Меню
Бесплатно
Главная  /  Дерматит  /  Основные этапы развития психологии как науки введение. Этапы развития психологического знания

Основные этапы развития психологии как науки введение. Этапы развития психологического знания

1. Этапы развития психологии как науки.

Основной причиной, вызывающей трудности в изучении психики, является идеальность и субъективность психических явлений, поэтому психологи сомневались в объективности своих исследований, по-разному понимая сущность психики. В зависимости от этого выделяют 4 этапа в формировании психологии как науки.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души люди пытались объяснить непонятные явления в жизни человека: сновидения, судьбу, мысли, желания, считая, что душа – орган, животворящий тело, следовательно, психика – это душа. Данные взгляды, распространенные у первобытных народов, называются анимизмом (анима – душа), под которым понимается одушевление всех живых и неживых объектов. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, Лукреций трактовали душу как разновидность материи, как телесное образование из атомов. Философ-идеалист Платон считал, что душа – что-то божественное, отличающееся от тела.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникла в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать назвали сознанием. Основным методом изучения сознания считалась интроспекция (интро – направленный внутрь себя), т.е. самонаблюдение человека за самим собой и описание, объяснение на этой основе фактов внутренней психической жизни. Таким образом, на этом этапе развития психологии основное внимание обращалось только на внутреннюю сторону психической жизни человека, на его сознание.

3 этап – психология как наука о поведении возникла в ХХ в. В это время считалось, что самонаблюдение является недостаточно объективным методом. Объективно можно изучить только лишь то, что непосредственно наблюдаемо: поведение, поступки, реакции человека. Но при этом не изучались мотивы, вызывающие поступки. На данном этапе развития психологии под психикой ученые понимали ее внешнюю характеристику – поведение.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Под психикой стали понимать совокупность как внутреннего, так и внешнего, т.е. с одной стороны – это сознание, с другой – поведение, деятельность.

3. Общее понятие о психике, ее структуре и функциях

В настоящее время существует материалистическое и идеалистическое понимание сущности психики.

С идеалистической точки зрения считается, что психика первична, а материя вторична. Например, прежде чем построить дом, человек его придумывает во внутреннем плане: составляет чертеж, подбирает материалы, затем идею о доме реализует во внешнем плане, т.е. занимается строительством. Отсюда возникло мнение о том, что прежде чем появился материальный мир, его кто-то должен был придумать. В пользу идеалистической точки зрения о сущности психики говорят воспоминания людей, побывавших в состоянии клинической смерти, во время которой они летели по туннелю навстречу свету и по пути встречали души умерших родственников. Идеалистическое понимание психики корнями уходит в анимистические взгляды первобытных людей и будет существовать всегда, т.к. в основе развития психологии, как и любой науки, лежит противоречие между знанием и незнанием, а любое незнание порождает идеализм.

С материалистической точки зрения считается, что психика является свойством такой высокоорганизованной материи, как головной мозг (материя первична, а психика, дух, сознание – вторичны). Именно благодаря деятельности головного мозга возможна психическая жизнь человека. Предыдущий пример, связанный с построением дома, скорее всего, убедил и одновременно насторожил. Так как же с идеалистической позиции перейти на материалистическую? Ответ достаточно прост. Прежде чем у человека возникла мысль или идея о постройке дома, на него должны были подействовать объективные внешние обстоятельства (холод, дождь, снег, необходимость создания более лучших бытовых условий для своей семьи и т.д.), которые, в свою очередь, заставили человека думать в нужном направлении. И это произошло благодаря деятельности головного мозга, заключающейся в отражении внешних и внутренних воздействий. Теория отражения является научно-философской основой психологии. Тем самым мы признаем первичность материи и вторичность сознательного (идеального или духа). Накопленные данные об эволюции живого мира позволяют наиболее объективно доказать состоятельность этого убеждения.

Отражение является одним из основных свойств материи. Под отражением понимается реакция материи на воздействия. Например, камень, лежащий у дороги, то нагревается под воздействием солнца, то охлаждается при понижении температуры воздуха. Тем самым он пассивным образом реагирует (отражает) на внешние воздействия. Или же такие объективные факторы, как холод, непогода воздействовали на мозг человека и способствовали возникновению мысли о постройке дома.

С разграничением материи на живую и неживую выделяются следующие виды отражения:

    физическое отражение характерно для неживой материи. Оно всегда пассивно и зеркально . Примером физического отражения могут быть эрозия почвы, коррозия металла, химические реакции, круговорот воды в природе, изменение агрегатного состояния веществ и даже движение головки подсолнуха вслед за солнцем.

