Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Взаимосвязь общества и природы. Антропогенные нагрузки

Взаимосвязь общества и природы. Антропогенные нагрузки

Очень часто современный школьник впервые задается вопросом, какова взаимосвязь общества и природы, в 10 классе на уроках обществознания. Или же годом позже, при подготовке к экзамену по этому предмету. Попробуем поразмышлять на эту тему.

Человек, общество, природа

Термин "природа" довольно многозначен. Его можно понимать как непосредственную среду обитания человека (географическая среда или окружающая среда). Однако в контексте вопроса, какова взаимосвязь общества и природы, этот термин определяется как совокупность естественных условий существования человека и общества. Обеспечивая общество необходимыми ресурсами, природа, а точнее, контакт с ней, служит также важным фактором в развитии полноценной человеческой личности.

Человек как живое существо также является частью природы. В далеком прошлом, на заре своего существования, люди, осознавая свою зависимость от естественных сил, обожествляли их, стремились жить в гармонии с природной средой. Однако с развитием общества менялся характер взаимодействия человека и природы. По мере расширения знаний человека об окружающем мире обществовсе более и более обосабливалось от природной среды, стремясь как можно полнее использовать ее богатства для удовлетворения своих растущих потребностей.

Философские воззрения

Рассмотрим, как изменялись философские размышления о том, какова взаимосвязь между обществом и природой, в зависимости от исторической эпохи.

О первобытном взгляде на природу было упомянуто выше. Античные философы рассматривали природу как источник возникновения человека, как мать.

В средние века отношение к природе поменялось кардинально. Сильное религиозное влияние на все сферы жизни стало причиной возвеличивания человека как обладателя бессмертной души над «греховной» низкой природой; не поощрялось ни ее изучение в научных целях, ни творческий интерес.

Расцвет интереса к природе произошел в эпоху Ренессанса, когда воспевалось единение с природой, возврат к «золотому веку человечества».

Идеи нового времени (XVII-XVIII вв.) надолго определили отношение общества к природе. В эту эпоху бурного развития науки и промышленности такие философы, как Ф. Бэкон, говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, утверждали, что человек должен покорить природу, вознестись над ней. Эти идеи проявились в потребительском, хищническом отношении к окружающей среде и природным ресурсам.

В новейшее время (XX-XXI вв.) в условиях острого экологического кризиса все больший вес приобретает концепция «устойчивого развития», заключающаяся в сбалансированности всех социально-экономических процессов и эксплуатации природных ресурсов с действиями по защите и сохранению окружающей среды для будущих поколений.

Воздействие природы на развитие общества

Итак, какова же взаимосвязь общества и природы? Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. Рассмотрим сначала одну сторону данной проблемы, т.е. влияние природы на формирование и развитие человеческого общества.

Природные условия, в частности географические и климатические, обеспеченность теми или иными ресурсами являются важным фактором развития общества. И русские (В.О. Ключевский), и зарубежные историки отмечали, например, значимость речных систем в процессе формирования государства. В частности, реки служили в первую очередь источником воды и удобными торговыми путями, способствуя компактному проживанию населения, расширению экономических связей. Такими же значимыми факторами являлись, к примеру, суровый или мягкий климат, плодородные почвы и др.

Важным моментом является также зависимость жизненных ритмов человека от естественных биологических циклов (смена дня и ночи, времен года, изменение фаз луны и т.д.).

Кроме того, нельзя не упомянуть, что несмотря на все достижения человечества, оно все еще зависит от природных сил. Каждый год стихийные бедствия уносят тысячи жизней.

