Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды дерматитов  /  Всемирная торговая организация (ВТО): общая характеристика. Узнайте всё о правилах Всемирной Торговой Организации WTO В каком году учреждена всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация (ВТО): общая характеристика. Узнайте всё о правилах Всемирной Торговой Организации WTO В каком году учреждена всемирная торговая организация

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва , Латвия , Эстония , Армения , Грузия , Молдова , Киргизия . Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая , считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина , Белоруссия , Азербайджан , Казахстан и Узбекистан).

Задачи ВТО.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Практические принципы работы ВТО.

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Организационная структура ВТО.

Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Противоречия между странами-членами ВТО.

Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».

Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.

Стратегией развития ВТО стало постепенное привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.

Льготы для новых стран-участниц хорошо заметны, прежде всего, в уровне тарифов на импортные товары. Если сравнить средний уровень тарифов стран-членов ВТО (табл. 1) с теми условиями, на которых в ВТО входили некоторые страны (табл. 2), то заметно привилегированное положение новых членов. Им часто разрешают применять более высокие импортные тарифы, чем в среднем в ВТО; к тому же и эти тарифы они вводят после многолетнего переходного периода. Таким образом, новые участники ВТО могут сразу получать выгоды от снижения пошлин на экспорт своих товаров за рубеж, а трудности от снижения протекционистской защиты ослабляются.

Таблица 2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ИМПОРТНЫМ ТАРИФАМ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ВТО СТРАН
Страна Год вступления в ВТО Тарифы по сельскохозяйственным товарам Тарифы по другим товарам
Эквадор 1996 25,8%, переходный период 5 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам 20,1%
Панама 1997 26,1%, переходный период до 14 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам 11,5%, переходный период до 14 лет
Латвия 1999 33,6%; переходный период 9 лет 9,3%, переходный период 9 лет
Эстония 1999 17,7%, переходный период 5 лет 6,6%, переходный период 6 лет
Иордания 2000 25%, переходный период 10 лет
Оман 2000 30,5%, переходный период 4 года 11%, переходный период 4 года
Литва 2001 в основном от 15 до 35% (максимально 50%), переходный период 8 лет в основном от 10 до 20% (максимально 30%), переходный период 4 года
Составлено по данным сайта Россия и ВТО: www.wto.ru

Борясь против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.

Россия и ВТО.

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО может способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к существенным негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. При вхождении России в ВТО пострадают следующие отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, сельхозмашиностроение и автомобильная промышленность, в частности производство грузовиков. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

В связи с этим предусмотрены т.н.адаптационные меры, в частности, предполагается принять закон о продлении освобождения сельскохозяйственных предприятий от налога на прибыль до 2016 и минимизацию НДС.

Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране имели место острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

В июне 2012 депутаты от оппозиционных партий подали запрос в Конституционный Суд о проверке на соответствие Основному закону РФ международный договор о вступлении России в ВТО. 9 июля 2012 КС признал, что соглашения с ВТО являются законными.

Российская экономика неизбежно понесет крупные потери после вступления в ВТО.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

Литература:

Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы. – Pro et contra. Т. 7., 2002
Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность . – Вопросы экономики. 2002, № 2
Максимова М. Вступление в ВТО: выиграем или проиграем? – Человек и труд. 2002, № 4
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация . М., ЗАО Издательство «Экономика», 2002, 2003
Ресурсы интернет: WTO website (Официальный сайт ВТО) – http://www.wto.org/
Россия и Всемирная торговая организация (российский сайт ВТО) – http://www.wto.ru/
Всемирная Торговая организация: будущее успешной торговли начинается сегодня – http://www.aris.ru/VTO/VTO_BOOK



Объединение стран-участников, заинтересованных в либерализации международной торговли, устранении рыночных барьеров, создании благоприятного торгового и политического климата.

ВТО образована в 1995 году и является правопреемницей Генерального соглашения по торговле и тарифам, основанного в 1947 году. Всемирная торговая организация преследует цель либерализации мировой торговли, регулирует ее тарифными методами за счет сокращения существующих барьеров, ограничений, пошлин на импорт.

ВТО контролирует выполнение торговых соглашений между участниками организации, обеспечивает ведение переговоров между ними, разрешает возникающие споры, наблюдает за ситуацией на международном рынке. Головной офис ВТО базируется в Женеве, штат сотрудников превышает 630 человек.

Членами ВТО сегодня являются 164 страны, 161 из них — признанные государства. Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года, став 156-м членом. Ранее в состав участников были включены и другие страны постсоветского пространства — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Армения, Украина.

