь, вера в грядущее Избавление и собирание рассеянных в Земле Израилевой. Чем благополучнее живут евреи, тем ярче проступают различия между общинами. Зато в час тяжких испытаний они объединяются. Так, во время погромов Богдана Хмельницкого в Польше в 1648–1649 годах и позже помощь польским евреям приходила со всех концов диаспоры, а кровавый навет в Дамаске побудил евреев создать международную национальную организацию «Альянс», или «Все евреи – друзья», чтобы всегда можно было прийти на выручку любой попавшей в беду общине.

Контакты между разными общинами не всегда осуществлялись благополучно. Тому виной были и противоречивые интересы, и подозрительность или пренебрежение к «чужаку». С возникновением Израиля множество разобщенных этнических групп евреев оказались в рамках одного небольшого и неоформившегося государства, что сразу же привело к обострению общинных конфликтов. Как это часто бывает в истории, проблему пытаются решить прямо противоположными способами. С одной стороны, делают ставку на то, что со временем все в Израиле перемешаются, и через несколько поколений никто не сможет отдать предпочтение какой-либо одной традиции предков. С другой стороны, пестуют этническое своеобразие общин и укрепляют их сплоченность, чтобы дать израильтянам в первом и во втором поколении дополнительную опору, а также сохранить исчезающий национальный фольклор.

Зоя Копельман

Демографическая таблица расселения евреев по данным 1997 г.

США – 5.600.000
Израиль – 4.700.000
Франция – 600.000
Россия – 450.000
Канада – 360.000
Украина – 310.000
Англия – 300.000
Аргентина – 230.000
Бразилия – 130.000
Австралия – 95.000
ЮАР – 92.000
Венгрия – 70.000
Германия – 60.000
Беларусь – 45.000
Мексика – 40.700
Бельгия – 40.000
Уругвай, Италия, Голландия, Венесуэла – 30.000
Иран – 25.000
Чили – 21.000
Узбекистан, Азербайджан, Турция – 20.000
Молдова, Швеция, Швейцария – 18.000
Латвия – 15.000
Испания, Румыния – 14.000
Грузия – 13.000
Казахстан – 12.000
Австрия – 10.000
Дания,Польша – 8.000
Панама – 7.000
Марокко – 6.500
Литва, Словакия – 6.000
Индия – 5.000
Киргизстан – 3.500
Эстония, Болгария, Перу – 3.000
Эквадор, Эфиопия, Туркменистан, Монако, Парагвай –1.000
В остальных странах насчитывалось менее тысячи евреев, в том числе в Армении, Таити, Ираке, Сирии – по 120 чел.
(По данным книги « Ѓа-кеѓилот ѓа-иеѓудийот ба-олам», 1997.)


Христианство и антисемитизм

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На данный момент только 50-100 евреев живет в стране . Эмиграция из Ливана не была массовой, даже после первой гражданской войны в Ливане в 1958 году , так как ливанские евреи были тесно интегрированы в общество и не чувствовал необходимости отказаться от своей родины. Но эмиграция увеличилось после начала в 1975 году в Ливане гражданской войны , и еще больше возросла после того, как Израиль вторгся в Ливан в 1982 году .

    Ранняя история

    В до-библейские времена, регион между Газой и Анатолией (территория современных Ливана, Израиля/Палестины, Иордании и Сирии) был одной культурной единицей. Несмотря на отсутствие центральной политической власти, регион объединялся близостью языков (северозападносемитские языки, в частности финикийский , древнееврейский и арамейские), религии и образа жизни. Здесь находились некоторые из первых в мире постоянных поселений, расположенных вокруг ранних сельскохозяйственных общин и независимых городов-государств, многие из которых обладали широкой сетью торговых отношений по всему Средиземноморью и за его пределами.

    Во времена Израильского царства, Ливан и Израиль (в том числе современная Иордания) уже могут быть признаны как полностью обособленные, хотя они оставались близкими союзниками. В течение этого периода, части современного Ливана находились под контролем Иерусалима, а евреи жили далеко на север в районе Ваал-Хермон на склонах горы Хермон (иногда отождествляется с современной Хасбайей , которая в свою очередь стала важным центром еврейской жизни в первой половине 20-го века ).

    После 1947 года

    Антисионистские демонстрации начались в 1947 и 1948 годах, но первоначально не наносили никакого вреда еврейской общине. По мере продолжения арабо-израильского конфликта, враждебность по отношению к евреям усилились, особенно со стороны мусульманского населения. Главная синагога в Бейруте была взорвана террористами в начале 1950-х, а ливанская палата депутатов стала местом острых дискуссий о статусе еврейских офицеров ливанской армии. Результатом обсуждений стало единогласное решение об отставке и исключении их из ливанской армии . Два еврейских офицеров были уволены, но некоторые евреи продолжали работать на правительство.

    Большинство ливанских евреев были сионистских взглядов и смотрели благосклонно на создание Израиля, но тем не менее они не хотели вмешиваться в политику и не обсуждали вопросы связанные с Израилем, чтобы их арабские соседи не обвиняли их в измене .

    До 1958 года, когда в Ливане вспыхнула первая гражданская война , число евреев в Ливан оставалось на уровне около 9000, что делало Ливан единственной арабской страной, в которой еврейское население увеличилось после 1948 года. Только после 1958 начался массовый исход евреев из Ливана, в результате политических волнений в стране. Несколько сотен репатриировались в Израиль, а многие другие переехали в США и Европу.

    В начале 1967 года число евреев, оставшихся в Ливане оценивалось примерно в 5000-6000, но после Шестидневной войны , эмиграция увеличилась и община уменьшилась примерно наполовину. К тому времени, почти все ливанские евреи проживали в Бейруте , наряду с несколькими семьями, оставшимися в Сидоне (община в Триполи прекратила своё существование до 1947 года). Было два еврейских банка в Ливане, Сафра банк и Société Bancaire (ранее Zilkhah банк). Только после войны 1967 года были введены ограничения, накладываемые на ливанских евреев, которые должны были обращаться к властям за получением разрешений на работу и просьбы далеко не каждого заявителя были удовлетворены. Это стало одной из причин увеличения еврейской эмиграции. Другая причина заключается в частичном параличе ливанской экономики, особенно в сфере туризма, так как христианские паломники больше не нуждались проезжать через Ливан для того, чтобы посетить Старый город Иерусалима и Вифлеем. Некоторые еврейские эмигранты, особенно молодые люди, уезжали в Израиль.

    В конце 1960 и начале 1970-х годов, еврейская община в Бейруте по-прежнему содержала синагоги и другие общинные институты, а также были синагоги в Сидоне и в летних курортах Бхамдун и Алей . В этот период еще работали еврейские школы в Бейруте и Сидоне. Еврейские ученики также учились в христианских учебных заведениях, особенно в колледжах и институтах, так-как еврейские школы не проводили обучение на уровне всех классов средней школы, и из-за предпочтения ливанских евреев учиться на французском языке. Даже в еврейских школах акцент был сделан на изучении французского языка. Арабский изучался в меньшей степени, а иврит еще меньше, хотя изучение иврита не было ограничено со стороны властей. Сеть еврейских и христианских школ успешно боролась с неграмотностью среди молодого поколения, но очень мало кто продолжал обучение в высших учебных заведениях. Большая часть молодого поколения занялась бизнесом. К 1970 году община сократилась до около 1000-1800.