Влияние человека на природу

Говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, стоит отметить некоторую противоречивость этих отношений. С одной стороны, чем более развито общество, тем больше природных ресурсов оно потребляет, т.е. существует проблема истощения планеты. С другой стороны, при добыче необходимых обществу ресурсов человек нарушает естественные экосистемы, что в свою очередь приводит к экологическим проблемам, которые негативно влияют на здоровье человека и условия его жизни. Таким образом, можно сказать, что чем больше человек «покоряет» природу, тем сильнее он начинает зависеть от ее состояния. Предыдущее пренебрежение к вопросам охраны природы при неограниченном потреблении ресурсов привели к экологическому кризису планетарного масштаба. И приблизительно с конца XX в. можно говорить о попытках положительного влияния человека на окружающую среду: организации систем защиты от загрязнения, охране редких и вымирающих видов растений и животных, стремлении к использованию энергосберегающих технологий и т.д.

Заключение

И все же как ответить на вопрос, какова взаимосвязь общества и природы, кратко? Важно понимать, что как бы человек ни стремился отделиться от природы, до конца это невозможно. Окружающая среда оказывает сильное влияние на развитие человеческого общества посредством географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых, стихийных бедствий. А общество, в свою очередь, в погоне за прогрессом оказывает воздействие на природу, как негативное, так и «условно положительное», пытаясь исправить причиненный естественным экосистемам вред.

Взаимодействие человека и окружающей среды еще в прошлом веке носило односторонний характер: люди очень мало заботились о том, чтобы каким-то образом восполнять природные ресурсы. Мать-природа была кормилицей, которая щедро одаривала их, казалось, не требуя ничего взамен. А со стороны человеческого общества, в крайнем случае, она могла ожидать лишь созерцательного, поэтического отношения. Но в двадцать первом веке социуму все больше приходится задумываться о последствиях своих действий и о том, какова взаимосвязь

Что такое природа

Для того чтобы определить основные черты упомянутой взаимосвязи, необходимо четкое понимание сущность природы. В философии существует два самых общих определения данного понятия. Первое гласит, что природа является ничем иным как совокупностью стихийных и беспорядочных сил, которые существуют вне зависимости от человеческого общества.

Согласно второму подходу, она также представляет собой объективную самостоятельную реальность, но подчиняется определенным законам и необходимости.

Система взглядов на природу в ранние этапы развития общества

Нужно отметить, что различные концепции касательно сущности природы эволюционировали вместе с самим человеком. Когда он был беззащитен перед ее силами, он наделял ее практически безграничным всемогуществом. Окружающая среда была не просто хаосом, состоящим из безличных стихий: она представляла собой мать-кормилицу, породившую все живое.

Взаимосвязь и общества мыслилась в рамках единства и гармонии. Эта концепция отражена и в трудах древних ученых. Так, философ Древней Греции Демокрит рассматривал человека как совокупность атомов, что отражает систему взглядов того времени.

Тогда люди еще не обладали средствами, которые могли бы подчинить природу их целям. Поэтому они смотрели на нее как на нечто высшее, восхищались ею, в какой-то мере даже старались подражать этим силам, обладающим безграничной властью.

Отношение к природе в Средневековье

Движущей силой, которая определяла не только политическое и экономическое развитие общества в Средние века, была религия. Верования в сверхъестественные силы божественного провидения определяли и отношение к природе. Главной целью человека теперь стала борьба с собственной греховной сутью - а, как известно, во многом она отождествлялась со слепыми и противоборствующими разуму стихийными силами природы.

Изучение материального мира в Средневековье не поощрялось. Поэтому в те времена о том, какова взаимосвязь общества и природы, задумывались только самые отчаянные и самоотверженные мыслители.

Ситуация в Эпоху Возрождения

В период подъема интереса к культуре и искусству природа начинает рассматриваться как источник вдохновения: люди призывают друг друга вернуться к ней для творческих поисков. Совершенно новые черты носит отношение к окружающей среде в 17 и 18 веков. В это время человек начинает использовать силу своего разума для исследования природных сил. Теперь они нужны ему для повышения мощности производства.

Эти взгляды отражаются в философии тогдашнего времени: люди начинают по-новому задумываться, какова взаимосвязь общества и природы. Теперь главной задачей становится подчинение стихийных сил воле разума. Так, великий ученый говорил, что целью развития прогресса является власть человека над этими силами.