Принципы и правила ВТО

Задача создания и функционирования Всемирной торговой организации — свободная торговля на международном уровне. В работе ВТО руководствуется следующими принципами:
  • для всех стран-участников действуют единые права. Преференции, установленные для одного члена ВТО, относятся к другим членам;
  • деятельность участников является прозрачной, страны должны подготавливать и печатать отчетность для ознакомления других членов ВТО с установленными ими правилами;
  • участники должны выполнять обязательства в сфере торговых тарифов, установленные организацией, а не разработанные самостоятельно.
Соглашение ВТО позволяет членам организации предпринимать меры, направленные на сохранение животного и растительного мира, защиту здоровья и окружающей среды. При установлении торговых ограничений ущемленная сторона может настаивать на соразмерной компенсации в другом секторе экономики, например, на специальных послаблениях.

Структура Всемирной торговой организации

ВТО имеет разветвленную структуру, обусловленную целым рядом задач, требующих решения на международном рынке:
  • Министерская Конференция — высший орган объединения, созываемый хотя бы раз в 2 года.
  • Генеральный Совет ВТО — выполняет руководящую роль, контролирует работу других отделов.
  • Совет ГАТТ — определяет взаимоотношения участников в сфере торговли товарами.
  • Совет торговых услуг.
  • Совет юридических вопросов и защиты индивидуальной собственности.
  • Орган по разрешению споров — обеспечивает справедливое и беспристрастное разрешение конфликтов на международном уровне.
В состав ВТО входят представительские органы стран с развивающейся экономикой, комитет по бюджетной политике и информации, которые находятся в подчинении Генерального Совета.

Роль ВТО в глобализации международной торговли является существенной, несмотря на ряд проблем, связанных с интеграцией новых членов и принятием спорных решений. Всемирная торговая организация отвечает за либерализацию торговли, однако не лишает государства суверенитета в принятии экономических решений, она не диктует торговую политику, а лишь способствует диалогу между участниками.

Всемирная торговая организация - многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 годов, проходивших под эгидой ГАТТ. Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 года Марракешским протоколом (Заключительный акт), который открыл к подписанию Соглашение об учреждении ВТО.

На 1 января 2006 года членами ВТО стали 150 государств. 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария (рю де Лозанн, 154, СН-1211). ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Адрес ВТО в Интернет – www.wto.org

Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

Соглашение состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что правовые документы, названных в приложениях 1, 2, 3 являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран их подписавших.

Функции ВТО определены в статье III Соглашения как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе и Россия, идут следующим путем. В статье XII Соглашения говорится, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Конференция министров двумя третями голосов членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом.

Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в Группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств присоединяющейся страны в этих областях. Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы Рабочей группы, а также проекты решения Генерального совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад Рабочей группы, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом (Конференцией) ВТО. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.

Правовая база ВТО – это многосторонние соглашения, охватывающие сферу торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Правовая база ВТО может быть очерчена перечнем документов, приложенных к Соглашению, составляющих его неотъемлемую часть и создающих права и обязанности для правительств стран-членов ВТО.

В приложения 1, 2, и 3 входят:

Многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ-1994 вместе с взаимопониманиями, решениями, и соглашениями, интерпретирующими и развивающими статьи ГАТТ: (Договоренности в отношении толкования статей II, XVII, XXIV, XXVIII); Соглашение по применению статьи VI (Антидемпинговый кодекс); Соглашение по применению статьи VII (Таможенная стоимость); соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам, по процедурам лицензирования импорта, по правилам происхождения, по техническим барьерам в торговле, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по предотгрузочной инспекции, по сельскому хозяйству, по текстильным изделиям и одежде; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей – Соглашение по ТРИМС;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – Соглашение по ТРИПС;

Взаимопонимание в отношении правил и процедур урегулирования споров;

Механизм обзора торговой политики.

В правовые документы ВТО входят также 23 декларации и решения министров, относящихся к названным выше документам, и договоренность об обязательствах в области финансовых услуг. Составной частью правовых документов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг, которые появились в итоге Уругвайского раунд, и которые фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран, а также обязательства по доступу на рынки услуг. Многосторонние соглашения, входящие в ВТО, содержат правовые нормы, которыми должны руководствоваться правительства во взаимной торговле товарами и услугами. В этом качестве они заменяют более 30 000 двусторонних соглашений и создают правовую основу современной международной торговли. Их основные принципы – режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и гласность в использовании мер регулирования.

Организационная структура ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. Статья XVI Соглашения говорит о том, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 года (ГАТТ-1947). Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. Совет может действовать в качестве Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Совет имеет отдельных председателей и свои правовые процедуры. Кроме того, действует Совет по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами, Совет по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТС и Совет по интеллектуальной собственности, осуществляющий наблюдение за действием этого соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию; по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют комитеты, образованные в рамках названных выше отдельных многосторонних соглашений. Действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 600 человек. В рамках ВТО продолжает действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято голосованием, причем каждая страна-участница ВТО имеет один голос. Однако система голосования в ВТО используется крайне редко. Статьи IX и X Соглашения определяют процедурные стороны голосования.