    физиологическое отражение характерно для живой материи. Примером физиологического отражения могут быть функции организма, связанные с поддержкой гомеостаза, дыхания, выделением слюны на запах пищи, рефлекс и т.д. Физиологическое отражение не осознается человеком.

    психическое отражение значительно отличается от физического, т.к. оно всегда активно (если бы камень смог бы вырыть ямку, чтобы спрятаться от ночного холода, а в полуденный зной уползти под тень куста, т.е. активно реагировать на внешние воздействия, следовательно, стал бы живым существом), носит опережающий характер (человек может предвидеть события, планировать свои действия), всегда сугубо индивидуально , осуществляется в ходе целенаправленной деятельности. Наиболее высшими формами психического отражения являются сознание и самосознание. Таким образом, психика – это субъективный образ объективного мира, достоверность которого проверяется в ходе практической деятельности.


Введение

История психологии – одна из самых комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывала на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX века), то опять усиливаясь (как в середине XX века).

2. Основная часть
2.1. Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале ХIХ в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине ХIХ в. становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа (см. табл. 1 ), однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архее» - первоосновой мира, основным кирпичиком из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

Таблица №1
Основные этапы развития психологии как науки

Этап и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э Душа- без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охраните-льной и активной роли души
Философский, VII –VI до н.э – конец XVIII – начало XIX в. Античная психология Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувствительного познания мира Появления собственного психологического метода – интроспек-ции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его формирова-ния Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалисти-ческого и сенсуалисти-ческого (эмпиричес-кого) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознате-льное
Ассоциани-ческая психология, конец XVII – начало XIX в. – середина XIX и. Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознатель-ного
Экспериментальная психология, середина XIX- начало XX в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа а целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10 -30-е годы XX в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии
Дальнейшее развитие психологических школ, 40 – 60-е годы XX в. Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в т Ом числе и искусствен-ного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
Современная психология, 60-е годы – конец XX в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденций к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не На вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине ХIХ в. он был пересмотрен.
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М. Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов ХIХ в. ведущей остается интроспекция.
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментально

наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начало ХХ в.
Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса (см. табл. 1)
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах ХХ в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая или понимающая, психология (см. табл. 1).
Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в ХХ в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Этапы развития психологии как науки

Этапы развития психологии как науки
и т.д.................

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • психология знание психика научный

    Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт -- немецкий психолог, физиолог и философ -- открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России -- В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет -- непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, -- особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» -- ощущение и элементарные чувства, -- Вундт считал основной задачей.

    Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

    На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -- материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира -- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

    На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

    На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

    На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

    Зарубежная психологическая наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический(Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

    Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX -- начале XX вв. его активно разрабатывали И.М Сеченов, И.П. Павлов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.

    Рассмотрим следующую классификацию этапов развития психологического знания.

    Донаучный период. Развитие психологических представлений в античности и средневековье.

    Первые представления о душе можно проследить в мифических и религиозных системах древности.

    Позднее с формированием философских воззрений проблема души стала предметом философского размышления. Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.

    Другой известный греческий мыслитель - Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.

    Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

    С изменением общественной жизни в центре философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. «Софист» - от греческого София - мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».

    Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчеркивали условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.

    Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.

    А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.

    Благодаря методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

    Большую работу по систематизации все предшествующей психологической мысли проделал Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон - сторонник идеи переселения душ.

    Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).

    Платон впервые сформулировал идею сложного структурного характера устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

    Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.

    Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме.

    Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление.

    Учение Аристотеля - это вершина античной философской и психологической мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма. Здесь следует отметить учение эпикурейцев и стоиков. Эпикурейцы не верили в бессмертие души. По их мнению, душа, как и тело, смертна. Разрабатывая свою нравственно-этическую проблематику о возможностях достижения счастливой жизни, эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей. Эпикур в знаменитых «Письмах к Менокию» разделяет желания на естественные и необходимые.

    Стоики, как и эпикурейцы, не признавали бессмертие души. По их представлениям, хотя душа и «долговечная пневма» может существовать и после отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. Стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможность управлять этими эмоциями. В этом состоит их главный вклад в развитие психологии.

    В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями и т.д.

    В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом. Наиболее крупный вклад в развитие психологии в средние века внес Августин Аврелий (354 - 430 гг. до н.э.) Он и другие религиозные мыслители, утверждает идею бессмертия души. Человеческая душа представляется им как идеальная духовная сущность, царица духовной сущности Бога.

    Августину также принадлежит довольно детальная разработка познавательной способности души, в которой он существенное значение придает действию воли.