Время вспомнить, в чем выражается взаимосвязь общества и природы

Такое отношение господствовало вплоть до середины прошлого столетия. Природа воспринималась только как источник ресурсов. Но начиная с этого времени, люди осознают, что их жизнь напрямую зависит от состояния окружающей среды. Такое воззрение может быть передано простой фразой: «Земля - наш общий дом».

Иначе сказать и нельзя. Стоя на пороге экологической катастрофы, человек вынужден признать: пока ему некуда деваться в холодной и чуждой вселенной. Поэтому он должен с уважением относиться к своему дому, памятуя о важности, которую имеет взаимосвязь природы и общества.

Поиски разумного баланса

В настоящее время общество всерьез задумывается о своих отношениях с природой. Оно должно определить для себя ту грань, которая отделяет разумное использование ценных ресурсов и полное разрушение окружающей среды. С одной стороны, человеку необходимы которые предоставляет планета Земля. С другой, от их сохранности зависит его жизнь.

Природа является объектом деятельности человека. Она представляет собой тот материал, который нужен социуму для преобразования в своих целях. Взаимосвязь природы и общества обусловлена как вопросами выживания человека, так и проблемами потребности общества.

Если человек исчерпает все природные ресурсы, то будет подобен старухе из сказки Пушкина, которая оказалась у разбитого корыта. Общество должно понять: разрушая природу, оно обрекает свое существование на погибель. Истощив природные ресурсы, оно лишает себя материальной базы для производства. Взаимосвязь между природой и обществом должна носить не только потребительский характер. Человек обязан заботиться об окружающей среде. Это отношение не исключает возможности эстетического и научного подхода.

Естественное и социальное внутри природы человека

Проблема взаимозависимости человека от природных сил привела ученых к исследованию следующего вопроса - если общество столь зависимо от внешних природных условий, то каким является соотношение природного и социального внутри самого человека? Этой проблемой занимались ученые самых различных областей - начиная от антропологов и заканчивая психологами. В рамках изучения данной проблемы одна часть исследователей стремилась рассматривать человека как биологический вид. Другая углубилась в изучение человеческой души.

Особый интерес в исследовании вопроса - какая взаимосвязь общества и природы - представляют собой взгляды основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Он считал, что развитие общества обусловлено взаимодействием природных биологических сил внутри человека, а также социальных факторов, которые стремятся ограничить действие этих сил.

Взгляды Фрейда встретили немало критики. Например, ученый Эрих Фромм считал, что биологическое внутри человека не является первичной силой, толкающей его на те или иные действия. Однако в его выводах, как и в умозаключениях других неофрейдистов, присутствовал биологический подход.

Английский ученый Г. Спенсер разработал так называемую органическую теорию. В соответствии с ней, во многом объяснялась взаимосвязь между природой и обществом. Согласно взглядам Спенсера, социум имеет те же черты, что и биологический организм.

Таким образом, в начале нового тысячелетия человек стал перед выбором: продолжать разрушение окружающей среды или же избрать другие пути, которые не игнорируют вопрос о том, какова взаимосвязь общества и природы. Жизнь на планете Земля во многом будет зависеть от этого выбора.


Взаимосвязь общества с природой носит объективный характер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, протекающие внутри общества, а связи общества с естественными условиями его существования и осуществления.
Основу взаимосвязи общества с природой составляет их органическое единство. Это единство находит свое выражение, прежде всего, в генезисе общества, которое возникло как продукт длительной эволюции природы и представляет собой более высокую ступень ее развития. Такой вывод подтверждается принципиальным сходством строения органов человека и животных, общностью их физиологических функций. Однако природа создала только биологические предпосылки, а решающую роль в выделении человека из природы сыграл общественный труд.
Будучи взаимосвязанными, природа и общество имеют свои особенности.
Во-первых, общество более высокая, по сравнению с природой, форма существования бытия в мире, что предопределяет различие законов природы и общества. Законы природы действуют как слепая необходимость. Законы общества проявляются через деятельность людей, которая в основном носит сознательный характер. Законы общественного развития тенденциозны. Законы природы характеризуются жесткой детерминацией (обусловленностью).
Во-вторых, человеческий труд принципиально отличается от деятельности даже наиболее развитых животных, поскольку человек в процессе труда оказывает активное воздействие на природу, а не просто приспосабливается к ней. Человек способен не только использовать, но и создавать новые орудия труда. К тому же труд человека носит целенаправленный и осознанный характер, в отличие от животных, действующих инстинктивно.
Природа и общество не просто сосуществуют, а составляют единую систему, элементы которой активно воздействуют друг на друга. Наиболее подвижным, изменчивым элементом этого единства является общество, темпы развития которого непрерывно ускоряются. Поэтому коренные причины значительных изменений в функционировании системы «природа-общество» следует искать в тех новых процессах, которые происходят в производственной, социально-политической и духовной сферах человеческой деятельности. Отсюда и к самой проблеме взаимодействия общества и природы следует подходить как к проблеме социальной.
Воздействие природы на общество носит стихийный характер и обусловлено, с одной стороны, особенностями географической среды в различных районах планеты, а с другой - уровнем развития производительных сил.
В связи с этим можно выделить два исторических этапа взаимосвязи природы и общества. На первом - главным для общества является присвоение готовых продуктов природы. На втором этапе взаимосвязи человека и природы - использование человеком естественных богатств, являющихся предметами труда (земля, руды, уголь, нефть, вода и т. д.).
Сама по себе географическая среда может быть благоприятной или неблагоприятной для развития производительных сил. Природные условия оказывают влияние на темпы развития производства, а географическая среда во многом определяет род занятий людей и размещение отраслей производства по различным странам и районам.
Однако с научно-техническим прогрессом производительных сил уменьшается зависимость общества от природы, более того, происходит вовлечение в процесс производства новых компонентов географической среды. Развитие науки и техники, внедрение новых технологий приводит к тому, что монотипизация общественного производства уступает место многоотраслевому хозяйству.
Признавая особую роль природных условий в жизни общества, в то же время не следует их абсолютизировать. Географическая среда составляет первую предпосылку развития общества. Она обеспечивает только его стартовые возможности. Чтобы уяснить соотношение природного и социального факторов, выявить их возможности и приоритеты, важно понять, почему капиталистический способ производства зародился в Европе, а не в Китае, который задолго до Европы достиг определенных высот цивилизации, а также смысл известного тезиса английского экономиста Форстера о том, что «нет большего несчастья для народа, чем быть брошенным на клочок земли, где природа в изобилии дает все средства существования».
Характер взаимодействия общества и природы, человека с естественной средой обитания определяется природой и уровнем развития общественного производства, системой сложившихся общественных отношений.
Общественные отношения осуществляются в определенных условиях, в том числе и в искусственно созданных человеком. Эти условия и есть среда обитания человека. Она включает в себя не только географическую среду (часть природы, вовлеченной в систему общественного производства), но и реальность, созданную в процессе производства. Это не только неодушевленные предметы искусственной природы, но и новые живые и растительные организмы: растения и животные, созданные искусственным отбором или средствами генной инженерии.
Для нынешнего этапа характерно расширение границ антропогенной деятельности. И связано это, в первую очередь, с выходом человека в космос, с освоением околоземного пространства.
Природа осваивается не только «ввысь», но и «вглубь» - сделаны открытия ранее не известных свойств и законов природы, получены новые результаты исследований уже известных явлений на микроуровне.
Усиливается интенсивность использования природных ресурсов: растет объем добычи полезных ископаемых; вовлекаются в производство ранее известные, но не использовавшиеся явления (энергия приливов, геотермальных источников, свойства вечной мерзлоты и др.)
Человек все более настойчиво вмешивается в ход биологических и физиологических процессов, направленно регулируя их в своих интересах. В результате производственной деятельности происходят серьезные изменения в структуре географической среды: ее ландшафта, водного баланса и. т. п. В связи с этим говорят о возможности третьего, антропогенного, круговорота в природе, который отличается от естественных процессов стремительными темпами нарастания в нем компонентов, созданных человеком, не существующих в самой природе.
Оценивая увеличение воздействия человека на природу в целом, нельзя в то же время не видеть отрицательного. Поступательное движение, наряду с прогрессом, включает моменты регрессивных изменений. Еще Ф. Энгельс предупреждал, что «...не следует слишком обольщаться нашими победами над природой, ибо за каждую такую победу она нам мстит», вызывая непредвиденные последствия, сводящие на нет значение достигнутых положительных результатов.
Люди тысячелетиями стремились воздействовать на природу, а сейчас человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата. К сожалению, оно незапланированное, неуправляемое и может оказаться катастрофическим. Его причина - увеличение содержания в атмосфере углекислого и некоторых других газов, что ведет к потеплению климата. А значит, к повышению уровня моря и резкому изменению погодных условий во всем мире. Увеличение содержания газа в атмосфере связано с деятельностью мирового промышленного производства и транспортных средств.
Ультрафиолетовые волны Солнца, подавляющие иммунную систему человека, поглощаются озоновым слоем Земли. В 1985 г. спутники зафиксировали над Южным полюсом первые «пробоины» в озоновом экране. Причиной является атомарный хлор - продукт распада хлорфторуглеродов, широко применяемых в холодильных установках, кондиционерах воздуха, а также при производстве пористых пластмасс и очистке компьютерных схем.
Из-за кислотных осадков гибнут леса, замирает жизнь в озерах. Просачиваясь в почву, кислотные осадки выщелачивают тяжелые металлы. Химический анализ осадков свидетельствует о наличии в них серной и азотной кислот, компонентов промышленного производства.
Стремительно сокращаются лесные массивы, хотя леса являются основным источником обогащения атмосферы кислородом. Но леса уничтожают, расширяя территории под сельскохозяйственные угодия. Лесная древесина идет на строительство, служит сырьем деревообрабатывающей и бумажной промышленности.
Важнейшим человеческим ресурсом является плодородная почва. Упадок древних цивилизаций был обусловлен неспособностью сохранить земельные и водные ресурсы. Многие оазисы превратились в пустыни.
Загрязнение среды стало обыденным явлением, хотя за этим, как правило, кроется отравленная вода, воздух, земля. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, 96 единиц возвращает назад, но уже в виде отходов и отравляющих ве-
ществ.
Катастрофически истощаются природные ресурсы: руды черных и цветных металлов, запасы нефти и угля, питьевой воды и древесины.
Все это и составляет сущность глобальной экологической проблемы как противоречия между антропогенной постоянно возрастающей деятельностью человечества и стабильностью природы как среды его существования и осуществления. Ситуация усугубляется тем, что человечество не способно приспособиться к тем изменениям, которые оно привнесло в мир природы, а сам мир природы уже не в состоянии адаптировать эти изменения.
Человечество стало решающим фактором изменения мира природы, ее дестроером (разрушителем). Сущность экологического кризиса не в наличном способе производства, а в господствующем типе сознания, которое сформировалось в пределах парадигмы «человеческой исключительности». Для нее характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм.
Традиционно считается, что люди обладают не только генетической, но и культурной наследственностью, а поэтому они на несколько порядков выше представителей животного мира.
Люди полагают, что они живут в социальном пространстве, защитив себя искусственной культурой от агрессивного мира природы.
Ставка на разум и научно-технический прогресс рождает иллюзию всемогущества человека, которому по плечу любые проблемы.
Парадигма человеческой исключительности породила прагматическое отношение к природе. Разрешено все, что полезно для человека. Этические нормы действуют только в мире людей и не распространяются на мир природы. Природа рассматривается как объект манипулирования, кладовая, полигон и т. д. Деятельность по охране природы возможна, но продиктована она не заботой о природе, а заботой о своих детях, чтобы и они могли потреблять природные богатства, использовать природу, удовлетворять свои потребности.
Таким образом, экологическая проблема - это прежде всего мировоззренческая проблема. Что касается экономического, политического, правового аспектов этой проблемы, то они носят вторичный характер и зависят уже от сложившегося функционального сознания с ориентиром: после нас - хоть потоп. Только изменив сознание можно решить экологическую проблему, проходящую по реестру глобальных проблем современности.

>> Человек, общество, природа

6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь человека, общества и природы

Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.

В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья . Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие
человеческого общества с природой?

Взаимодействие человеческого общества и природы

История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно росло воздействие их хозяйственной деятельности на природу и к каким последствиям оно привело.

На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек приспосабливался к природе и не мог нанести ей серьезного вреда. С переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться. Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей. В Средние века выросло население, значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла, появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека особенно усилилось в эпоху индустриального общества.

После промышленной революции XVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значительное увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису.

Этот кризис конца XX века отличается от экологических кризисов прошлого, охватывавших отдельные районы нашей планеты. Он носит общепланетарный характер.

В чем проявляется его опасность для природы и человечества? Растут население планеты и уровень его потребления. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными.

Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. С начала 80-х годов XX века в среднем один вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно. Научно-технический прогресс порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.

Как уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?

Создан Всемирный союз охраны природы, широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Ученые-экологи призывают человечество к самоограничению, к устойчивому экономическому развитию, которое не ведет к разрушению природы.

Охраной природы должны заниматься государственные органы власти, промышленники, общественные организации и граждане.

Во многих странах разработаны национальные экологические программы, приняты законы о защите окружающей среды.

Наша страна активно участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы. В России приняты законодательные акты, определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий, организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды».

В Конституции РФ (ст. 42) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции РФ закреплена и обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относится также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при про изводстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.

Дополнительное чтение

Красная книга природы

Красная книга - это перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она содержит документальные данные о распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году. В 1966 году вышли первые тома Красной книги. В ряде стран (Австралия, США, Швеция, Германия, Япония) были созданы национальные Красные книги. На основе списков была опубликована Красная книга СССР (1984).

Россия развивает систему заповедников и национальных парков, реализует национальные программы по спасению редких видов животных. В 1997 году начала действовать федеральная программа по сохранению амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению, восстановлению и использованию зубра.

Подведем итоги

Природа - естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества.

Проверьте свои знания

1. Что такое природа?
2. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой?
3. Приведите примеры поведения людей, которое принесло вред природе.
4. Почему одной из главных задач современного общества является охрана окружающей среды?
5. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
6. Что означает обязанность беречь и охранять природу?
7. Какие меры предпринимает человечество по охране кружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст из дополнительного чтения «Красная книга природы».

Практикум

Объединившись в группы, подготовьте проекты, направленные на охрану природы, по одной из предложенных тем:
«Зоны охраны природы в нашем районе, дворе»;
«Правила экологического поведения школьников»;
«Устав школьного объединения «Зеленое движение »;
«Сценарий классного (школьного) мероприятия «День Земли».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Билет 5 Вопрос 1. Взаимосвязь общества и природы.Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек – часть природы, природное существо в силу своего происхождения. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования. Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Природная среда, географические и климатические условия и по сей день оказывают значительное влияние на развитие хозяйства той или иной страны, народа, ускоряя или замедляя темпы их развития.И русские историки (В. О. Ключевский), и зарубежные заметили благотворное влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь народов. Реки служили удобными торговыми путями; не позволяли населению обособляться; содействуя компактному проживанию; ускоряли процесс формирования государства. Суровый климат, богатая среда обитания замедляли темпы развития народов, отбрасывая их на периферию мировой истории.Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Т. де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов.В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям.Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую организацию общественной жизни, при которой возможно гармоничное развитие общества и природы.