Соглашение предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение, многосторонние торговые соглашения, а также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО. Они получили наименование первоначальные члены ВТО. В настоящее время любое государство присоединяется на основании статьи XII Соглашения.

Источник: ДТП


Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на ос­нове пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торго­вых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предус­матривает создание постоянно действующего форума стран-членов для уре­гулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в свя­зи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное пре­доставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количест­венных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО, помимо указанных выше, можно суммировать следующим образом:

Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

Реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из ко­торых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Приложение 1.

1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей);

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС);

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94(Оценка товара для таможенных целей);

Соглашение по предотгрузочной инспекции;

Соглашение по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

Соглашение по (специальным) защитным мерам.

1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собс­твенности (ТРИПС).

Приложение 2.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разреше­ние споров.

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики.

Приложение 4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. не ­обязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам.

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам министерского совещания в Марракеше (1994 г.), а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет свыше 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информацион­ные технологии"), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует, и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция , объединяю­щая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются ре­шения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапу­ре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).

Третья Министерская конференция состоялась в конце 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры, прежде всего, по "встроенной повестке" (сельское хозяйство, торговля услугами) и подготовить реко­мендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций. В частности, возможному включению для обсуждения новых сфер, в т.ч. «сингапурской повестки» (конкуренция, инвестиции, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговых процедур) и т.д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принци­пиальным проблемам в целом и по новым сферам между развитыми государствами и развивающимися странами. В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального Совета ВТО. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”, а впоследствии началось рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции других Соглашений ВТО и новых сфер деятельности организации.

В ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция , на которой был принят документ «Повестка развития Дохи» в соответствии которым начались переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), ТРИПС, договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках профильных комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.).

В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам (КТП), включающий ряд специализированных органов, и который является координатором переговорного процесса нового раунда. Под эгидой КТП проходило предметное обсуждение на многостороннем уровне предложений членов ВТО по повестке нового раунда, по торговле услугами начинаются двусторонние переговоры.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.

В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.

27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению были прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Документ предусматривал также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Из повестки очередной сессии были исключены вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиций, политики в области конкуренции, обеспечения прозрачности осуществления правительственных закупок.

Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета» договорённостей 2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.

Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.

На переговорах по сельскому хозяйству было достигнуто прорывное решение: 2013 год был выбран в качестве пороговой даты для параллельного устранения всех форм экспортных субсидий. Однако, о серьезном прорыве в Гонконге, вряд ли можно говорить, так как не удалось существенно сдвинуться по основным блокам проблем, таким как либерализация доступа на рынки несельскохозяйственных товаров и услуг.

Следует отметить, что в ходе конференции развивающиеся страны проявили беспрецедентную сплоченность и скорость действий, которые могут в перспективе привести к изменению баланса сил внутри ВТО.

В настоящее время переговоры продолжаются в многостороннем формате. Внимание стран-членов сосредоточено в основном на двух вопросах: формат модальностей в отношении степени либерализация доступа на рынок товаров и вариантов сокращения искажающей торговлю внутренней поддержки сельского хозяйства. По итогам заседания Генерального совета 27 июля 2007 г. в своем выступлении Генеральный директор ВТО П.Лами призвал страны-члены тщательно изучить и взять за основу дальнейших переговоров предложенный неделей ранее документ, подготовленный председателями двух групп: по сельскому хозяйству и по доступу на рынок. Возобновление переговоров планируется с 3 сентября 2007 г. При этом сроки завершение раунда по-прежнему неясны.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет , состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет адми­нистрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обес­печения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО . С 1 сентября 2005 г. (на 4 года) Генеральным директором ВТО является П.Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Ко­митеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специали­зированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято около 600 человек. Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2003 г. составил 154 млн. франков (около 115 млн.$), на 2004 – 157,1 млн франков (117,3 млн.$).

Принятие решений. С конца 1995г. в ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положе­ний соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагива­ющие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО страна­ми-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет согла­шений Уругвайского раунда.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 151 государство, причем только 23 из них стали новыми членами – Эквадор, Болгария (1996г.), Мон­голия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.), Армения (февраль 2003г.), Македония (апрель 2003г.), Непал (апрель 2004г), Камбоджа (октябрь 2004 г.), Саудовская Аравия (11 декабря 2005 г.), Вьетнам (11 января 2007 г.) и Королевство Тонго (27 июля 2007 г.).

Около тридцати государств имеют статус наблюда­теля в ВТО , в т.ч. числе Россия, Алжир. Все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Междуна­родный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развиваю­щимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации , выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот про­цесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоедине­ния полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит де­тальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соис­кателя в данной организации, которые, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заин­тересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" усту­пок, которые страна-соискатель будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе РГ).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны како­го-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответс­твующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присо­единения оформляются следующими официальными документами:

Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

(Cм. также справку ДТМП «Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО» и информационные сайты www.wto.ru &

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников