Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  Что представляет собой баллистическая ракета «Синева»? Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты Вариант под названием «Тула»

Что представляет собой баллистическая ракета «Синева»? Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты Вариант под названием «Тула»

Атомные крейсера рискуют остаться без ракет.
Фото из книги "Подводные силы России"

В статье Владимира Дворкина «Как ракетчик ракетчику┘» («НВО» № 6, 2009) затронуты вопросы прекращения работ по созданию морского ракетного комплекса Д-19УТТХ и выбора Московского института теплотехники (МИТ) в качестве головного разработчика нового морского ракетного комплекса.

Вместо глубокого, всестороннего и объективного анализа серьезных проблем морской компоненты СЯС нашей страны читатели газеты получили материал объемом в целую полосу, главной целью которого является оправдание ошибочных решений, принятых в конце 1990-х годов в отношении выбора путей развития стратегического ракетного вооружения Военно-Морского Флота с баллистическими ракетами.

А этот вопрос требует серьезного обсуждения, так что разговор о «Булаве» требует необходимо продолжить.

ПРИЧИНЫ – НА ПОВЕРХНОСТИ

Главной причиной прекращения разработки ракетного комплекса Д-19УТТХ Владимир Дворкин считает «неустранимую проблему так называемой размерности БРПЛ и подводного ракетоносца». Передачу задания по созданию морского ракетного комплекса Московскому институту теплотехники объясняет упомянутой «проблемой с размерностью», завуалированным «рядом других причин», а также тем, что МИТ «имел наибольший опыт в СССР и России в разработке высоконадежных твердотопливных ракет».

Следует отметить, что к моменту принятия решения о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ никакой проблемы, тем более неустранимой, с «так называемой размерностью БРПЛ и подводного ракетоносца» не существовало. Все технические вопросы, в том числе самые сложные, связанные с созданием и обеспечением эксплуатации уникального подводного ракетоносца проекта 941 «Акула» и БРПЛ со стартовой массой 90 тонн, были успешно решены в ходе разработки в период 1973–1983 годов ракетного комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39. Была создана система берегового базирования для подводных лодок. Все агрегаты наземного оборудования с традиционного колесного были переведены на железнодорожный ход. Схема прохождения ракет от завода-изготовителя до ПЛ предусматривала бескрановую перегрузку с агрегата на агрегат. Для погрузки ракет на ПЛ было сконструировано новое крановое сооружение с увеличенной грузоподъемностью, в местах базирования появились новые пирсы, хранилища ракет и другое оборудование.

Строительство и развертывание шести ракетоносцев проекта 941 завершилось в 1989 году. При этом в 1988 году был принят на вооружение усовершенствованный ракетный комплекс Д-19У. Никто не отрицает сложности эксплуатации ПЛ проекта 941 «Акула» с ракетным комплексом Д-19. Тем не менее комплексы этого типа безаварийно эксплуатировались на флоте в течение почти двадцати лет. БРПЛ Р-39 и Р-39У оснащались десятью боевыми блоками, их боекомплект на лодках проекта 941 составлял 20 единиц. Таким образом, на ракетах только одной ПЛ размещалось 200 боевых блоков, а потенциал всей группировки ракетоносцев этого типа составлял 1200 боевых блоков.

Это с учетом высоких выходных характеристик ракетного комплекса типа Д-19, определяющих боевую эффективность (межконтинентальная дальность полета, количество и мощность боезарядов, точность стрельбы, размеры зоны разведения боевых блоков и др.), обусловливало значительный вклад группировки ПЛ проекта 941 в потенциал ответного удара стратегических ядерных сил страны и их морской составляющей. Разрабатывавшийся комплекс Д-19УТТХ («Барк») имел улучшенные по сравнению с комплексом Д-19У характеристики и должен был заменить его на ракетоносцах проекта 941. По техническому уровню и боевым возможностям ракета Р-39УТТХ не уступала американской БРПЛ «Трайдент-2».

Однако в 1998 году на этапе летно-конструкторских испытаний было принято решение о прекращении работ по комплексу Д-19УТТХ, техническая готовность которого к этому времени составляла 73%, и разработке вместо него нового ракетного комплекса «Булава-30». Целесообразность такого шага обосновывалась возможностью создания межвидовой ракеты для ВМФ и РВСН и соответственно значительной экономией средств. В связи с заключением в 1993 году Договора СНВ-2, не допускавшего производство и летные испытания МБР наземного базирования, за которыми числится более одного боезаряда, а также ввиду проблематичности создания ракеты, отвечающей требованиям наземного и морского базирования, оказалось, что разрабатываемая ракета РВСН не нужна.

Позднее генконструктор ракеты «Булава» Юрий Соломонов признался, что «о межвидовой ракете говорить пока рано». «Это вопрос, возможно, нескольких десятилетий (! – «НВО»)». Таким образом, основной замысел по созданию межвидовой ракеты, из-за которой были начаты работы по ракетному комплексу «Булава-30», был признан несостоятельным и отвергнут Минобороны РФ. В этих условиях логичным и отвечавшим государственным интересам решением являлась бы передача разработки теперь уже чисто морского ракетного комплекса ГРЦ имени академика В.П.Макеева как головному разработчику всех принятых на вооружение ракетных комплексов с БРПЛ, за исключением первой в стране БРПЛ Р-11ФМ («детище» ОКБ-1 С.П.Королева).

Вопреки здравому смыслу головным разработчиком морского ракетного комплекса был назначен Московский институт теплотехники, отнюдь не специализировавшийся в области конструирования БРПЛ. МИТ занимался твердотопливными МБР наземного базирования и потому, естественно, не имел опыта разработки твердотопливных БРПЛ, которым обладал ГРЦ имени академика В.П.Макеева, на счету которого – твердотопливные БРПЛ Р-39 и Р-39У с полетной надежностью 0,96, аналогичной американской БРПЛ «Трайдент-2». Кроме того, 4-й ЦНИИ Минобороны, которым руководил Владимир Дворкин, был назначен головным по военно-научному сопровождению разработки, хотя такими вопросами в части морских ракетных комплексов всегда занимался профильный 28-й НИИ МО (Институт вооружения ВМФ).

Причины необъяснимых с позиций обычной логики решений лежат на поверхности. Министром обороны в то время являлся Игорь Сергеев, до этого командовавший РВСН, на вооружении которых находились митовские ракеты «Тополь». А 4-й ЦНИИ Минобороны, возглавлявшийся тогда Владимиром Дворкиным, проводил исследования в основном в интересах тех же РВСН. МИТ и 4-й ЦНИИ Минобороны были Игорю Сергееву значительно «ближе», чем ГРЦ имени академика В.П.Макеева и 28-й НИИ Минобороны. В принятии вышеупомянутых решений принимал участие руководивший в ту пору Минэкономики Яков Уринсон, поддерживавший тесные связи с возглавлявшим МИТ Юрием Соломоновым.

ЦЕНА КОНЪЮНКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ

Предпринятые в тот период шаги имеют серьезные негативные последствия, сказывающиеся как на сегодняшнем состоянии, так и на дальнейшем развитии морских стратегических ядерных сил России. В результате в связи с разработкой комплекса «Булава-30» остались безоружными ПЛ проекта 941, поскольку было прекращено производство БРПЛ Р-39У. В условиях отсутствия средств на эксплуатацию ракетоносцев была возможна их временная консервация. Однако три уникальные подводные лодки этого проекта разделали на металлолом на средства, выделенные США. Две выведенные в резерв субмарины – «Северсталь» и «Архангельск» – скорее всего ожидает та же участь. Головная ПЛ «Дмитрий Донской», которую планировалось перевооружить после заводского ремонта на комплекс Д-19У, была переоборудована и в настоящее время используется для испытаний ракеты «Булава».

Использование уникального, находящегося в работоспособном состоянии ракетоносца для испытаний новой ракеты нельзя признать оправданным. Это привело к исключению из потенциала стратегических ядерных сил страны еще двухсот (!) боезарядов современного ракетного комплекса Д-19У. Обычно для испытаний используются специальные подводные стенды и ПЛ устаревших типов. Иначе как разгромом произошедшее с группировкой ПЛ проекта 941 назвать нельзя. Разработка БРПЛ «Булава» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил.

В результате на сегодняшний день мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Первоначально заявленные сроки окончания разработки этого комплекса (2005 год) давно прошли. С учетом отрицательной статистики проведенных летных испытаний дальнейший ход разработки этого комплекса по срокам, конечному результату и необходимому объему финансирования труднопредсказуем. Теперь уже без ракетного вооружения могут оказаться новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые планировалось вооружать комплексом «Булава». Головная ПЛ этого проекта «Юрий Долгорукий» уже год как спущена на воду, строятся еще два ракетоносца этого проекта – «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Ракета «Булава» по своим тактико-техническим характеристикам уступает американской БРПЛ «Трайдент-1» разработки тридцатилетней давности, не говоря уже о БРПЛ «Трайдент-2» и новой отечественной БРПЛ Р-29РМУ2 («Синева»). Если БРПЛ «Булава» в конце концов полетит и ею вооружат ПЛ проекта 955 «Борей», то группировка, эквивалентная по своему боевому потенциалу ликвидированной группировке ПЛ проекта 941 с комплексом типа Д-19У не сможет быть создана в обозримой перспективе. Вот какова цена ошибочных и в значительной степени конъюнктурных решений, принятых в конце 1990-х годов.

Положение в настоящее время спасает возобновленное серийное производство БРПЛ Р-29РМУ и принятие в 2007 году на вооружение ракеты Р-29РМУ2 («Синева»). Иначе мы рисковали остаться вообще без морской составляющей СЯС. Однако новые носители под БРПЛ «Синева» не строятся, а имеющиеся подлодки будут выведены из боевого состава в недалекой перспективе, поскольку находятся в завершающей стадии эксплуатации.

Таким образом, в морской составляющей СЯС сложилась парадоксальная ситуация. Имеется на вооружении новая БРПЛ «Синева» с наилучшим показателем энергомассового совершенства среди всех отечественных и зарубежных баллистических ракет легкого класса (масса до 105 тонн) наземного и морского базирования, которая скоро окажется без носителей. В то же время строятся новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые могут остаться без ракетного вооружения.

В сложившейся ситуации, усугубляемой экономическим кризисом, нецелесообразно, имея на вооружении БРПЛ «Синева», продолжать рискованное финансирование создания новой баллистической ракеты «Булава», существенно уступающей первой по уровню ТТХ. Необходимый уровень потенциала стратегического сдерживания морской компоненты СЯС на длительную перспективу может быть гарантированно обеспечен путем вооружения модернизированных ПЛ проекта 955 ракетами типа «Синева», обладающими высокой надежностью и эффективностью. Чем раньше будут приняты соответствующие решения, тем быстрее отечественные морские стратегические ядерные силы выйдут из тупика.

Фото arms-expo.ru

Межконтинентальная трехступенчатая с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета третьего поколения РСМ-54 "Синева" (по классификации НАТО, Skiff SSN-23) входит в состав ракетного комплекса Д-9РМ. Ракетный комплекс состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок пр.667БРДМ класса "Дельфин" (по классификации НАТО, Delta-IV).

Ракета РСМ-54 "Синева" была разработана Государственным ракетным центром "КБ им. академика В.П. Макеева" (ныне Открытое акционерное общество "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева").

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой РСМ-54 был принят на вооружение в 1986 году. С 1996 года производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе.

Летные испытания ракеты "Синева" были успешно завершены в 2004 году.

9 июля 2007 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 "Синева".

Характеристика

Масса ракеты РСМ-54 "Синева" равна 40,3 тонны, масса головной части – 2,8 тонны, длина – 14,8 метра, диаметр – 1,9 метра.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава.

Маршевые двигатели ступеней представляют собой жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), "утопленные" в баки. ЖРД третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступени осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем – переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе.

Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 метров при скорости 6-7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля. При максимальной дальности полета до 8300 километров, отклонение ракеты "Синева" от назначенной цели составляет около 500 метров. Это достигается за счет использования вычислительного комплекса "Малахит-3", который обеспечивает коррекцию траектории полета ракеты по звездам и навигационным спутникам. Ракета "Синева" обладает повышенной защищенностью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 "Синева" в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно оснащение ракеты осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.

Старт ракеты "Синева" может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска.

В мирных целях используется гражданская модификация ракеты "Синева" – ракета-носитель "Штиль-1", обеспечивающая вывод на орбиту полезную нагрузку массой 100 килограммов.

Попытки размещения баллистических ракет на подводных лодках разрабатывались еще с момента создания этих аппаратов. Первый проект был представлен в девятнадцатом веке российским инженером Шильдером. Идея была интересна, но не получила распространения в связи с особенностями конструкции и монтажа. Ракета «Синева» в этом плане стала настоящим прорывом в данной сфере. Рассмотрим ее характеристики, модификации и особенности.

Предназначение

Рассматриваемое оружие позволяет решать несколько стратегических задач:

  1. Корректировать курс по спутниковым сигналам.
  2. Изменять траекторию полета в зависимости от дальности запуска.
  3. Имеется возможность произвольного назначения различных целей для поражения.
  4. Использование орудия в арктических условиях.

Ракета «Синева», обладающая механизмом проекта Р-29РМ в параметрах Северного полюса была запущена в 2006 году с ракетоносца «Екатеринбург».

Основные параметры

Оружие выполнено в виде трехступенчатой ракеты, имеющей уплотненную схему расположения и последовательно размещенных рабочих элементов. Силовые движущие агрегаты помещены в ЖРД резервуары, которые совместимы единой конструкцией с общим баковым узлом.

Ракета «Синева», характеристики которой приведены ниже, имеет вес 40,3 тонны при длине в 14,8 метра. Пусковая шахта в диаметре 1,9 м обладает массой основной части 2800 килограмм. Головная часть ракеты состоит из комплекта четырех и десяти блоков, каждый из которых имеет возможность персонального наведения на цель.

В качестве неядерного заряда может использоваться осколочно-фугасная начинка весом порядка двух тонн. Подобные системы обладают возможностью максимально точного поражения заданных мишеней. В качестве ядерной боеголовки может применяться элемент особо малого калибра, позволяющий прицельно наносить точечные удары по нужным целям.

Дальность поражения

Межконтинентальная стратегическая ракета «Синева» включена в состав ракетных комплексов Д-9РМ, которые состоят на вооружении атомных подводных лодок типа 667БРДМ (натовский аналог - "Дельта-IV").

Сама система принята на вооружение в 1986 году. С 1996 по 1999 г производство было приостановлено, однако в конце 99-го выпуск возобновился в модернизированной версии. Обновленная модификация по дальности полета превысила параметры американского конкурента типа «Трайдент-2». Подобными параметрами не обладают ни одни аналоги в мире. Фактически запас полета составляет порядка 8-11 тысяч километров. Ракеты «Синева» и лайнер, с которого они запускались, считаются одними из самых и высокоточных образцов в мире. Всего в российском ВМФ имеется семь ракетоносцев, рассчитанных на подобное оружие.

Вариант под названием «Тула»

Атомный подводный крейсер «Тула» в 2000-2004 годах прошел глубокую модернизацию. Она была проведена с целью получения возможности размещения на подлодке баллистического оружия межконтинентального действия. Была усилена скрытность судна, повышена система его живучести, усовершенствованно радиотехническое оснащение, проработана система ядерной безопасности. После модернизации, на корабле можно устанавливать и производить пуск ракеты «Синева».

"Тула" имеет подводную крейсерскую скорость 24 узла, или 44 километра в час. Максимальная глубина погружения составляет шесть с половиной сотен метров. Автономно субмарина может работать не менее трех месяцев, имея на борту экипаж количеством 140 человек. Стоит также отметить вооружение лодки, которое включает в себя, кроме рассматриваемых ракет, торпедные аппараты и 16 пусковых установок, а также противозенитный комплекс «Игла». Длина подводного корабля составляет более 167 метров. Испытания ракеты были проведены в акватории Баренцева моря (преодолев 11,5 тысячи километров, заряды успешно поразили намеченные цели).

Ракеты «Синева» - «Булава»: сходство и различие

Этот тип вооружения предназначен для оснащения атомных подводных субмарин типа «Борей». Судно имеет 12 ракетных шахт, приспособлено для использования боевых систем «Тополь-М». При этом пусковые гнезда унифицированы с моделью «Синева».

Дальность полета заряда составляет порядка восьми тысяч метров, а вес - 36800 килограмм. Основная ударная часть включает в себя разделяющиеся боевые головки. Пуск наклонного типа дает возможность выполнить удар на подводном ходу. Ракета «Синева» с «Булавой» обладает схожими параметрами, отличаются они только видом маршевой силовой установки. В первом варианте двигатель имеет жидкостный тип, а во втором случае - представляет собой твердотопливный вариант. Кроме того, «Булава» на финальной стадии дополняется жидким впрыском, что способствует повышению скорости и маневрирования.

Проект типа «Волна»

Пуск баллистических межконтинентальных ракет с подводных лодок требует учета ряда составляющих факторов. Среди них:

  1. Оснащение ракетной техники.
  2. Особенности конструкции субмарины.
  3. Стартовый пуск и контроль полета заряда.
  4. Точность наведения и возможность маневрирования.

Проект «Волна» был создан с целью решения всех указанных проблем. Это направление возглавил конструктор Ганин, который уже в 1984 году получил авторское свидетельство на изобретение. Рассматриваемая ракета могла запускаться в горизонтальной, вертикальной позиции и под наклоненным углом.

Базовой основой для разработки стали ракеты типа Р-11, которые могли долго находиться в заряженном состоянии, не имели больших габаритов, использовали окислительные элементы на основе азота. Подобная конструкция дала возможность упростить транспортировку и эксплуатацию данного оружия. Первый старт подводного заряда этого типа произошел в шестидесятом году прошлого века (СССР). Запуск ракет можно производить с глубины 40-50 метров.

Аналоги

Баллистическая ракета «Синева» стала прямым конкурентом американскому аналогу «Трайдент». Если коснуться истории, то еще власти третьего рейха пытались создать похожее оружие. Особый акцент делался на возможности пуска снарядов с подводных кораблей. Еще в сорок втором году пытались реализовать эту идею на практике. Проводились испытания с лодками типа «Ю-511» в Пемюнде. Глубина при стрельбах составляла от 10 до 15 метров, калибр выпускаемых фугасных снарядов - 210 и 280 миллиметров. Тестирование оказалось вполне успешным, что дало право заявить о возможности скрыто удара по позициям, расположенным на американском побережье.

Особенности

Ракета «Синева», технические характеристики которой рассмотрены выше, по сравнению с ближайшим конкурентом, имеет немаловажное преимущество. Оно заключается в наличии нескольких носителей, способных перемещать и эксплуатировать заряд. Кроме того, она могла транспортироваться на околоземную орбиту.

Рассматриваемая ракета стала рекордсменом Гиннеса, как самая быстрая почтовая доставка (если рассматривать устройство в мирном применении). Например, в 1995 году, комплект аппаратуры, предназначенной для научных целей, был доставлен на дистанцию около девяти тысяч километров, именно при помощи рассматриваемой модели.

Данная межконтинентальная баллистическая ракета способна стартовать с носителя, который перемещается со скоростью до пяти узлов в час. При этом глубина выстрела не превышает 55 метров при волнении моря не выше семи баллов. Аналог американского производства «Трайдент-2» при аналогичных условиях может быть запущен с глубины 30 метров и при волнении воды не выше шести баллов.

Приведенные параметры связаны с тем, что зарубежный аналог стартует за счет аккумулятора и выбора командиром расчета подводного или поверхстностного пуска. Ракета «Синева» выходит на заданную орбиту устойчиво, и с ранее заданными параметрами поражения цели.

Мирное использование

Рассматриваемые проекты преимущественно нацелены на военную промышленность. Однако они могут использоваться и в мирных целях. При их помощи можно выводить космические аппараты на низкую околоземную орбиту, а также использовать в качестве скоростной доставки технических средств и корреспонденции на удаленные территории.

2 апреля 2014 года ВМФ России принял на вооружение новую баллистическую ракету подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ракета была принята на вооружение в начале 2014 года; ей планируется оснащать стратегические атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Программа летных испытаний баллистической ракеты «Лайнер» завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными. Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта «Дельфин» новые «Лайнеры» будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

Здоровая конкуренция среди ведущих КБ и предприятий нашей «оборонки» сохранилась и вопреки прогнозам скептиков дает реальные плоды. Подтверждением тому стал факт принятия на вооружение стратегических подводных сил России принципиально усовершенствованного комплекса с ракетой «Лайнер».

Это сенсационное по сути событие прошло незамеченным, и только на сайте Государственного ракетного центра имени Макеева появилось лаконичное сообщение о том, что «комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер» принят на вооружение». Президент России, говорится в сообщении, уже подписал соответствующее распоряжение.

За развитием этой темы, получившей, как и сама ракета, интригующее название «Лайнер», мы следим, по меньшей мере, три последних года. Первое упоминание прошло в «РГ» в мае 2011-го, когда произвели пробный пуск ракеты. Тогда мои собеседники на Урале (в ГРЦ Макеева в Миассе и в ядерном центре в Снежинске), имевшие прямое отношение к этой разработке, просили не погружаться в детали и на вопросы отвечали уклончиво, только самыми общими словами. С одной стороны, боялись сглазить собственное дитя, с другой — не хотели разжигать подозрения, что эта работа затеяна в пику непредсказуемой «Булаве»…

Состоявшийся вскоре после этого разговор «на понимание» с генеральным директором — генеральным конструктором ракетного центра в Миассе Владимиром Григорьевичем Дегтярем тоже надолго лег «под сукно». И только теперь, когда на официальном сайте ГРЦ сказано о «Лайнере» как о завершенной разработке, пришла пора назвать все сделанное своими именами.

По словам Владимира Дегтяря, опытно-конструкторские работы по теме «Лайнер» велись на базе ракеты-носителя «Синева», которую ГРЦ сдал на вооружение ВМФ в 2007 году. Сконструированная на Урале и произведенная на Красноярском машиностроительном заводе МБР «Синева» работает на жидком топливе — в отличие от твердотопливной «Булавы» Московского института теплотехники и Воткинского машзавода (Республика Удмуртия).

Твердое ракетное топливо априори считается наиболее подходящим для использования на флоте. И долгое время американцы в этом нас превосходили. Однако на Урале, где еще в начале 80-х годов прошлого века сумели-таки создать 90-тонную твердотопливную ракету для самых больших в мире подводных лодок проекта 941 «Тайфун», не переставали заниматься совершенствованием конструкции и технологии производства морских баллистических ракет на жидких компонентах топлива.

Предназначенная для вооружения стратегических подводных лодок типа «Брянск», «Екатерингбург», «Карелия» (проект 667 БДРМ «Дельфин»), уральская «Синева» с красноярским паспортом оказалась весьма перспективным детищем. Неоспоримым ее преимуществом стал тот факт, что ракета изготовлялась на заводе в Красноярске в готовом — капсулированном — виде и не требовала манипуляций с топливом перед загрузкой в ракетную шахту подлодки. Сократилось и время предстартовой подготовки уже непосредственно на корабле.

При этом, как отмечают и наши, и зарубежные эксперты, 40-тонная «Синева» на жидком топливе по своим энергомассовым характеристикам (а это прежде всего соотношение стартовой массы к весу и дальности забрасываемой полезной нагрузки) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции.

Из открытых источников известно, что «Синева» несет в своей боевой части четыре ядерных блока средней мощности. Для опытно-конструкторской работы «Лайнер» первая и вторая ступени ракеты были взяты серийные — с «Синевы». А вот боевое оснащение (боевая ступень) — новые, сделаны специально под «Лайнер» и позволяют установить до десяти боевых блоков среднего и малого класса мощности, а также средства преодоления ПРО. Причем такие средства, которые существенно отличаются от тех, что есть на «Синеве». Была доработана система управления, реализованы различные виды траекторий.

Как отмечается в сообщении на сайте ГРЦ, «Лайнер» имеет ряд новых качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков, применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и в астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления…

Иными словами, официально принятая на вооружение новая ракета обладает не только наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет. Наделенная возможностью смешанной комплектации боевых блоков различного класса мощности, она и по боевому оснащению не уступает (в условиях договора СНВ-3) ракетной системе «Трайденту-2″ на американских подлодках. А в сравнении с нашей же «Булавой» позволяет устанавливать не шесть, а десять или даже 12 боевых блоков.

Многовариантность боевого оснащения ракеты «Лайнер», уверяют ее создатели, позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием противоракетных системы или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- «Лайнер», — резюмировал, избегая деталей, академик Владимир Дегтярь, — это уже совершенно новые возможности, которые адаптированы к системам ПРО — существующим и тем, что могут появиться в перспективе.

Развернутое интервью с генеральным директором — генеральным конструктором ГРЦ Макеева В.Г. Дегтярем мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Р-29РМУ2 РСМ-54 «Синева»

Досье «РГ»

ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения для ВМФ. С начала таких работ создано 8 базовых ракет и 18 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 отстреляно. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы с БРПЛ Р-29РКУ2 («Станция-2), Р-29РМУ2 («Синева») — ими оснащены атомные подводные лодки стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. В 2008 году МБР «Синева» установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет — свыше 11,5 тысячи километров.

По неофициальным сведениям, стоимость модернизации уже находящихся на вооружении ракет «Синева» по проекту «Лайнер» может составлять от 40 до 60 миллионов рублей. Какие средства потребуются дополнительно для усовершенствования систем управления ракетным комплексом и ракетной стрельбой на самой подлодке, не сообщается.

Уточненная таблица перспективных замен

667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей»
Годы постройки 1984-1990 2008-2017
Годы службы 1984-2030* 2012-2060*
Построено или планируется построить 7 8**
Длина (метров) 167,4 170
Ширина (метров) 11,7 13,5
Подводное водоизмещение (тонн) 18200 24000
Глубина погружения 400 450
Экипаж 140 107
Автономность (суток) 80 90
Ракетных шахт 16 16***
Тип ракет Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер» Р-30 «Булава-30″
Дальность поражения ракетами (километров) 8300-11500 8000
* — предполагаемая дата списания последней подлодки

** — возможно увеличение заказа до десяти единиц

*** — четвертая и последующие подлодки будут построены по проекту 955А и получат по 20 шахт

Технические характеристики Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

  • Гарантированный срок службы, лет — 18-20
  • Количество ступеней, шт. — 3
  • Двигатели — ЖРД на всех ступенях
  • Длина, м. — 15
  • Диаметр, м. — 1,9
  • Стартовая масса, т. – 40,3
  • Забрасываемая масса, кг. – до 2000
  • Максимальная дальность, км. — 8300 — 11 500
  • Тип головной части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), ядерная
  • Типы БЧ вариант 1 — 12 х РГЧ ИН малой мощности без комплекса средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 2 — 10 х РГЧ ИН малой мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 3 — 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 4 — 4 х РГЧ ИН средней мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Погрузка ракеты 3М-30 “Булава” на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии

Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава»

Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки.

Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Тула» и с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Юрий Долгорукий» из приполюсного района Северного Ледовитого океана и из акватории Баренцева моря.

«Массогабаритные макеты боевых блоков ракет выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели на полигонах „Чижа“ в Архангельской области и „Кура“ на полуострове Камчатка», - отмечается в сообщении Минобороны России. В ходе пусков подтверждены заданные технические характеристики баллистических ракет подводных лодок и работоспособность всех систем корабельных ракетных комплексов. Череда успешных пусков российских межконтинентальных баллистических ракет морского базирования свидетельствует о высоком технологическом потенциале и государственном стремлении развивать обороннопромышленный комплекс.

Ракета межконтинентальной дальности «Булава»

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности “Булава” (в различных модификациях “Булава-М”, ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 “Булава” / “Булава-30” – SS-NX-32 / SS-N-32) разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор – Ю.С. Соломонов. Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании ракеты использовались результаты наработок по проектам МБР “Курьер”, а также БРПЛ “Барк”.

В 1998 г. после закрытия темы “Барк” и проведения конкурса под эгидой “Роскосмоса” (участники – МИТ и ГРЦ им. Макеева с проектом “Булава-45” главного конструктора Ю.А. Каверина) БРПЛ “Булава” начали проектировать в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету “Булава” ПЛАРБ пр. 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель – В. Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР. В это время головным разработчиком системы управления стало ФГУП “НПО Автоматики им.акад.Н.А. Семихатова” вместе с НПЦ АП им. Пилюгина. В ГРЦ им. Макеева велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса. Разработка зарядов ракеты велась НПО “Алтай” (г. Бийск). Первое испытание двигателей ракеты проведено в 1999 г., а эскизный проект БРПЛ 3М-30 “Булава” защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было решено отказаться от испытательных пусков с погружных стендов. Испытания всех узлов проводились в полном объеме. Баллистические пуски макетов ракет производились на инженерно-испытательном полигоне КБ специального машиностроения в Елизаветинке под Санкт-Петербургом. Положительные результаты испытаний позволили перейти к испытаниям с подводной лодки в надводном положении и подводном положении. Всего в кооперации участвует 620 предприятий. Основное производство БРПЛ развернуто на .

Пуск ракеты “Булава” из подводного положения

Принять ракету на вооружение первоначально планировалось в 2008-2009 гг., но из-за нескольких неудачных пусков было перенесено на 2011-2012 г.г. В итоге БРПЛ Р-30 “Булава” была принята на вооружение ВМФ России в 2013 г. одновременно с подъемом Флага на головной ПЛАРБ К-535 “Юрий Долгорукий” пр.955 “Борей”. Погрузка штатного боекомплекта на головную лодку проекта ожидается в январе 2014 г.

Первый пуск макета ракеты произведен с ПЛАРБ ТК-208 пр. 941 УМ в конце 2003 г. Пуск из подводного положения – с опытной ПЛАРБ пр. 941 УМ “Дмитрий Донской” в Баренцевом море в сентябре 2004 г. С июня 2007 г. начато серийное производство основных узлов ракеты.

ТТХ ракеты и комплекса:

Длина шахты ПЛАРБ – 12.1 м
Длина ракеты с головной секцией – 12.1 м
Длина ракеты без головной секции – 11.5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2.1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) – 2 м
Длина 1-й ступени – 3.8 м

Масса – 36.8 т
Масса 1-й ступени – 18.6 т
Масса забрасываемая – 1150 кг
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) – 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
– 5500 км (в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка)
– 8000 км (по проекту, “Булава-30”)
– 8300 км (по западным данным)
– 9300 км (по официальным данным в пуске на максимальную дальность 2011 г.)
Время полета – 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка), 22 мин по др. данным
Высота апогея траектории в ходе испытаний – 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску – до 25 шт/год (оценочно)

Ракета оснащена средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им. Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г. Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ, обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником.

Ракета межконтинентальной дальности «Синева»

Р-29РМУ2 «Синева», по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff - российская трехступенчатая жидкостная с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в ракетных комплексах, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Принята на вооружение в 2007 г. Является модификацией комплекса Р-29РМ, принятого на вооружение в 1986 году. В 1996 г. производство этих комплексов было прекращено, но в 1999-2000 гг. возобновлено после модернизации изделия. С 1999 г. велись работы по модификации ракеты под обозначением Р-29РМУ2 «Синева». В 2004 г. завершены летные испытания ракеты. В ходе модернизации за счет уменьшения веса боевого блока был получен дополнительный ресурс по дальности и внедрены средства РЭБ. В 2007 г. Президент России В. В. Путин подписал указ о принятии ракеты на вооружение Военно-Морского Флота.

11 октября 2008 года в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведён запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11 547 км. Таким образом, максимальная дальность «Синевы» превысила максимальную дальность ракеты ВМС США «Трайдент-II» (11 300 км).

24 августа 2019 года с борта атомной подводной лодки «Тула» был проведён успешный запуск ракеты Р-29РМУ2 «Синева». По данным Минобороны, РПКСН «Тула», находясь в приполюсном районе Северного ледовитого океана, запустила ракету «Синева» по полигону «Чижа» в Архангельской области. Массогабаритные макеты боевых блоков ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели

Напомним, модификацией баллистической ракеты морского базирования «Синева» является ракета донного базтрования , разработанная Центром имени Макеева в Миассе. Принципиально новым стала платформа для ракеты – транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета могла бы находиться на дне в боевом состоянии несколько десятилетий без какого бы то ни было технического обслуживания. Контейнер с пусковой установкой хранится на дне на глубинах от 300 до 1800 м, оболочка контейнера надежно защищает установку от давления.

Задача скрытности размещения ракеты «Скиф» на боевое дежурство решается просто. Лодка-носитель подходит под водой к заданной точке и сбрасывает контейнер. Монтажных работ не требуется, контейнер просто ложится на дно. В остальном «Скиф» – это, по сути, обычная баллистическая ракета«Синева».

2019-08-24T19:06:07+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества Удмуртия ракета Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава» Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки. Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического... lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz [email protected] Author Посреди России